Автор: Титенева Наталья Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №214
Населённый пункт: ижевск
Наименование материала: Методический семинар
Тема: «Реализация национально-регионального компонента В разных видах детской деятельности с использованием ИКТ» «Экологическая конференция»
Раздел: дошкольное образование
ИМЦ «Альтернатива»
МБДОУ №214
Методический семинар
«Реализация национально-регионального компонента
В
разных видах детской деятельности с использованием ИКТ»
«Экологическая конференция»
Подготовительная группа «Италмас»
Воспитатель Титенева Н. Е.
Педагог-психолог Цыврина С.В.
Ижевск 2018
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
«Экологическая конференция!»
(национально-региональный компонент)
Воспитатель: Титенева Наталья Евгеньевна
Цель
: Донести до сознания детей мысль о том, что человек в ответе
за состояние окружающей его природы.
Задачи
:
Развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека
к природе на основе его представлений об ответственности за окружающее,
согласно принципу «не навреди»;
Учить находить в проблемной ситуации причину, следствие и решение
проблемы;
Воспитывать бережное отношение к природе, желание дать «вторую
жизнь» бросовому материалу.
Оборудование
: - «Изображение реки Кама»
-
значки специалистов-участников конференции;
-
значки «разрешено», «не разрешено»;
-
бросовый материал
: пластиковые бутылки, стаканы, тарелки, пробки и т. д.
-
материалы для
опытов
:
№1 - вода, песок, вата, 2 бутылки,2 воронки;
-
информационная справка о неразлагающихся отходах;
-
легкая музыка для продуктивной деятельности;
Методы и приемы
:
• Словесный метод (рассказ, беседа, объяснение)
• Наглядный метод (демонстрация опытов, показ иллюстраций, показ схемы
работы завода).
• Практический метод (совместное изготовление игрушек из бросового
материала)
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Постановка проблемы:
«Сегодня в нашем городе начинает работу научно-
исследовательская конференция, чтобы решить вопросы охраны природы. Хотели
бы вы принять в ней участие? Тогда нам нужно приготовиться.
Определитесь кто кем будет, наденьте специальные значки и займите место в
зале».
(Дети надевают специальные значки, определяющие их принадлежность к тем или
иным участникам конференции. Они занимают места в зале, где
расставлены стулья полукругом.
Воспитатель: Уважаемые участники конференции, представьтесь,
пожалуйста, и поясните чем вы занимаетесь? (ответы детей)
Итак, начинаем! В настоящее время много проблем связано с тем, что
человек оказывает на природу негативное воздействие: загрязняет воду, воздух,
почву. Многие виды животных истреблены и полностью исчезли с лица земли.
(слайд 2-3)
Например, белый носорог – является одним из самых крупных
представителей семейства носорогов, вымирающий вид, браконьеры убили самца,
осталась только самка с детенышем - самочкой. (слайд 4)
А давайте посмотрим как обстоят дела с экологической обстановкой у нас с рекой
Кама, которая является самой большой рекой в Республике. (слайд 5)
Воспитатель- Что может располагаться на берегах реки?
Дети - на берегу реки люди создали свои поселения, расположили предприятия.
Построили порты. По реке перевозят грузы.
Воспитатель - Воды реки Кама используются для водоснабжения населения
питьевой и технической водой, для рыболовства и гигиены человека. Для
водоснабжения у нас в г. Ижевске в Устиновском районе используется вода с
реки Кама.
Воспитатель- На конференции предлагаю обсудить проблему: В последнее время
в Каме резко сократилось количество промысловых рыб. Нам необходимо
установить причину этого и предложить пути решения данной проблемы.
Что могут сказать наши зоологи? Какие виды рыб сократились?
(слайд 6)
ребенок – зоолог: Щука – хищная рыба Камы, но она охотится прежде всего, на
больных рыб и тем самым охраняет водоемы от заражения.
(слайд 7)
ребенок – зоолог: А еще в Каме водятся окуни. Их в шутку называют
моряками, потому что эти рыбы имеют на спине полоски, как на тельняшках
настоящих моряков.
(слайд 8)
ребенок – зоолог: Наша река Кама – место обитания леща. Лещ – рыба семейная,
предпочитает глубинные участки с медленным течением.
Воспитатель: Что же могло повлиять на сокращение количество рыб в Каме? 1
ребенок – зоолог: Для жизни рыбам нужна чистая вода.
2 ребенок – зоолог: Возможно, вода в реке была загрязнена.
Исследовательская деятельность.
Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим картинку с условными знаками и
попытаемся найти причину загрязнения воды. (слайд 49)
Рассмотрите и назовите, что находится на берегу реки.
(Дети называют).
Воспитатель: Итак, мы определили 3 объекта: -населенный пункт,
-завод, -свалка мусора.
Коллеги, как вы думаете, сможем мы с вами исследовать данные объекты и
определить, который из них является причиной гибели камских рыб? (Ответы
детей.)
(слайд 10) - Хорошо! Тогда приступим к исследованиям. Предлагаю обратить
ваше внимание на один из обьектов- . Это населенный пункт на берегу реки.
Где люди могут использовать речную воду?
(ответы детей: - полив огорода,;
стирка белья;,
дают домашним животным пить.)
Могут ли эти нужды людей явиться причиной загрязнения реки?
(слайд 11) - Попросим врачей санитарно-эпидемиологической станции дать свое
заключение
(«Врач» делает вывод ;если работают очестные сооружения, то населенный
пункт не является причиной исчезновения рыб в Каме
(слайд 12)
Воспитатель – Действительно, если очистные сооружения н работают,
то разрешен слив воды в реку .
Воспитатель: Обращаю ваше внимание на следующий объект – это
промышленный завод., (слайд13)
Ребенок: Расскажите нам, как вы очищаете воду?
Воспитатель: Поскольку я являюсь представителем этого завода , я вам
представлю видео, как работают очистные сооружения. (слайд 14)
Опыт № 1
Воспитатель: Я предлагаю вам убедиться вам как работает фильтр. Проходите,
пожалуйста, в нашу лабораторию. Мне помогут лаборанты.
Воспитатель: Предлагаю вам надеть фартуки. (каждый ребёнок получает фартук)
Примерные вопросы к детям: (лаборанты напомните пожалуйста правила работы с
водой)
Ребенок-лаборант: Правила работы в лаборатории: работаем аккуратно, не
разливая реактивы; быть осторожными с пробирками.
Воспитатель - Какая исследовательская задача поставлена перед нами?
Дети: Мы должны исследовать как работают фильтры и очистить воду.
Воспитатель: Посмотрите на образец воды, который нам прислали.
(на столе стоят в колбах на каждого ребенка масляная грязная вода)
Воспитатель: Что плавает на поверхности . Ответы детей (масло, частички мусора)
Можно пить такую воду. Почему?
Могут жить в такой воде рыбы?
Воспитатель: Да действительно, такая вода не пригодна для питья и для обитания
рыб в воде. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла и мусора. (Обучение изготовлению фильтра)
Коллеги, как вы думаете, чем можно очистить воду?
Предложения детей. – очистить можно с помощью фильтра. Фильтр бывает
бумажный, из салфеток, из песка и т. д.
Воспитатель- Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами
используя ватный диск. Посмотрите, как я это сделаю.
(Воспитатель показывает, как сделать фильтр. Затем как его установить в
баночку).
. Самостоятельная деятельность детей в лаборатории.
(изготовление фильтра, очищение воды, получение выводов) Примерные вопросы
к детям:
Какая стала вода? (чистая, прозрачная, без запаха.)
Где осталось масло, мусор и грязь? (на фильтре)
Воспитатель: Коллеги, мы справились с поставленной задачей?
Лаборант дает заключение, что вода очищена.)
Воспитатель: Может ли завод являться виновником загрязнения воды в реке
Кама? Специалист из санэпидстанции, дайте ваше заключение.
(Ребенок – врач делает заключение:. если на заводе работают очистные
фильтры, то завод не является причиной исчезновения рыб в Каме.
(На картинку с условным изображение завода крепится разрешающий значок) .
(слайд 15)
Воспитатель (слайд 16): Какой еще объект находится на берегу Камы?
Верно, свалка на берегу реки. Люди, не задумываясь о последствиях,
выбрасывают различные отходы: мусор, старые лекарства, остатки красок после
ремонта, бутылки и пластиковую посуду и т. д. Сейчас мы увидим, что
происходит с кучей мусора, когда идет дождь. ОПЫТ №2. .(слайд17)
(Опыт: «Загрязнение стоками вредных вод».)
Воспитатель: Коллеги, посмотрите –это образец загрязнения реки, стоками
вредных вод и мусора.
Воспитатель: лаборант сделайте пробу воды и поместите пробу под микроскоп.
(Она черного цвета.)
Воспитатель ( сейчас я настрою микроскоп, появляется четкая картинка)
(Слайд18)
(-Рассматриваем капельку грязной воды через электронный микроскоп.
Выводим капельку воды на экран.)
Воспитатель: Что вы можете об этом сказать? (ответы детей). Может ли эта свалка
явиться причиной загрязнения воды в реке?
(Дети – экологи делают заключение, что вредные вещества стекают в реку, тем
самым загрязняя ее. И даже после 3-4 дождей
вода не может очиститься от примесей.)
Воспитатель: Можно ли считать, причиной гибели промысловых рыб свалку
мусора на берегу реки? Специалисты, сделайте вывод.
(Дети – врачи дают заключение и на картинку прикрепляется значок
«опасность».) (слайд19)
Воспитатель: Действительно, свалка может послужить причиной гибели рыб.
Воспитатель: Коллеги , а вы заметили, сколько на свалке пластиковых бутылочек,
баночек, пробок? (слайд 21)
Ребенок - Это отходы, ненужный мусор , который также засоряет акваторию
реки и служит причиной гибели рыб. .
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли его где-нибудь использовать? С
информацией об этом выступят гости нашей конференции.
Коллега (ребенок) - Конечно, можно! В некоторых странах существуют даже
специальные заводы по переработке мусора. Там отходы перерабатывают,
прессуют, а потом делают из этого доски и кирпичи. А после используют в
строительстве. Это очень важное и нужное дело.
Воспитатель: А что еще можно сделать из таких отходов?
(Предположения детей).
Ребенок: из пластмассовых бутылок и тарелок– можно сделать нужные вещи.
Ведь тогда отходы получат вторую жизнь, т. е. принесут пользу вместо того,
чтобы гнить в земле. Тем более, что гнить они будут целых 200 лет, потому что
пластмасс – это неразрушающийся материал.
Воспитатель: Коллеги предлагаю поразмышлять о разложении мусора
«Расставить значки для мусора».
Сейчас сравним ваши размышления с действительностью.
, (слайд 22),
Воспитатель: «Бумага, брошенная вами, будет лежать в земле более 2 лет; (так или
не так)?
консервная банка – более 30 лет, (так или не так) полиэтиленовый пакет – 200 лет
(так или не так) стекло – 1000 лет». (так или не так)
Воспитатель: Как вы думаете, справились мы с вами с поставленной в начале
конференции задачей? (Ответы).
Ребенок: Мы установили причины исчезновения рыб и предложили пути
решения данной проблемы.
Ребенок: Но проблему надо не только решать, но и предотвращать, верно?
Воспитатель: (Как нам можно предотвратить беду? ) Как справиться с этим? Что
предпринять?
(Идут предположения детей, и выносится главное решение – сделать коллаж для
детей и их родителей.
Продуктивная деятельность.
(Продуктивная деятельность.) дети выбирают картинки и приклеивают на ватман,
разделенный на две части с улыбающимся смайликом и грустным.
Воспитатель- Коллеги, расскажите, пожалуйста, что у вас получилось.
(дети: – улыбающийся смайлик: можно и нужно мусор собирать после
пикника, мыть машину в автомойках, купаться в разрешенных местах, мусор
бросать в специально отведенные места - мусоросборники, устраивать
субботники по сбору мусора,
Грустный смайлик: нельзя мыть в реке машину, мусорить на берегу, бросать
мусор в воду, купаться в загрязнённой воде, сливать загрязненную воду в реку.)
Воспитатель: Ну, вот и все! Наша конференция закончила свою работу, но мы еще
не раз соберемся, чтобы обсудить вопросы охраны
природы. До свидания! (Дети выходят из зала и несут изготовленный коллаж.)
Экологическая конференция
Детский сад №214
Подготовительная группа «Италмас»
Загрязнение воды и земли
Слайд 1
Слайд 2
Итак,
начинаем!
В
настоящее
время
много
проблем
связано
с
тем,
что
человек
оказывает на природу негативное воздействие: загрязняет воду, воздух, почву. Многие виды
животных истреблены и полностью исчезли с лица земли. (слайд 2-3)
Слайд 3
Белый носорог
Слайд 4
Многие виды животных истреблены и полностью исчезли с лица земли.
Белый носорог – является одним из самых крупных представителей семейства носорогов,
вымирающий вид, браконьеры убили самца, осталась только самка с детенышем - самочкой.
(слайд4)
Слайд 5
Река Кама
щука
А давайте посмотрим как обстоят дела с экологической обстановкой у нас с рекой Кама,
которая является самой большой рекой в Республике. (слайд 5)
На берегу реки люди создали свои поселения, по ней перевозят грузы. Воды реки Кама
используются для водоснабжения населения питьевой и технической водой, для рыболовства
и гигиены человека. Для водоснабжения у нас в г. Ижевске в Устиновском районе
используется вода с реки Кама.
Слайд 6
окунь
лещ
-На конференции предлагаю обсудить проблему. В последнее время в Каме резко
сократилось количество промысловых рыб. Нам необходимо установить причину этого и
предложить пути решения данной проблемы.
- Что могут сказать наши зоологи? Какие виды рыб сократились?
1
ребенок – зоолог
: Щука – хищная рыба Камы, но она охотится прежде всего, на
больных рыб и тем самым охраняет водоемы от заражения.
Слайд 7
2
ребенок – зоолог
: А еще в Каме водятся окуни. Их в шутку называют моряками,
потому что эти рыбы имеют на спине полоски, как на тельняшках настоящих моряков.
Слайд 8
Наша река Кама – место обитания леща. Лещ – рыба семейная, предпочитает глубинные
участки с медленным течением..
Воспитатель
: Что же могло повлиять на сокращение количество рыб в Каме? Какое
заключение могут сделать наши специалисты?
1 ребенок – зоолог: Для жизни рыбам нужна чистая вода.
2ребенок – зоолог
: Возможно, вода в реке была загрязнена.
Слайд 9
Сейчас мы с вами рассмотрим картинку с условными знаками и попытаемся найти
причину загрязнения воды. (слайд 9)
- Рассмотрите и назовите, что находится на берегах реки.
(Дети называют).
Воспитатель
: Итак, мы определили 3 объекта: -населенный пункт,
-завод, -свалка мусора.
- Коллеги, как вы думаете, сможем мы с вами исследовать данные
объекты и определить, который из них является причиной гибели
камских рыб? (Ответы детей.)
Слайд 10
- Хорошо! Тогда приступим к исследованиям. Предлагаю обратить ваше внимание на
один из объектов - это населенный пункт на берегу реки.(слайд 10)
Очистные сооружения
- Где люди могут использовать речную воду?
(ответы детей
: - полив огорода, стирка белья, дают домашним животным пить.)
- Могут ли эти нужды людей явиться причиной загрязнения реки?
Слайд 11
Пусть врачи санитарно-эпидемиологической станции дадут свое заключение.
(«Врач» делает вывод: ….если работают очистные сооружения, то населенный пункт не
является причиной исчезновения рыб в Каме.
Слайд 12
(слайд 12)
Воспитатель – Действительно, если очистные сооружения на предприятии работают, то
разрешен слив воды в реку.
Обращаю ваше внимание на следующий объект -это промышленный завод. Там тоже
используют воду.
Слайд 13
Обращаю ваше внимание на следующий объект – это промышленный завод. (слайд13).
-
Расскажите нам, как вы очищаете грязную использованную воду.
- Поскольку я являюсь представителем этого завода, я вам представлю видео как
работают очистные сооружения
.
Слайд 14
Поскольку я являюсь представителем этого завода, я вам представлю видео как работают
очистные сооружения. (слайд 14) ВИДЕО
Слайд 15
Опыт № 1
Воспитатель
: Сейчас я покажу, как работает фильтр, которым мы очищаем воду
после использования. Мне помогут лаборанты.
Для этого я вас приглашаю пройти в лабораторию.
Может ли завод являться виновником загрязнения воды в реке Кама? Давайте сделаем
вывод. Специалист из санэпидстанции, дайте ваше заключение.
(Ребенок – врач делает заключение: если на заводе работают очистные фильтры, то завод
не является причиной исчезновения рыб в Каме.
(На картинку с условным изображение завода крепится разрешающий знак) (слайд 15)
Воспитатель
: Какой еще объект находится на берегу Камы?
- Верно, свалка.
Слайд 16
Воспитатель
: Какой еще объект находится на берегу Камы?
- Верно, свалка.
ОПЫТ №2. (слайд16)
Воспитатель
: Итак, на экране вы видите свалку, куда выбрасывают различные отходы:
мусор, старые лекарства, остатки красок после ремонта, бутылки и пластиковую посуду и т. д.
Сейчас мы увидим, что происходит с кучей мусора, когда идет дождь
Слайд 17
Микроскоп – рассматривание грязной воды. Настраиваем….
Слайд 18
Четкое изображение. Что вы видите?
Слайд 19
(Опыт: «Загрязнение стоками вредных вод».)
(Описание опыта
: в емкости налита вода с набросанным мусором)
Коллеги, посмотрите –это образец загрязнения реки стоками вредных вод и мусора.
Дети – лаборанты набирают шприцом воду. Она черного цвета.)
- У вас на столах стоят микроскопы, давайте рассмотрим образец воды.
(Рассматриваем капельки грязной воды через микроскоп (маленький)). Выводим капельку
воды через электронный микроскоп на экран.
Воспитатель
: Что вы можете об этом сказать? Может ли эта свалка явиться причиной
загрязнения воды в реке?
(Дети – экологи делают заключение, что вредные вещества стекают в реку, тем самым
загрязняя ее. И даже после 3-4 дождей вода не может очиститься от примесей.)
Воспитатель
: Можно ли считать, причиной гибели промысловых рыб свалку мусора на
левом берегу реки? Специалисты, сделайте вывод.
(Дети – врачи дают заключение и на картинку прикрепляется значок
«опасность») (слайд19)
Слайд 20
Сроки разложения мусора
более 2 лет
более 30 лет
200 лет
1000 лет
Вывод воспитателя- действительно, свалка может послужить причиной гибели рыб.
Слайд 21
Коллеги, вы заметили сколько на свалке пластиковых бутылочек, баночек, пробок.
Слайд 22
Вот и мы сейчас с вами покажем и расскажем, что из пластмассовых бутылок и тарелок–
можно сделать нужные вещи. Ведь тогда отходы получат вторую жизнь, т. е. принесут
пользу вместо того, чтобы гнить в земле. Тем более, что гнить они будут целых 200 лет,
потому что пластмасс – это неразрушающийся материал
Воспитатель: предлагает игру «Расставить
значки
для мусора».
- Сейчас посмотрим
насколько
верно вы справились с
заданием.
(слайд 22),
а затем говорит
: «Бумага, брошенная вами, будет лежать в земле
более 2 лет; консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло –
1000 лет».
Слайд 23
Спасибо за работу!
Как вы думаете, справились ли мы с поставленной в начале конференции задачей.
- Да, но не совсем…. Проблему надо предупреждать. Дети - можно создать коллаж, на
котором отобразить, что можно делать, а что нельзя у реки.
Слайд 24