Автор: Машина Татьяна Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10
Населённый пункт: город Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Речевая готовность детей к школе"
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
«Речевая готовность детей к школе»
Учитель – логопед Машина Т.Н.
Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, считать, много знать,
а значит быть готовым всему этому научиться.
Л.А. Венгер
Основная функция речи - общение. Готовность или неготовность ребенка
к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития.
Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если
ребёнок знает буквы и немного читает, то это означает, что он готов к школе.
Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным
условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо этого есть не-
что более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке
детей к школе - устная речь ребёнка.
Задумайтесь над тем, достаточно ли сформирована и развита речь Ваше-
го ребенка? Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас,
чем богаче словарный запас ребёнка, тем точнее он может выразить свою
мысль за счёт подбора наиболее подходящих по смыслу слов, уметь грамотно
и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать
короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности уст-
ной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каж-
дому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы
достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления. Чем луч-
ше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овла-
деет чтением и письмом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в
общение с окружающими. Он может понятно выразить свои мысли и жела-
ния, задать вопросы, договориться со своими сверстниками. И наоборот,
недостатки речи могут явиться причиной неуспеваемости в школе. С первого
дня пребывания в школе ребенку приходится отвечать на вопросы в присут-
ствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, пересказывать и недо-
статки речи обнаруживаются сразу.
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить, и у него сформиро-
валась связная речь (умение связно выражать свои мысли, представления,
эмоции), необходимы некоторые условия. Так как дети копируют взрос-
лых, то Ваша речь должна быть примером для подражания. Чем больше Вы
общаетесь с ребенком, тем богаче и насыщеннее его словарь, тем больше он
приобретает навыков общения. Ваша речь должна быть четкой. Разучивайте с
детьми новые стихи, песни, учите его рассказывать те или иные истории.
Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра
мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выстав-
ки и т.д. Играйте с детьми в такие игры, которые развивают его речь. Поста-
райтесь, чтобы ваш ребенок меньше смотрел телевизор и играл в компьютер.
Чаще читайте художественную литературу, соответствующую возрасту ре-
бенка. Прочитав с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные)
слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся
эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что
на них изображено. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, об-
ращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное
выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использо-
вать слова в своем рассказе. Важно, чтобы такая работа по развитию речи
была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не пере-
дается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружа-
ющих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей
речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую
среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые
взрослые.