Автор: Борцова Наталья Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 17"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория творческого чтения"
Тема: Развитие читательских компетенций
Раздел: среднее образование
Развитие читательских компетенций поколения Z
В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации,
связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к
художественной
литературе.
Кроме
того,
с
экранов
телевизора
почти
ежедневно
пропагандируется
насилие
и
жестокость,
что
не
может
не
сказаться на нравственном состоянии детей. Жизнь наших детей и внуков не
будет безоблачной, угрозы и вызовы человечеству нарастают с каждым днем.
Неудобные проблемы принято замалчивать, и это в условиях свободного
доступа
к
любой
информации
на
просторах
Интернета.
Участившиеся
детские суициды – результат не услышанных вовремя призывов детей о
помощи. Наркотики, алкоголизм, однополая любовь, несостоятельность и
одиночество взрослых – все эти «неудобные» педагогические темы требуют
бесстрашной
разработки.
Литература non
– fiction
ее
демонстрирует,
педагогика – нет. Примером тому может служить книга самых читаемых
авторов среди подростков А. Жвалевского, Е. Пастернак «Пока я на краю».
Литература non
– fictionдемонстрирует
новую
реальность,
«неудобные»
проблемы, предельную откровенность, эмоциональное чистосердечие.
Е.А.Ямбург, советский и российский педагог, призывает: «Перестать
чувствовать
себя
«потусторонниками»
-
отсутствующими
–
центральная
задача воспитания, а образование педагога – решающее условие, дающее
верные ориентиры». Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный
–
разный
по
своей
эмоциональной
напряженности,
этот
разговор
с
подростком на волнующие его темы должен состояться. Перед нами уже
совершенно другое поколение, по-настоящему первое цифровое поколение,
поколение Z.
Поколение Z – термин, применяемый в мире для поколения людей,
рожденных примерно в 2000-2019 годах. Представители этого поколения
активно используют планшеты и 3D – реальность. Они живут в Интернете и,
как
следствие,
легко
поддаются
манипулированию,
слепо
следуют
моде,
гиперактивны,
не
нацелены
на
чтение,
нацелены
на
науку
и
искусство.
Способны к многозадачности, но при этом рассеянны. Обладают клиповым
мышлением.
В 2018 году в МБОУ «Гимназия №17» был реализован проект «Моя
любимая
книга»,
участвовали
в
нем
ученики
6-х
классов.
Любимыми
книгами
шестиклассники
называли
«Приключения
Незнайки»
Н.Носова,
«Пеппи
Длинный
Чулок»
А.Линдгрен,
«Денискины
рассказы»
В.
Драгунского
и
т.п.
Анкетирование,
в
котором
участвовало
72
человека,
показало, что читают и любят читать лишь 29 % опрошенных, у остальных
нет времени и желания.
Поставленные
проблемы
привели
к необходимости
разработать
программу
внеурочной
деятельности,
направленную
на
развитие
читательских
компетенций
поколения Z.Для
каждого
класса
были
подобраны современные произведения, помогающие сформировать верное
представление о реалиях жизни и дать верные ориентиры. Необходимый
набор приемов и форм работы должен привести к пониманию учащимися
глубинной сути произведения и позиции автора. В свою очередь, современная
литература, в том числе литература non – fiction, станет своеобразным мостом
к пониманию классической литературы.