Напоминание

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий в образовательном процессе


Автор: Адоевский Дмитрий Сергеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий в образовательном процессе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Самоанализ

результатов

использования

новых

образовательных

технологий в образовательном процессе

преподавателя Адоевского Дмитрия Сергеевича

на

примере

преподавания

МДК

01.01.

Технология

изготовления

столярных изделий и столярно – монтажных работ обучающимся по

профессии профессиональной подготовки

18880 Столяр строительный

Н е о бход и м о с т ь

в н е с е н и я

и н н о ва ц и о н н ы х

и зм е н е н и й

в

профессиональную подготовку студентов обусловлена тем, что сегодня от

будущих руководителей и работников требуются не только глубокие знания,

но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и

использовать

их

для

проектирования

собственной

деятельности

и

деятельности подчиненных. Все это диктует необходимость поиска наиболее

эффективных форм, методов и технологий обучения.

Технологией

обучения

принято

называть

определенный

способ

обучения,

в

котором

основную

функцию

выполняет

средство

обучения.

Новые

требования

общества

к

уровню

профессионализма

предполагают

внедрение

инновационных

технологий

в

образовательную

среду.

Инновационные технологии в профессиональном образовании ведущую роль

отводят средствам обучения, которые благодаря развитию информационных и

коммуникационных технологий достаточно разнообразны.

Главной

целью

инновационных

технологий

образования

является

подготовка

специалистов

к

производственной

деятельности

в

постоянно

меняющемся

мире.

Сущность

такого

обучения

состоит

в

ориентации

образовательного процесса на потенциальные возможности человека и их

реализацию.

К

инновационным

технологиям

в

образовании

можно

отнести:

личностно – ориентированное обучение; проблемное обучение; блочно –

модульное обучение; метод проектов; дистанционные технологии обучения.

Привлечение

инновационных

технологий

в

образовательную

среду

позволит

повысить

эффективность

обучения

и

воспитания

личности,

и

подготовить

высококвалифицированных

специалистов

для

дальнейшей

профессиональной деятельности.

Рассмотрим

каждую

предложенную

технологию

и

проанализируем

возможность ее использования в образовательном процессе.

Личностно

ориентированное

обучение.

В

настоящее

время

в

образовательной среде активно развивается личностно – ориентированное

обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через

организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности.

Другие

связывают

личностно

ориентированное

обучение

с

развитием

индивидуальных качеств обучающегося.

Личность

понятие, выработанное для отображения социальной

природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни,

о п р е д е л е н и я

е г о

к а к

н о с и т е л я

и н д и в и д у а л ь н о г о

н а ч а л а ,

самораскрывающегося

в

контекстах

социальных

отношений,

общения

и

предметной деятельности.

Каждый

человек

обладает

определенным

набором

индивидуальных

качеств,

которые

в

каждом

развиты

по

разному.

Наиболее

значимыми

личными

качествами,

применимыми

к

профессиональной

деятельности,

являются:

социальная

активность,

интеллектуальный

у р о ве н ь ,

конкурентоспособность,

работоспособность,

эмоционально

волевые

качества, потребность в самосовершенствовании.

Для

того

чтобы

гармонично

развивать

личные

качества

необходим

индивидуальный

подход

к

каждому

обучающемуся,

основанный

на

его

природных данных. Другими словами моделирование ситуации успеха для

каждого

студента

приведет

к

развитию

у

студента

уверенности

в

себе,

повышению

самооценки,

развитию

чувства

собственной

значимости,

а

значит,

позволит

повысить

уровень

его

подготовки

к

дальней

профессиональной деятельности.

Ситуация

успеха

на

занятия

начинается

с

создания

атмосферы

доброжелательности,

снятия

страха

в

неправильном

ответе,

высокой

мотивации

в

получении

знаний,

самооценивания,

как

стимула

для

самоанализа

своих

знаний.

Таким

образом,

основными

принципами

личностно – ориентированного обучения является:

- обеспечение развития и саморазвития личности студента, исходя из

выявленных его индивидуальных особенностей;

-

предоставление

каждому

обучающемуся,

опираясь

на

его

способности,

склонности,

интересы

и

субъективный

опыт,

возможности

реализовать себя в образовательной деятельности;

- учет не только уровня достигнутых знаний, умений, навыков, но и

сформированности определенного интеллекта.

И

главное

профессиональная

подготовка

студента

определяется

не

только совокупностью знаний, умений и навыков, но и совокупностью его

индивидуальных способностей.

Использование

данной

инновационной

образовательной

технологии

повысит

мотивацию

студентов

к

обучению

и

приведет

к

большей

положительной результативности.

Проблемное обучение.

Последние

годы

ознаменовались

активными

поисками

и

широким

использованием

методики,

позволяющей

значительно

повысить

эффективность обучения. Одним из них является технология проблемного

обучения.

Проблемное

обучение

направлено

на

самостоятельный

поиск

обучаемым

новых

знаний

и

способов

действия,

а

также,

предполагает

последовательное

и

целенаправленное

выдвижение

перед

обучающимися

познавательных проблем, разрешая которые они под руководством педагога

активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый

тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое

их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует

формированию

мотивации

достижения

успеха,

развивает

мыслительные

способности обучающихся.

Проблемное обучение в меньшей мере чем другие

типы обучения

применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует

больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по

сравнению с другими типами обучения.

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное

обучение является

наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием

рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят

с режима функционирования на режим развития.

Блочно – модульное обучение

Блочно – модульное обучение является альтернативой традиционной

системы

обучения.

Здесь

весь

образовательный

процесс

той

или

иной

дисциплины представлен модульной программой.

В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:

1 модуль (1-2 урока) – устное изложение педагогом основных вопросов темы,

раскрытие узловых понятий;

2

модуль

(3

5уроков)

самостоятельные

и

практические

работы,

где

обучающиеся

под

руководством

преподавателя

работают

с

различными

источниками

информации,

прорабатывают

материалы

тем,

обсуждают,

дискутируют. На этом этапе проводятся уроки – практикумы, конференции,

игры, презентации;

3 модуль (1 – 2 урока) – повторение и обобщение темы.

4 модуль (1 – 2 урока) – контроль знаний обучающихся по всей теме.

Применять блочно – модульное обучение достаточно сложно, так как это

требует глубокого знания предмета, большой предварительной работы.

Метод проектов

«Метод

проектов»

-

педагогическая

технология,

цель

которой

ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и

приобретение новых знаний (порой путем самообразования) для активного

включения в освоении новых способов человеческой деятельности». ( И. Д.

Чечель).

Сущность

метода

проектов

создание

условий

для

достижения

дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна

завершиться

вполне

реальным,

осязаемым

практическим

результатом,

оформленным тем или иным образом.

Цель проектного обучения – стимулировать интерес обучающихся к

определенным

профессиональным

проблемам,

предполагающим

владение

некоторой

суммой

знаний,

и

через

проектную

деятельность,

показать

практическое применение полученных знаний.

Организация проектной деятельности складывается из: необходимости

не

столько

передать

студентам

знания,

сколько

научить

приобретать

эти

знания

самостоятельно;

актуальности

приобретения

коммуникативных

навыков и умений; необходимости развития умения работать с информацией

( собирать, анализировать, делать выводы).

Основная сложность в использовании данного метода состоит в низкой

мотивации

студентов

к

участию

в

проекте,

отсутствия

навыков

исследовательской деятельности.

Дистанционные технологии обучения

Дистанционную

форму

обучения

специалисты

по

стратегическим

проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это технологии

обучения,

реализуемые

в

основном

с

применением

информационных

и

телекоммуникационных технологий при опосредованном ( на расстоянии)

или

не

полностью

опосредованном

взаимодействии

обучающегося

и

педагогического работника.

Целью использования ДОП образовательным учреждением является

предоставление

обучающимся

возможности

освоения

образовательных

программ,

непосредственно

по

месту

жительства

обучающегося

или

его

временного пребывания (нахождения).

Основная проблема технологии дистанционного обучения заключена в

отсутствии нормативно – правовой базы и необходимого информационно –

технического оснащения.

Рассмотрев

существующие

инновационные

образовательные

технологии,

применимые

при

получении

среднего

профессионального

образования, можно сделать следующие выводы:

1.

Внедрение данных технологий в образовательный процесс

СПО

возможно

(исключение

может

составить

дистанционная

форма

обучения,

так

как

ее

внедрение

требует

от

образовательного

учреждения специального технического оснащения);

2.

Целью

каждой

образовательной

технологии

является

развитие

у

студентов

умения

работать

с

информацией,

использовать

информационные ресурсы, работать в команде и самостоятельно,

качественно выполнять поставленные задачи или проблемы, что, в

конечном

счете,

ведет

к

заинтересованности

обучающихся

в

образовательном процессе и повышению уровня их подготовки к

дальнейшей профессиональной деятельности.

Внедрение

в

образовательный

процесс

инновационных

технологий

обучения не однодневный процесс. Требуется глубокое знание дисциплины,

информационно

техническое

оснащение

кабинетов,

заинтересованность

преподавателя в воспитании квалифицированных кадров.

На мой взгляд, большего результата по показателю качества обучения

можно

добиться,

совмещая

некоторые

из

предложенных

технологий

обучения.

В

качестве

примера

представлен

открытый

урок

по

теме:

«Угловые

серединные соединения».

Развитие общества изменяет требование и к современным педагогам,

которые

должны

не

только

быть

компетентными

в

области

своей

специальности,

но

и

готовы

поделиться

глубоким

знанием

изучаемой

дисциплины,

а

также

владеть

новыми

учебными

технологиями,

обеспечивающими

активное

вовлечение

студентов

в

учебную,

научно

=

исследовательскую и самостоятельную работу.

Внедрение инновационных образовательных технологий приносит свои

изменения в потенциальное развитие личности преподавателя и студента,

способствует высокому развитию уровня образовательной деятельности.

Для групп профессиональной подготовки разработаны модули по теме

«Пиление

древесины»,

«Строгание

древесины»,

которые

разделены

на

учебные элементы (УЭ). Эти модули я использую в учебном процессе, что

позволяет учащимся более глубоко изучить материал и проконтролировать

знания, выполнив тестовое задание УЭ.

Выполняя письменные экзаменационные работы для государственной

аттестации,

некоторые

учащиеся

делают

защиту

своих

работ

в

виде

презентации.

Преподаватель Д.С. Адоевский



В раздел образования