Автор: Ураев Дамир Идиатович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Салехард
Наименование материала: Рабочая программа по физике
Тема: Физика. 10 класс. Рабочая программа по учебнику Л. Э. Генденштейн, А. А. Булатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Разработана на основе: Примерная рабочая программа. ФИЗИКА 10–11 классы Базовый уровень/.Э. Генденштейн А.А. Булатова А.В. Кошки -
на Н.Н. Лукиенко. - Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
1)
Физика 10 класс (базовый уровень). Учебник/ Л. Э. Генденштейн, А. А. Булатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.
Обоснованность рабочей программы.
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений
окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в
себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определя -
ется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития
научно-технического прогресса.
Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы по предмету
Преподавание курса «Физика» в 10 классе ориентировано на использование учебников:
Физика 10 класс (базовый уровень). Учебник/ Л. Э. Генденштейн, А. А. Булатова и др.
Учебники разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образо-
вания; с требованиями к результатам освоения примерной основной образовательной программы среднего общего образования (личностны -
ми, метапредметными, предметными); с основными идеями и положениями программы развития и формирования универсальных учебных
действий (УУД) для среднего общего образования. В них соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени
среднего общего образования.
В содержании УМК «Физика. Базовый уровень» для 10–11 классов представлен материал, сгруппированный вокруг физических теорий: ме -
ханика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, оптика, элементы специальной теории относительности (атом, атомное
ядро и элементарные частицы), астрофизика (строение Вселенной). В учебниках раскрыты ключевые теории, идеи, понятия, факты, относя -
щиеся к предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования, отражены методы научного познания, предназна -
ченные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне общего образования, 2 отсутствуют недостовер -
ные факты. Иллюстративный материал учебников соответствует тексту и дополняет его. Учебники реализуют системнодеятельностный под -
ход, предполагающий ориентацию на современные результаты образования, выражающиеся не только в овладении учащимися определённы -
ми знаниями, умениями и способами деятельности, но и в формировании метапредметных умений и личностных качеств, обеспечивающих
развитие критического мышления, устойчивую мотивацию к осуществлению учебной деятельности и её смысловое наполнение. В учебниках
отсутствуют задания, выполнение которых обязательно непосредственно в учебном издании. Учебники содержат параграфы различного на-
значения (для изучения нового материала, для повторения и актуализации знаний учащихся, для ознакомительного чтения). В конце каждого
параграфа есть рубрика «Что мы узнали», а в конце каждой главы — «Главное в этой главе». Эти рубрики помогут при обобщении и повторе -
нии, а также при подготовках к контрольным работам и экзамену. Каждый параграф учебника — это готовая основа сценария урока, по -
1
строенного в диалоговой форме. Это позволяет ученикам стать активными участниками процесса обучения. Вопросы и задания органично
включены в тексты параграфов. Благодаря этому теоретические сведения постигаются учениками в деятельности. В учебнике широко ис -
пользуется метод ключевых ситуаций — реализация учебно-исследовательской деятельности. При этом ученики учатся не только решать за -
дачи, но и ставить их. На многочисленных примерах показано, как преобразовать трудную задачу в систему более простых заданий. В учеб -
никах предложены доступные большинству учащихся задания для проектно-исследовательской деятельности, приведены также рекоменда -
ции по оформлению проектной или исследовательской работы. На страницах учебников представлены описания всех типов лабораторных
работ: наблюдение, измерение физических величин, выдвижение и подтверждение гипотез, конструирование и сборка различных механиз -
мов, а также основные сведения о погрешностях измерений. Выполнение лабораторных работ, заданий по проектной деятельности, по подго-
товке докладов предполагает работу учащихся в группах, что будет способствовать развитию способностей учащихся к сотрудничеству, ком -
муникации между участниками образовательного процесса. Изложение учебного материала в учебниках характеризуется структурированно -
стью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов. Язык изложения
учебного материала понятен, соответствует нормам 3 современного русского языка и возрастной группе, для которой предназначены учебни -
ки. В учебниках много материалов о достижениях современной физики в области освоения космоса, различных открытиях российских и со -
ветских учёных. Всё это способствует формированию российской гражданственности, патриотическому и духовно-нравственному воспита -
нию, а также повышает мотивацию к изучению предмета, способствует формированию патриотизма, любви и уважения к своему народу.
Общая характеристика учебного предмета.
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, т.к. физические законы лежат в основе содер -
жания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Он раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию современного научного мировоззрения.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов
обучающихся в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами науч -
ного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в по -
рядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе
изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и по -
вседневной жизни.
В результате изучения физики дальнейшее развитие получат личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные
учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-
педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоя -
тельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых
проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Изучение физики на данном этапе физического образования направлено на достижение следующих целей:
2
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать про -
стые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью та -
блиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных
природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем,
задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в со -
ответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и тех -
нологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
В задачи обучения физике входят:
развитие мышления учащихся, формирование у них навыка самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять
физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современ -
ной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в позна -
нии физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подго -
товка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, харак-
теризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные ис -
следования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
•овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипо -
теза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.
Изучение физики направлено на выработку компетенций:
3
общеобразовательных:
умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки
результата);
умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характери-
стики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной
и
практической деятельности;
умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической дея -
тельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосред -
ственную производительную силу общества;
осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний
с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики,
транспорта, средств связи и др.;
овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и произ-
водстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружа -
ющей среде.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
•
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способ -
ность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
•
готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения, выработке собственной позиции по отношению к обще-
ственно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и дости -
жений нашей страны, в том числе в сфере науки и техники;
•
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеа -
лами гражданского общества;
4
•
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
•
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится
•
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуа -
циях;
•
оценивать ресурсы (в том числе время и другие нематериальные ресурсы), необходимые для достижения поставленной ранее цели, со -
поставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
•
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
•
определять несколько путей достижения поставленной цели и выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности
расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
•
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
•
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью, оценивать последствия достижения поставленной
цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится
•
с разных позиций критически оценивать и интерпретировать информацию, распознавать и фиксировать противоречия в различных ин -
формационных источниках, использовать различные модельно-схематические средства для их представления;
•
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи, искать и нахо -
дить обобщенные способы их решения;
•
приводить критические аргументы в отношении суждений, анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
•
•
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов
действия;
•
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (ставить проблему и работать над ее решением; управлять сов -
местной познавательной деятельностью и подчиняться).
5
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится
•
выстраивать деловые взаимоотношения при работе, как в группе сверстников, так и со взрослыми;
•
при выполнении групповой работы исполнять разные роли (руководителя и члена проектной команды, генератора идей, критика, ис -
полнителя и т. д.);
•
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием различных устных и письменных языковых средств;
•
координировать и выполнять работу в условиях реального и виртуального взаимодействия, согласовывать позиции членов команды в
процессе работы над общим продуктом/ решением;
•
публично представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности;
•
подбирать партнеров для работы над проектом, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
•
точно и емко формулировать замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая личност -
ных оценочных суждений.
Предметные результаты
На базовом уровне выпускник научится
•
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной
техники и технологий, в практической деятельности людей;
•
использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, ин -
тегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
•
различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измере -
ние, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя
на примерах их роль и место в научном познании;
•
проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования
значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учетом погрешности измерений;
•
использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между
ними;
•
использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
•
решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраи -
вать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
•
решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, нахо -
дить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный ре -
зультат;
6
•
учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 ч)
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимен -
та и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физи -
ческие теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины
мира.
• Механика. (41 ч)
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения.
Ускорение. Уравнение прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Свободное падение. Равномерное движение по окруж -
ности. Центростремительное ускорение.
Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Условия равновесия тел. Центр тяже-
сти.
Законы сохранения импульса и энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития кос-
мических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации (Д).
Зависимость траектории от выбора системы отсчёта.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона.
Измерение сил. Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы (ЛР).
Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении.
Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.
7
• Молекулярная физика. Термодинамика. (15 ч)
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количе -
ство вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная
температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел.
Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность. Строение твёрдых тел. Механические
свойства твёрдых тел.
Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Адиабатический процесс. Порядок и хаос. Необратимость тепловых про-
цессов. Тепловые двигатели и их КПД. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.
Демонстрация.
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объёме. Изменение объёма газа с изменением температуры при
постоянном давлении. Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объёмные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы (ЛР).
Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Измерение относительной влажности воздуха.
• Электродинамика. (12 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. По-
тенциал. Разность потенциалов. Электрическая ёмкость. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.Электрический ток в
разных средах. Плазма.
Демонстрации:
Электрометр
Электроизмерительные приборы
Конденсаторы
8
Проводники
Диэлектрики
Обязательные лабораторные работы:
««Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»
« Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела
Количество часов
1
Введение
1 ч
2
Механика
41 ч
3
Молекулярная физика. Термодинамика.
15 ч
4
Электродинамика
12 ч
5
Повторение
1 ч
Итого
70 ч
Календарно тематическое планирование
№
Раздел, модуль, тема
Кол-во
часов
1
Методы научного познания
1
2
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения
1
3
Скорость
1
4
Ускорение
1
5
Перемещение при прямолинейном движении
1
6
Построение графиков движения с помощью электронных таблиц
1
7
Лабораторная работа (далее ЛР) № 1
1
8
Свободное падение
1
9
Решение задач
1
10
Движение тел, брошенных под углом к горизонту
1
9
11
Решение задач
1
12
Равномерное движение по окружности
1
14
Центростремительное ускорение
1
15
Контрольная работа (далее к/р) № 1
1
16
Законы Ньютона
1
17
Вес. Невесомость. Перегрузка
Первая космическая скорость
1
18
Решение задач
1
19
Сила трения
1
20
Решение задач
1
21
ЛР № 2
1
22
КР № 2
1
23
Импульс тела
1
24
Закон сохранения импульса. Проект: «Мюнхгаузен и закон сохранения импульса»
1
25
Решение задач
1
26
Механическая работа. Мощность
1
27
Решение задач
1
28
Кинетическая энергия
Потенциальная энергия
1
29
Практикум
1
30
Работа силы упругости
1
31
Решение задач
1
32
Закон сохранения механической энергии
1
33
Решение задач. Проект: Из истории открытия законов сохранения импульса и энергии»
1
34
КР № 3
1
35-
36
Молекулы
2
37
Модель газа
1
38
Изотермический процесс
1
39
Решение задач
1
40
Изобарный и изохорный процессы
1
41
ЛР № 3
1
10
42
Уравнение Клапейрона–Менделеева
1
43
Решение задач
1
44
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
1
45
Решение задач
1
46
Внутренняя энергия и способы её изменения
1
47
Первый закон термодинамики
1
48
Решение задач
1
49
Тепловые двигатели
1
50
КР №4
1
51
Кристаллические и аморфные тела
Плавление, кристаллизация и сублимация твёрдых тел
1
52
Решение задач
1
53
Структура и свойства жидкости. Поверхностное натяжение жидкости/ Капиллярные явления.
1
54
ЛР № 4
1
55
Закон Кулона
1
56
Напряжённость электрического поля
1
57
Работа сил электрического поля
1
58
Потенциал
1
59
Проводники в электрическом поле
Электрическая ёмкость. Проект: «Из истории учения об электрических явлениях».
1
60
КР № 5.
1
61
Электродвижущая сила
Закон Ома
Решение задач
1
62
ЛР № 5. Проект.
1
63
Соединение проводников.
Работа и мощность электрического тока. Проект «энергосберегающие электрические приборы»
1
64
ЛР № 6
1
65
Электрический ток в разных средах.
1
66
Итоговая КР
1
67-
69
Социальная практика
3
11
70
Повторение
1
12