Напоминание

"Речевая готовность детей к школе"


Автор: Машина Татьяна Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10
Населённый пункт: город Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Речевая готовность детей к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

«Речевая готовность детей к школе»

Учитель – логопед Машина Т.Н.

Быть готовым к школе –

не значит уметь читать, считать, много знать,

а значит быть готовым всему этому научиться.

Л.А. Венгер

Основная функция речи - общение. Готовность или неготовность ребенка

к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития.

Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если

ребёнок знает буквы и немного читает, то это означает, что он готов к школе.

Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным

условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо этого есть не-

что более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке

детей к школе - устная речь ребёнка.

Задумайтесь над тем, достаточно ли сформирована и развита речь Ваше-

го ребенка? Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас,

чем богаче словарный запас ребёнка, тем точнее он может выразить свою

мысль за счёт подбора наиболее подходящих по смыслу слов, уметь грамотно

и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать

короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности уст-

ной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каж-

дому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы

достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления. Чем луч-

ше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овла-

деет чтением и письмом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в

общение с окружающими. Он может понятно выразить свои мысли и жела-

ния, задать вопросы, договориться со своими сверстниками. И наоборот,

недостатки речи могут явиться причиной неуспеваемости в школе. С первого

дня пребывания в школе ребенку приходится отвечать на вопросы в присут-

ствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, пересказывать и недо-

статки речи обнаруживаются сразу.

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить, и у него сформиро-

валась связная речь (умение связно выражать свои мысли, представления,

эмоции), необходимы некоторые условия. Так как дети копируют взрос-

лых, то Ваша речь должна быть примером для подражания. Чем больше Вы

общаетесь с ребенком, тем богаче и насыщеннее его словарь, тем больше он

приобретает навыков общения. Ваша речь должна быть четкой. Разучивайте с

детьми новые стихи, песни, учите его рассказывать те или иные истории.

Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра

мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выстав-

ки и т.д. Играйте с детьми в такие игры, которые развивают его речь. Поста-

райтесь, чтобы ваш ребенок меньше смотрел телевизор и играл в компьютер.

Чаще читайте художественную литературу, соответствующую возрасту ре-

бенка. Прочитав с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные)

слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся

эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что

на них изображено. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, об-

ращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное

выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использо-

вать слова в своем рассказе. Важно, чтобы такая работа по развитию речи

была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не пере-

дается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружа-

ющих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей

речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую

среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые

взрослые.



В раздел образования