Автор: Хлюстова Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №20
Населённый пункт: город Бор Нижегордская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект ООД по ФЦКМ: «Путешествие во времени»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ФЦКМ: «Путешествие во времени»
Образовательные задачи:
1.
Расширять знания о воинах разных эпох.
2.
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую
формы речи.
3.
Продолжать работу по обогащению словаря.
Развивающие задачи:
1.
Развивать фонематический слух, связную речь, навыки чтения.
2.
Развитие навыков звукового анализа.
3.
Развитие познавательного интереса.
Воспитательные задачи:
1.
Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине.
2.
Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми,
любить и защищать свою Родину.
3.
Воспитывать у девочек уважение к мальчикам, как будущим
защитникам Родины.
Материалы и оборудование: костюмы и оружие богатырей, гусаров;
репродукция В.Васнецова «Богатыри»; ноутбук; карта сражения, карточки со
слогами; презентация «Путешествие во времени»;
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, кто сможет сказать, какой приближается праздник?
Вам хотелось бы вам узнать о воинах древних времён?
А где можно о них узнать? (в музеях, выставках,библиотеках…)
Я вам предлагаю совершить путешествие во времени, отправиться в прошлое
и познакомиться с воинами разных времён.
Мы отправимся при помощи современной техники, у меня есть ноутбук -
времени, который переместит нас в пространстве.
Воспитатель. Вы согласны отправиться в путешествие?
Но, у меня есть одно условие: помните, вести себя достойно, чтобы не
потеряться во времени, вместе скажем волшебные слова: «Кручу, верчу, в
прошлое попасть хочу!»
Слайд 2.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто это?
Дети: Это богатыри.
Посмотрите, какие отличительные особенности одежды были у богатырей?
(кольчуга – воинский доспех в виде
рубашки из металлических колец;
шлем – воинский головной убор из металла;
поножи – металлическая защита на ногах)
А какое вооружение было у древних воинов? (щит, меч, булава, лук со
стрелами, копьё, кинжал, палица – дубинка из металла)
- Как передвигались богатыри? (на богатырском коне)
- Война была не всё время, а чем же они занимались? (ответы детей).
- Как вы думаете, любили ли богатыри свою Родину, свою землю?
- В чем это выражалось?
Воспитатель: Ребята в музее есть картина. Кто назовёт имя художника и
название произведения? (В.Васнецов «Богатыри»). Что можно сказать о
картине? (стоят на страже Руси). Послушаем рассказ о том какие богатыри
здесь изображены и как они служили.
Рассказ ребёнка.
На картине изображены три известных богатыря: Илья Муромец, Добрыня
Никитич, Алёша Попович. Они жили во времена правления князя Владимира
в древней Руси.
А вы знаете, что в древней Руси в палатах князя Владимира богатырей
рассаживали за прямоугольным столом. Устраивали пиры и обсуждали
проблемы государства. А вот в Англии богатырей называли – рыцари, и при
правлении короля Артура они собирались за круглым столом и были равны
между собой.
Воспитатель: Так выходит, вы знаете о богатырях всё? Тогда, предлагаю вам
поиграть в игру.
«Вооружи богатыря»
Детям на выбор предлагаются изображения оружия разных воинов,
инструменты, команда мальчиков вооружает богатырей
Слайд 3.
Воспитатель: давайте назовём оружие богатырей.
Воспитатель. Ребята, нам пора перемещаться в следующую эпоху.
Берёмся за руки и говорим волшебные слова: «Кручу, верчу, в другое время
попасть хочу».
Слайд 4.
Воспитатель: Чей портрет изображён?
Дети: Изображён портрет Дмитрия Донского. Давайте попросим рассказать о
нём.
Рассказ о Дмитрии Донском.
Дмитрий
Донской
–
московский
князь возглавил
вооруженную
борьбу
русского народа против татарского войска и разгромил его в Куликовской
битве на реке Дон, за что был прозван Донским.
Воспитатель. Ребята, нам пора перемещаться в следующую эпоху.
Берёмся за руки и говорим волшебные слова: «Кручу, верчу, в другое время
попасть хочу».
Слайд 5.
Воспитатель: А кто изображён на этой картине ?
Дети: Александр Невский. Давайте послушаем рассказ об Александре
Невском.
Рассказ об Александре Невском.
Александр Невский – прославился победой над немецкими крестоносцами в
знаменитом «Ледовом побоище» на льду Чудского озера. Ему принадлежат
слова, которые дошли до наших дней: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча
и падет».
Воспитатель. Ребята, нам пора перемещаться в следующую эпоху.
Берёмся за руки и говорим волшебные слова: «Кручу, верчу, в другое время
попасть хочу».
Слайд 6.
Воспитатель: А кто изображён на этой картин ?
Дети:
Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский. Послушаем рассказ о Кузьме
Минине и князе Дмитрии Пожарском.
Рассказ о Кузьме Минине и князе Дмитрии Пожарском.
После смерти царя Ивана Грозного в русском государстве по всей стране
разъезжали иноземцы, сжигая деревни, разрушая города.
Для изгнания захватчиков осенью 1611 года в Нижнем Новгороде стало
собираться народное войско - ополчение. Возглавил его торговый посадский
человек Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский. В разные концы страны
скакали гонцы с призывами объединяться против общего врага. 4 ноября
спасли Московский Кремль.
Воспитатель: С 2005 года 4 ноября объявлен государственным праздником -
Днём народного единства. А руководители ополчения, Кузьма Минин и князь
Пожарский, получили всенародное признание как спасители Отечества.
Минин и Пожарский –
Русские герои.
Минин и Пожарский
Столицу взяли с боем.
Смогли они народы на подвиг вдохновить,
Чтоб возвратить свободу
И мир восстановить.
Слайд 7.
Воспитатель: А кто изображён на этой картине ?
Дети: На картине изображён Александр Васильевич Суворов. Предлагаю
послушать рассказ об Александре Васильевиче Суворове.
Рассказ об Александре Васильевиче Суворове.
Александр Васильевич Суворов, он славно воевал во время русско-турецкой
войны, одержал много побед. Когда он был ребёнком, то часто болел. Но он
решил закаляться, делать по утрам зарядку и стал полководцем.
Солдаты любили Суворова, были готовы идти за ним в бой, отдать за него
жизнь. А его слова мы повторяем до сих пор: «Тяжело в ученье, легко в бою»,
«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Сегодня в России
есть специальные учебные заведения для будущих военных, названные в
честь Суворова – суворовские училища.
Воспитатель: Его слова стали пословицами, а мы сейчас с вами вспомним
другие известные пословицы и поиграем в игру «Доскажи пословицу»
- Один в поле………(не воин)
- Один за всех………..(и все за одного)
- Жить……(Родине служить)
- Смелый боец, в бою…..(молодец).
- Герой - за Родину ………(горой).
- Жить – Родине……………………...(служить).
- Чем крепче дружба, тем легче ……(служба).
- Родина – мать, умей за нее…………(постоять).
Слайд 8.
Воспитатель: А кто изображён на этой картине ?
Дети: На картине изображён Михаил Илларионович Кутузов. Предлагаю
послушать рассказ о Михаиле Илларионовиче Кутузове.
Рассказ о Михаиле Илларионовиче Кутузове.
Воспитатель: Михаил Илларионович Кутузов был главнокомандующим
русской армией в 1812 году, которая одержала победу над французским
императором Наполеоном Бонопартом.
Слайд 9.
Воспитатель: Кто изображен на картинке?
Дети: Гусар. Послушайте рассказ о гусарах.
Рассказ о гусарах.
ГУСАРЫ - род кавалерийских войск. Возникли в Венгрии при правлении
короля Матвея Коврина в конце 15 века. Затем гусары распространились и в
армиях других стран.
Венгерское происхождение нашло отражение в форме, есть особенности
венгерского национального костюма.
Венгерка или доломан – куртка со шнурами.
Ментик – короткая куртка, обшитая мехом.
Кивер или меховая шапка с султаном, а в ней был потайной карман.
Чакчиры – рейтузы, расшитые шнуром.
Кушак – пояс.
Низкие сапоги со шпорами.
Вооружены были гусары саблей, карабином, пистолетом.
Задачами гусарской кавалерии была разведка, действие в тылу врага, если
враг бежал, в дело вступали гусары – захватывали пленных, обозы, оружие.
Чтобы стать настоящим гусаром, надо каждое утро делать зарядку.
Давайте сделаем её все с вами.
Физминутка «Солдаты».
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки -
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки -
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим -
тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем -
Выше, выше, выше.
Воспитатель: Вместе с гусаром воевали уланы и драгуны.
Давайте сейчас решим ребусы и закрепим некоторые знания о войне
1812 гола.
Слайды.
С буквой «Ч» – я брат кладовки,
Где старьё, а не обновки.
А без «Ч» расклад иной,
Я – вояка удалой.
Пика, сабля у меня,
Жизнь не мыслю без коня.
Неприятность лишь одна –
Жаль, прошли те времена.
Ч _ _ _ _ – _ _ _ _
(ЧУЛАН – УЛАН)
С буквой «Ч» я с синяками,
Спор решаю кулаками.
Я гроза всего двора,
Разбегайся, детвора!
С буквой «Г» – кавалерист,
Ладно скроен и плечист.
Вьётся «конский хвост» на каске,
Чтоб сражаться без опаски.
_ _ _ Ч _ _ – _ _ _ Г _ _
(ДРАЧУН – ДРАГУН)
С буквой «К» – он муж гусыни,
Мягкий пух его в перине.
Он заботливый отец
И известнейший боец.
С буквой «Р» – смельчак с усами,
Снится ночью каждой даме.
Всадник бравый и лихой,
Рвётся он без страха в бой.
_ _ _ _ К – _ _ _ _ Р
(ГУСАК – ГУСАР)
В «КУЗОВ» машины слог «ТУ» погрузили...
И в полководца его превратили.
Наш полководец, с раненым глазом.
Кто назовёт нам фамилию сразу?
(КУЗОВ – КУ-ТУ-ЗОВ – КУТУЗОВ.)
Возьмём предлог, местоименье,
Меж ними – место для сраженья.
Всё вместе – имя полководца,
Которым торт сейчас зовётся.
(И каждый раз пирог съедая,
Мы тем француза побеждаем.)
_ _ + _ _ _ _ + _ _ = _ _ _ _ _ _ _ _
(НА + ПОЛЕ + ОН = НАПОЛЕОН)
С буквой «О» и буквой «Ё»
Украшает он жильё.
На полу иль на стене,
Очень нравится он мне.
С буквой «И» и с буквой «Е» –
У солдат на голове,
Только раньше, в старину,
В Бородинскую войну.
_ О _ Ё _ – _ И _ Е _
(КОВЁР – КИВЕР)
Воспитатель: А как вы думаете, были ли в те давние времена телефоны? Как
главнокомандующие поддерживали связь с солдатами? Так как телефонов не
было, солдаты были вынуждены лично доставлять сообщения в штаб. Иногда
это приходилось делать пешком, или на лошади. А чтобы узнать, что было
написано в последнем донесении, мы отгадаем кроссворд.
Слайды.
По горизонтали:
1. Орудие, из которого стреляли во время Бородинского сражения (пушка).
2. Верховный главнокомандующий русской армией в войне с Наполеоном
(Кутузов).
3. Село, возле которого произошло главное сражение в войне 1812 года
(Бородино).
4. Главнокомандующий французской армией (Наполеон).
5. Снаряд, которым стреляли из пушки (ядро).
6. Артиллерийский снаряд для поражения противника на близком расстоянии
(Картечь).
Воспитатель: Читаем слово по вертикали.
Дети: ПОБЕДА.
Рассказ ребёнка.
На картине изображены три известных богатыря: Илья Муромец, Добрыня
Никитич, Алёша Попович. Они жили во времена правления князя Владимира
в древней Руси.
А вы знаете, что в древней Руси в палатах князя Владимира богатырей
рассаживали за прямоугольным столом. Устраивали пиры и обсуждали
проблемы государства. А вот в Англии богатырей называли – рыцари, и при
правлении короля Артура они собирались за круглым столом и были равны
между собой.
Рассказ о Дмитрии Донском.
Дмитрий
Донской
–
московский
князь возглавил
вооруженную
борьбу
русского народа против татарского войска и разгромил его в Куликовской
битве на реке Дон, за что был прозван Донским.
Рассказ об Александре Невском.
Александр Невский – прославился победой над немецкими крестоносцами в
знаменитом «Ледовом побоище» на льду Чудского озера. Ему принадлежат
слова, которые дошли до наших дней: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча
и падет».
Рассказ о Кузьме Минине и князе Дмитрии Пожарском.
После смерти царя Ивана Грозного в русском государстве по всей стране
разъезжали иноземцы, сжигая деревни, разрушая города.
Для изгнания захватчиков осенью 1611 года в Нижнем Новгороде стало
собираться народное войско - ополчение. Возглавил его торговый посадский
человек Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский. В разные концы страны
скакали гонцы с призывами объединяться против общего врага. 4 ноября
спасли Московский Кремль.
Рассказ об Александре Васильевиче Суворове.
Александр Васильевич Суворов, он славно воевал во время русско-турецкой
войны, одержал много побед. Когда он был ребёнком, то часто болел. Но он
решил закаляться, делать по утрам зарядку и стал полководцем.
Солдаты любили Суворова, были готовы идти за ним в бой, отдать за него
жизнь. А его слова мы повторяем до сих пор: «Тяжело в ученье, легко в бою»,
«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Сегодня в России
есть специальные учебные заведения для будущих военных, названные в
честь Суворова – суворовские училища.
Рассказ о Михаиле Илларионовиче Кутузове.
Воспитатель: Михаил Илларионович Кутузов был главнокомандующим
русской армией в 1812 году, которая одержала победу над французским
императором Наполеоном Бонопартом.
Минин и Пожарский –
Русские герои.
Минин и Пожарский
Столицу взяли с боем.
Смогли они народы на подвиг вдохновить,
Чтоб возвратить свободу
И мир восстановить.