Автор: Адоевский Дмитрий Сергеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий в образовательном процессе
Раздел: среднее профессиональное
Самоанализ
результатов
использования
новых
образовательных
технологий в образовательном процессе
преподавателя Адоевского Дмитрия Сергеевича
на
примере
преподавания
МДК
01.01.
Технология
изготовления
столярных изделий и столярно – монтажных работ обучающимся по
профессии профессиональной подготовки
18880 Столяр строительный
Н е о бход и м о с т ь
в н е с е н и я
и н н о ва ц и о н н ы х
и зм е н е н и й
в
профессиональную подготовку студентов обусловлена тем, что сегодня от
будущих руководителей и работников требуются не только глубокие знания,
но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и
использовать
их
для
проектирования
собственной
деятельности
и
деятельности подчиненных. Все это диктует необходимость поиска наиболее
эффективных форм, методов и технологий обучения.
Технологией
обучения
принято
называть
определенный
способ
обучения,
в
котором
основную
функцию
выполняет
средство
обучения.
Новые
требования
общества
к
уровню
профессионализма
предполагают
внедрение
инновационных
технологий
в
образовательную
среду.
Инновационные технологии в профессиональном образовании ведущую роль
отводят средствам обучения, которые благодаря развитию информационных и
коммуникационных технологий достаточно разнообразны.
Главной
целью
инновационных
технологий
образования
является
подготовка
специалистов
к
производственной
деятельности
в
постоянно
меняющемся
мире.
Сущность
такого
обучения
состоит
в
ориентации
образовательного процесса на потенциальные возможности человека и их
реализацию.
К
инновационным
технологиям
в
образовании
можно
отнести:
личностно – ориентированное обучение; проблемное обучение; блочно –
модульное обучение; метод проектов; дистанционные технологии обучения.
Привлечение
инновационных
технологий
в
образовательную
среду
позволит
повысить
эффективность
обучения
и
воспитания
личности,
и
подготовить
высококвалифицированных
специалистов
для
дальнейшей
профессиональной деятельности.
Рассмотрим
каждую
предложенную
технологию
и
проанализируем
возможность ее использования в образовательном процессе.
Личностно
–
ориентированное
обучение.
В
настоящее
время
в
образовательной среде активно развивается личностно – ориентированное
обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через
организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности.
Другие
связывают
личностно
–
ориентированное
обучение
с
развитием
индивидуальных качеств обучающегося.
Личность
–
понятие, выработанное для отображения социальной
природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни,
о п р е д е л е н и я
е г о
к а к
н о с и т е л я
и н д и в и д у а л ь н о г о
н а ч а л а ,
самораскрывающегося
в
контекстах
социальных
отношений,
общения
и
предметной деятельности.
Каждый
человек
обладает
определенным
набором
индивидуальных
качеств,
которые
в
каждом
развиты
по
–
разному.
Наиболее
значимыми
личными
качествами,
применимыми
к
профессиональной
деятельности,
являются:
социальная
активность,
интеллектуальный
у р о ве н ь ,
конкурентоспособность,
работоспособность,
эмоционально
–
волевые
качества, потребность в самосовершенствовании.
Для
того
чтобы
гармонично
развивать
личные
качества
необходим
индивидуальный
подход
к
каждому
обучающемуся,
основанный
на
его
природных данных. Другими словами моделирование ситуации успеха для
каждого
студента
приведет
к
развитию
у
студента
уверенности
в
себе,
повышению
самооценки,
развитию
чувства
собственной
значимости,
а
значит,
позволит
повысить
уровень
его
подготовки
к
дальней
профессиональной деятельности.
Ситуация
успеха
на
занятия
начинается
с
создания
атмосферы
доброжелательности,
снятия
страха
в
неправильном
ответе,
высокой
мотивации
в
получении
знаний,
самооценивания,
как
стимула
для
самоанализа
своих
знаний.
Таким
образом,
основными
принципами
личностно – ориентированного обучения является:
- обеспечение развития и саморазвития личности студента, исходя из
выявленных его индивидуальных особенностей;
-
предоставление
каждому
обучающемуся,
опираясь
на
его
способности,
склонности,
интересы
и
субъективный
опыт,
возможности
реализовать себя в образовательной деятельности;
- учет не только уровня достигнутых знаний, умений, навыков, но и
сформированности определенного интеллекта.
И
главное
профессиональная
подготовка
студента
определяется
не
только совокупностью знаний, умений и навыков, но и совокупностью его
индивидуальных способностей.
Использование
данной
инновационной
образовательной
технологии
повысит
мотивацию
студентов
к
обучению
и
приведет
к
большей
положительной результативности.
Проблемное обучение.
Последние
годы
ознаменовались
активными
поисками
и
широким
использованием
методики,
позволяющей
значительно
повысить
эффективность обучения. Одним из них является технология проблемного
обучения.
Проблемное
обучение
направлено
на
самостоятельный
поиск
обучаемым
новых
знаний
и
способов
действия,
а
также,
предполагает
последовательное
и
целенаправленное
выдвижение
перед
обучающимися
познавательных проблем, разрешая которые они под руководством педагога
активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый
тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое
их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует
формированию
мотивации
достижения
успеха,
развивает
мыслительные
способности обучающихся.
Проблемное обучение в меньшей мере чем другие
типы обучения
применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует
больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по
сравнению с другими типами обучения.
Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное
обучение является
наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием
рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят
с режима функционирования на режим развития.
Блочно – модульное обучение
Блочно – модульное обучение является альтернативой традиционной
системы
обучения.
Здесь
весь
образовательный
процесс
той
или
иной
дисциплины представлен модульной программой.
В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:
1 модуль (1-2 урока) – устное изложение педагогом основных вопросов темы,
раскрытие узловых понятий;
2
модуль
(3
–
5уроков)
–
самостоятельные
и
практические
работы,
где
обучающиеся
под
руководством
преподавателя
работают
с
различными
источниками
информации,
прорабатывают
материалы
тем,
обсуждают,
дискутируют. На этом этапе проводятся уроки – практикумы, конференции,
игры, презентации;
3 модуль (1 – 2 урока) – повторение и обобщение темы.
4 модуль (1 – 2 урока) – контроль знаний обучающихся по всей теме.
Применять блочно – модульное обучение достаточно сложно, так как это
требует глубокого знания предмета, большой предварительной работы.
Метод проектов
«Метод
проектов»
-
педагогическая
технология,
цель
которой
ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и
приобретение новых знаний (порой путем самообразования) для активного
включения в освоении новых способов человеческой деятельности». ( И. Д.
Чечель).
Сущность
метода
проектов
–
создание
условий
для
достижения
дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна
завершиться
вполне
реальным,
осязаемым
практическим
результатом,
оформленным тем или иным образом.
Цель проектного обучения – стимулировать интерес обучающихся к
определенным
профессиональным
проблемам,
предполагающим
владение
некоторой
суммой
знаний,
и
через
проектную
деятельность,
показать
практическое применение полученных знаний.
Организация проектной деятельности складывается из: необходимости
не
столько
передать
студентам
знания,
сколько
научить
приобретать
эти
знания
самостоятельно;
актуальности
приобретения
коммуникативных
навыков и умений; необходимости развития умения работать с информацией
( собирать, анализировать, делать выводы).
Основная сложность в использовании данного метода состоит в низкой
мотивации
студентов
к
участию
в
проекте,
отсутствия
навыков
исследовательской деятельности.
Дистанционные технологии обучения
Дистанционную
форму
обучения
специалисты
по
стратегическим
проблемам образования называют образовательной системой 21 века.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это технологии
обучения,
реализуемые
в
основном
с
применением
информационных
и
телекоммуникационных технологий при опосредованном ( на расстоянии)
или
не
полностью
опосредованном
взаимодействии
обучающегося
и
педагогического работника.
Целью использования ДОП образовательным учреждением является
предоставление
обучающимся
возможности
освоения
образовательных
программ,
непосредственно
по
месту
жительства
обучающегося
или
его
временного пребывания (нахождения).
Основная проблема технологии дистанционного обучения заключена в
отсутствии нормативно – правовой базы и необходимого информационно –
технического оснащения.
Рассмотрев
существующие
инновационные
образовательные
технологии,
применимые
при
получении
среднего
профессионального
образования, можно сделать следующие выводы:
1.
Внедрение данных технологий в образовательный процесс
СПО
возможно
(исключение
может
составить
дистанционная
форма
обучения,
так
как
ее
внедрение
требует
от
образовательного
учреждения специального технического оснащения);
2.
Целью
каждой
образовательной
технологии
является
развитие
у
студентов
умения
работать
с
информацией,
использовать
информационные ресурсы, работать в команде и самостоятельно,
качественно выполнять поставленные задачи или проблемы, что, в
конечном
счете,
ведет
к
заинтересованности
обучающихся
в
образовательном процессе и повышению уровня их подготовки к
дальнейшей профессиональной деятельности.
Внедрение
в
образовательный
процесс
инновационных
технологий
обучения не однодневный процесс. Требуется глубокое знание дисциплины,
информационно
–
техническое
оснащение
кабинетов,
заинтересованность
преподавателя в воспитании квалифицированных кадров.
На мой взгляд, большего результата по показателю качества обучения
можно
добиться,
совмещая
некоторые
из
предложенных
технологий
обучения.
В
качестве
примера
представлен
открытый
урок
по
теме:
«Угловые
серединные соединения».
Развитие общества изменяет требование и к современным педагогам,
которые
должны
не
только
быть
компетентными
в
области
своей
специальности,
но
и
готовы
поделиться
глубоким
знанием
изучаемой
дисциплины,
а
также
владеть
новыми
учебными
технологиями,
обеспечивающими
активное
вовлечение
студентов
в
учебную,
научно
=
исследовательскую и самостоятельную работу.
Внедрение инновационных образовательных технологий приносит свои
изменения в потенциальное развитие личности преподавателя и студента,
способствует высокому развитию уровня образовательной деятельности.
Для групп профессиональной подготовки разработаны модули по теме
«Пиление
древесины»,
«Строгание
древесины»,
которые
разделены
на
учебные элементы (УЭ). Эти модули я использую в учебном процессе, что
позволяет учащимся более глубоко изучить материал и проконтролировать
знания, выполнив тестовое задание УЭ.
Выполняя письменные экзаменационные работы для государственной
аттестации,
некоторые
учащиеся
делают
защиту
своих
работ
в
виде
презентации.
Преподаватель Д.С. Адоевский