Автор: Савич Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ 135
Населённый пункт: Новосибирская область, г.Новосибирск
Наименование материала: Исследовательский проект
Тема: "Здравствуй, осень"!
Раздел: дошкольное образование
Исследовательско - игровой проект «Здравствуй, осень»!
МБОУ СОШ № 135
г. Новосибирск
Воспитатель: Савич Н.В.
Продолжительность проекта: с 20.09.2019г. по 20.10.2019г.
Участники проекта
:
дети
средней группы, воспитатель, родители воспитанников,
музыкальный работник.
Цель проекта: формирование познавательного интереса к окружающей среде:
знакомство со временем года «осень», осенними явлениями природы, названиями
овощей, фруктов, грибами, трудом людей в осенний период.
Задачи проекта:
- расширить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой
природы;
- привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия
его красок и форм;
- способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании
декоративных композиций и рисунков;
- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи»,
«Фрукты»;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с
природой.
- привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и
детей над решением.
Актуальность
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Познание природы,
проникновение в ее причинно-следственные связи между объектами и явлениями
развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения.
Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более
чутким. Чем больше мы узнаем природу своего края, тем больше начинаем любить
его. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании
реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Основные направления реализации проекта
-Непосредственно образовательная деятельность по темам: «Овощи», «Фрукты»,
«Сад», «Огород», «Грибы».
-Домашнее задание для детей и родителей – подбор картинок с фруктами для
изготовления альбома «Мой любимый фрукт (овощ)», участие в конкурсе поделок
из овощей и фруктов.
-Беседы с детьми: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Лесное богатство»
(ягоды, грибы).
Предварительная работа
- Рассматривание альбомов на тему «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы».
«Лесные ягоды».
-Чтение русских народных сказок «Вершки и корешки», «Репка».
- Инсценирование сказок.
-Прослушивание песен про осень, альбома П.И.Чайковского «Времена года».
-Работа на стенде «Времена года».
-Пальчиковая гимнастика «Рубим капусту».
Предполагаемый результат
-Знать и называть овощи и фрукты, обобщающие понятия «сад», огород».
-Правильно называть места. где растут овощи, фрукты, грибы , знать их полезные
свойства, что можно из них приготовить.
-Составлять описательный рассказ по наводящим вопросам и без вопросов.
-Уметь из природно - бросового материала создавать нехитрые поделки овощей,
фруктов, грибов, используя помощь родителей.
В данном проекте использовалась модель «трех вопросов»
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Где можно узнать?
Почему небо хмурое?
Какое сейчас время года?
Наблюдения.
Почему на деревьях
качаются ветки? Почему
облетают листья?
Какая погода бывает
осенью?
Беседы
Почему вокруг лужи?
Почему часто идут дожди?
Рассматривание альбома
«Осень»
Почему осень называют
«золотой»?
В каком месяце осень
осыпает деревья
«золотом»?
Рассматривание
иллюстраций известных
художников
Что это за овощи?
(показываю)
Где они растут?
Идем в наш огородик,
срываем овощи,
описываем их.
Какие фрукты я вам
принесла?
Где растут фрукты?
«Экскурсия» в сад за
фруктами.
Какие грибы мы знаем?
Где растут? Съедобные-
несъедобные.
Идем в лес за грибами,
собираем грибы (муляжи).
Тематическое планирование.
Образовательная
область
Задачи
Содержание
Познание
Обучать детей видеть красоту
природы осенью, учить
восхищаться ею, радоваться,
любить.
Наблюдение за явлениями
неживой природы, за
окружающим миром.
Формирование
элементарных
представлений об осенних
изменениях в природе:
идет дождь, холодно,
люди запасают на зиму
овощи, фрукты.
Учить детей обследовать предметы,
находить сходство и различие
между ними.
Математика: большой-
маленький (тыква-огурец)
Много-мало,
Форма – Круг,овал.Цвет.
Социально-
коммуникативная
Воспитывать интерес к труду
взрослого, поддерживать желание
помогать им.
Обучать правилам поведения в
природе: нельзя брать в рот
незнакомые ягоды, грибы.
Уборка листьев, мусора,
подготовка сада, огорода к
зиме. Участие в заготовках
на зиму.
Беседы по ОБЖ.
Учить определять время года по
природным явлениям. Уточнить
представление об овощах, фруктах,
узнавать их на картинках,
пользоваться обобщающими
словами.
Рассказы воспитателя об
осени, овощах, фруктах,
загадывание загадок про
осень, овощи, фрукты,
рассматривание их в
натуральном виде.
Целевые прогулки.
Речевое развитие
Формирование понимания того, что
из книг можно многое узнать.
Приобщать к «чтению» книг,
рассматриванию иллюстраций.
Обучать задавать вопросы и
отвечать на вопросы развернутым
ответом.
Чтение художественной
литературы: русских
народных сказок,
рассказов, песенок,
пословиц и поговорок.
Физическое
развитие
Формировать представление о
пользе овощей и фруктов. Обучать
одеваться по сезону. Обучать детей
соблюдать указанное направление
во время ходьбы и бега, по
ограниченной поверхности,
подлезать под веревку. Бросать
предмет левой и правой рукой.
Утренняя гимнастика –
комплекс «Репка».
Физическое развитие –
идем по кочкам, широкая
речка, поваленное дерево,
ОРУ с листочками.
Беседа «Польза
витаминов». Картинки-
схемы одевания.
Консультация с
родителями.
Художественно-
эстетическое
развитие
Развитие продуктивной
деятельности.
Развитие детского творчества.
Приобщение к изобразительному
Знакомство с цветами
осени: красный, желтый,
багровый.
Рисование, лепка на тему
осени.
искусству.
Формировать желание участвовать
в совместной деятельности.
Конструирование (ручной
труд): листопад, фрукты-
овощи, собираем грибы.
Музыкальное
развитие
Приобщать детей к музыкальному
искусству.
Развивать интерес к музыке, к
исполнению песен об осени.
Развивать музыкальный слух.
Слушание песен об осени,
песенка дождя – пение,
инсценирование песенки
«Урожай».
Итоговое
развлечение
Закрепить накопленные знания,
умения. Навыки.
«Что нам Осень
принесла».
В ходе реализации проекта вся деятельность была направлена на формирование
ключевых компетентностей:
Социально-коммуникативная: сюжетные игры «Варим суп из овощей», «Компот из
фруктов», «Одень куклу на прогулку». Д/и : «Угадай овощ», «От какого дерева
осенний листок», «Найди дерево для фрукта». Подвижные игры: «Дождик и
воробьи», «Солнышко и тучка», «Осенние листья и ветер». Показ кукольного театра
«Вершки и корешки», «Репка».
Познаю мир: рассматривание картинок с изображением осени, фруктов, овощей,
грибов. Собираем осенние листья, определяем, от какого дерева лист, его форму.
Наблюдаем за объектами живой и неживой природы, явлениями окружающего
мира.
Опыт с овощами «Тонет – не тонет», «Пахнет – не пахнет».
Рассказы воспитателя об осени, грибах, овощах, фруктах.
Загадывание загадок об осени, овощах, фруктах.
Целевые прогулки: определи время года, погоду, явление природы, расскажи, что ты
видишь, сделай вывод.
Чтение художественной литературы: А.Барто «Осень», А.Н.Толстой «Мужик и
медведь», Г.Юдин «Как варить компот», Ю.Тувим «Овощи», В.Сутеев «Под грибом»,
Ю.Тувим «Хозяйка однажды с базара пришла», песенок, поговорок.
Иформационная: схема одевания. Ситуативные беседы: о мухоморах, овощах,
фруктах, лесных ягодах.
Деятельностная: народная игра «Урожай», «Вершки и корешки», «Деревья и
листья». Уборка листьев, палочек, увядших цветов на участке. Приготовление
фруктового, овощного салатов, соков.
Здоровьесберегающая: «Витамины – залог здоровья» - беседа.
Консультация для родителей: «Одежда для прогулок осенью», «Закаливание
детей».
Выставка детских работ «Осенние фантазии» совместно с родителями.
Результат работы поданному проекту: работая над проектом, мы с детьми и
родителями достигли хороших результатов. Через объединение различных
областей знаний начало формироваться целостное видение картины окружающего
мира. В этот период произошла интеграция между общими способами решения
учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими
видами деятельности. Коллективная работа детей в подгруппах дала им
возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности,
сформировать коммуникативные и нравственные качества. В ходе реализации
проекта установилась содержательная связь с родителями воспитанников.
Литература:
«Занятия по развитию речи с детьми 4-5 лет». Гербова В. Просвещение, 1987г.
«Добро пожаловать в экологию».Воронкевич О.А. СПБ, «Детство».2002г.
«Развивающее обучение для дошколят». Овсяник О.Е. Минск, 2003г.
«Место игры в экологическом воспитании дошкольников». С.Н.Николаева.
«Оригинальные пальчиковые игры». Е.Ф.Черенкова.