Автор: Кириличева Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Цветик-семицветик"
Населённый пункт: г. Когалым, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: РППС в ДОУ
Тема: Рекомендации построения развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ « Цветик-семицветик »
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Цветик – семицветик»
Материал для участия в муниципальном
профессиональном конкурсе педагогических идей
Рекомендации
построения развивающей предметно – пространственной среды
в ДОУ « Цветик-семицветик »
г. Когалым, 2020г.
Рекомендации построения образовательной среды ДОУ
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников педагогического
процесса
Подготовили воспитатели:
Кириличева Н.С.
Щёкина Т.Е.
( 1 младшая группа №16 МАДОУ «Цветик- семицветик»
по адресу ул. Бакинская 43)
Пояснительная записка
В системе дошкольного образования в связи с принятием
ФГОС ДО были
разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного
образования,
в
том
числе
требования
к
развивающей
предметно-
пространственной среде, в том числе изменений создания развивающей среды ребенка.
Вопрос создания в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды на
сегодняшний день актуален, и находит свое особое место в развитии дошкольного
образования.
Для
достижения
целевых
ориентиров
ребенок
интересуется
окружающими
предметами и активно действует с ними, стремится проявлять самостоятельность в
игровом поведении, эмоционально вовлечен в действие с игрушками, умеет играть со
сверстниками, проявляет интерес к совместным играм. Поэтому развивающая предметно-
пространственная
среда,
стимулирует
проявление
самостоятельности,
творчества
и
экспериментирования,
развивает
коммуникативную,
игровую,
познавательную
активность детей и
должна быть организована в зависимости от индивидуальных
особенностей детей. При построении вариативного развивающего образования, детям
должен
предоставляться
свободный
выбор
материалов,
разные
виды
активности
участников в совместной деятельности общения со сверстниками. Чтобы воспитательно-
образовательный
процесс
был
более
интересным
следует
соблюдать
принцип
стабильности
и
динамичности
окружающих
ребенка
предметов
в
сбалансированном
сочетании
традиционных
и
инновационных
элементов
в
соответствии
с
развитием
потребности интересов наших детей.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом
деятельности для них является игра. Считаем, что главная задача ФГОС ДО – вернуть
игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Ребенок не
должен
быть
пассивным
слушателем,
воспринимающим
готовую
информацию,
передаваемую ему педагогом.
Данные рекомендации разработаны для построения образовательной среды ДОУ с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
участников
педагогического
процесса.
Основная часть
Модель образовательной программы реализуем с учетом ФГОС ДО, соответствует
возрастным особенностям детей 1 младшей группы,
выбирая оптимальный комплекс
форм и методов организация детских видов деятельности.
В своей работе руководствуемся нормативно-правовыми документами разного уровня:
федерального,
регионального,
муниципального,
регламентирующими
деятельность,
а
также внутренними локальными актами, регулирующими деятельность учреждения.
1.Реализует модель образовательной программы с учетом ФГОС ДОУ.
При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей.
Такая
оценка
производится
педагогическим
работником
в
рамках
педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования
Созданная нами развивающая предметно-пространственная среда, несет в себе
максимально
воспитательную,
образовательную,
информационную
нагрузку
и
ее
обустройство удобно, практично, функционально, а
расположение мебели, игрушек и
пособий активизирует детей, побуждает их к самостоятельному включению в игровую,
продуктивную и исследовательскую деятельность.
При построении развивающей среды группового помещения нами учтены такие
факторы
создания
ситуации
успеха
и
эмоционального
благополучия,
как
дизайн
и
эргономика в образовательном пространстве группы, которые благотворно влияют на
воспитание и образование, на здоровье детей.
Детям
предоставлено
больше
открытых
поверхностей:
стеллажи,
столы
–
для
использования сюжетно – ролевых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей, а
также для организации продуктивной, познавательной, исследовательской деятельности.
В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда разделена на центры,
для самостоятельной деятельности детей.
2.Учитывая
требования
образовательной
программы
ДОУ
для
определенной
возрастной группы.
Рабочая
программа
является
«открытой»
и
предусматривает
вариативность,
интеграцию изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. При
создании РППС в 1 младшей группе учитывали требования Основной образовательной
программы дошкольного образования учреждения, что способствует реализации всех
компонентов образования и воспитания детей
В нашей
группе нами создаются
благоприятные условия для обучения ребенка в
процесс его самостоятельной деятельности.
3. Учитывает результаты педагогической диагностики. Соответствует возрастным,
индивидуальным особенностям детей.
По результатам педагогической диагностики детей нашей группы, выявился низкий
уровень
развития
речи.
Поэтому
была
грамотно
организована
РППС
группы,
что
напрямую способствовало развитию и улучшению речи воспитанников, было создано
много пособий и игр по развитию мелкой моторики. При организации РППС учитываем
возрастные
особенности
и
потребности
детей,
которые
имеют
свои
отличительные
признаки.
Именно в игре у детей нашего возраста формируются первые положительные отношения
со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые
совместные игры, а в дальнейшем - умение считаться с интересами сверстников.
Кроме
того
в
развивающей
среде
должно
учитываться
формирование
психологических
новообразований в разные годы жизни.
Все
материалы
и
игрушки
расположены
так,
чтобы
не
мешать
свободному
перемещению детей, созданы условия для общения со сверстниками. Предусмотрен
«уголок уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать.
В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда разделена на центры,
для самостоятельной деятельности детей.
Центр
воды
и
песка,
помогает
воспитателю
в
самодеятельной
игре
–
экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя
игры с песком и водой мы знакомим детей, не только со свойствами различных предметов
и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете
предметов, развивает мелкую моторику ребенка.
Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в
формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки,
дорожки
и
т.д.
Игры
с
водой
вызывают
положительные
эмоции,
способствуют
внутренней раскованности малыша. Центр располагается так, что дети могут к нему
подходить со всех сторон.
Центр исследовательской деятельности, способствует развитию интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой
активности;
формирование
представлений
о
себе,
объектах
окружающего
мира
о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов
и т.д.),
Материалы для организации экспериментирования: бусинки,пластиковые стаканы
разного размера, камешки разных размеров, пробки, резиновые груши, воронки, грецкие
орехи, вата, синтепон, пух и перья, киндер-сюрпризы, вода и пищевые красители.
Центр изобразительного искусства
Наши малыши любят проводить время в уголке изобразительной деятельности.
Больше всего им нравится лепить из пластилина и рисовать с помощью трафаретов,
штампиков, печатей, раскрашивать картинки. Наши маленькие фантазеры создают свои
первые шедевры, которые мы затем демонстрируем родителям в нашем мини-музее
изобразительного творчества.
В группе организованно место для демонстрации детьми результатов продуктивной
деятельности . На стене , возле окна прикреплена магнитная доска, где дети могут
выставлять
свои
рисунки.
На
полочках
в
шкафу
вниманию
детей
представлены
различные материалы: наборы цветных карандашей в стаканчиках, наборы фломастеров,
гуашь, кисти, цветные восковые мелки, кисточки, трафареты, пластилин,
бумага для
рисования разного размера, цвета.
Центр природы.
Центр природы расположен ближе к окну, здесь созданы все
условия для наблюдения и ухаживания за комнатными растениями. Комнатные растения
подобраны в соответствии с программой. В центре имеются дидактические игры по
ознакомлению
детей
с
растительным
и
животным
миром,
которые
обогащают
представления детей об их многообразии, дидактический материал (картинки, альбомы),
одетая по временам года кукла, макеты по всем временам года.
Для
ухода
за
комнатными
растениями
имеется
необходимый
инвентарь:
лейки,
палочки для рыхления земли, маленькая лопатка, тряпочки для протирания пыли на
листиках, опрыскиватель.
Центр речевого развития.
Большое внимание в работе с малышами мы уделяем развитию речи. Для более
эффективной работы в этом направлении мы организовали уголок по речевому развитию,
в котором поместили игры по развитию речевого дыхания, по формированию слухового
восприятия, по развитию мелкой моторики.
В
центре
речевого
развития
имеются
дидактические
игры
и
пособия
соответствующего содержания. Это игры: разные виды лото и домино, различные пазлы
и разрезные картинки. Все игры, пособия и игрушки находятся в свободном доступе для
детей. В центре по речевому развитию имеются пособия и игры
по формированию
речевого дыхания, игры для индивидуальной и подгрупповой работы. Таким образом,
реализуется принцип доступности при организации РППС. В уголке есть картотека
словесных, пальчиковых игр.
Центр «Здравствуй, книжка!»
В нашей группе организован центр книг, где дети могут рассматривать книги с
иллюстрациями.
Все
книжные
выставки
обновляются
согласно
комплексно-
тематическому планированию.
У нас собраны различные книжки: сказки, стихотворения, загадки; большие, средние
и
маленькие
с
нарисованными
иллюстрациями
и
звуковыми
кнопками,
книжки-
раскладушки.
Мы даем детям первые уроки самостоятельного общения с книгой:
знакомим с уголком книги, его устройством и назначением,
сообщаем
правила,
которые
нужно
соблюдать
(брать
книги
чистыми
руками,
перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как
посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
Малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем иллюстрации.
Центр
физического активности, пользуется популярностью у детей, поскольку
реализует
их
потребность
в
самостоятельной
двигательной
активности, совместных
движениях
со
сверстниками,
свободного
использования
спортивного
инвентаря
и
физкультурного
оборудования. Здесь
малыши
могут
заниматься
и
закреплять
разные
виды движений.
В центре имеется много игрового
материала и оборудования,
для развития
физических качеств и двигательной активности детей, развития осанки, равновесия,
вестибулярного аппарата и т.д.
В центре двигательной активности имеется дорожка здоровья, массажные коврики,
мячи, обручи, мячи для метания, кольца, кегли, кубы, шнуры длинные и
короткие, мягкие модули, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия,
необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения – флажки,
ленты разных цветов, верёвочки, платочки, кубики, шарики, погремушки и др.
Центр строительства и конструктивной деятельности способствует развитию
детского творчества, конструкторских способностей. Центр может
быть достаточно
мобилен.
Содержимое
строительного
уголка
включает
в
себе
следующее:
крупный
строительный
конструктор,
средний
строительный
конструктор,
набор
мелкого
строительного
материала,
имеющего
основные
детали,
конструкторы
типа
«Лего»,
мягкий
конструктор
«Мякиши»,
небольшие
игрушки
для
обыгрывания
построек
(фигурки людей и животных и т.п.), игрушечный транспорт средний и крупный. Все это
позволяет организовать конструктивную деятельность с подгруппой воспитанников и
индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.
Мягкие
модули
используются
также
и
в
двигательной
деятельно сти,
качестве предметов заместителей в играх, для организации сюжетно-роликовых
игр, игровой деятельности, развития двигательной активности детей. С такими
игрушками ребенок может не только поиграть, но и попрыгать на них,
использовать в качестве сидения и т.д.
Центр музыкального развития способствует формированию интереса к музыке,
знакомит с музыкальными инструментами.
В
группе
много
музыкальных
инструментов:
бубны,
барабан,
металлофон,
звучащая книжка с любимыми детскими песнями, колокольчики, погремушки, молоточек
звуковой и другие инструменты, игры по музыкальному развитию. В нашей группе
создана музыкальная фонотека, в которой находятся записи классической и народной
музыки, звуки леса, моря, различные сказки, которая хранится на флеш-накопителе.
Центр театрализованной деятельности
В центре собраны разнообразные виды кукол. Здесь есть пальчиковый театр (когда
каждая куколка одевается на палец); резиновые куклы (представлены в виде резиновых
игрушек);
настольный
театр
(все
персонажи,
а
также
некоторые
атрибуты
сказки,
например: избушки, лес, пеньки и др., представлены в виде деревянных фигурок); куклы
би-ба-бо, магнитная сказка « Колобок», сказки из фетра
и вязаные сказки. Также в
театральном
уголке
у
нас
есть
театр
масок
и
различные
шапочки
с
изображением
персонажей. Ну и конечно же ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль
более интересным.
Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности:
аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие
музыкальные игрушки - погремушки, бубен, барабан.
Центр
сюжетно-ролевых
игр,
оснащён
необходимой
игровой
мебелью
для
развёртывания
сюжетно-ролевых
игр:
«Больница»,
«Парикмахерская»,
«Семья».
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов
детей в разных видах игр. Необходимой атрибутикой, обеспечивающей сюжет игры с
детьми
младшей
группы,
служат
как
приобретённые
игровые
предметы,
так
и
изготовленные родителями и педагогами. Недостающую атрибутику для игр заменяем
предметами – заместителями.
В центре сюжетно-ролевых игр, располагается центр ряженья,
целью которого
является стимулирование творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений
детей. В уголке ряженья, есть костюмы в виде овощей и фруктов, сарафаны, юбки, бусы,
шапочки - маски, косынки, фуражки, рубахи, фартуки. Ряженье вносит много радости.
Дети с удовольствием наряжаются, рассматривают себя, сравнивают с другими детьми,
одновременно с этим учатся навыкам самообслуживания: самостоятельно раздеваются и
одеваются,
застегивают
и
расстегивают,
учатся
аккуратно
правильно
вешать
и
складывать. Также он поможет приучить малышей к аккуратности, стимуляции сюжетно -
ролевой
игры,
формирования
коммуникативных
навыков
в
игре,
развития
подражательности и творческих способностей.
Центр сенсорного развития
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче
ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения
об
окружающем
мире.
Успешность
умственного,
физического,
эстетического,
экологического
воспитания
в
значительной
степени
зависит
от
уровня
сенсорного
развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает
окружающее.
Поэтому
сенсорному
уголку
в
группе
отводится
особое
место.
Комплектация: « Гигантская мозаика» матрёшки большие и маленькие разного цвета,
вкладыши
-
рамки
разной
формы,
игрушки-шнуровки
разного
вида,
сюжетно-
дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным
темам, настольно-печатные игры. Мы используем дидактические игры для проведения
игр-занятий с небольшой группой детей и индивидуально с целью развития сенсорных
способностей. Для того, чтобы привлечь внимание детей, наполняемость дидактических
игр периодически
с
меняется.
Центр уединения (в шумном пространстве игровой комнаты оборудован островок
тишины и спокойствия.)
Центр уединения в группе - это место, где наши малыши ощущают себя в полной
безопасности,
здесь
можно
побыть
наедине
с
собой,
успокоиться
и
расслабиться,
поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или
просто помечтать.
Таким образом, созданная среда развития ребенка:
служит интересам и потребностям ребенка;
обогащает развитие специфических видов деятельности;
обеспечивает зону ближайшего развития ребенка;
побуждает делать сознательный выбор;
стала основой для самостоятельной деятельности;
является условием для своеобразной формы самообразования;
р а з в и в а е т любознательность
и
творческое
воображение,
умственные,
художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения);
а также, формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
4.
Предусматривает создание условий для самовыражения детей. Учет интересов,
увлечений,
образовательных
планов
детей
с
целью
их
использования
в
образовательном процессе.
В сегодняшнем нестабильном мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует
себя безопасно и комфортно. Значит, детский сад должен обеспечить такие условия, при
которых детям в ней будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки в детском
саду возможно развитие личности.
Создание условий для самовыражения,
самостоятельности, детской инициативы, их
увлечений
и
проведения
досуга
является
важным
моментом.
Эти
условия
осуществляется с помощью:
- создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
- создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- не директивной помощи детям (всеми средствами создается атмосфера тепла, приятия,
понимания),
поддержки
детской
инициативы
и
самостоятельности
в
разных
видах
деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Самостоятельность определяется
как
одно
из
свойств
личности,
которое
характеризуется двумя факторами: совокупность средств, знаний и умений; побуждение
к действию.
Особое
внимание мы уделяем физическому, психическому, личностному развитию
детей
Педагогический коллектив основными целями своей работы видит:
1. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного
детства,
формирование
основ
базовой
культуры
личности,
всестороннее
развитие
психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
2.
Сохранение
и
укрепление
здоровья
детей,
формирование
у
родителей,
педагогов,
воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
5.
Предусматривает использование современных образовательных технологий.
В
работе
с
детьми
используем
современные
образовательные
технологии,
которые
направлены на реализацию ФГОС ДО.
К ним мы относим:
1.
Здоровьесберегающие
технологии,
направленные
на
сохранение
здоровья,
формирование необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
2.
Игровая
технология,
строится
как
целостное
образование,
охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,
персонажем.
3.
Технология Монтессори, направлена на сенсорное и умственное воспитание ребенка
начиная с раннего возраста.
7. Создание условий для личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку.
В образовательной деятельности
проявляем внимание к каждому ребёнку, ставим
перед ним реальные требования, заставляющие улучшить свои достижения.
В своей работе я использую принципы личностно-ориентированного подхода.
Принципы личностно-ориентированного подхода:
1.Принцип
самоактуализации.
В
каждом
ребёнке
существует
потребность
в
актуализации своих интеллектуальных, художественных и физических способностей.
Важно побудить и поддержать стремление воспитанников к проявлению и развитию
своих природных и социально приобретённых возможностей.
2.Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности
личности
воспитанника
–
это
главная
задача
учреждения.
Необходимо
не
только
учитывать
индивидуальные
особенности
ребёнка,
но
и
всячески
содействовать
его
дальнейшему развитию.
3.Принцип
субъективности.
Следует
помочь
ребёнку
стать
подлинным
субъектом
жизнедеятельности
в
группе,
саду
и
семье,
способствовать
формированию
и
обогащению его субъектного опыта.
4.Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ребёнок жил, и воспитывался в
условиях постоянного выбора, обладал субъективными полномочиями в выборе цели,
содержания,
форм
и
способов
организации
учебно-воспитательного
процесса
и
жизнедеятельности в группе.
5.Принцип
творчества
и
успеха.
Индивидуальная
и
коллективная
творческая
деятельность
позволяет
определять
и
развивать
индивидуальные
особенности
воспитанника и уникальность группы. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои
способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности.
6.Принцип
доверия
и
поддержки.
Вера
в
ребёнка,
доверие
ему,
поддержка
его
устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней
требовательности
и
чрезмерного
контроля.
Не
внешние
воздействия,
а
внутренняя
мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребёнка.
Использование всех форм работы содействуют всестороннему развитию личности
ребёнка, формируют качества и навыки, необходимые каждому человеку во взрослой
жизни.
8.Учет
естественного
темпа
развития
ребенка.
Наличие
материалов
для
детей
разного уровня развития.
Организованная РППС предусматривает дифференцированный подход к развитию,
учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Материал
для воспитанников подбирала с учетом возрастных, психологических особенностей
дошкольников, и их физических данных.
Пространство группы «разделено» на небольшие микро пространства (в которых
могут находиться одновременно 3-6 человек).
Если
игры,
игровые
материалы
находятся
в
группе
длительное
время,
интерес
воспитанников
к
ним
постепенно
угасает,
поэтому
для
достижения
максимальной
реакции
дошкольников
на
предметное
содержание
РППС
происходит
обязательная
смена игрушек, оборудования и прочих материалов. С целью заинтересованности детей
и повышению игровой активности мы меняем организацию пространственной среды,
часть
игрового
оборудования,
игр
и
материалов.
Для
этой
цели
также
имеются
небольшие ширмы, и отрезы ткани, крупный модульный материал.
Предметно-игровая
среда
строится
так,
чтобы
дети
могли
участвовать
во
всем
многообразии игр: сюжетно-ролевых, театральных, хороводных, развивающих, в играх с
готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.
В группе оборудованы все необходимые зоны развития детей, помогающие познавать
окружающий мир.
9.Учитывает создание целостной системы, в которой все этапы работы с ребенком
были бы взаимосвязаны.
Организацию РППС осуществляли с учётом интеграции, с другими образовательными
областями в свете современных требований:
10.Используют инструментарий оценки и учета личностных достижений детей.
Использование инструментария учета личностных достижений детей
развития,
необходима, для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или
группой детей.
Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы
помогают нам предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять,
какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем
именно требуется оказать этому ребенку помощь. Помогают открыть перед каждым
ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя,
достичь больших успехов, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной,
богатой, неповторимой.
11.Тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей.
Наиболее
полно
используем
весь
педагогический
потенциал
традиционных
форм
взаимодействия
с
семьей,
а
также
новые,
современные
формы
сотрудничества
с
родителями в соответствии с ФГОС ДО. Информирование родителей происходит при
непосредственном
общении
(в
ходе
бесед,
консультаций,
на
собраниях,
либо
опосредованно,
при
получении
информации
из
различных источников:
стендов,
разнообразных буклетов; провожу мероприятия с активным участием родителей).
Считаем, что успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если педагог
знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление
о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка.
12.Предусматривает использование современных оценочных средств.
Ежегодно ведётся оценивания развивающей предметно – пространственной среды в
соответствии
с
ФГОС
ДО.
Мониторинг
построения
развивающей
предметно
–
пространственной
среды
группы
происходит
на
основании
утвержденных
карт
оценивания развивающей предметно - пространственной среды (приказ управления
образования от 27 мая 2016г. № 410 и ежегодного приказа по ДОУ).
Параметры
развивающей
предметно-пространственной
среды
отслеживались
на
предмет
ее
соответствия
возрастным
особенностям
детей
и
содержанию
образовательной программы дошкольной образовательной организации.
В качестве требований нами рассматривались:
насыщенность среды;
трансформируемость пространства;
полифункциональность материалов;
вариативность среды;
доступность среды;
безопасность предметно-пространственной среды.
2017 год 69%
2018 год 88%
2019 год 100%
0
20
40
60
80
100
120
Ряд 1