Напоминание

Урок развития речи "Типы речи" 5 класс


Автор: Суворова Елена Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ СОШ №8 г. Кирова
Населённый пункт: г. Киров, Кировская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок развития речи "Типы речи" 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Суворова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ №8 г. Кирова. Урок развития речи Типы речи Цели урока:
Образовательная :
познакомить с типами речи; научить различать типы речи в тексте; научить создавать свои тексты, используя определенный тип речи.
Развивающая цель:
развитие образного и логического мышления и речи; -развитие умения аргументировать, доказывать; -развитие умения задавать уточняющие вопросы; -работать над умением выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательная цель:
воспитание интереса к родному языку, живому русскому слову; яркой, образной литературной речи; воспитание эстетического отношения к слову, воспитание любви и уважения к своей малой родине.
Оборудование урока:
учебник «Русская речь» 5 класс под редакцией Никитиной, презентация к уроку, таблички «Ключевые слова» (приложение №1), тексты (приложение №2) , таблица для заполнения (приложение №3). Ход урока
1.

Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Но как вы видите, тема урока у нас не написана на доске, не сформулирована. Мы её сейчас постараемся сформулировать с вами, но в этом на поможет вот это стихотворение. (слайд 2) По-разному можно текст создавать: Можно красиво все описать, Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать. Каждый получим с особым лицом. В каждом особую прелесть найдем. Ну, а поможет речи нам тип, Ведь на урок наш он темой проник. Задание: 1.Найдите ключевые слова в данном стихотворении. (Описать, рассуждать и рассказать) (Вывешиваем на доску табличку с данными ключевыми словами урока) (Приложение №1.) 2.Какое сочетание слов в стихотворении указывает на тему нашего урока? Итак, как вы поняли, какая тема нашего урока? (Типы речи)
2. Формулирование цели урока. (слайд №3)
А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Для этого используйте опорные вопросы: - что я узнаю сегодня на уроке? - чему я должен научиться на уроке? Вывод: Мы с вами сегодня на уроке должны научиться: - различать типы речи, - познакомиться с тремя типами речи в русском языке, -применить наши знания при работе с текстами, - попробовать составить свой текст, опираясь на полученные знания.
3. Орфографическая и лексическая работа
Прочитайте текст.
(слайд №4)
Для рыбы нужна чистая вода - будем охр…нять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охр…нять наши леса, степи, горы. Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охр…нять природу - значит охр…нять Родину. (М. Пришвин) Словарная работа:
1)Какая гласная буква пропущена в слове ОХРАНЯТЬ? Выпишите это слово. 2) Подберите однокоренные слова к слову охранять. (Хранить, охрана, охранный). Выделите корень в записанных словах. (-хран-) 3) Подберите синонимы к данному слову (БЕРЕЧЬ, ОБЕРЕГАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ) Что значит охранять? ( Стеречь, оберегать) Что значит беречь? (1. Охранять от кого – то что – нибудь. 2.Не тратить, не расходовать что – нибудь напрасно.) Составьте и запишите словосочетания с данными словами:
(слайд №5)
ОХРАНЯТЬ (ЧТО?)…. БЕРЕЧЬ (ЧТО?) …. Задания к тексту: 1 Можно ли назвать данную запись текстом? Почему? 2. Определите тему текста. 3. В каком предложении текста заключается основная мысль ( идея ) текста?
4. Новый материал урока.
Родина - что значит для вас это слово? Малая родина - как вы понимаете данное словосочетание? Что для каждого из вас означает данное выражение? Назовите удивительное промысел нашего края, которое делает нашу малую родину знаменитой? (дымковская игрушка)
(слайд № 6, 7)
Почему игрушку так назвали? (Она возникла в слободе Дымково) Что вы знаете о дымковской игрушке?
Переход к теме урока. Работа с текстами (Приложение №2)

Текст №1.
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья. По всей вероятности, Свистунья в те далекие годы была праздником, когда вятичи по весне встречали бога солнца Ярилу пением глиняных дудок. Но есть и другое объяснение. Однажды к Хлынову (как гласит легенда) подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города получили по глиняной свистульке. А ночью они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружили подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.
С тех пор и отмечают горожане особый праздник «Свистунью». Прочитайте текст Подчеркните ключевые слова в этом тексте. Что узнали из данного текста? Какой главный вопрос можно задать к данному тексту? (ЧТО УЗНАЛИ ИЗ ТЕКСТА?) Какова цель денного текста? (РАССКАЗАТЬ О ПОЯВЛЕНИИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ) Какое ключевое слово мы подберем к тексту?(Рассказывать.повествовать) Какие части текста здесь можно выделить? (ЗАВЯЗКА, КУЛЬМИНАЦИЯ.РАЗВЯЗКА) Найдите их в тексте. Наши наблюдения запишем в таблицу.
(слайд №8)
(Приложение №3)
Текст №2.
(самостоятельная работа с текстом) Дымковская игрушка— нарядная, дарящая людям ощущение праздника. Ей чужды полутона и незаметные переходы. Вся она - броская, яркая, горящая цветными пятнами. Она напоминает рисунки, которые выполнили дети. В дымковке – бьющая через край полнота ощущения. Ах, какие красавицы в длинных юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой. Какая добрая и торжественная здешняя водоноска в пышном сарафане. Забавный всадник на пятнистом коне так забавен в своем величии. Уморительна пара катающихся в лодке: на нем матросский костюм, бескозырка, у неё густые кудри, румянец во всю щеку и букет цветов в руке. Так и кажется, что мастерица тихо посмеивалась, лепя и расписывая красками своих глиняных человечков. Прочитайте текст - О чем говорится в этом тексте?
(слайд №6, 7)
-Подчеркните ключевые слова текста -С какой целью автор создает данный текст? - Среди ключевых слов (рассуждение, повествование, описание ) найдите ключевое слово, которое относится к данному тексту. (ОПИСАНИЕ) Заполните таблицу своими наблюдениями и выводами.
(слайд №8)

Текст №3.
Дымковская игрушка стала популярной. О её существовании знают в России от мала до велика. Она привлекает детей и взрослых своей пестротой. Игрушка - это яркое, образное народное творчество, в котором воплощается история нашего края, отражаются предания, сказочные образы и люди,
живущие на Вятской земле. Дымковской игрушке посвящают свои творения писатели, поэты и художники. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Таким образом, она стала неотъемлемым элементом современной культуры. РАБОТА С ТЕКСТОМ
(Слайд 6 -7)
Какой вопрос мы можем задать, прочитав 1-е предложение? (Почему?) А как вы считаете, почему? Вывод: Следовательно, она стала популярна, потому что … Похож ли этот текст на предыдущие два текста? ( Нет). Какое ключевое слово урока мы должны сюда взять. (РАССУЖДЕНИЕ) Какая орфограмма присутствует в данном слове? ( приставка на–С).
Работа с § 22
(стр. 131) и при помощи данного параграфа заполните 3 колонку таблицы
. (слайд №8)
А сейчас прочитайте текст и докажите, что это рассуждение. К какому типу речи вы отнесете текст № 3? Почему? ( рассуждение, т. к в тексте говориться о том, почему дымковская игрушка стала популярной. В тексте есть тезис – 1 предложение, доказательства и вывод. К тексту можно задать вопрос «Почему?») Найти все эти элементы в тексте. Молодцы. Итак, мы с вами познакомились с тремя типами текстов – это … . (работа с таблицей, которую ученики заполнили в ходе урока)
(слайд № 9)

Как определить тип речи?

Повествование

Описание

Рассуждение

Цель текста:
рассказать о событиях, действиях, поступках; повествовать описать, какие предметы, люди, животные рассуждать, говорить о причинах явлений и событий, об их связи.
вопрос

Что произошло?

Какой?

Почему?

Композиция

(построение)

текста
Завязка кульминация развязка Общее представление о предмете Его характерные признаки Тезис (что нужно доказать) Аргументы (доказательства)
Авторская оценка (общая оценка) описания 1… 2… 3… Вывод ( то, что доказано)
5. Закрепление.

(слайд №10)
А сейчас вам предоставляется возможность самим составить тексты повествования, описания и рассуждения. Какой праздник мы недавно все праздновали, провожая зиму? (Масленица) Задание по рядам. 1 ряд составляет текст повествование «История праздника Масленица». 2 ряд - текст рассуждение «Почему популярна Масленица?» 3 ряд - текст описание: главный символ масленицы является кукла, которую сжигают. Опишите её. Прочитать по 1 -2 работе с ряда. (проверка)
6. Рефлексия: (слайд №11)
1 Я сегодня на уроке узнала…. 2. Я научился …. 3. Мне понравилось…. 4 Мне не понравилось….
7. Домашнее задание. (слайд №12)
п. 18 (Р/Р), упр. 170


В раздел образования