Напоминание

Физика. 10 класс. Рабочая программа по учебнику Л. Э. Генденштейн, А. А. Булатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.


Автор: Ураев Дамир Идиатович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Салехард
Наименование материала: Рабочая программа по физике
Тема: Физика. 10 класс. Рабочая программа по учебнику Л. Э. Генденштейн, А. А. Булатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Разработана на основе: Примерная рабочая программа. ФИЗИКА 10–11 классы Базовый уровень/.Э. Генденштейн А.А. Булатова А.В. Кошки -

на Н.Н. Лукиенко. - Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

1)

Физика 10 класс (базовый уровень). Учебник/ Л. Э. Генденштейн, А. А. Булатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.

Обоснованность рабочей программы.

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений

окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в

себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определя -

ется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития

научно-технического прогресса.

Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы по предмету

Преподавание курса «Физика» в 10 классе ориентировано на использование учебников:

Физика 10 класс (базовый уровень). Учебник/ Л. Э. Генденштейн, А. А. Булатова и др.

Учебники разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образо-

вания; с требованиями к результатам освоения примерной основной образовательной программы среднего общего образования (личностны -

ми, метапредметными, предметными); с основными идеями и положениями программы развития и формирования универсальных учебных

действий (УУД) для среднего общего образования. В них соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным

стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени

среднего общего образования.

В содержании УМК «Физика. Базовый уровень» для 10–11 классов представлен материал, сгруппированный вокруг физических теорий: ме -

ханика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, оптика, элементы специальной теории относительности (атом, атомное

ядро и элементарные частицы), астрофизика (строение Вселенной). В учебниках раскрыты ключевые теории, идеи, понятия, факты, относя -

щиеся к предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования, отражены методы научного познания, предназна -

ченные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне общего образования, 2 отсутствуют недостовер -

ные факты. Иллюстративный материал учебников соответствует тексту и дополняет его. Учебники реализуют системнодеятельностный под -

ход, предполагающий ориентацию на современные результаты образования, выражающиеся не только в овладении учащимися определённы -

ми знаниями, умениями и способами деятельности, но и в формировании метапредметных умений и личностных качеств, обеспечивающих

развитие критического мышления, устойчивую мотивацию к осуществлению учебной деятельности и её смысловое наполнение. В учебниках

отсутствуют задания, выполнение которых обязательно непосредственно в учебном издании. Учебники содержат параграфы различного на-

значения (для изучения нового материала, для повторения и актуализации знаний учащихся, для ознакомительного чтения). В конце каждого

параграфа есть рубрика «Что мы узнали», а в конце каждой главы — «Главное в этой главе». Эти рубрики помогут при обобщении и повторе -

нии, а также при подготовках к контрольным работам и экзамену. Каждый параграф учебника — это готовая основа сценария урока, по -

1

строенного в диалоговой форме. Это позволяет ученикам стать активными участниками процесса обучения. Вопросы и задания органично

включены в тексты параграфов. Благодаря этому теоретические сведения постигаются учениками в деятельности. В учебнике широко ис -

пользуется метод ключевых ситуаций — реализация учебно-исследовательской деятельности. При этом ученики учатся не только решать за -

дачи, но и ставить их. На многочисленных примерах показано, как преобразовать трудную задачу в систему более простых заданий. В учеб -

никах предложены доступные большинству учащихся задания для проектно-исследовательской деятельности, приведены также рекоменда -

ции по оформлению проектной или исследовательской работы. На страницах учебников представлены описания всех типов лабораторных

работ: наблюдение, измерение физических величин, выдвижение и подтверждение гипотез, конструирование и сборка различных механиз -

мов, а также основные сведения о погрешностях измерений. Выполнение лабораторных работ, заданий по проектной деятельности, по подго-

товке докладов предполагает работу учащихся в группах, что будет способствовать развитию способностей учащихся к сотрудничеству, ком -

муникации между участниками образовательного процесса. Изложение учебного материала в учебниках характеризуется структурированно -

стью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов. Язык изложения

учебного материала понятен, соответствует нормам 3 современного русского языка и возрастной группе, для которой предназначены учебни -

ки. В учебниках много материалов о достижениях современной физики в области освоения космоса, различных открытиях российских и со -

ветских учёных. Всё это способствует формированию российской гражданственности, патриотическому и духовно-нравственному воспита -

нию, а также повышает мотивацию к изучению предмета, способствует формированию патриотизма, любви и уважения к своему народу.

Общая характеристика учебного предмета.

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, т.к. физические законы лежат в основе содер -

жания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Он раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества,

способствует формированию современного научного мировоззрения.

Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов

обучающихся в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами науч -

ного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в по -

рядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе

изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и по -

вседневной жизни.

В результате изучения физики дальнейшее развитие получат личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные

учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-

педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоя -

тельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых

проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Изучение физики на данном этапе физического образования направлено на достижение следующих целей:

2

понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать про -

стые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью та -

блиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных

природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем,

задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в со -

ответствии с жизненными потребностями и интересами;

воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и тех -

нологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу

общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

В задачи обучения физике входят:

развитие мышления учащихся, формирование у них навыка самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять

физические явления;

овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современ -

ной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в позна -

нии физических явлений и законов;

формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подго -

товка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;

знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, харак-

теризующих эти явления;

формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные ис -

следования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

•овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипо -

теза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.

Изучение физики направлено на выработку компетенций:

3

общеобразовательных:

умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки

результата);

умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характери-

стики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной

и

практической деятельности;

умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической дея -

тельности и повседневной жизни.

предметно-ориентированных:

понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосред -

ственную производительную силу общества;

осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний

с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики,

транспорта, средств связи и др.;

овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и произ-

водстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружа -

ющей среде.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способ -

ность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения, выработке собственной позиции по отношению к обще-

ственно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и дости -

жений нашей страны, в том числе в сфере науки и техники;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеа -

лами гражданского общества;

4

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к

историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится

самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуа -

циях;

оценивать ресурсы (в том числе время и другие нематериальные ресурсы), необходимые для достижения поставленной ранее цели, со -

поставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

определять несколько путей достижения поставленной цели и выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности

расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью, оценивать последствия достижения поставленной

цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится

с разных позиций критически оценивать и интерпретировать информацию, распознавать и фиксировать противоречия в различных ин -

формационных источниках, использовать различные модельно-схематические средства для их представления;

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи, искать и нахо -

дить обобщенные способы их решения;

приводить критические аргументы в отношении суждений, анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов

действия;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (ставить проблему и работать над ее решением; управлять сов -

местной познавательной деятельностью и подчиняться).

5

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится

выстраивать деловые взаимоотношения при работе, как в группе сверстников, так и со взрослыми;

при выполнении групповой работы исполнять разные роли (руководителя и члена проектной команды, генератора идей, критика, ис -

полнителя и т. д.);

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием различных устных и письменных языковых средств;

координировать и выполнять работу в условиях реального и виртуального взаимодействия, согласовывать позиции членов команды в

процессе работы над общим продуктом/ решением;

публично представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности;

подбирать партнеров для работы над проектом, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

точно и емко формулировать замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая личност -

ных оценочных суждений.

Предметные результаты

На базовом уровне выпускник научится

демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной

техники и технологий, в практической деятельности людей;

использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, ин -

тегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измере -

ние, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя

на примерах их роль и место в научном познании;

проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования

значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учетом погрешности измерений;

использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между

ними;

использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраи -

вать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, нахо -

дить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный ре -

зультат;

6

учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 ч)

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимен -

та и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физи -

ческие теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины

мира.

• Механика. (41 ч)

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения.

Ускорение. Уравнение прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Свободное падение. Равномерное движение по окруж -

ности. Центростремительное ускорение.

Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Условия равновесия тел. Центр тяже-

сти.

Законы сохранения импульса и энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития кос-

мических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации (Д).

Зависимость траектории от выбора системы отсчёта.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона.

Измерение сил. Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы (ЛР).

Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.

7

• Молекулярная физика. Термодинамика. (15 ч)

Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количе -

ство вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная

температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел.

Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность. Строение твёрдых тел. Механические

свойства твёрдых тел.

Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Адиабатический процесс. Порядок и хаос. Необратимость тепловых про-

цессов. Тепловые двигатели и их КПД. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

Демонстрация.

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объёме. Изменение объёма газа с изменением температуры при

постоянном давлении. Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объёмные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы (ЛР).

Опытная проверка закона Гей-Люссака.

Измерение относительной влажности воздуха.

• Электродинамика. (12 ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. По-

тенциал. Разность потенциалов. Электрическая ёмкость. Энергия электрического поля.

Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.Электрический ток в

разных средах. Плазма.

Демонстрации:

Электрометр

Электроизмерительные приборы

Конденсаторы

8

Проводники

Диэлектрики

Обязательные лабораторные работы:

««Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

« Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1 ч

2

Механика

41 ч

3

Молекулярная физика. Термодинамика.

15 ч

4

Электродинамика

12 ч

5

Повторение

1 ч

Итого

70 ч

Календарно тематическое планирование

Раздел, модуль, тема

Кол-во

часов

1

Методы научного познания

1

2

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения

1

3

Скорость

1

4

Ускорение

1

5

Перемещение при прямолинейном движении

1

6

Построение графиков движения с помощью электронных таблиц

1

7

Лабораторная работа (далее ЛР) № 1

1

8

Свободное падение

1

9

Решение задач

1

10

Движение тел, брошенных под углом к горизонту

1

9

11

Решение задач

1

12

Равномерное движение по окружности

1

14

Центростремительное ускорение

1

15

Контрольная работа (далее к/р) № 1

1

16

Законы Ньютона

1

17

Вес. Невесомость. Перегрузка

Первая космическая скорость

1

18

Решение задач

1

19

Сила трения

1

20

Решение задач

1

21

ЛР № 2

1

22

КР № 2

1

23

Импульс тела

1

24

Закон сохранения импульса. Проект: «Мюнхгаузен и закон сохранения импульса»

1

25

Решение задач

1

26

Механическая работа. Мощность

1

27

Решение задач

1

28

Кинетическая энергия

Потенциальная энергия

1

29

Практикум

1

30

Работа силы упругости

1

31

Решение задач

1

32

Закон сохранения механической энергии

1

33

Решение задач. Проект: Из истории открытия законов сохранения импульса и энергии»

1

34

КР № 3

1

35-

36

Молекулы

2

37

Модель газа

1

38

Изотермический процесс

1

39

Решение задач

1

40

Изобарный и изохорный процессы

1

41

ЛР № 3

1

10

42

Уравнение Клапейрона–Менделеева

1

43

Решение задач

1

44

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории

1

45

Решение задач

1

46

Внутренняя энергия и способы её изменения

1

47

Первый закон термодинамики

1

48

Решение задач

1

49

Тепловые двигатели

1

50

КР №4

1

51

Кристаллические и аморфные тела

Плавление, кристаллизация и сублимация твёрдых тел

1

52

Решение задач

1

53

Структура и свойства жидкости. Поверхностное натяжение жидкости/ Капиллярные явления.

1

54

ЛР № 4

1

55

Закон Кулона

1

56

Напряжённость электрического поля

1

57

Работа сил электрического поля

1

58

Потенциал

1

59

Проводники в электрическом поле

Электрическая ёмкость. Проект: «Из истории учения об электрических явлениях».

1

60

КР № 5.

1

61

Электродвижущая сила

Закон Ома

Решение задач

1

62

ЛР № 5. Проект.

1

63

Соединение проводников.

Работа и мощность электрического тока. Проект «энергосберегающие электрические приборы»

1

64

ЛР № 6

1

65

Электрический ток в разных средах.

1

66

Итоговая КР

1

67-

69

Социальная практика

3

11

70

Повторение

1

12



В раздел образования