Авторы: Мухин Артём Олегович, Артём Олегович Мухин
Должность: Преподаватель информатики
Учебное заведение: Автономное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры” Ханты- Мансийский технолого- педагогический колледж”
Населённый пункт: Ханты - Мансийск
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Тема: Информатика
Раздел: среднее профессиональное
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Мухин А.О.
ХМТПК,Г.Ханты- Мансийск
Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные
психологические
условия
и
механизмы
процесса
усвоения
на
сегодняшний
день
наиболее
полно
описывает
системно-
деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях
Л С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина,
В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением
служит тезис о том, что развитие личности в системе образования
обеспечивается,
прежде
всего,
формированием
универсальных
учебных
действий
(УУД),
выступающих
в
качестве
основы
образовательного и воспитательного процесса [1].
Овладение
учащимися
УУД
выступает
как
способность
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
путем
сознательного
и
активного
присвоения
нового
социального
опыта.
УУД
создают
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,
умений
и
компетентностей,
включая
организацию
усвоения,
т.
е.
умения учиться [1].
Согласно, сформулированному в модели Программы развития
универсальных учебных действий А.Г. Асмоловым и др. понятию,
УУД
–
это
обобщенные
действия,
порождающие
широкую
ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и
мотивацию
к
обучению.
В
модели
Программы
развития
универсальных учебных действий выделяются: личностные,
регулятивные,познавательные,знаково-символические
и
ко м м у н и к ат и в н ы е
у н и в е р с а л ь н ы е
у ч е б н ы е
д е й с т в и я ,
сформированность
которых
определяется
приведѐнными
в
этом
документе критериями [3].
Возможности
общеобразовательного
курса
информатики
в
реализации деятельностного подхода и развитии УУД представляют
особый интерес. Это связано со следующими обстоятельствами:
информатика – активно развивающийся учебный предмет, который
реализует многие современные образовательные тенденции;
характерные для учебного предмета информатики виды
деятельности такие как, например, моделирование, естественным
образом встраиваются в систему УУД;
в последние годы в информатике интенсивно развивается идея
метапредметности, которая во многом соотносится с концепцией
УУД.
Рассмотрим
подробнее
некоторые
универсальные
учебные
действия, которые могут быть сформированы на уроках информатики.
Л и ч н о с т н ы е
д е й с т в и я позволяют
сделать
у ч е н и е
осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных
задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Личностные действия направлены на осознание, исследование и
принятие
жизненных
ценно стей
и
смыслов,
п о з вол я ют
сориентироваться
в
нравственных
нормах,
правилах,
оценках,
выработать
свою
жизненную
позицию
в
отношении
мира,
окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Рассмотрим примеры заданий, формирующих личностные УУД:
«Компьютер на службе человека» (определить цели использования
компьютера людьми многих профессий) для 1 курса. Это задание
показывает
необходимость
компьютерной
грамотности
и
образованности каждого человека. «Работа с почтовыми серверами»
(создать свой почтовый ящик, отправить сообщение другу, ответить на
письмо) . В задании показано место и значимость
информационных технологий в современном обществе, формирование
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Творческие
задания,
например
«Компьютер
будущего»
(составить небольшой рассказ-сочинение о компьютере будущего, что
он будет уметь делать, как будет выглядеть), «Программы будущего»,
«Лучший
рисунок»,
«Лучшая
открытка»
формируют
умения
представить
информацию
в
доступном,
эстетичном
виде,
умения
выражать свои мысли, доказывать свои идеи.
Применение
на
уроках
интерактивных
заданий
(например,
созданных
с
помощью
сервиса
или
с
помощью
объектно-
ориентированного программирования) позволяет решить
ряд
важных
задач:
индивидуализацию
обучения,
дифференцированный
подход,
повышение
мотивации
и
познавательной активности за счет разнообразия форм работы. Такие
задания
позволяют
снять
такой
отрицательный
фактор,
как
«ответобоязнь»,
предоставляют
возможность
исправления
ошибок,
создают ситуацию успеха, вселяют уверенность в детях, повышают их
самооценку. Примеры интерактивных заданий для к по информатике
можно увидеть на моем персональном сайте
Р е г у л я т и в н ы е
д е й с т в и я обеспечивают
организацию
учащимися
своей
учебной
деятельности.
К
ним
относятся:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка, волевая саморегуляция.
Важным
методом
для
формирования
личностных
и
регулятивных УУД по информатике является метод проектов. Метод
проектов
-
это
гибкая
модель
организации
учебного
процесса,
ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его
интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и
творческих способностей в процессе создания под контролем учителя
новых "продуктов". Виды результатов проектной деятельности: web-
сайт;
анализ
данных
социологического
опроса;
видеофильм;
видеоклип;
выставка;
газета;
игра;
макет;
модель;
музыкальное
произведение;
мультимедийный
продукт;
публикация;
серия
иллюстраций; сказка; справочник; виртуальная экскурсия. Проекты
могут создаваться как на одном уроке, так и в течение изучения
определенных
разделов.
Индивидуально
или
вместе
с
учителем
ребенок
выбирает
тему
проекта,
ставит
цель
создания
проекта,
планирует
этапы
выполнения
работы,
занимается
поиском
необходимой
информации,
оформляет
результаты
работы
в
виде
продукта, контролирует качество выполнения работы. Учитель при
этом
выполняет
минимальный
пошаговый
контроль
и
коррекцию
действий. В итоге учитель выставляет оценку не за воспроизведение
ранее изученного материала, а за умение применить свои знания и
навыки в новом качестве.
Формированию регулятивных УУД также способствуют задания
по составлению программы на изучаемом языке программирования,
подбору
к
программе
тестирующих
наборов
данных,
контроль
правильности
составления
программы
по
выходным
данным,
коррекция программы в случае необходимости.
Познавательные
УУД
включают
в
себя:
общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Рассмотрим познавательные УУД, формируемые у учащихся при
изучении информатики. К ним можно отнести поиск, сбор, и хранение
собранной информации, передачу информации, действие со знаково-
символиче скими
средствами
(замещение,
код и р о в а н и е ,
декодирование, моделирование) и др.
Учащиеся
учатся
построению
алгоритмов,
классификации
и
обобщению, много работают с понятиями. Учатся преобразовывать
текстовую информацию в таблицу, схему, рисунок, диаграмму.
Учатся
кодировать
и
декодировать
информацию,
создавать
модели
(информационные и компьютерные).
Для
развития
логических
познавательных
УУД
необходимо
включать в весь курс информатики логические задачи, решаемые с
помощью
рассуждений,
построения
кругов
Эйлера,
таблиц
истинности, создания моделей: таблиц, схем, графов, деревьев.
Важным
средством
развития
познавательных
УУД
является
компьютерное
моделирование.
Создание
компьютерной
модели
включает
в
себя
этапы:
постановка
задачи;
построение,
анализ
и
оценка модели; разработка и исполнение алгоритма в рамках данной
модели;
анализ
и
использование
результатов.
Компьютерное
моделирование
носит
межпредметный
характер.
На
уроках
информатики учащиеся разрабатывают биологические, физические,
математические, химические модели.
В процессе
моделирования
у
учащихся
формируются
такие
УУД,
как
анализ,
синтез,
сравнение,
классификации
объектов,
установление причинно-следственных связей, построение логической
цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение
гипотез
и
их
обоснование, рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные
действия –
обеспечивают
возможности
сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера,
планировать
и
согласованно
выполнять
совместную
деятельность,
распределять
роли,
взаимно
контролировать
действия
друг
друга,
уметь договариваться. Такие действия развиваются при групповом
методе
решения
задач
по
информатике,
при
создании
группового
проекта, на уроках-дискуссиях, на уроках-КВН, на уроках «Деловая
игра», при защите индивидуального проекта.
Овладение
УУД
ведет
к
формированию
способности
умения
учиться. Необходимо не стихийное, а целенаправленное планомерное
формирование
УУД
с
заранее
заданными
свойствами,
такими
как
осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность
применения
в
различных
предметных
областях,
критичность,
освоенность.
Литература:
1.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.
акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М.
Кондакова. — 4-е изд., дораб. —М. : Просвещение, 2011г..
2.
Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли.
Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова.
М.; Просвещение, 2010г.