Напоминание

Методическая разработка викторины "Я - будущий избиратель"


Автор: Плякина Людмила Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка викторины "Я - будущий избиратель"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Викторина по избирательному праву «Я-будущий избиратель» (в форме игры)

Цветут сады и колосятся нивы

Из года в год, из века в век,

Но чтобы этот мир не стал пустынней,

Всегда ты должен делать выбор человек.

Цель игры: повышение правовой культуры и избирательной активности учащихся

Задачи:

Образовательные: актуализировать знания учащихся, полученные при изучении избирательного

права.

Развивающие: развивать логические умения учащихся – сравнивать, анализировать, обобщать

понятия, аргументировать; развивать познавательные интересы и способности.

Воспитательные: способствовать созданию атмосферы сотрудничества учащихся в процессе

совместной деятельности; воспитывать уважение к закону, поддержанию правопорядка, традициям;

повышать доверие к государственным институтам и общественным организациям.

Подготовительная работа:

-

подбор

заданий

для

проведения

викторины

с

учетом

психологических

и

возрастных

особенностей учащихся;

- подготовить необходимый демонстрационный наглядный и раздаточный материал;

- организовать команды учащихся 9 «А» класса.

Форма

проведения

игры: из

учащихся

класса

учитель

формирует

3

команды,

которые

придумывают названия. Из класса также выбираются 2 ведущих. Члены жюри – приглашенные гости.

Содержание игры: Командам в ходе игры нужно преодолеть этапы, в которых рассматриваются

вопросы избирательного права.

Учитель: Каждый день мы с вами делаем какой-то выбор. Но в силу вашего возраста, вы не

можете пока участвовать в политическом выборе, не можете голосовать. Но через пару лет вы сможете

принимать активное участие в судьбе России. Поэтому мы с вами сегодня проведем игру «Я-будущий

избиратель», подготовим вас к вашему будущему.

У нас есть три команды. 1 – «Ветер перемен», 2 – «Светлое будущее», 3 – «Прогресс». Есть также

2 ведущих, на плечи которых возложена задача провести эту игру и независимое жюри, которое будет

строго, но лояльно оценивать команды. Игра будет состоять из конкурсов. Предлагаю начать.

Ведущий

1:

Здравствуйте,

дорогие

друзья!

Наша

сегодняшняя

встреча

посвящена

из-

бирательному праву в Российской Федерации, потому что все мы с вами живём в демократическом

государстве и должны знать свои права и обязанности по отношению к нему.

Ведущий

2: На сегодняшний день, когда мы все являемся непосредственными очевидцами

становления демократического правового государства в Российской Федерации, народные выборы в

представительные

органы

местного

самоуправления

являются

единственно

допустимым

способом

избрания.

Ведущий 1: Многие из вас скоро достигнут того возраста, когда можно стать избирателем. Для

того чтобы принимать участие в выборах, стать избирателем нужно ориентироваться в этом вопросе.

Для этого мы предлагаем сыграть в деловую игру «Я – БУДУЩИЙ ИЗБИРАТЕЛЬ».

Ведущий 2: Разрешите представить жюри в составе:

А также представить команды. Пожалуйста, слово 1 команде. Название, девиз. Слово 2 команде.

Название, девиз. Слово 3 команде. Название, девиз.

Ведущий 1. 1-й конкурс «Разминка»

Кто за 2 мин напишет больше слов, связанных с понятием «выборы». Каждое слово – 1 балл.

Начали. А теперь послушаем ответы команд. Жюри зафиксирует полученные баллы.

Ведущий 2: Переходим ко второму конкурсу.

Задание: вам предлагаются вопросы, вы должны выбрать один правильный вариант ответа.

Каждый верный ответ – 1 балл. Жюри оценить ваши ответы.

1.

Режим, основными признаками которого являются: народовластие; правительство,

основанное на согласии управляемых; правило большинства; гарантии основных прав человека;

свободные выборы; справедливое судопроизводство и др., это:

а)

либерализм; б)

авторитаризм; в)

демократия.

1

2.

По

достижении

какого

возраста

гражданин

Российской

Федерации

приобретает

активное избирательное право?

а) 16 лет; б) 18 лет; в) 21 год.

3. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе:

а)

25 лет; б)

30 лет; в)

35 лет.

4. Кандидат на должность Президента должен постоянно проживать в России, т. е. быть ее

гражданином, не менее:

а)

5 лет; б)

8 лет; в)

10 лет.

5. Каких представителей власти мы выбираем?

а)

Генерального прокурора РФ; б)

депутатов Государственной Думы;

в)

начальников отделений милиции;

г)

членов Конституционного Суда РФ; д)

министров.

6. Высшим непосредственным выражением власти народа являются:

а)

референдум; б)

свободные выборы; в)

и то и другое.

7. Сколько избирателей должно принять участие в голосовании по выборам депутатов

Государственной Думы, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?

а)

25% от списочного состава избирателей; б)

33% от списочного состава избирателей;

в)

50% от списочного состава избирателей; г) порог явки отменен

8. Сколько избирателей должно принять участие в голосовании по выборам Президента

РФ, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?

а)

25% от списочного состава;

б)

50% от списочного состава;

в)

75% от списочного состава.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Ведущий 1: Следующий конкурс: «Наказ депутатам Государственной Думы» (Д/задание)

Максимально – 3 балла

Ребята! Вам, как будущим избирателям и молодому поколению нашей страны было предложено в

качестве домашнего задания написать ваши предложения депутатам Гос.Думы, где вы должны были

изложить значимые, на ваш взгляд, вопросы и проблемы, которые необходимо решать представителям

власти в первую очередь. Сейчас мы послушаем каждую из команд и оценим их ответы.

Критерии оценки для жюри:

- актуальность поставленных вопросов.

- значимость вопроса в масштабах страны, области, района, села.

- аргументированное обоснование поставленной проблемы.

- использование политической терминологии.

- правильность оформления.

Ведущий 2: 4 конкурс называется «Я буду голосовать на выборах».

Нужно продолжить фразу «Я буду голосовать на выборах, потому что …» (каждой команде 3

ответа)

— живу в этой стране;

— я — гражданин своей страны;

— имею на это право;

— отношусь к этому с большой ответственностью;

— мой голос может стать решающим;

— мне предоставлено право выбора;

— не хочу отличаться от других;

— считаю это своей обязанностью;

— хочу улучшить обстановку в своей стране;

— мне не безразлично будущее своей страны;

— подаю пример другим; — голосую за справедливость.

Ведущий 1: 5 конкурс. Собираясь на выборы, каждый гражданин страны должен знать условия

избрания и быть избранным. Каждой команде выдается список с названием этих условий.

Задание.

В статье 32 Конституции РФ

указывается два условия, при которых гражданин, достигший

необходимого возраста, не имеет права голосовать.

2

Найдите эти два условия среди приводимых ниже:

двойное гражданство;

признание по суду недееспособным;

долгое пребывание за границей;

служба в вооруженных силах;

наличие супруга, не имеющего российского гражданства;

нахождение в местах лишения свободы по решению суда;

статус священнослужителя;

наличие судимости;

неграмотность;

бедность

Правильные ответы:

признание по суду недееспособным;

нахождение в местах лишения свободы по решению суда

Выигрывает команда, которая даст правильные ответы быстрей

За правильное решение задания команда получает 1 балл.

Ведущий

2: 6 конкурс -

конкурс лозунгов. К заранее подготовленным плакатам по теме

«Идти на выборы? Идти на выборы!» команды должны подобрать аргументы, с помощью которых

они стали бы убеждать своих сверстников идти на выборы, если те сомневаются. (по 2 аргумента

от команды)

Ведущий 1: 7 конкурс - конкурс прочти высказывание.

Если

вы

замените

цифры

буквами

согласно

их

месту

в

русском

алфавите,

то

прочтете

высказывание. Побеждает команда, которая быстрее прочтет высказывание. (раздать алфавит)

3 29

14 16 8 6 20 6

15 6

9 1 15 10 14 1 20 19 30 33

17 16 13 10 20 10 12 16 11

3 19 7

18 1 3 15 16

17 16 13 10 20 10 12 1

9 1 15 10 14 1 6 20 19 33

3 1 14 10

«Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика занимается

вами.» ( Ш. Монталамбер)

Ведущий

2.

8

конкурс. Каждой

команде

дается

задание:

разделить

права

человека

и

гражданина по группам: а)личные, б) политические, в) социально-экономические

Ответы заносим в лист №4 и передаем в жюри.

1.право собственности, В 2. право на объединение В 3. право на защиту семьи, материнства и

детства В 4. право на жизнь А 5. право на тайну переписки и телефонных разговоров А 6. право

избирать и быть избранным Б 7. право на неприкосновенность жилища А 8. право на свободу и личную

неприкосновенность

А

9.право

на

социальное

обеспечение

В

10.

право

на

охрану

здоровья

и

медицинскую помощь В 11. право на свободу передвижения А 12. право на свободу совести А 13. право

на образование В 14. право на свободу слова А 15. право обращения в государственные органы и органы

местного самоуправления Б

Ведущий 2: 9 конкурс. Вам нужно вставить пропущенные буквы в слова. Каждое правильное

слово – 1 балл

1) _л_кт_рат

(электорат)

2)

м_ни_ип_литет

(муниципалитет)

3) б_л_ _тень

(бюллетень)

4) _м_нс_пация

(эмансипация)

5) а_с_нт_изм

(абсентеизм)

6) _н_уг_рация

(инаугурация)

7) о_б_ _смен

(омбудсмен)

8) _м_ич_ен_

(импичмент)

3

Ведущий

1:

(если

останется

время)

Следующий конкурс « Пословицы и поговорки». Он

основан на народной мудрости – пословицах русского народа, а вы с высоты своей сегодняшней

осведомлённости попробуйте соотнести их со статьями Конституции, в которых сформулированы

права и свободы человека и гражданина РФ.

Например.

Не

пойман

не

вор

(каждый

обвиняемый

считается

невиновным,

пока

его

виновность не будет установлена в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена

вступившим в силу приговором суда, т.е. презумпция невиновности). Ст.49

1)Какому

конституционному

праву

соответствует

эта

пословица:

(вопросы

задаются

по

очереди

каждой

команде)

1.

Все

под

одним

Богом

ходим,

хоть

и

не

в

одного

веруем

(свобода

совести, свобода вероисповедания). Ст.28

2. Делу - время, а потехе - час (право на труд и на отдых) . Ст.37

3. На чужой каравай рта не разевай (право на неприкосновенность частной собственности). Ст.35

4. Не прикажите казнить, прикажите речь молвить (гарантия судебной защиты прав и свобод

человека).

Ст.46

5. Бил жену денечек, а плакал годочек (материнство и детство, семья находятся под защитой

государства).

Ст.38

6.

Какое

конституционное

право

провозглашает

эта

пословица:

Грамоте

учиться

всегда

пригодится. (Право на образование) Ст.43 Конституции РФ

За каждый правильный ответ 1 балл.

Ведущий

1.

Подведение

итогов. Мы

благодарим

наших

гостей

и

участников

викторины.

Думаем, что наша встреча не прошла бесследно. Чтобы сделать правильный выбор, нужно знать

свои права. Сегодняшняя викторина показала, что вы знаете основы избирательного права.

Ведущий 2. А сейчас слово предоставляется нашему уважаемому жюри.

Учитель:

Всем спасибо. И в завершение я предлагаю каждому из вас заполнить таблицу, в

которой вы анонимно оцените наше сегодняшнее мероприятие.

4

Критерии оценки игры

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Частично не

согласен

Полностью не

согласен

На игре я приобрёл(а) много новой

информации

В ходе игры я чувствовал(а) себя

комфортно

Информация пригодится мне в

дальнейшем

Я обязательно поделюсь полученной

информацией с друзьями

В ходе игры я получил(а) ответы на

все свои вопросы по данной теме

Критерии оценки игры

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Частично не

согласен

Полностью не

согласен

На игре я приобрёл(а) много новой

информации

В ходе игры я чувствовал(а) себя

комфортно

Информация пригодится мне в

дальнейшем

Я обязательно поделюсь полученной

информацией с друзьями

В ходе игры я получил(а) ответы на

все свои вопросы по данной теме

5

Таблица выставления баллов для жюри

№ тура

Команда: «Ветер перемен»

Команда: «Светлое

будущее»

Команда: «Прогресс»

Первый тур «Слова,

связанные с понятием

«выборы»». 1 балл за верное

слово

Второй тур «Тест» 1 балл за

верный ответ

Третий тур «Наказ депутатам

Государственной Думы

(д/зад)» макс. 3 балла

Четвертый тур «Я буду

голосовать на выборах» 1 балл

верный ответ

Пятый тур «Два условия, при

которых нельзя голосовать». 1

балл верный ответ

Шестой тур «Аргументы» 1

балл за каждый обоснованный

аргумент

Седьмой тур «Прочти

высказывание» 3 балла

Восьмой тур «Права человека

и гражданина» 1 балл верное

соотношение

Девятый тур «Вставить

пропущенные буквы» 1 балл

верное слово

6

8 конкурс. Права человека и гражданина.

Разделить права человека и гражданина по группам: А личные, Б политические, В социально-экономические

Поставьте букву напротив цифры

___1. право собственности ___2. право на объединение ___3. право на защиту семьи, материнства и детства ___4.

право на жизнь ___5. право на тайну переписки и телефонных разговоров ___6. право избирать и быть избранным

___7. право на неприкосновенность жилища ___8. право на свободу и личную неприкосновенность ___9.право на

социальное обеспечение ___10. право на охрану здоровья и медицинскую помощь ___11. право на свободу

передвижения ___12. право на свободу совести ____14. право на свободу слова ____15. право обращения в

государственные органы и органы местного самоуправления.

8 конкурс. Права человека и гражданина.

Разделить права человека и гражданина по группам: А личные, Б политические, В социально-экономические

Поставьте букву напротив цифры

___1. право собственности ___2. право на объединение ___3. право на защиту семьи, материнства и детства ___4.

право на жизнь ___5. право на тайну переписки и телефонных разговоров ___6. право избирать и быть избранным

___7. право на неприкосновенность жилища ___8. право на свободу и личную неприкосновенность ___9.право на

социальное обеспечение ___10. право на охрану здоровья и медицинскую помощь ___11. право на свободу

передвижения ___12. право на свободу совести ____14. право на свободу слова ____15. право обращения в

государственные органы и органы местного самоуправления.

8 конкурс. Права человека и гражданина.

Разделить права человека и гражданина по группам: А личные, Б политические, В социально-экономические

Поставьте букву напротив цифры

___1. право собственности ___2. право на объединение ___3. право на защиту семьи, материнства и детства ___4.

право на жизнь ___5. право на тайну переписки и телефонных разговоров ___6. право избирать и быть избранным

___7. право на неприкосновенность жилища ___8. право на свободу и личную неприкосновенность ___9.право на

социальное обеспечение ___10. право на охрану здоровья и медицинскую помощь ___11. право на свободу

передвижения ___12. право на свободу совести ____14. право на свободу слова ____15. право обращения в

государственные органы и органы местного самоуправления.

9 конкурс. Вам нужно вставить пропущенные буквы в слова. Каждое правильное слово – 1 балл

1) _л_кт_рат

2)

м_ни_ип_литет

3) б_л_ _тень

4) _м_нс_пация

5) а_с_нт_изм

6) _н_уг_рация

7) _м_ич_ен_

9 конкурс. Вам нужно вставить пропущенные буквы в слова. Каждое правильное слово – 1 балл

1) _л_кт_рат

2)

м_ни_ип_литет

3) б_л_ _тень

4) _м_нс_пация

5) а_с_нт_изм

6) _н_уг_рация

7) _м_ич_ен_

7

Конкурс

2.

Задание: вам предлагаются вопросы, вы должны выбрать один правильный вариант

ответа. Каждый верный ответ – 1 балл. Жюри оценит ваши ответы.

1. Режим, основными признаками которого являются: народовластие; правительство, основанное

на согласии управляемых; правило большинства; гарантии основных прав человека; свободные

выборы; справедливое судопроизводство и др., это:

а)

либерализм; б)

авторитаризм; в)

демократия.

2.

По достижении какого возраста гражданин Российской Федерации приобретает активное

избирательное право?

а) 16 лет; б) 18 лет; в) 21 год.

3. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе:

а)

25 лет; б)

30 лет; в)

35 лет.

4. Кандидат на должность Президента должен постоянно проживать в России, т. е. быть ее

гражданином, не менее:

а)

5 лет; б)

8 лет; в)

10 лет.

5. Каких представителей власти мы выбираем?

а)

Генерального прокурора РФ; б)

депутатов Государственной Думы;

в)

начальников отделений милиции;

г)

членов Конституционного Суда РФ; д)

министров.

6. Высшим непосредственным выражением власти народа являются:

а)

референдум; б)

свободные выборы; в)

и то и другое.

7.

Сколько

избирателей

должно

принять

участие

в

голосовании

по

выборам

депутатов

Государственной Думы, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?

а)

25% от списочного состава избирателей; б)

33% от списочного состава избирателей;

в)

50% от списочного состава избирателей; г) порог явки отменен

8. Сколько избирателей должно принять участие в голосовании по выборам Президента РФ,

чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?

а)

25% от списочного состава;

б)

50% от списочного состава;

в)

75% от списочного состава.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

8

5 конкурс.

Задание.

В

статье

32

Конституции

РФ

указывается

два

условия,

при

которых

гражданин,

достигший

необходимого возраста, не имеет права голосовать.

Найдите эти два условия среди приводимых ниже:

двойное гражданство;

признание по суду недееспособным;

долгое пребывание за границей;

служба в вооруженных силах;

наличие супруга, не имеющего российского гражданства;

нахождение в местах лишения свободы по решению суда;

статус священнослужителя;

наличие судимости;

неграмотность;

бедность

5 конкурс. Задание.

В

статье

32

Конституции

РФ

указывается

два

условия,

при

которых

гражданин,

достигший

необходимого возраста, не имеет права голосовать.

Найдите эти два условия среди приводимых ниже:

двойное гражданство;

признание по суду недееспособным;

долгое пребывание за границей;

служба в вооруженных силах;

наличие супруга, не имеющего российского гражданства;

нахождение в местах лишения свободы по решению суда;

статус священнослужителя;

наличие судимости;

неграмотность;

бедность

5 конкурс. Задание.

В

статье

32

Конституции

РФ

указывается

два

условия,

при

которых

гражданин,

достигший

необходимого возраста, не имеет права голосовать.

Найдите эти два условия среди приводимых ниже:

двойное гражданство;

признание по суду недееспособным;

долгое пребывание за границей;

служба в вооруженных силах;

наличие супруга, не имеющего российского гражданства;

нахождение в местах лишения свободы по решению суда;

статус священнослужителя;

наличие судимости;

неграмотность;

бедность

9

7 конкурс - конкурс прочти высказывание.

Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочтете высказывание.

Побеждает команда, которая быстрее прочтет высказывание. (раздать алфавит)

3 29

14 16 8 6 20 6

15 6

9 1 15 10 14 1 20 19 30 33

17 16 13 10 20 10 12 16 11

3 19 7

18 1 3 15 16

17 16 13 10 20 10 12 1

9 1 15 10 14 1 6 20 19 33

3 1 14 10

7 конкурс - конкурс прочти высказывание.

Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочтете высказывание.

Побеждает команда, которая быстрее прочтет высказывание. (раздать алфавит)

3 29

14 16 8 6 20 6

15 6

9 1 15 10 14 1 20 19 30 33

17 16 13 10 20 10 12 16 11

3 19 7

18 1 3 15 16

17 16 13 10 20 10 12 1

9 1 15 10 14 1 6 20 19 33

3 1 14 10

7 конкурс - конкурс прочти высказывание.

Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочтете высказывание.

Побеждает команда, которая быстрее прочтет высказывание. (раздать алфавит)

3 29

14 16 8 6 20 6

15 6

9 1 15 10 14 1 20 19 30 33

17 16 13 10 20 10 12 16 11

3 19 7

18 1 3 15 16

17 16 13 10 20 10 12 1

9 1 15 10 14 1 6 20 19 33

3 1 14 10

9 конкурс. Вам нужно вставить пропущенные буквы в слова. Каждое правильное слово – 1 балл

1) _л_кт_рат

2)

м_ни_ип_литет

3) б_л_ _тень

4) _м_нс_пация

5) а_с_нт_изм

6) _н_уг_рация

7) _м_ич_ен_

10

10 конкурс.

Например. Не пойман – не вор (каждый обвиняемый считается невиновным, пока его

виновность не будет установлена в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена

вступившим в силу приговором суда, т.е. презумпция невиновности). Ст.49

1. Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем

2. Делу - время, а потехе - час

3. На чужой каравай рта не разевай

4. Не прикажите казнить, прикажите речь молвить

5. Бил жену денечек, а плакал годочек

6. Какое конституционное право провозглашает эта пословица: Грамоте учиться – всегда пригодится.

За каждый правильный ответ 1 балл.

(свобода совести, свобода вероисповедания). Ст.28 (А)

(право на труд и на отдых). Ст.37 (В)

(право на неприкосновенность частной собственности). Ст.35 (Г)

(гарантия судебной защиты прав и свобод человека). Ст.46 (Б)

(материнство и детство, семья находятся под защитой государства). Ст.38 (Е)

(Право на образование). Ст.43 Конституции РФ (Д)

11



В раздел образования