Напоминание

«Реализация национально-регионального компонента В разных видах детской деятельности с использованием ИКТ» «Экологическая конференция»


Автор: Титенева Наталья Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №214
Населённый пункт: ижевск
Наименование материала: Методический семинар
Тема: «Реализация национально-регионального компонента В разных видах детской деятельности с использованием ИКТ» «Экологическая конференция»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИМЦ «Альтернатива»

МБДОУ №214

Методический семинар

«Реализация национально-регионального компонента

В

разных видах детской деятельности с использованием ИКТ»

«Экологическая конференция»

Подготовительная группа «Италмас»

Воспитатель Титенева Н. Е.

Педагог-психолог Цыврина С.В.

Ижевск 2018

НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

«Экологическая конференция!»

(национально-региональный компонент)

Воспитатель: Титенева Наталья Евгеньевна

Цель

: Донести до сознания детей мысль о том, что человек в ответе

за состояние окружающей его природы.

Задачи

:

Развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека

к природе на основе его представлений об ответственности за окружающее,

согласно принципу «не навреди»;

Учить находить в проблемной ситуации причину, следствие и решение

проблемы;

Воспитывать бережное отношение к природе, желание дать «вторую

жизнь» бросовому материалу.

Оборудование

: - «Изображение реки Кама»

-

значки специалистов-участников конференции;

-

значки «разрешено», «не разрешено»;

-

бросовый материал

: пластиковые бутылки, стаканы, тарелки, пробки и т. д.

-

материалы для

опытов

:

№1 - вода, песок, вата, 2 бутылки,2 воронки;

-

информационная справка о неразлагающихся отходах;

-

легкая музыка для продуктивной деятельности;

Методы и приемы

:

• Словесный метод (рассказ, беседа, объяснение)

• Наглядный метод (демонстрация опытов, показ иллюстраций, показ схемы

работы завода).

• Практический метод (совместное изготовление игрушек из бросового

материала)

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Постановка проблемы:

«Сегодня в нашем городе начинает работу научно-

исследовательская конференция, чтобы решить вопросы охраны природы. Хотели

бы вы принять в ней участие? Тогда нам нужно приготовиться.

Определитесь кто кем будет, наденьте специальные значки и займите место в

зале».

(Дети надевают специальные значки, определяющие их принадлежность к тем или

иным участникам конференции. Они занимают места в зале, где

расставлены стулья полукругом.

Воспитатель: Уважаемые участники конференции, представьтесь,

пожалуйста, и поясните чем вы занимаетесь? (ответы детей)

Итак, начинаем! В настоящее время много проблем связано с тем, что

человек оказывает на природу негативное воздействие: загрязняет воду, воздух,

почву. Многие виды животных истреблены и полностью исчезли с лица земли.

(слайд 2-3)

Например, белый носорог – является одним из самых крупных

представителей семейства носорогов, вымирающий вид, браконьеры убили самца,

осталась только самка с детенышем - самочкой. (слайд 4)

А давайте посмотрим как обстоят дела с экологической обстановкой у нас с рекой

Кама, которая является самой большой рекой в Республике. (слайд 5)

Воспитатель- Что может располагаться на берегах реки?

Дети - на берегу реки люди создали свои поселения, расположили предприятия.

Построили порты. По реке перевозят грузы.

Воспитатель - Воды реки Кама используются для водоснабжения населения

питьевой и технической водой, для рыболовства и гигиены человека. Для

водоснабжения у нас в г. Ижевске в Устиновском районе используется вода с

реки Кама.

Воспитатель- На конференции предлагаю обсудить проблему: В последнее время

в Каме резко сократилось количество промысловых рыб. Нам необходимо

установить причину этого и предложить пути решения данной проблемы.

Что могут сказать наши зоологи? Какие виды рыб сократились?

(слайд 6)

ребенок – зоолог: Щука – хищная рыба Камы, но она охотится прежде всего, на

больных рыб и тем самым охраняет водоемы от заражения.

(слайд 7)

ребенок – зоолог: А еще в Каме водятся окуни. Их в шутку называют

моряками, потому что эти рыбы имеют на спине полоски, как на тельняшках

настоящих моряков.

(слайд 8)

ребенок – зоолог: Наша река Кама – место обитания леща. Лещ – рыба семейная,

предпочитает глубинные участки с медленным течением.

Воспитатель: Что же могло повлиять на сокращение количество рыб в Каме? 1

ребенок – зоолог: Для жизни рыбам нужна чистая вода.

2 ребенок – зоолог: Возможно, вода в реке была загрязнена.

Исследовательская деятельность.

Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим картинку с условными знаками и

попытаемся найти причину загрязнения воды. (слайд 49)

Рассмотрите и назовите, что находится на берегу реки.

(Дети называют).

Воспитатель: Итак, мы определили 3 объекта: -населенный пункт,

-завод, -свалка мусора.

Коллеги, как вы думаете, сможем мы с вами исследовать данные объекты и

определить, который из них является причиной гибели камских рыб? (Ответы

детей.)

(слайд 10) - Хорошо! Тогда приступим к исследованиям. Предлагаю обратить

ваше внимание на один из обьектов- . Это населенный пункт на берегу реки.

Где люди могут использовать речную воду?

(ответы детей: - полив огорода,;

стирка белья;,

дают домашним животным пить.)

Могут ли эти нужды людей явиться причиной загрязнения реки?

(слайд 11) - Попросим врачей санитарно-эпидемиологической станции дать свое

заключение

(«Врач» делает вывод ;если работают очестные сооружения, то населенный

пункт не является причиной исчезновения рыб в Каме

(слайд 12)

Воспитатель – Действительно, если очистные сооружения н работают,

то разрешен слив воды в реку .

Воспитатель: Обращаю ваше внимание на следующий объект – это

промышленный завод., (слайд13)

Ребенок: Расскажите нам, как вы очищаете воду?

Воспитатель: Поскольку я являюсь представителем этого завода , я вам

представлю видео, как работают очистные сооружения. (слайд 14)

Опыт № 1

Воспитатель: Я предлагаю вам убедиться вам как работает фильтр. Проходите,

пожалуйста, в нашу лабораторию. Мне помогут лаборанты.

Воспитатель: Предлагаю вам надеть фартуки. (каждый ребёнок получает фартук)

Примерные вопросы к детям: (лаборанты напомните пожалуйста правила работы с

водой)

Ребенок-лаборант: Правила работы в лаборатории: работаем аккуратно, не

разливая реактивы; быть осторожными с пробирками.

Воспитатель - Какая исследовательская задача поставлена перед нами?

Дети: Мы должны исследовать как работают фильтры и очистить воду.

Воспитатель: Посмотрите на образец воды, который нам прислали.

(на столе стоят в колбах на каждого ребенка масляная грязная вода)

Воспитатель: Что плавает на поверхности . Ответы детей (масло, частички мусора)

Можно пить такую воду. Почему?

Могут жить в такой воде рыбы?

Воспитатель: Да действительно, такая вода не пригодна для питья и для обитания

рыб в воде. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от масла и мусора. (Обучение изготовлению фильтра)

Коллеги, как вы думаете, чем можно очистить воду?

Предложения детей. – очистить можно с помощью фильтра. Фильтр бывает

бумажный, из салфеток, из песка и т. д.

Воспитатель- Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами

используя ватный диск. Посмотрите, как я это сделаю.

(Воспитатель показывает, как сделать фильтр. Затем как его установить в

баночку).

. Самостоятельная деятельность детей в лаборатории.

(изготовление фильтра, очищение воды, получение выводов) Примерные вопросы

к детям:

Какая стала вода? (чистая, прозрачная, без запаха.)

Где осталось масло, мусор и грязь? (на фильтре)

Воспитатель: Коллеги, мы справились с поставленной задачей?

Лаборант дает заключение, что вода очищена.)

Воспитатель: Может ли завод являться виновником загрязнения воды в реке

Кама? Специалист из санэпидстанции, дайте ваше заключение.

(Ребенок – врач делает заключение:. если на заводе работают очистные

фильтры, то завод не является причиной исчезновения рыб в Каме.

(На картинку с условным изображение завода крепится разрешающий значок) .

(слайд 15)

Воспитатель (слайд 16): Какой еще объект находится на берегу Камы?

Верно, свалка на берегу реки. Люди, не задумываясь о последствиях,

выбрасывают различные отходы: мусор, старые лекарства, остатки красок после

ремонта, бутылки и пластиковую посуду и т. д. Сейчас мы увидим, что

происходит с кучей мусора, когда идет дождь. ОПЫТ №2. .(слайд17)

(Опыт: «Загрязнение стоками вредных вод».)

Воспитатель: Коллеги, посмотрите –это образец загрязнения реки, стоками

вредных вод и мусора.

Воспитатель: лаборант сделайте пробу воды и поместите пробу под микроскоп.

(Она черного цвета.)

Воспитатель ( сейчас я настрою микроскоп, появляется четкая картинка)

(Слайд18)

(-Рассматриваем капельку грязной воды через электронный микроскоп.

Выводим капельку воды на экран.)

Воспитатель: Что вы можете об этом сказать? (ответы детей). Может ли эта свалка

явиться причиной загрязнения воды в реке?

(Дети – экологи делают заключение, что вредные вещества стекают в реку, тем

самым загрязняя ее. И даже после 3-4 дождей

вода не может очиститься от примесей.)

Воспитатель: Можно ли считать, причиной гибели промысловых рыб свалку

мусора на берегу реки? Специалисты, сделайте вывод.

(Дети – врачи дают заключение и на картинку прикрепляется значок

«опасность».) (слайд19)

Воспитатель: Действительно, свалка может послужить причиной гибели рыб.

Воспитатель: Коллеги , а вы заметили, сколько на свалке пластиковых бутылочек,

баночек, пробок? (слайд 21)

Ребенок - Это отходы, ненужный мусор , который также засоряет акваторию

реки и служит причиной гибели рыб. .

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли его где-нибудь использовать? С

информацией об этом выступят гости нашей конференции.

Коллега (ребенок) - Конечно, можно! В некоторых странах существуют даже

специальные заводы по переработке мусора. Там отходы перерабатывают,

прессуют, а потом делают из этого доски и кирпичи. А после используют в

строительстве. Это очень важное и нужное дело.

Воспитатель: А что еще можно сделать из таких отходов?

(Предположения детей).

Ребенок: из пластмассовых бутылок и тарелок– можно сделать нужные вещи.

Ведь тогда отходы получат вторую жизнь, т. е. принесут пользу вместо того,

чтобы гнить в земле. Тем более, что гнить они будут целых 200 лет, потому что

пластмасс – это неразрушающийся материал.

Воспитатель: Коллеги предлагаю поразмышлять о разложении мусора

«Расставить значки для мусора».

Сейчас сравним ваши размышления с действительностью.

, (слайд 22),

Воспитатель: «Бумага, брошенная вами, будет лежать в земле более 2 лет; (так или

не так)?

консервная банка – более 30 лет, (так или не так) полиэтиленовый пакет – 200 лет

(так или не так) стекло – 1000 лет». (так или не так)

Воспитатель: Как вы думаете, справились мы с вами с поставленной в начале

конференции задачей? (Ответы).

Ребенок: Мы установили причины исчезновения рыб и предложили пути

решения данной проблемы.

Ребенок: Но проблему надо не только решать, но и предотвращать, верно?

Воспитатель: (Как нам можно предотвратить беду? ) Как справиться с этим? Что

предпринять?

(Идут предположения детей, и выносится главное решение – сделать коллаж для

детей и их родителей.

Продуктивная деятельность.

(Продуктивная деятельность.) дети выбирают картинки и приклеивают на ватман,

разделенный на две части с улыбающимся смайликом и грустным.

Воспитатель- Коллеги, расскажите, пожалуйста, что у вас получилось.

(дети: – улыбающийся смайлик: можно и нужно мусор собирать после

пикника, мыть машину в автомойках, купаться в разрешенных местах, мусор

бросать в специально отведенные места - мусоросборники, устраивать

субботники по сбору мусора,

Грустный смайлик: нельзя мыть в реке машину, мусорить на берегу, бросать

мусор в воду, купаться в загрязнённой воде, сливать загрязненную воду в реку.)

Воспитатель: Ну, вот и все! Наша конференция закончила свою работу, но мы еще

не раз соберемся, чтобы обсудить вопросы охраны

природы. До свидания! (Дети выходят из зала и несут изготовленный коллаж.)

Экологическая конференция

Детский сад №214

Подготовительная группа «Италмас»

Загрязнение воды и земли

Слайд 1

Слайд 2

Итак,

начинаем!

В

настоящее

время

много

проблем

связано

с

тем,

что

человек

оказывает на природу негативное воздействие: загрязняет воду, воздух, почву. Многие виды

животных истреблены и полностью исчезли с лица земли. (слайд 2-3)

Слайд 3

Белый носорог

Слайд 4

Многие виды животных истреблены и полностью исчезли с лица земли.

Белый носорог – является одним из самых крупных представителей семейства носорогов,

вымирающий вид, браконьеры убили самца, осталась только самка с детенышем - самочкой.

(слайд4)

Слайд 5

Река Кама

щука

А давайте посмотрим как обстоят дела с экологической обстановкой у нас с рекой Кама,

которая является самой большой рекой в Республике. (слайд 5)

На берегу реки люди создали свои поселения, по ней перевозят грузы. Воды реки Кама

используются для водоснабжения населения питьевой и технической водой, для рыболовства

и гигиены человека. Для водоснабжения у нас в г. Ижевске в Устиновском районе

используется вода с реки Кама.

Слайд 6

окунь

лещ

-На конференции предлагаю обсудить проблему. В последнее время в Каме резко

сократилось количество промысловых рыб. Нам необходимо установить причину этого и

предложить пути решения данной проблемы.

- Что могут сказать наши зоологи? Какие виды рыб сократились?

1

ребенок – зоолог

: Щука – хищная рыба Камы, но она охотится прежде всего, на

больных рыб и тем самым охраняет водоемы от заражения.

Слайд 7

2

ребенок – зоолог

: А еще в Каме водятся окуни. Их в шутку называют моряками,

потому что эти рыбы имеют на спине полоски, как на тельняшках настоящих моряков.

Слайд 8

Наша река Кама – место обитания леща. Лещ – рыба семейная, предпочитает глубинные

участки с медленным течением..

Воспитатель

: Что же могло повлиять на сокращение количество рыб в Каме? Какое

заключение могут сделать наши специалисты?

1 ребенок – зоолог: Для жизни рыбам нужна чистая вода.

2ребенок – зоолог

: Возможно, вода в реке была загрязнена.

Слайд 9

Сейчас мы с вами рассмотрим картинку с условными знаками и попытаемся найти

причину загрязнения воды. (слайд 9)

- Рассмотрите и назовите, что находится на берегах реки.

(Дети называют).

Воспитатель

: Итак, мы определили 3 объекта: -населенный пункт,

-завод, -свалка мусора.

- Коллеги, как вы думаете, сможем мы с вами исследовать данные

объекты и определить, который из них является причиной гибели

камских рыб? (Ответы детей.)

Слайд 10

- Хорошо! Тогда приступим к исследованиям. Предлагаю обратить ваше внимание на

один из объектов - это населенный пункт на берегу реки.(слайд 10)

Очистные сооружения

- Где люди могут использовать речную воду?

(ответы детей

: - полив огорода, стирка белья, дают домашним животным пить.)

- Могут ли эти нужды людей явиться причиной загрязнения реки?

Слайд 11

Пусть врачи санитарно-эпидемиологической станции дадут свое заключение.

(«Врач» делает вывод: ….если работают очистные сооружения, то населенный пункт не

является причиной исчезновения рыб в Каме.

Слайд 12

(слайд 12)

Воспитатель – Действительно, если очистные сооружения на предприятии работают, то

разрешен слив воды в реку.

Обращаю ваше внимание на следующий объект -это промышленный завод. Там тоже

используют воду.

Слайд 13

Обращаю ваше внимание на следующий объект – это промышленный завод. (слайд13).

-

Расскажите нам, как вы очищаете грязную использованную воду.

- Поскольку я являюсь представителем этого завода, я вам представлю видео как

работают очистные сооружения

.

Слайд 14

Поскольку я являюсь представителем этого завода, я вам представлю видео как работают

очистные сооружения. (слайд 14) ВИДЕО

Слайд 15

Опыт № 1

Воспитатель

: Сейчас я покажу, как работает фильтр, которым мы очищаем воду

после использования. Мне помогут лаборанты.

Для этого я вас приглашаю пройти в лабораторию.

Может ли завод являться виновником загрязнения воды в реке Кама? Давайте сделаем

вывод. Специалист из санэпидстанции, дайте ваше заключение.

(Ребенок – врач делает заключение: если на заводе работают очистные фильтры, то завод

не является причиной исчезновения рыб в Каме.

(На картинку с условным изображение завода крепится разрешающий знак) (слайд 15)

Воспитатель

: Какой еще объект находится на берегу Камы?

- Верно, свалка.

Слайд 16

Воспитатель

: Какой еще объект находится на берегу Камы?

- Верно, свалка.

ОПЫТ №2. (слайд16)

Воспитатель

: Итак, на экране вы видите свалку, куда выбрасывают различные отходы:

мусор, старые лекарства, остатки красок после ремонта, бутылки и пластиковую посуду и т. д.

Сейчас мы увидим, что происходит с кучей мусора, когда идет дождь

Слайд 17

Микроскоп – рассматривание грязной воды. Настраиваем….

Слайд 18

Четкое изображение. Что вы видите?

Слайд 19

(Опыт: «Загрязнение стоками вредных вод».)

(Описание опыта

: в емкости налита вода с набросанным мусором)

Коллеги, посмотрите –это образец загрязнения реки стоками вредных вод и мусора.

Дети – лаборанты набирают шприцом воду. Она черного цвета.)

- У вас на столах стоят микроскопы, давайте рассмотрим образец воды.

(Рассматриваем капельки грязной воды через микроскоп (маленький)). Выводим капельку

воды через электронный микроскоп на экран.

Воспитатель

: Что вы можете об этом сказать? Может ли эта свалка явиться причиной

загрязнения воды в реке?

(Дети – экологи делают заключение, что вредные вещества стекают в реку, тем самым

загрязняя ее. И даже после 3-4 дождей вода не может очиститься от примесей.)

Воспитатель

: Можно ли считать, причиной гибели промысловых рыб свалку мусора на

левом берегу реки? Специалисты, сделайте вывод.

(Дети – врачи дают заключение и на картинку прикрепляется значок

«опасность») (слайд19)

Слайд 20

Сроки разложения мусора

более 2 лет

более 30 лет

200 лет

1000 лет

Вывод воспитателя- действительно, свалка может послужить причиной гибели рыб.

Слайд 21

Коллеги, вы заметили сколько на свалке пластиковых бутылочек, баночек, пробок.

Слайд 22

Вот и мы сейчас с вами покажем и расскажем, что из пластмассовых бутылок и тарелок–

можно сделать нужные вещи. Ведь тогда отходы получат вторую жизнь, т. е. принесут

пользу вместо того, чтобы гнить в земле. Тем более, что гнить они будут целых 200 лет,

потому что пластмасс – это неразрушающийся материал

Воспитатель: предлагает игру «Расставить

значки

для мусора».

- Сейчас посмотрим

насколько

верно вы справились с

заданием.

(слайд 22),

а затем говорит

: «Бумага, брошенная вами, будет лежать в земле

более 2 лет; консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло –

1000 лет».

Слайд 23

Спасибо за работу!

Как вы думаете, справились ли мы с поставленной в начале конференции задачей.

- Да, но не совсем…. Проблему надо предупреждать. Дети - можно создать коллаж, на

котором отобразить, что можно делать, а что нельзя у реки.

Слайд 24



В раздел образования