Напоминание

Развитие читательских компетенций


Автор: Борцова Наталья Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 17"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория творческого чтения"
Тема: Развитие читательских компетенций
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие читательских компетенций поколения Z

В наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации,

связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к

художественной

литературе.

Кроме

того,

с

экранов

телевизора

почти

ежедневно

пропагандируется

насилие

и

жестокость,

что

не

может

не

сказаться на нравственном состоянии детей. Жизнь наших детей и внуков не

будет безоблачной, угрозы и вызовы человечеству нарастают с каждым днем.

Неудобные проблемы принято замалчивать, и это в условиях свободного

доступа

к

любой

информации

на

просторах

Интернета.

Участившиеся

детские суициды – результат не услышанных вовремя призывов детей о

помощи. Наркотики, алкоголизм, однополая любовь, несостоятельность и

одиночество взрослых – все эти «неудобные» педагогические темы требуют

бесстрашной

разработки.

Литература non

– fiction

ее

демонстрирует,

педагогика – нет. Примером тому может служить книга самых читаемых

авторов среди подростков А. Жвалевского, Е. Пастернак «Пока я на краю».

Литература non

– fictionдемонстрирует

новую

реальность,

«неудобные»

проблемы, предельную откровенность, эмоциональное чистосердечие.

Е.А.Ямбург, советский и российский педагог, призывает: «Перестать

чувствовать

себя

«потусторонниками»

-

отсутствующими

центральная

задача воспитания, а образование педагога – решающее условие, дающее

верные ориентиры». Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный

разный

по

своей

эмоциональной

напряженности,

этот

разговор

с

подростком на волнующие его темы должен состояться. Перед нами уже

совершенно другое поколение, по-настоящему первое цифровое поколение,

поколение Z.

Поколение Z – термин, применяемый в мире для поколения людей,

рожденных примерно в 2000-2019 годах. Представители этого поколения

активно используют планшеты и 3D – реальность. Они живут в Интернете и,

как

следствие,

легко

поддаются

манипулированию,

слепо

следуют

моде,

гиперактивны,

не

нацелены

на

чтение,

нацелены

на

науку

и

искусство.

Способны к многозадачности, но при этом рассеянны. Обладают клиповым

мышлением.

В 2018 году в МБОУ «Гимназия №17» был реализован проект «Моя

любимая

книга»,

участвовали

в

нем

ученики

6-х

классов.

Любимыми

книгами

шестиклассники

называли

«Приключения

Незнайки»

Н.Носова,

«Пеппи

Длинный

Чулок»

А.Линдгрен,

«Денискины

рассказы»

В.

Драгунского

и

т.п.

Анкетирование,

в

котором

участвовало

72

человека,

показало, что читают и любят читать лишь 29 % опрошенных, у остальных

нет времени и желания.

Поставленные

проблемы

привели

к необходимости

разработать

программу

внеурочной

деятельности,

направленную

на

развитие

читательских

компетенций

поколения Z.Для

каждого

класса

были

подобраны современные произведения, помогающие сформировать верное

представление о реалиях жизни и дать верные ориентиры. Необходимый

набор приемов и форм работы должен привести к пониманию учащимися

глубинной сути произведения и позиции автора. В свою очередь, современная

литература, в том числе литература non – fiction, станет своеобразным мостом

к пониманию классической литературы.



В раздел образования