Автор: Галиева Светлана Винсовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 10"
Населённый пункт: город Каменск-Уральский
Наименование материала: статья
Тема: Педагог и современное общество
Раздел: среднее образование
Педагог и современное общество.
Педагог – лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной
деятельностью.
Существует огромное количество профессий, но именно к профессии педагога
всегдапредъявляют высокие требования. Действительно, благодаря педагогам передается
накопленный опыт, от них зависит развитие подрастающего поколения и их будущее. Быть
учителем – не означает иметь диплом о педагогическом образовании. Не все
выпускникипедагогических университетов остаются работать учителями,
преподавателями или воспи-тателями. Не каждый может найти общий язык с учащимися,
их родителями и соответствовать тем требованиям, которые современное общество
предъявляет педагогу.Учитель – это состояние души, образ жизни.
Когда-то древнегреческий философ Сократ сказал, что профессия учителя – одна из
тех, что даны Богом. Учитель – это человек, который непрерывно совершенствуется как в
области предметных знаний, так и в овладении методикой, формами и технологиями
обучения.
Специализированный педагог должен обладать следующими психологическими и
профессиональными качествами: целенаправленностью, сообразительностью,
сдержанностью, опытом, приспособляемостью, оптимизмом, и, конечно,
доброжелательностью.
В настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты
(ФГОС)постоянно вводят новые образовательные стандарты для образовательных
учреждений страны. Соответственно, на педагогов возлагается большая ответственность
за создание комфортных и эффективных условий для установления этих стандартов и
развития личности учащихся.
В соответствии с нормами ФГОС, требования к преподавателям растут с каждым
годом. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать накопленные
знания и опыт ученикам, то сегодня педагог должен научить их способам получения
знания, формировать учебную деятельность и мышление учеников.
В сфере образования постоянно происходят изменения, и важно, чтобы педагог
смог приспособиться к данным условиям и помочь учащимся приспособиться к ним. Речь
идёт о квалифицированном, грамотном и умеющем увлекать учеников педагоге. Передать
знания гораздо проще, чем заинтересовать ученика.
Работа педагога может быть эффективной в том случае, если он профессионально
компетентен, образован, имеет научно-теоретическую и методическую подготовку,
способен выявить причины трудностей учеников, оказывать необходимую помощь,
направлять, прогнозировать дальнейшие действия школьников, умеет планировать
педагогическую деятельность и учит планировать свои действия учеников.
Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и
ученика. Учитель и учащийся являются партнёрами в учебном процессе. Отличительной
особенностью современного урока является наличие элементов активной работы
учащихся. А работа педагога заключается в том, чтобы создать позитивные и комфортные
условия для образовательного процесса.
Мы живём в век информационных технологий, стремительно развивающихся с
каждым днём. Благодаря новым компьютерным технологиям, информация стала гораздо
доступнее. Сегодня учитель уже не является единственным источником знаний. Благодаря
современным технологиям появились возможности для самостоятельной творческой и
исследовательской деятельности учеников.
Но все же, педагог как источник информации и по сей день является незаменимым.
В отличие от компьютера, педагог может научить ребенка самостоятельно мыслить,
сравнивать анализировать, делать выводы и принимать самостоятельное решение.
Компьютер дает лишь конечную информацию. Именно педагог способен научить ребёнка
мыслительной деятельности, именно педагог участвует в интеллектуальном и нравствен-
ном формировании личности.
В последнее время в мире наблюдается значительное снижение культурного и
духовного уровней. Моральные ценности в какой-то степени утратили свою актуальность.
Интернет и телевидение всё чаще показывают нам сцены грубости, насилия и жестокости.
Образ кумиров современных подростков оставляет желать лучшего. Подрастающее
поколение особенно часто проводит время в виртуальном мире, и, соответственно,
впитывает весь этот негатив. Сегодня особенно актуальна проблема циничного отношения
некоторых молодых людей к таким понятиям как «порядочность», «скромность» и
«интеллигентность». Поэтому, в настоящее время как никогда важно развитие и
саморазвитие личности, создание нормальных условий для самоопределения и
социализации учащегося, на что непосредственно влияет педагог и учитель.
Педагог играет важную роль в сохранении живого общения, так как именно оно
является основанием взаимодействия людей и общества в целом. Он должен привить
учащимся радость общения и взаимодействия с людьми, и, посредством этого, сохранить
свой язык и культуру.
Педагог также выполняет функцию накапливания в себе социального опыта.
Накапливая всю жизнь в себе жизненные ценности, он передаёт их молодому поколению,
и, таким образом, педагог является значительным звеном в механизме передачи
накопленного ценностного опыта.
Трудность профессии педагога состоит также в том, что он должен уметь
приспособиться к каждому ребенку (молодому человеку) как к индивиду, и не к каждому
легко найти подход. Есть проблемные дети (молодые люди), которые труднее усваивают
материал и требуют особого обращения. В таких ситуациях нужно проявить немало
терпения при использовании психологических методов для успешного обучения. Кто-то
усваивает полученную информацию быстро, а кто-то нет.
Профессия педагога требует огромной выдержки, усилий и терпения. Если
преподаватель любит свою профессию и своих учеников, то он в любом случае будет
успешным.
Заслуженный немецкий педагог и политик А. Дистервег говорил: «Самым важным
явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика
является сам учитель. Он – олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа
воспитания».