Автор: Шереметова Татьяна Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: п. Селенгинск, Кабанский район, Республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Умные машины наши помощники
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Умные машины наши помощники»
Воспитатель: Шереметова Т. Г.
п. Селенгинск
Программное содержание:
- Познакомить детей с предметами, облегчающими труд людей на производстве
(Компьютер, калькулятор, робот, станки).
- Расширить представление о том, что эти предметы могут повысить качество и скорость
выполнения действий, могут даже сами выполнять сложные операции за человека
- Активизировать в речи детей название разнообразных предметов
-Развивать интерес и желание работать с такими предметами.
Предварительная работа:
Беседы с детьми «Человек создает технику», «Техника помогает нам».
Рассматривание иллюстраций с изображением станков, компьютера, роботов, «умных
машин».
Материалы к занятию:
Иллюстраций с изображением станков, компьютера, роботов, «умных машин»
Ход занятия:
-
Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку:
На земле он всех умней, Потому он всех сильней.
(Человек).
-
Это человек.
-
А разве человек сильнее всех? Сильнее слона, медведя? (Ответы детей). Ведь
человек не может летать как птицы, не может быстро бегать, не может жить под
водой, как рыбы; видеть в темноте. А почему же он сильней?
В загадке есть подсказка - На земле он всех умней!
Посмотрите вокруг - очень много предметов, которые помогают нам жить. Их сделали
люди. Есть такие люди, которые умеют придумывать, создавать что-то совсем новое,
такое, чего никогда не было, но что людям необходимо. Их называют изобретателями,
учёными. Если бы не было на Земле таких людей, у нас бы не было всего того, что есть
сегодня. Например, не было бы стола, телефона, машин, самолёта... Помогите мне,
подскажите, какие ещё устройства, механизмы, машины, приборы создал человек, чтобы
облегчить и улучшить свою жизнь. (Выслушать ответы детей).
Их уже несчётное множество. Все эти предметы нужны, чтобы питаться, спать, ухаживать
за своим телом; чтобы отдыхать; чтобы учиться; чтобы работать.
У людей разных профессий есть предметы - помощники. Давайте о некоторых мы сегодня
поговорим подробнее. Человек не всегда может выполнить работу сам, и ему нужна
помощь. Например, «умная машина». Посмотрите, что у меня есть (показать калькулятор).
Вы знаете, что это за предмет? А для чего он нужен, и как он помогает человеку? (Он
необходим для того, чтобы считать). Да, правильно!
Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног. Но это было неудобно, потому что
нельзя было посчитать до 20-30. И тогда человек изобрёл счёты. (Показать). Вот такие.
Это рама с перекладинами, на которых нанизаны косточки. Они знакомы, наверное,
каждому из вас. Сейчас уже редко, но всё-таки они используются. Они не очень удобны.
Почему? (Большие по размеру, на них трудно посчитать большие цифры, долго считать). И
поэтому человек изобрёл калькулятор.
Калькулятор — это электронное вычислительное устройство для выполнения операций
над числами: сложение, вычитание, умножение, деление (об этом вы узнаете в школе).
Калькулятор может работать при помощи солнечной энергии; имеет небольшие размеры
(он помещается в кармане), лёгкий по весу. Нажимая на кнопки с цифрами, человек может
производить
любые операции с большими числами (что трудно сделать в уме). Калькулятор помогает
человеку для решения сложных вычислений. Он быстро действует, надёжен, результат
выводится на экран.
- Дети, а как вы думаете, людям каких профессий необходим калькулятор? (Продавец,
кассир, бухгалтер...) Но и на этом человек не остановился, а продолжал ещё изобретать
предметы, облегчающие его труд. Посмотрите, что теперь ещё используют люди.
(Показать на иллюстрации компьютер и его главные части). Догадались, что это?
Правильно, компьютер!
Расскажите, что вы знаете о компьютере? Где вы их видели? (Выслушать ответы детей). А
что умеет делать компьютер?
Компьютер - это чудо-агрегат. Может делать всё подряд
Петь, играть, читать, считать Самым лучшим другом стать.
Компьютер нужен для труда, методичного обогащения ума.
С ним просто весело всегда! Давайте рассмотрим, из каких главных частей состоит
компьютер, без которых он не будет работать: Процессор - это мозг и голова компьютера.
Через него проходит вся важнейшая информация в компьютере. Процессор её
перерабатывает и направляет другим частям компьютера. Монитор (экран).
Клавиатура (на которой набирают команды для компьютера). Мышь (передаёт наши
движения в компьютер).
Компьютер приносит пользу, он помогает нам в труде: передаёт информацию, хранит
информацию, решает трудные задачи за короткое время (большая скорость выполнения
вычислений). И сегодня уже невозможно представить, как раньше люди обходились без
компьютера. Он необходим людям самых разных профессий (врачам, учителям,
бухгалтерам, менеджерам, директорам, программистам, писателям).
- Ребята, а откуда берутся окружающие нас предметы, кто и как их создаёт?
Их создаёт человек. А ему помогают в этом «умные машины». И не только помогают, но и
даже могут заменять его в работе. Изобретатели давно мечтали освободить человека, его
умелые руки от тяжёлого труда. И тогда появились станки. Вот * посмотрите (показать
иллюстрации различных станков). Станок - это сложная машина, с помощью которой на
заводах и фабриках изготавливают велосипеды и автомобили, радиоприёмники и
телевизоры, часы и электроприборы, одежду и обувь,иголки и железнодорожные вагоны,
фарфоровую и стеклянную посуду, резиновые шины и галоши, карандаши и тетради;
печатают книги и газеты и т.д.
Станки сами, без помощи человека, выполняют и производят различные операции:
передвигают тяжести, собирают автомобили, обрабатывают древесину, ткут ткани,
печатают книги. Действуют они по программе, составленной и заложенной в них людьми.
Станки помогают экономить время - быстро выполняют любую работу и при этом, не
ошибаясь и не уставая. А человеку остаётся лишь управлять машинами с помощью
кнопок, выключателей, пультов; обслуживать (убирать) и чинить их.
Д/и «Доскажи словечко».
Облегчит нам общение.
Ускорит сообщение,
Весь день трезвонит он,
Домашний (телефон).
Этот чудо-аппарат
Любит пыли аромат.
И не сказка, это быль.
Мне ответьте на вопрос:
Что же это? (пылесос)
Если, перед тем как спать,
Книжку хочешь почитать,
Лампу на стене включай
И лежи себе читай.
Да читай хоть до утра!
Свет подарит тебе ... .(бра).
В полотняной стране,
По реке простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать (утюг).
В кухне сейф. В нём детвора,
Прячу холод с севера.
Положу в него продукты:
Мясо, рыбу, соки, фрукты,
И включу рубильник,
Сейф мой -... .(холодильник).
Днём и ночью две подружки
Двигаются друг за дружкой.
Длинная одна такая
И короткая другая.
И короткой не до шуток:
Счёт ведёт она минутой!
Спросите у них сейчас-
Скажут вам, который час (стрелки часов)
- Ребята, какие все молодцы. А давайте тоже потикаем, как часики.
Физкультминутка.
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так!
Налево тик, направо так,
Мы тоже можем так-
Тик-так, тик-так!
Но и на этом чудеса, созданные человеком не закончились! Самым большим достижением
человеческой мысли являются роботы. Робот - это «умная машина», которая может
заменить человека и сама выполнить за него тяжёлую и вредную для здоровья работу. И
даже может выполнить то, что человек сам никогда не сможет сделать. Например, не смог
бы провести космические исследования: ведь с помощью робота человек получил
фотографии с планеты Марс; роботы доставили грунт с других планет; без робота человек
не смог бы заглянуть в кратер действующего вулкана, производить подводные операции.
Роботы могут быть разных размеров и форм, а также могут по виду и действиям
напоминать человека. Например, ходить, производить движения руками, принимать
простые решения.
Роботы - помощники в самых разных сферах. Есть роботы-полицейские. Они следят за
порядком, видят, слышат, передвигаются, а человек на экране наблюдает за происходящим.
?>
Существуют «медицинские роботы», они могут проводить операции.
В Японии есть робот-поводырь. Он сопровождает слепого человека. Умеет читать
дорожные знаки, двигаться по нужному маршруту, чувствует приближение транспорта.
В Германии сконструировали робота-заправщика, который знает, сколько бензина надо
залить, какой марки. Он обслуживает машину за четыре минуты.
Есть робот, который способен находить утечку газа, измерять уровень радиации, при этом
преодолевая различные препятствия, и для этого меняя свою форму.
Я привела вам некоторые примеры роботов. На самом деле их применение велико. Вот так
«умные машины» стали нашими помощниками и друзьями.
В будущем «умных машин» в нашей жизни станет ещё больше, ведь человек и сегодня
продолжает думать и работать над созданием новых предметов, которые помогут ему в
работе.
Подведение итога:
- Дети, с какими «умными машинами» мы сегодня с вами познакомились? Зачем их создал
человек?
А давайте вы сейчас побудете учёными, изобретателями и нарисуете своего помощника
для выполнения какой-либо тяжёлой работы.