Автор: Плякина Людмила Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка викторины "Я - будущий избиратель"
Раздел: среднее образование
Тема: Викторина по избирательному праву «Я-будущий избиратель» (в форме игры)
Цветут сады и колосятся нивы
Из года в год, из века в век,
Но чтобы этот мир не стал пустынней,
Всегда ты должен делать выбор человек.
Цель игры: повышение правовой культуры и избирательной активности учащихся
Задачи:
Образовательные: актуализировать знания учащихся, полученные при изучении избирательного
права.
Развивающие: развивать логические умения учащихся – сравнивать, анализировать, обобщать
понятия, аргументировать; развивать познавательные интересы и способности.
Воспитательные: способствовать созданию атмосферы сотрудничества учащихся в процессе
совместной деятельности; воспитывать уважение к закону, поддержанию правопорядка, традициям;
повышать доверие к государственным институтам и общественным организациям.
Подготовительная работа:
-
подбор
заданий
для
проведения
викторины
с
учетом
психологических
и
возрастных
особенностей учащихся;
- подготовить необходимый демонстрационный наглядный и раздаточный материал;
- организовать команды учащихся 9 «А» класса.
Форма
проведения
игры: из
учащихся
класса
учитель
формирует
3
команды,
которые
придумывают названия. Из класса также выбираются 2 ведущих. Члены жюри – приглашенные гости.
Содержание игры: Командам в ходе игры нужно преодолеть этапы, в которых рассматриваются
вопросы избирательного права.
Учитель: Каждый день мы с вами делаем какой-то выбор. Но в силу вашего возраста, вы не
можете пока участвовать в политическом выборе, не можете голосовать. Но через пару лет вы сможете
принимать активное участие в судьбе России. Поэтому мы с вами сегодня проведем игру «Я-будущий
избиратель», подготовим вас к вашему будущему.
У нас есть три команды. 1 – «Ветер перемен», 2 – «Светлое будущее», 3 – «Прогресс». Есть также
2 ведущих, на плечи которых возложена задача провести эту игру и независимое жюри, которое будет
строго, но лояльно оценивать команды. Игра будет состоять из конкурсов. Предлагаю начать.
Ведущий
1:
Здравствуйте,
дорогие
друзья!
Наша
сегодняшняя
встреча
посвящена
из-
бирательному праву в Российской Федерации, потому что все мы с вами живём в демократическом
государстве и должны знать свои права и обязанности по отношению к нему.
Ведущий
2: На сегодняшний день, когда мы все являемся непосредственными очевидцами
становления демократического правового государства в Российской Федерации, народные выборы в
представительные
органы
местного
самоуправления
являются
единственно
допустимым
способом
избрания.
Ведущий 1: Многие из вас скоро достигнут того возраста, когда можно стать избирателем. Для
того чтобы принимать участие в выборах, стать избирателем нужно ориентироваться в этом вопросе.
Для этого мы предлагаем сыграть в деловую игру «Я – БУДУЩИЙ ИЗБИРАТЕЛЬ».
Ведущий 2: Разрешите представить жюри в составе:
А также представить команды. Пожалуйста, слово 1 команде. Название, девиз. Слово 2 команде.
Название, девиз. Слово 3 команде. Название, девиз.
Ведущий 1. 1-й конкурс «Разминка»
Кто за 2 мин напишет больше слов, связанных с понятием «выборы». Каждое слово – 1 балл.
Начали. А теперь послушаем ответы команд. Жюри зафиксирует полученные баллы.
Ведущий 2: Переходим ко второму конкурсу.
Задание: вам предлагаются вопросы, вы должны выбрать один правильный вариант ответа.
Каждый верный ответ – 1 балл. Жюри оценить ваши ответы.
1.
Режим, основными признаками которого являются: народовластие; правительство,
основанное на согласии управляемых; правило большинства; гарантии основных прав человека;
свободные выборы; справедливое судопроизводство и др., это:
а)
либерализм; б)
авторитаризм; в)
демократия.
1
2.
По
достижении
какого
возраста
гражданин
Российской
Федерации
приобретает
активное избирательное право?
а) 16 лет; б) 18 лет; в) 21 год.
3. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе:
а)
25 лет; б)
30 лет; в)
35 лет.
4. Кандидат на должность Президента должен постоянно проживать в России, т. е. быть ее
гражданином, не менее:
а)
5 лет; б)
8 лет; в)
10 лет.
5. Каких представителей власти мы выбираем?
а)
Генерального прокурора РФ; б)
депутатов Государственной Думы;
в)
начальников отделений милиции;
г)
членов Конституционного Суда РФ; д)
министров.
6. Высшим непосредственным выражением власти народа являются:
а)
референдум; б)
свободные выборы; в)
и то и другое.
7. Сколько избирателей должно принять участие в голосовании по выборам депутатов
Государственной Думы, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?
а)
25% от списочного состава избирателей; б)
33% от списочного состава избирателей;
в)
50% от списочного состава избирателей; г) порог явки отменен
8. Сколько избирателей должно принять участие в голосовании по выборам Президента
РФ, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?
а)
25% от списочного состава;
б)
50% от списочного состава;
в)
75% от списочного состава.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Ведущий 1: Следующий конкурс: «Наказ депутатам Государственной Думы» (Д/задание)
Максимально – 3 балла
Ребята! Вам, как будущим избирателям и молодому поколению нашей страны было предложено в
качестве домашнего задания написать ваши предложения депутатам Гос.Думы, где вы должны были
изложить значимые, на ваш взгляд, вопросы и проблемы, которые необходимо решать представителям
власти в первую очередь. Сейчас мы послушаем каждую из команд и оценим их ответы.
Критерии оценки для жюри:
- актуальность поставленных вопросов.
- значимость вопроса в масштабах страны, области, района, села.
- аргументированное обоснование поставленной проблемы.
- использование политической терминологии.
- правильность оформления.
Ведущий 2: 4 конкурс называется «Я буду голосовать на выборах».
Нужно продолжить фразу «Я буду голосовать на выборах, потому что …» (каждой команде 3
ответа)
— живу в этой стране;
— я — гражданин своей страны;
— имею на это право;
— отношусь к этому с большой ответственностью;
— мой голос может стать решающим;
— мне предоставлено право выбора;
— не хочу отличаться от других;
— считаю это своей обязанностью;
— хочу улучшить обстановку в своей стране;
— мне не безразлично будущее своей страны;
— подаю пример другим; — голосую за справедливость.
Ведущий 1: 5 конкурс. Собираясь на выборы, каждый гражданин страны должен знать условия
избрания и быть избранным. Каждой команде выдается список с названием этих условий.
Задание.
В статье 32 Конституции РФ
указывается два условия, при которых гражданин, достигший
необходимого возраста, не имеет права голосовать.
2
Найдите эти два условия среди приводимых ниже:
•
двойное гражданство;
•
признание по суду недееспособным;
•
долгое пребывание за границей;
•
служба в вооруженных силах;
•
наличие супруга, не имеющего российского гражданства;
•
нахождение в местах лишения свободы по решению суда;
•
статус священнослужителя;
•
наличие судимости;
•
неграмотность;
•
бедность
Правильные ответы:
•
признание по суду недееспособным;
•
нахождение в местах лишения свободы по решению суда
Выигрывает команда, которая даст правильные ответы быстрей
За правильное решение задания команда получает 1 балл.
Ведущий
2: 6 конкурс -
конкурс лозунгов. К заранее подготовленным плакатам по теме
«Идти на выборы? Идти на выборы!» команды должны подобрать аргументы, с помощью которых
они стали бы убеждать своих сверстников идти на выборы, если те сомневаются. (по 2 аргумента
от команды)
Ведущий 1: 7 конкурс - конкурс прочти высказывание.
Если
вы
замените
цифры
буквами
согласно
их
месту
в
русском
алфавите,
то
прочтете
высказывание. Побеждает команда, которая быстрее прочтет высказывание. (раздать алфавит)
3 29
14 16 8 6 20 6
15 6
9 1 15 10 14 1 20 19 30 33
17 16 13 10 20 10 12 16 11
3 19 7
18 1 3 15 16
17 16 13 10 20 10 12 1
9 1 15 10 14 1 6 20 19 33
3 1 14 10
«Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика занимается
вами.» ( Ш. Монталамбер)
Ведущий
2.
8
конкурс. Каждой
команде
дается
задание:
разделить
права
человека
и
гражданина по группам: а)личные, б) политические, в) социально-экономические
Ответы заносим в лист №4 и передаем в жюри.
1.право собственности, В 2. право на объединение В 3. право на защиту семьи, материнства и
детства В 4. право на жизнь А 5. право на тайну переписки и телефонных разговоров А 6. право
избирать и быть избранным Б 7. право на неприкосновенность жилища А 8. право на свободу и личную
неприкосновенность
А
9.право
на
социальное
обеспечение
В
10.
право
на
охрану
здоровья
и
медицинскую помощь В 11. право на свободу передвижения А 12. право на свободу совести А 13. право
на образование В 14. право на свободу слова А 15. право обращения в государственные органы и органы
местного самоуправления Б
Ведущий 2: 9 конкурс. Вам нужно вставить пропущенные буквы в слова. Каждое правильное
слово – 1 балл
1) _л_кт_рат
(электорат)
2)
м_ни_ип_литет
(муниципалитет)
3) б_л_ _тень
(бюллетень)
4) _м_нс_пация
(эмансипация)
5) а_с_нт_изм
(абсентеизм)
6) _н_уг_рация
(инаугурация)
7) о_б_ _смен
(омбудсмен)
8) _м_ич_ен_
(импичмент)
3
Ведущий
1:
(если
останется
время)
Следующий конкурс « Пословицы и поговорки». Он
основан на народной мудрости – пословицах русского народа, а вы с высоты своей сегодняшней
осведомлённости попробуйте соотнести их со статьями Конституции, в которых сформулированы
права и свободы человека и гражданина РФ.
Например.
Не
пойман
–
не
вор
(каждый
обвиняемый
считается
невиновным,
пока
его
виновность не будет установлена в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена
вступившим в силу приговором суда, т.е. презумпция невиновности). Ст.49
1)Какому
конституционному
праву
соответствует
эта
пословица:
(вопросы
задаются
по
очереди
каждой
команде)
1.
Все
под
одним
Богом
ходим,
хоть
и
не
в
одного
веруем
(свобода
совести, свобода вероисповедания). Ст.28
2. Делу - время, а потехе - час (право на труд и на отдых) . Ст.37
3. На чужой каравай рта не разевай (право на неприкосновенность частной собственности). Ст.35
4. Не прикажите казнить, прикажите речь молвить (гарантия судебной защиты прав и свобод
человека).
Ст.46
5. Бил жену денечек, а плакал годочек (материнство и детство, семья находятся под защитой
государства).
Ст.38
6.
Какое
конституционное
право
провозглашает
эта
пословица:
Грамоте
учиться
–
всегда
пригодится. (Право на образование) Ст.43 Конституции РФ
За каждый правильный ответ 1 балл.
Ведущий
1.
Подведение
итогов. Мы
благодарим
наших
гостей
и
участников
викторины.
Думаем, что наша встреча не прошла бесследно. Чтобы сделать правильный выбор, нужно знать
свои права. Сегодняшняя викторина показала, что вы знаете основы избирательного права.
Ведущий 2. А сейчас слово предоставляется нашему уважаемому жюри.
Учитель:
Всем спасибо. И в завершение я предлагаю каждому из вас заполнить таблицу, в
которой вы анонимно оцените наше сегодняшнее мероприятие.
4
Критерии оценки игры
Утверждение
Полностью
согласен
Частично
согласен
Частично не
согласен
Полностью не
согласен
На игре я приобрёл(а) много новой
информации
В ходе игры я чувствовал(а) себя
комфортно
Информация пригодится мне в
дальнейшем
Я обязательно поделюсь полученной
информацией с друзьями
В ходе игры я получил(а) ответы на
все свои вопросы по данной теме
Критерии оценки игры
Утверждение
Полностью
согласен
Частично
согласен
Частично не
согласен
Полностью не
согласен
На игре я приобрёл(а) много новой
информации
В ходе игры я чувствовал(а) себя
комфортно
Информация пригодится мне в
дальнейшем
Я обязательно поделюсь полученной
информацией с друзьями
В ходе игры я получил(а) ответы на
все свои вопросы по данной теме
5
Таблица выставления баллов для жюри
№ тура
Команда: «Ветер перемен»
Команда: «Светлое
будущее»
Команда: «Прогресс»
Первый тур «Слова,
связанные с понятием
«выборы»». 1 балл за верное
слово
Второй тур «Тест» 1 балл за
верный ответ
Третий тур «Наказ депутатам
Государственной Думы
(д/зад)» макс. 3 балла
Четвертый тур «Я буду
голосовать на выборах» 1 балл
верный ответ
Пятый тур «Два условия, при
которых нельзя голосовать». 1
балл верный ответ
Шестой тур «Аргументы» 1
балл за каждый обоснованный
аргумент
Седьмой тур «Прочти
высказывание» 3 балла
Восьмой тур «Права человека
и гражданина» 1 балл верное
соотношение
Девятый тур «Вставить
пропущенные буквы» 1 балл
верное слово
6
8 конкурс. Права человека и гражданина.
Разделить права человека и гражданина по группам: А личные, Б политические, В социально-экономические
Поставьте букву напротив цифры
___1. право собственности ___2. право на объединение ___3. право на защиту семьи, материнства и детства ___4.
право на жизнь ___5. право на тайну переписки и телефонных разговоров ___6. право избирать и быть избранным
___7. право на неприкосновенность жилища ___8. право на свободу и личную неприкосновенность ___9.право на
социальное обеспечение ___10. право на охрану здоровья и медицинскую помощь ___11. право на свободу
передвижения ___12. право на свободу совести ____14. право на свободу слова ____15. право обращения в
государственные органы и органы местного самоуправления.
8 конкурс. Права человека и гражданина.
Разделить права человека и гражданина по группам: А личные, Б политические, В социально-экономические
Поставьте букву напротив цифры
___1. право собственности ___2. право на объединение ___3. право на защиту семьи, материнства и детства ___4.
право на жизнь ___5. право на тайну переписки и телефонных разговоров ___6. право избирать и быть избранным
___7. право на неприкосновенность жилища ___8. право на свободу и личную неприкосновенность ___9.право на
социальное обеспечение ___10. право на охрану здоровья и медицинскую помощь ___11. право на свободу
передвижения ___12. право на свободу совести ____14. право на свободу слова ____15. право обращения в
государственные органы и органы местного самоуправления.
8 конкурс. Права человека и гражданина.
Разделить права человека и гражданина по группам: А личные, Б политические, В социально-экономические
Поставьте букву напротив цифры
___1. право собственности ___2. право на объединение ___3. право на защиту семьи, материнства и детства ___4.
право на жизнь ___5. право на тайну переписки и телефонных разговоров ___6. право избирать и быть избранным
___7. право на неприкосновенность жилища ___8. право на свободу и личную неприкосновенность ___9.право на
социальное обеспечение ___10. право на охрану здоровья и медицинскую помощь ___11. право на свободу
передвижения ___12. право на свободу совести ____14. право на свободу слова ____15. право обращения в
государственные органы и органы местного самоуправления.
9 конкурс. Вам нужно вставить пропущенные буквы в слова. Каждое правильное слово – 1 балл
1) _л_кт_рат
2)
м_ни_ип_литет
3) б_л_ _тень
4) _м_нс_пация
5) а_с_нт_изм
6) _н_уг_рация
7) _м_ич_ен_
9 конкурс. Вам нужно вставить пропущенные буквы в слова. Каждое правильное слово – 1 балл
1) _л_кт_рат
2)
м_ни_ип_литет
3) б_л_ _тень
4) _м_нс_пация
5) а_с_нт_изм
6) _н_уг_рация
7) _м_ич_ен_
7
Конкурс
2.
Задание: вам предлагаются вопросы, вы должны выбрать один правильный вариант
ответа. Каждый верный ответ – 1 балл. Жюри оценит ваши ответы.
1. Режим, основными признаками которого являются: народовластие; правительство, основанное
на согласии управляемых; правило большинства; гарантии основных прав человека; свободные
выборы; справедливое судопроизводство и др., это:
а)
либерализм; б)
авторитаризм; в)
демократия.
2.
По достижении какого возраста гражданин Российской Федерации приобретает активное
избирательное право?
а) 16 лет; б) 18 лет; в) 21 год.
3. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе:
а)
25 лет; б)
30 лет; в)
35 лет.
4. Кандидат на должность Президента должен постоянно проживать в России, т. е. быть ее
гражданином, не менее:
а)
5 лет; б)
8 лет; в)
10 лет.
5. Каких представителей власти мы выбираем?
а)
Генерального прокурора РФ; б)
депутатов Государственной Думы;
в)
начальников отделений милиции;
г)
членов Конституционного Суда РФ; д)
министров.
6. Высшим непосредственным выражением власти народа являются:
а)
референдум; б)
свободные выборы; в)
и то и другое.
7.
Сколько
избирателей
должно
принять
участие
в
голосовании
по
выборам
депутатов
Государственной Думы, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?
а)
25% от списочного состава избирателей; б)
33% от списочного состава избирателей;
в)
50% от списочного состава избирателей; г) порог явки отменен
8. Сколько избирателей должно принять участие в голосовании по выборам Президента РФ,
чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?
а)
25% от списочного состава;
б)
50% от списочного состава;
в)
75% от списочного состава.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
8
5 конкурс.
Задание.
В
статье
32
Конституции
РФ
указывается
два
условия,
при
которых
гражданин,
достигший
необходимого возраста, не имеет права голосовать.
Найдите эти два условия среди приводимых ниже:
•
двойное гражданство;
•
признание по суду недееспособным;
•
долгое пребывание за границей;
•
служба в вооруженных силах;
•
наличие супруга, не имеющего российского гражданства;
•
нахождение в местах лишения свободы по решению суда;
•
статус священнослужителя;
•
наличие судимости;
•
неграмотность;
•
бедность
5 конкурс. Задание.
В
статье
32
Конституции
РФ
указывается
два
условия,
при
которых
гражданин,
достигший
необходимого возраста, не имеет права голосовать.
Найдите эти два условия среди приводимых ниже:
•
двойное гражданство;
•
признание по суду недееспособным;
•
долгое пребывание за границей;
•
служба в вооруженных силах;
•
наличие супруга, не имеющего российского гражданства;
•
нахождение в местах лишения свободы по решению суда;
•
статус священнослужителя;
•
наличие судимости;
•
неграмотность;
•
бедность
5 конкурс. Задание.
В
статье
32
Конституции
РФ
указывается
два
условия,
при
которых
гражданин,
достигший
необходимого возраста, не имеет права голосовать.
Найдите эти два условия среди приводимых ниже:
•
двойное гражданство;
•
признание по суду недееспособным;
•
долгое пребывание за границей;
•
служба в вооруженных силах;
•
наличие супруга, не имеющего российского гражданства;
•
нахождение в местах лишения свободы по решению суда;
•
статус священнослужителя;
•
наличие судимости;
•
неграмотность;
•
бедность
9
7 конкурс - конкурс прочти высказывание.
Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочтете высказывание.
Побеждает команда, которая быстрее прочтет высказывание. (раздать алфавит)
3 29
14 16 8 6 20 6
15 6
9 1 15 10 14 1 20 19 30 33
17 16 13 10 20 10 12 16 11
3 19 7
18 1 3 15 16
17 16 13 10 20 10 12 1
9 1 15 10 14 1 6 20 19 33
3 1 14 10
7 конкурс - конкурс прочти высказывание.
Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочтете высказывание.
Побеждает команда, которая быстрее прочтет высказывание. (раздать алфавит)
3 29
14 16 8 6 20 6
15 6
9 1 15 10 14 1 20 19 30 33
17 16 13 10 20 10 12 16 11
3 19 7
18 1 3 15 16
17 16 13 10 20 10 12 1
9 1 15 10 14 1 6 20 19 33
3 1 14 10
7 конкурс - конкурс прочти высказывание.
Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочтете высказывание.
Побеждает команда, которая быстрее прочтет высказывание. (раздать алфавит)
3 29
14 16 8 6 20 6
15 6
9 1 15 10 14 1 20 19 30 33
17 16 13 10 20 10 12 16 11
3 19 7
18 1 3 15 16
17 16 13 10 20 10 12 1
9 1 15 10 14 1 6 20 19 33
3 1 14 10
9 конкурс. Вам нужно вставить пропущенные буквы в слова. Каждое правильное слово – 1 балл
1) _л_кт_рат
2)
м_ни_ип_литет
3) б_л_ _тень
4) _м_нс_пация
5) а_с_нт_изм
6) _н_уг_рация
7) _м_ич_ен_
10
10 конкурс.
Например. Не пойман – не вор (каждый обвиняемый считается невиновным, пока его
виновность не будет установлена в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена
вступившим в силу приговором суда, т.е. презумпция невиновности). Ст.49
1. Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем
2. Делу - время, а потехе - час
3. На чужой каравай рта не разевай
4. Не прикажите казнить, прикажите речь молвить
5. Бил жену денечек, а плакал годочек
6. Какое конституционное право провозглашает эта пословица: Грамоте учиться – всегда пригодится.
За каждый правильный ответ 1 балл.
(свобода совести, свобода вероисповедания). Ст.28 (А)
(право на труд и на отдых). Ст.37 (В)
(право на неприкосновенность частной собственности). Ст.35 (Г)
(гарантия судебной защиты прав и свобод человека). Ст.46 (Б)
(материнство и детство, семья находятся под защитой государства). Ст.38 (Е)
(Право на образование). Ст.43 Конституции РФ (Д)
11