Автор: Синдеева Анна Ивановна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5" Населённый пункт: г Кумертау Наименование материала: доклад Тема: "Социальная адаптация детей с ОВЗ в школе" Раздел: среднее образование
Доклад на тему: « Социализация и социальная адаптация детей
с ОВЗ и детей инвалидов»
Изменение
представления
государства
и
общества
о
правах
и
возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи
максимального
охвата
образованием
всех
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ).
Признание
права
любого
ребенка
на
получение
образования,
отвечающего
его
потребностям
и
полноценно
использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и
ориентиры новой образовательной политики.
Инклюзивное
образование
–
это
специально
организованный
образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде
сверстников
в
общеобразовательном
учреждении
по
стандартным
адаптированным
программам
с
учетом
его
особых
образовательных
потребностей.
Главное
в
инклюзивном
образовании
ребенка
с
ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и
социального опыта вместе со сверстниками.
В настоящее время в школе № 5 реализуется долгосрочная целевая
программа
«Доступная
среда»,
которая
предусматривает
создание
полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права
на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.
Суть психологической работы в школе состоит в снятии нервно психического
напряжения;
коррекция
самооценки;
развитии
психических
функций
–
памяти,
мышления,
воображения,
внимания;
преодолении
пассивности;
формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной
позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных
навыков.
Постоянное
сотрудничество
с
педагогами
и
родителями
по
выработке
общих
подходов,
единой
стратегии
работы
с
ребенком
дают
определенные результаты.
Психическое
и
физическое
здоровье
ребенка
–
инвалида
и
ребенка
с
ограниченными возможностями здоровья сильнейшим образом зависит от
настроения и душевного состояния. С целью социальной адаптации таких
детей в школе № 5 города Кумертау осуществляется активное привлечение их
к
массовым
мероприятиям,
проводимым
в
школе,
направленных
на
формирование
толерантного
отношения
к
людям
с
ограниченными
возможностями здоровья: классные часы, беседы, диспуты, круглые столы,
консультации.
Продолжается реализация проекта «Мы подарим детям счастье». Проект
направлен
на
развитие
и
оказание
помощи
детям
и
подросткам
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
успешной
адаптации
в
коллективе, формирование у школьников чувств милосердия, отзывчивости,
сострадания, доброго отношения друг к другу. В проекте принимают участие
учащиеся школы, учителя, родители, воспитанники детских садов.
На занятиях используются методы как:
1)
Сказкотерапия
(означает
«лечение
сказкой ») ,
сказку
используют
и
врачи,
и
психологи,
и
педагоги,
и
каждый
специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему
решать
его
профессиональные
задачи.
Вовремя
рассказанная
сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая
консультация
для
взрослого.
Отличие
только
в
том,
что
от
ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с
ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном
уровне.
2) Музыкотерапия
(это лекарство, которое слушают. Самый большой
эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-
психическихзаболеваний,
это
мягкий
способ
исцеления
души,
приводящий к гармонизации личности).
3)
Арт-терапия,
песочная
терапия(
Арт-терапевтические
занятия
придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой
ситуации.
Использование
художественного
творчества
оказывает
помощь
в повышении
самооценки
и адекватного
принятия
себя
в социуме.
В процессе
творчества
на поверхность
выходят
многие
проблемы,
которые
были
глубоко
скрыты
и решаются
они
безболезненно.
Так, живопись помогает
человеку
абстрагироваться
от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны).
4)
Игротерапия
(
Игра
способствует
созданию
близких
отношений
между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх
перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя
в
различных
ситуациях
общения,
снимая
опасность
социально
значимых последствий).
Занятия проводятся в сенсорной комнате. Спокойная доброжелательная
обстановка
в
сочетании
с
положительным
влиянием
интерактивного
оборудования способствует появлению у детей ощущения защищенности,
спокойствия
и
уверенности
в
себе.
Создаются
условия
для
тренировки
процессов
торможения,
необходимых,
при
повышенной
возбудимости
и
агрессивности, стимулируется интерес к познавательной деятельности детей.
Кроме
того,
положительный
эмоциональный
фон
обеспечивает
усиление
мозгового кровообращения и накопление запасов умственной энергии. Говоря
об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание
технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и
детей с ОВЗ , но и специфика учебно-воспитательного процесса, который
строится с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными
возможностями
здоровья.
В
школе
№
5
организовано
психолого-
педагогическое
сопровождение,
основанное
на
понимании,
доверии
и
уважения.
Благодарю за внимание!