Напоминание

"Социальная адаптация детей с ОВЗ в школе"


Автор: Синдеева Анна Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: г Кумертау
Наименование материала: доклад
Тема: "Социальная адаптация детей с ОВЗ в школе"
Раздел: среднее образование





Назад





Доклад на тему: « Социализация и социальная адаптация детей

с ОВЗ и детей инвалидов»
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным адаптированным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. В настоящее время в школе № 5 реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Суть психологической работы в школе состоит в снятии нервно психического напряжения; коррекция самооценки; развитии психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков. Постоянное сотрудничество с педагогами и родителями по выработке общих подходов, единой стратегии работы с ребенком дают определенные результаты.
Психическое и физическое здоровье ребенка – инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья сильнейшим образом зависит от настроения и душевного состояния. С целью социальной адаптации таких детей в школе № 5 города Кумертау осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, направленных на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья: классные часы, беседы, диспуты, круглые столы, консультации. Продолжается реализация проекта «Мы подарим детям счастье». Проект направлен на развитие и оказание помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья в успешной адаптации в коллективе, формирование у школьников чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения друг к другу. В проекте принимают участие учащиеся школы, учителя, родители, воспитанники детских садов. На занятиях используются методы как: 1) Сказкотерапия (означает «лечение сказкой
»)
, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне. 2) Музыкотерапия (это лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно- психическихзаболеваний, это мягкий способ исцеления души, приводящий к гармонизации личности). 3) Арт-терапия, песочная терапия( Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие
проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны). 4) Игротерапия ( Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий). Занятия проводятся в сенсорной комнате. Спокойная доброжелательная обстановка в сочетании с положительным влиянием интерактивного оборудования способствует появлению у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых, при повышенной возбудимости и агрессивности, стимулируется интерес к познавательной деятельности детей. Кроме того, положительный эмоциональный фон обеспечивает усиление мозгового кровообращения и накопление запасов умственной энергии. Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ , но и специфика учебно-воспитательного процесса, который строится с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В школе № 5 организовано психолого- педагогическое сопровождение, основанное на понимании, доверии и уважения.
Благодарю за внимание!


В раздел образования