Автор: Непомнящих Александр Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Верхнекодунская СОШ"
Населённый пункт: село Михайловка Кижингинского района Республики Бурятия
Наименование материала: Программа
Тема: "Программа работы с одаренными детьми"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнекодунская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Верхнекодунская СОШ»)
Адрес: 671461, Республика Бурятия, Кижингинский район, село Михайловка, ул. Школьная, д. 34,
ПРОГРАММА
работы с одарѐнными детьми
учителя физической культуры
Н е п о м н я щ и х
А л е к с а н д р а С е р г е е в и ч а
первая квалификационная категория
2017 - 2018 учебный год
Принята на педагогическом совете
протокол № 1 от 30.08.2017 г
«Утверждаю»
Директор
________ Непомнящих Т.И.
Приказ № 14 от «30»_августа_2017 г.
ПРОГРАММА
работы с одарѐнными детьми по физической культуре
Пояснительная записка
Физическое
воспитание
-
неотъемлемая
составляющая
воспитания
и
образования
подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей
стране
целенаправленно
и
системно
оно
ведется
в
учреждениях
дошкольного,
общего,
профессионального и послевузовского образования.
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в
Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры
по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития.
Поэтому
изучение
закономерностей
формирования
и
развития
спортивно
одаренной
личности
позволит
выйти
на
новый
уровень
понимания
потенциальных
возможностей
индивида
для
самореализации
в
процессе
жизнедеятельности,
так
как
спортивная
деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных
жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности
во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что
одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования
Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренные дети имеют
более
высокие
по
сравнению
с
большинством
интеллектуальные
способности,
восприимчивость
к
учению,
творческие
возможности
и
проявления;
обладают
доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания
знаний, умственного труда.
Одаренность-это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный
ребенок-это
ребенок,
который
выделяется
яркими,
очевидными,
иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
Актуальность программы.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Развитие
системы работы с одаренными учениками - одна из главных задач современной школы в
условиях
модернизации
российской
системы
образования.
В
связи
с
этим
возникает
необходимость
разработки
взаимосвязанных
мероприятий,
направленных
на
стимулирование
учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в
соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание
среды творческого общения.
Школа создает ту творческую среду, которая необходима для развития таланта одаренных
ребят и подготовки их к участию в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательских
работ и творческих конкурсах.
Целью программы – является развитие необходимой творческой среды для выявления
одарѐнных
детей
в
каждом
классе,
развитие
системы
поддержки
сформировавшихся
талантливых детей, совершенствование условий для развития интеллектуальных, творческих
и физических способностей детей и подростков в условиях школы.
Основными задачами программы являются:
- акцентировать внимание педагогического коллектива на необходимость осуществления
отбора содержания, форм, методов обучения и воспитания с учѐтом индивидуальных
особенностей, интересов, потребностей и возможностей личности;
- предоставить возможность одарѐнным детям совершенствовать способности в совместной
деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.
Формы работы с одаренными учащимися:
-развивающее обучение, работа в малых группах;
-игровые технологии;
-спортивные секции;
-задания творческого и нестандартного характера;
-участие в олимпиадах;
-работа по индивидуальным планам;
-спортивные соревнования.
Ожидаемые результаты реализации программы
Педагогические
Формирование модели одаренного ребенка как личности:
здоровой физически, духовно – нравственно и социально;
способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять
поисковую деятельность, владеющая средствами и способами исследовательского
труда;
способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
способной к саморазвитию и самообразованию;
обладающей разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями,
высоким уровнем культуры;
руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и
нормами, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных
образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся
интересов и возможностей.
Совершенствование системы работы с одаренными детьми:
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития
одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в
соответствии со способностями;
проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ
учащихся;
формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной
деятельностью.
Социальные
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации
интересов;
регулярные публикации в средствах массовой информации.
Экономические
увеличение числа обучающихся и педагогов, получающих гранты для поддержки
талантливой молодежи и лучших учителей России.
Прогноз развития школы в связи с реализацией программы
Рост числа участников различных олимпиад, конкурсов, научно-практических
конференций;
Увеличение числа педагогов, целенаправленно работающих с одарѐнными детьми;
Повышение профессиональной компетентности педагогов школы в вопросах работы с
одарѐнными детьми;
Совершенствование материально-технической базы школы для организации
исследовательской и проектной деятельности;
Создание программ для работы с одарѐнными детьми и построение индивидуальных
образовательных маршрутов.
Основные мероприятия программы
Основными мероприятиями программы являются:
- проведение семинаров для педагогов в области «Организация работы с одаренными детьми
в образовательных учреждениях»;
- проведение круглого стола по обмену опытом работы с одаренными детьми;
- разработка и внедрение индивидуальных программ учителей для работы с одарѐнными
детьми;
- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов;
- приобретение спортивного оборудования и материалов для исследовательской и
творческой деятельности школьников, развивающих работу с одарѐнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы;
На базе школы согласно учебному плану созданы спортивные секции
по волейболу
по баскетболу
по легкой атлетике
по лыжным гонкам
внеурочная деятельность: «Подвижные игры», «Настольный теннис» для учащихся 1-
4 классов
Ежегодно проводить школьные, районные олимпиады и соревнования;
План мероприятий по выполнению программы «Одарѐнные дети»
№
Наименование мероприятия
2016
2017
2018
2019
2020
1.
Разработка программы работы с одаренными детьми в
сфере физического воспитания
+
+
-
-
2.
Разработка и утверждение документальной базы
+
+
-
-
3.
Участие в школьных, муниципальных и
региональных олимпиадах
+
+
+
+
4.
Участие в школьных, муниципальных и
региональных соревнованиях.
+
+
+
+
5.
Организация внеклассной работы по развитию
одарѐнных детей
+
+
+
+
+
6.
Участие в конкурсах «Лучший спортсмен школы» и др.
+
+
+
+
7.
Организация в каникулярные дни тренировочных
занятий, соревнований для одаренных детей
+
+
+
+
8.
Участие в конкурсах исследовательских работ
Разработка методических материалов исследовательских работ
одаренных детей.
+
+
+
+
9.
Разработка методических материалов исследовательских
работ одаренных детей.
+
+
+
+
+
10.
Проведение собраний, круглых столов, мероприятий с
родителями одарѐнных детей.
+
+
+
+
+
11.
Подведение итогов реализации программы
+
+
+
+
План работы с одарѐнными детьми
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
Составление и уточнение списков учащихся, успешных
в освоении видов физкультурно-спортивной
деятельности
Сентябрь
Руководитель
программы
2.
Создание банка данных одарѐнных детей
физкультурно-спортивной направленности
Сентябрь-
октябрь
Руководитель
программы
3.
Организация системы дополнительного образования
физкультурно-спортивной направленности
Сентябрь
Руководитель
программы
4.
Организация и проведение I тура (школьных)
соревнований и Олимпиады по физической культуре
В течение
года
Руководитель
программы
5.
Подготовка учащихся к участию во II туре (районных)
соревнований и Олимпиады по физической культуре
В течение
года
Руководитель
программы
6.
Подготовка учащихся к участию в III туре
(региональных) соревнований и Олимпиады по
физической культуре
В течение
года
Руководитель
программы
7.
Участие в научно-исследовательской работе.
В течение
года
Руководитель
программы
8.
Методическая помощь учителям физической культуры
в работе с одарѐнными учащимися 1-4классов.
В течение
года
Руководитель
программы
9.
Создание банка данных результатов работы одарѐнных
детей
В течение
года
Руководитель
программы
10.
Проведение предметной декады с активным участием
одарѐнных детей
Январь
Руководитель
программы
11.
Организация и проведение дополнительных занятий с
одарѐнными детьми
В течение
года
Руководитель
программы
12.
Подведение итогов работы с одарѐнными детьми
Апрель-май
Руководитель
программы
13.
Поощрение и стимулирование одарѐнных учащихся:
«Награждение победителей».
Апрель-май
Руководитель
программы