Автор: Суворова Елена Геннадьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОАУ СОШ №8 г. Кирова Населённый пункт: г. Киров, Кировская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Урок развития речи "Типы речи" 5 класс Раздел: среднее образование
Суворова
Елена Геннадьевна,
учитель русского языка
и литературы
МОАУ СОШ №8 г. Кирова.
Урок развития речи
Типы речи
Цели урока:
Образовательная : познакомить с типами речи; научить различать типы речи в тексте;
научить создавать свои тексты, используя определенный тип речи.
Развивающая цель: развитие образного и логического мышления и речи;
-развитие умения аргументировать, доказывать;
-развитие умения задавать уточняющие вопросы;
-работать над умением выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательная цель: воспитание интереса к родному языку, живому русскому слову;
яркой, образной литературной речи; воспитание эстетического отношения к слову,
воспитание любви и уважения к своей малой родине.
Оборудование урока: учебник «Русская речь» 5 класс под редакцией Никитиной,
презентация к уроку, таблички «Ключевые слова» (приложение №1), тексты
(приложение №2) , таблица для заполнения (приложение №3).
Ход урока
1.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас урок развития речи. Но как вы видите, тема урока у нас не написана на
доске, не сформулирована. Мы её сейчас постараемся сформулировать с вами, но в этом
на поможет вот это стихотворение. (слайд 2)
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ну, а поможет речи нам тип,
Ведь на урок наш он темой проник.
Задание:
1.Найдите ключевые слова в данном стихотворении. (Описать, рассуждать и рассказать)
(Вывешиваем на доску табличку с данными ключевыми словами урока)
(Приложение №1.)
2.Какое сочетание слов в стихотворении указывает на тему нашего урока?
Итак, как вы поняли, какая тема нашего урока? (Типы речи)
2. Формулирование цели урока. (слайд №3)
А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока, опираясь на его тему.
Для этого используйте опорные вопросы:
- что я узнаю сегодня на уроке?
- чему я должен научиться на уроке?
Вывод:
Мы с вами сегодня на уроке должны научиться:
- различать типы речи,
- познакомиться с тремя типами речи в русском языке,
-применить наши знания при работе с текстами,
- попробовать составить свой текст, опираясь на полученные знания.
3. Орфографическая и лексическая работа
Прочитайте текст. (слайд №4)
Для рыбы нужна чистая вода - будем охр…нять наши водоёмы. В лесах, степях, горах
разные ценные животные – будем охр…нять наши леса, степи, горы.
Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охр…нять
природу - значит охр…нять Родину. (М. Пришвин)
Словарная работа:
1)Какая гласная буква пропущена в слове ОХРАНЯТЬ? Выпишите это слово.
2) Подберите однокоренные слова к слову охранять. (Хранить, охрана, охранный).
Выделите корень в записанных словах. (-хран-)
3) Подберите синонимы к данному слову (БЕРЕЧЬ, ОБЕРЕГАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ)
Что значит охранять? ( Стеречь, оберегать)
Что значит беречь? (1. Охранять от кого – то что – нибудь. 2.Не тратить, не
расходовать что – нибудь напрасно.)
Составьте и запишите словосочетания с данными словами: (слайд №5)
ОХРАНЯТЬ (ЧТО?)….
БЕРЕЧЬ (ЧТО?) ….
Задания к тексту:
1 Можно ли назвать данную запись текстом? Почему?
2. Определите тему текста.
3. В каком предложении текста заключается основная мысль ( идея ) текста?
4. Новый материал урока.
Родина - что значит для вас это слово?
Малая родина - как вы понимаете данное словосочетание? Что для каждого из вас
означает данное выражение?
Назовите удивительное промысел нашего края, которое делает нашу малую родину
знаменитой? (дымковская игрушка) (слайд № 6, 7)
Почему игрушку так назвали? (Она возникла в слободе Дымково)
Что вы знаете о дымковской игрушке?
Переход к теме урока. Работа с текстами (Приложение №2)
Текст №1.
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует
на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним
праздником Свистунья. По всей вероятности, Свистунья в те далекие годы была
праздником, когда вятичи по весне встречали бога солнца Ярилу пением глиняных дудок.
Но есть и другое объяснение. Однажды к Хлынову (как гласит легенда) подошли враги.
Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города
получили по глиняной свистульке. А ночью они подняли отчаянный свист. Кочевники
решили, что их окружили подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.
С тех пор и отмечают горожане особый праздник «Свистунью».
Прочитайте текст
Подчеркните ключевые слова в этом тексте.
Что узнали из данного текста?
Какой главный вопрос можно задать к данному тексту? (ЧТО УЗНАЛИ ИЗ ТЕКСТА?)
Какова цель денного текста? (РАССКАЗАТЬ О ПОЯВЛЕНИИ ДЫМКОВСКОЙ
ИГРУШКИ)
Какое ключевое слово мы подберем к тексту?(Рассказывать.повествовать)
Какие части текста здесь можно выделить? (ЗАВЯЗКА, КУЛЬМИНАЦИЯ.РАЗВЯЗКА)
Найдите их в тексте. Наши наблюдения запишем в таблицу. (слайд №8)
(Приложение №3)
Текст №2. (самостоятельная работа с текстом)
Дымковская игрушка— нарядная, дарящая людям ощущение праздника. Ей чужды
полутона и незаметные переходы. Вся она - броская, яркая, горящая цветными пятнами.
Она напоминает рисунки, которые выполнили дети. В дымковке – бьющая через край
полнота ощущения. Ах, какие красавицы в длинных юбках и нарядных фартуках с
оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой. Какая добрая и торжественная
здешняя водоноска в пышном сарафане. Забавный всадник на пятнистом коне так забавен
в своем величии. Уморительна пара катающихся в лодке: на нем матросский костюм,
бескозырка, у неё густые кудри, румянец во всю щеку и букет цветов в руке. Так и
кажется, что мастерица тихо посмеивалась, лепя и расписывая красками своих глиняных
человечков.
Прочитайте текст
- О чем говорится в этом тексте? (слайд №6, 7)
-Подчеркните ключевые слова текста
-С какой целью автор создает данный текст?
- Среди ключевых слов (рассуждение, повествование, описание ) найдите ключевое
слово, которое относится к данному тексту. (ОПИСАНИЕ) Заполните таблицу
своими наблюдениями и выводами. (слайд №8)
Текст №3.
Дымковская игрушка стала популярной.
О её существовании знают в России от мала до велика. Она привлекает детей и
взрослых своей пестротой. Игрушка - это яркое, образное народное творчество, в котором
воплощается история нашего края, отражаются предания, сказочные образы и люди,
живущие на Вятской земле. Дымковской игрушке посвящают свои творения писатели,
поэты и художники. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.
Таким образом, она стала неотъемлемым элементом современной культуры.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
(Слайд 6 -7)
Какой вопрос мы можем задать, прочитав 1-е предложение? (Почему?)
А как вы считаете, почему?
Вывод: Следовательно, она стала популярна, потому что …
Похож ли этот текст на предыдущие два текста? ( Нет).
Какое ключевое слово урока мы должны сюда взять. (РАССУЖДЕНИЕ)
Какая орфограмма присутствует в данном слове? ( приставка на–С).
Работа с § 22 (стр. 131) и при помощи данного параграфа заполните 3 колонку
таблицы . (слайд №8)
А сейчас прочитайте текст и докажите, что это рассуждение.
К какому типу речи вы отнесете текст № 3? Почему?
( рассуждение, т. к в тексте говориться о том, почему дымковская игрушка стала
популярной. В тексте есть тезис – 1 предложение, доказательства и вывод. К тексту
можно задать вопрос «Почему?»)
Найти все эти элементы в тексте. Молодцы.
Итак, мы с вами познакомились с тремя типами текстов – это … . (работа с таблицей,
которую ученики заполнили в ходе урока) (слайд № 9)
Как определить тип речи?
Повествование
Описание
Рассуждение
Цель текста:
рассказать о событиях,
действиях, поступках;
повествовать
описать, какие
предметы, люди,
животные
рассуждать,
говорить о
причинах явлений и
событий, об их
связи.
вопрос
Что произошло?
Какой?
Почему?
Композиция
(построение)
текста
Завязка
кульминация
развязка
Общее представление
о предмете
Его характерные
признаки
Тезис (что нужно
доказать)
Аргументы
(доказательства)
Авторская оценка
(общая оценка)
описания
1…
2…
3…
Вывод ( то, что
доказано)
5. Закрепление.
(слайд №10)
А сейчас вам предоставляется возможность самим составить тексты повествования,
описания и рассуждения.
Какой праздник мы недавно все праздновали, провожая зиму? (Масленица)
Задание по рядам.
1 ряд составляет текст повествование «История праздника Масленица».
2 ряд - текст рассуждение «Почему популярна Масленица?»
3 ряд - текст описание: главный символ масленицы является кукла, которую сжигают.
Опишите её.
Прочитать по 1 -2 работе с ряда. (проверка)
6. Рефлексия: (слайд №11)
1 Я сегодня на уроке узнала….
2. Я научился ….
3. Мне понравилось….
4 Мне не понравилось….
7. Домашнее задание. (слайд №12)
п. 18 (Р/Р), упр. 170