Напоминание

Информатика


Авторы: Мухин Артём Олегович, Артём Олегович Мухин
Должность: Преподаватель информатики
Учебное заведение: Автономное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры” Ханты- Мансийский технолого- педагогический колледж”
Населённый пункт: Ханты - Мансийск
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Тема: Информатика
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Мухин А.О.

ХМТПК,Г.Ханты- Мансийск

Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные

психологические

условия

и

механизмы

процесса

усвоения

на

сегодняшний

день

наиболее

полно

описывает

системно-

деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях

Л С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина,

В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением

служит тезис о том, что развитие личности в системе образования

обеспечивается,

прежде

всего,

формированием

универсальных

учебных

действий

(УУД),

выступающих

в

качестве

основы

образовательного и воспитательного процесса [1].

Овладение

учащимися

УУД

выступает

как

способность

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию

путем

сознательного

и

активного

присвоения

нового

социального

опыта.

УУД

создают

возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,

умений

и

компетентностей,

включая

организацию

усвоения,

т.

е.

умения учиться [1].

Согласно, сформулированному в модели Программы развития

универсальных учебных действий А.Г. Асмоловым и др. понятию,

УУД

это

обобщенные

действия,

порождающие

широкую

ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и

мотивацию

к

обучению.

В

модели

Программы

развития

универсальных учебных действий выделяются: личностные,

регулятивные,познавательные,знаково-символические

и

ко м м у н и к ат и в н ы е

у н и в е р с а л ь н ы е

у ч е б н ы е

д е й с т в и я ,

сформированность

которых

определяется

приведѐнными

в

этом

документе критериями [3].

Возможности

общеобразовательного

курса

информатики

в

реализации деятельностного подхода и развитии УУД представляют

особый интерес. Это связано со следующими обстоятельствами:

информатика – активно развивающийся учебный предмет, который

реализует многие современные образовательные тенденции;

характерные для учебного предмета информатики виды

деятельности такие как, например, моделирование, естественным

образом встраиваются в систему УУД;

в последние годы в информатике интенсивно развивается идея

метапредметности, которая во многом соотносится с концепцией

УУД.

Рассмотрим

подробнее

некоторые

универсальные

учебные

действия, которые могут быть сформированы на уроках информатики.

Л и ч н о с т н ы е

д е й с т в и я позволяют

сделать

у ч е н и е

осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных

задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Личностные действия направлены на осознание, исследование и

принятие

жизненных

ценно стей

и

смыслов,

п о з вол я ют

сориентироваться

в

нравственных

нормах,

правилах,

оценках,

выработать

свою

жизненную

позицию

в

отношении

мира,

окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Рассмотрим примеры заданий, формирующих личностные УУД:

«Компьютер на службе человека» (определить цели использования

компьютера людьми многих профессий) для 1 курса. Это задание

показывает

необходимость

компьютерной

грамотности

и

образованности каждого человека. «Работа с почтовыми серверами»

(создать свой почтовый ящик, отправить сообщение другу, ответить на

письмо) . В задании показано место и значимость

информационных технологий в современном обществе, формирование

моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Творческие

задания,

например

«Компьютер

будущего»

(составить небольшой рассказ-сочинение о компьютере будущего, что

он будет уметь делать, как будет выглядеть), «Программы будущего»,

«Лучший

рисунок»,

«Лучшая

открытка»

формируют

умения

представить

информацию

в

доступном,

эстетичном

виде,

умения

выражать свои мысли, доказывать свои идеи.

Применение

на

уроках

интерактивных

заданий

(например,

созданных

с

помощью

сервиса

или

с

помощью

объектно-

ориентированного программирования) позволяет решить

ряд

важных

задач:

индивидуализацию

обучения,

дифференцированный

подход,

повышение

мотивации

и

познавательной активности за счет разнообразия форм работы. Такие

задания

позволяют

снять

такой

отрицательный

фактор,

как

«ответобоязнь»,

предоставляют

возможность

исправления

ошибок,

создают ситуацию успеха, вселяют уверенность в детях, повышают их

самооценку. Примеры интерактивных заданий для к по информатике

можно увидеть на моем персональном сайте

Р е г у л я т и в н ы е

д е й с т в и я обеспечивают

организацию

учащимися

своей

учебной

деятельности.

К

ним

относятся:

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,

оценка, волевая саморегуляция.

Важным

методом

для

формирования

личностных

и

регулятивных УУД по информатике является метод проектов. Метод

проектов

-

это

гибкая

модель

организации

учебного

процесса,

ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его

интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и

творческих способностей в процессе создания под контролем учителя

новых "продуктов". Виды результатов проектной деятельности: web-

сайт;

анализ

данных

социологического

опроса;

видеофильм;

видеоклип;

выставка;

газета;

игра;

макет;

модель;

музыкальное

произведение;

мультимедийный

продукт;

публикация;

серия

иллюстраций; сказка; справочник; виртуальная экскурсия. Проекты

могут создаваться как на одном уроке, так и в течение изучения

определенных

разделов.

Индивидуально

или

вместе

с

учителем

ребенок

выбирает

тему

проекта,

ставит

цель

создания

проекта,

планирует

этапы

выполнения

работы,

занимается

поиском

необходимой

информации,

оформляет

результаты

работы

в

виде

продукта, контролирует качество выполнения работы. Учитель при

этом

выполняет

минимальный

пошаговый

контроль

и

коррекцию

действий. В итоге учитель выставляет оценку не за воспроизведение

ранее изученного материала, а за умение применить свои знания и

навыки в новом качестве.

Формированию регулятивных УУД также способствуют задания

по составлению программы на изучаемом языке программирования,

подбору

к

программе

тестирующих

наборов

данных,

контроль

правильности

составления

программы

по

выходным

данным,

коррекция программы в случае необходимости.

Познавательные

УУД

включают

в

себя:

общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Рассмотрим познавательные УУД, формируемые у учащихся при

изучении информатики. К ним можно отнести поиск, сбор, и хранение

собранной информации, передачу информации, действие со знаково-

символиче скими

средствами

(замещение,

код и р о в а н и е ,

декодирование, моделирование) и др.

Учащиеся

учатся

построению

алгоритмов,

классификации

и

обобщению, много работают с понятиями. Учатся преобразовывать

текстовую информацию в таблицу, схему, рисунок, диаграмму.

Учатся

кодировать

и

декодировать

информацию,

создавать

модели

(информационные и компьютерные).

Для

развития

логических

познавательных

УУД

необходимо

включать в весь курс информатики логические задачи, решаемые с

помощью

рассуждений,

построения

кругов

Эйлера,

таблиц

истинности, создания моделей: таблиц, схем, графов, деревьев.

Важным

средством

развития

познавательных

УУД

является

компьютерное

моделирование.

Создание

компьютерной

модели

включает

в

себя

этапы:

постановка

задачи;

построение,

анализ

и

оценка модели; разработка и исполнение алгоритма в рамках данной

модели;

анализ

и

использование

результатов.

Компьютерное

моделирование

носит

межпредметный

характер.

На

уроках

информатики учащиеся разрабатывают биологические, физические,

математические, химические модели.

В процессе

моделирования

у

учащихся

формируются

такие

УУД,

как

анализ,

синтез,

сравнение,

классификации

объектов,

установление причинно-следственных связей, построение логической

цепи

рассуждений,

доказательство,

выдвижение

гипотез

и

их

обоснование, рефлексия способов и условий действия, контроль и

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные

действия

обеспечивают

возможности

сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера,

планировать

и

согласованно

выполнять

совместную

деятельность,

распределять

роли,

взаимно

контролировать

действия

друг

друга,

уметь договариваться. Такие действия развиваются при групповом

методе

решения

задач

по

информатике,

при

создании

группового

проекта, на уроках-дискуссиях, на уроках-КВН, на уроках «Деловая

игра», при защите индивидуального проекта.

Овладение

УУД

ведет

к

формированию

способности

умения

учиться. Необходимо не стихийное, а целенаправленное планомерное

формирование

УУД

с

заранее

заданными

свойствами,

такими

как

осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность

применения

в

различных

предметных

областях,

критичность,

освоенность.

Литература:

1.

Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.

акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М.

Кондакова. — 4-е изд., дораб. —М. : Просвещение, 2011г..

2.

Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли.

Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова.

М.; Просвещение, 2010г.



В раздел образования