Автор: Гарина Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лукояновская СШ №1
Населённый пункт: г. Лукоянов, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА"
Раздел: начальное образование
Гарина Ирина Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ Лукояновская СШ №1
г. Лукоянов, Нижегородской области
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК
СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
РЕЗУЛЬТАТА
PROJECT ACTIVITY IN PRIMARY SCHOOL AS A WAY TO ACHIEVE A
MODERN EDUCATIONAL RESULT
Аннотация:
Статья
посвящена
проблеме
методологии
и
методов
проектной деятельности, которая в настоящее время широко обсуждается
педагогической
общественностью.
В
данной
статье
раскрывается
методика
работы
над
проектом
на
примере
изучения
одной
из
тем
ознакомления детей с природой. Автор раскрывает значение проектной
деятельности в формировании универсальных учебных действий, определяет
роль учителя в организации проектной деятельности в образовательном
процессе.
Abstract: the Article is devoted to the problem of methodology and methods of
project activity, which is currently widely discussed by the pedagogical community.
This article describes the
method of working on the project on the example of studying one of the topics of
familiarizing children with nature. The author reveals the importance of project
activities in the formation of universal
educational actions, defines the role of the teacher in the organization of project
activities in the educational process.
Ключевые
слова:
метод
проекта,
типы
проектов,
этапы
работы
над
проектом, универсальные учебные действия, младшие школьники.
Keywords: project method, types of projects, stages of work on the project,
universal educational actions, primary school children.
Новый
стандарт
устанавливает
новые
требования
к
результатам
освоения
учащимися
основной
образовательной
программы.
ФГОС
НОО
выдвигает
требования
к
формированию
у
школьников
метапредметных
результатов
–
универсальных
учебных
действий
(лично стных,
познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать
базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу
умения учиться»
Самое главное направление деятельности образовательного учреждения
- разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в
коллективе,
повышение
мотивации
к
обучению.
На
сегодняшний
день
в
системе образования появилось большое количество новых методов работы с
детьми, направленных на развитие творческих способностей обучающихся,
формирование навыков саморазвития и самообразования, но, тем не менее
нужны
методы,
которые
сформировали бы активную, самостоятельную и
инициативную позицию учащихся в учении, развили бы исследовательские,
рефлексивные,
самооценочные
компетенции.
И
одним
из
таких
методов
обучения является метод проектов.
Проектная деятельность, применяемая в учебном процессе в полной
мере соответствует требованиям, предъявляемым к универсальности знаний
учащихся.
В
латыни,
откуда
к
нам
пришло
слово
«projectus»,
это
причастие
означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».
В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова
«проект»:
1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма;
2) предварительный текст какого-нибудь документа;
3) замысел, план.
В педагогике метод проектов выступает как дидактический инструмент,
который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности
и
самостоятельности
учащегося
в
постижении
нового,
стимулируя
его
природную любознательность и тягу к непознанному.
Метод
проектов
возник
во
второй
половине
19
века
в
США.
Основоположником данного метода считается Дж. Дьюи. Он трактует метод
проектов «как способ обучения через делание».
В
20-х
годах
20
века
метод
проекта
стал
частично
применяться
в
практике отечественных школ. Сторонники метода проектов такие как, А.
С.Макаренко, В. Н. Шульгин, С. Т. Шацкий и другие провозгласили его
единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни.
В современной педагогике метод проектов используется как компонент
системы образования.
Организация
проектной
деятельно сти
учащихся
я вл я е т с я
функциональной обязанностью каждого учителя, так как целью проектной
деятельности является создание технологии устойчивого развития качества
образования.
В процессе работы над проектом у ученика формируется универсальные
учебные действия, т.е. учащиеся учатся осмысливать задачи, планировать
этапы предстоящей деятельности, выдвигать предположения, самостоятельно
добывать
информацию,
взаимодействовать
с
участниками
проекта,
организовывать рабочее место, оценивать свою деятельность, презентовать
свой продукт.
Таким образом, проектная деятельность в начальной школе призвана
развивать
интеллектуально-творческий
потенциал
личности
ребёнка,
содействовать формированию исследовательской активности учащихся.
Каждый
учитель,
применяющий
метод
проектов
в
с в о е й
профессиональной
деятельности,
должен
помнить,
что
проекты
бывают
разных типов и использование их в учебном процессе требует серьезной
подготовительной работы.
Во - первых, следует определиться с типом проекта. В соответствии с
типологическими признаками выделяют следующие типы проектов:
Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры.
Творческие
- проекты,
как
правило,
не
имеют
детально
проработанной
структуры, она только намечается.
Ролевые,
игровые. В
таких
проектах
структура
остается
открытой
до
завершения работы.
Ознакомительно-ориентировочные
(информационные).
Этот
тип
проектов
изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте или явлении.
Практико-ориентированные (прикладные) отличает четко обозначенный с
самого начала результат деятельности.
По второму признаку – предметно-содержательной области – можно
выделить следующие два типа:
1. Монопроекты - проводятся в рамках одного предмета, например русского
языка, математики, окружающего мира.
2.
Межпредметные - это либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3
предмета,
либо
достаточно
объемные,
продолжительные,
реализуемые
не
только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
По продолжительности выполнения проекты подразделяют на:
краткосрочные
проекты – выполняются в течение одного или нескольких
уроков.
среднесрочные проекты – они, выполняются от недели до месяца;
долгосрочные проекты – продолжительность восемь недель и более.
Во-вторых, следует обратить внимание на их тематику в начальных
классах.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В
одних случаях эта тематика предложена в рамках утвержденных программ. В
других – инициативно выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации, а
так же может предлагаться и самими учащимися.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной
деятельности школьников на результат, который получается при решении
практической
или
теоретической
проблемы.
Этот
результат
и
называется
проект.
Они
должны
быть
"осязаемыми",
т.е.,
если
это
теоретическая
проблема,
то
конкретное
ее
решение,
если
практическая
-
конкретный
результат, готовый к использованию.
Создание
учителем
особой,
побуждающей
к
творчеству
обстановки,
направлено
на
развитие
исследовательской,
творческой,
познавательной
деятельности учащихся.
Работа над проектом осуществляется по этапам:
На
мотивационном
этапе
учитель
заявляет
общий
замысел,
организует
учебную ситуацию, предлагает идею;
На
планирующе
-
подготовительном
этапе
определяется
тема
и
цели
проекта, вырабатывается план действий,
На информационно - операционном этапе: учащиеся работают с источниками
информации, решая промежуточные задачи.
На
рефлексивно-оценочном
этапе:
проводится
анализ
выполненных
проектов:
Приступая к выполнению проекта очень важно определить долю участия
учителя,
которую
нельзя
преуменьшить,
но,
что
ещё
важнее,
нельзя
и
преувеличить.
Выступая в роли организатора проектной деятельности, учитель призван
действовать скорее, как консультант и партнер, чем как источник готовых
знаний для учащихся.
Поделюсь опытом организации проектной деятельности на уроке. Темой
одного из уроков ознакомления с окружающим миром была «Красная книга».
В начале урока мы познакомились с понятием красная книга, узнали немного
о животных и растениях занесенных в красную книгу, затронув проблему их
исчезновения.
И так как проблема была уже обозначена, а время урока ограничено,
детям было предложено выполнить проект на тему «Красная книга».
Цель
проекта:
изучить
растения
и
животные,
которые
занесены
в
Красную книгу и требуют защиты.
Класс был разделен на группы: первая группа готовила сообщения о
животных, вторая - о растениях.
На
планирующе
-
подготовительном
этапе
обсуждались
предложенные
детьми идеи, каждая группа осуществляла поиск необходимой информации:
создавался
итоговый
материал.
Результатом
работы
на
этом
этапе
стал
доклад, с которым учащиеся выступили перед классом.
На
информационно
–
операционном
этапе
участники
каждой
группы
готовили презентацию, и защиту своей работы. Готовым продуктом нашего
проекта стала презентация.
Защита проводилась на уроке ознакомление с окружающим миром.
Оценивание проекта проходило в форме коллективного обсуждения по
следующем критериям:
-
значимость
и
актуальность
выдвинутых
проблем,
адекватность
их
изучаемой тематике;
-
активность
каждого
участника
проекта
в
соответствии
с
его
индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
-
характер
общения
и
взаимопомощи,
взаимодополняемости
участников
проекта;
-
доказательность
принимаемых
решений,
умение
аргументировать
свои
заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов выполненного проекта;
- ум е н и е
от веч ат ь
н а
во п р о с ы
о п п о н е н то в ,
л а ко н и ч н о с т ь
и
аргументированность ответов каждого членов группы.
Результат выполненной работы позволяет сделать вывод, что в процессе
работы над проектом у учащихся были сформированы следующие УУД:
познавательные,
личностные,
регулятивные,
коммуникативные,
проектировочные, презентационные.
Таким образом, увеличение интереса к методу проектов в современной
школе может быть связано с тем, что он создаёт условия для реализации
важнейших направлений модернизации общего образования.
Кроме
того,
участие
в
проекте
позволяет
всем
участникам
образовательных
отношений
приобрести
уникальный
опыт,
который
невозможно приобрести в рамках других форм обучения.
Список литературы
1.
Бродовская
З.В.
Проектная
деятельность
учителя
начальных
классов:
проблемы и перспективы / З.В. Бродовская, М.Г. Волчек, З.И. Дмитриенко,
С.Н. Колесова, А.В. Молокова, Е.В.Погребняк, Т.В. Смолеусова //
Сибирский учитель. 2011. № 1 (74). С. 45-51.
2.
Деменева,
Н.Н.,
Колесова,
О.В.
Учебные
проекты
по
математике
и
русскому языку в начальной школе // Начальная школа. 2018. № 2. С. 29-34.
3. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного
образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,
2005.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –
М., 2005.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.,
2008.
6. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом
требований ФГОС : методическое пособие / под ред. Н.Н. Деменевой. М. :
АРКТИ, 2013. 152 с.
7.
Тивикова,
С.К.
Технологии
формирования
действия
целеполагания
у
младших школьников в процессе работы с текстом / О. В. Колесова, С.К.
Тивикова // Нижегородское образование.
2018. № 2. С. 63- 68.