Автор: Желтышева Наталья Григорьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Кашкарагаихинская СОШ" филиал "Речкуновская ООШ"
Населённый пункт: с.Речкуново, Тальменский район, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Типы уроков и их целевое назначение
Раздел: среднее образование
Выступление на педсовете по теме:
«Типы уроков и их целевое назначение.
Примерная структура каждого типа уроков.»
Подготовила
Желтышева Наталья Григорьевна
(
приложение- презентация
)
Урок применения предметных ЗУНов
Целевое назначение:
(Содержательная цель)
Применение предметных ЗУНов в условиях решения учебных задач повышенной
сложности
Результативность обучения:
Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной
сложности отдельными учениками или коллективом класса
Структура урока усвоения новых знаний:
На экране.
Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов
Целевое назначение:
(Содержательная цель)
Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение
предметных задач)
Результативность обучения:
Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД
Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
Урок повторения предметных ЗУНов
Целевое назначение:
(Содержательная цель)
Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД
Результативность обучения:
Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными
учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить
и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь
Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
Урок рефлексии.
•
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии,
фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их
причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.
•
Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов
действий - понятий, алгоритмов и т.д.
•
Отличительная особенность урока рефлексии - фиксирование и преодоление,
затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
•
Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия
эталона, образца и эталона для самопроверки.
•
Урок рефлексии.
•
Уроки рефлексии имеют следующую структуру. Она на экране.
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Основной целью мотивации к коррекционной деятельности является выработка на
личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных
требований учебной деятельности
•
Для реализации этой цели требуется: создать условия для возникновения
внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
•
актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной
деятельности («надо»)
•
исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать
ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими
потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Для этого необходимо:
•
организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий.
•
активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные
процессы (внимание, память и т.д.)
•
организовать мотивирование («хочу» – «надо» – «могу») и выполнение
учащимися самостоятельной работы.
•
организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с
фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок)
3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является
осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных
способов действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся уточнили алгоритм исправления ошибок,
который будет использоваться на данном уроке. Далее учащиеся, которые допустили
ошибки:
•
анализируют свое решение и определяют место затруднения
•
выявляют и фиксируют способы действий причину затруднений
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений
Основной целью этого этапа является постановка целей коррекционной деятельности
и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
•
сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных
действий
•
выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть
установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели,
формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и
каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя
выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)
5. Этап реализации построенного проекта.
Основной целью данного этапа является осмысленная коррекция учащимися своих
ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять
соответствующие способы действий.
Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в
самостоятельной работе, должен:
•
самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом, а в случае
затруднения – с помощью предложенного эталона для самопроверки.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Основная цель – закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
Для реализации этой цели:
•
организуется обсуждение типовых затруднений
•
проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали
затруднения
Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли
затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы
действий.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Основной целью этого этапа является самопроверка усвоения способов действий,
вызвавших затруднение, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание
(по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:
•
выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут
только те задания, в которых были допущены ошибки
•
проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и
фиксируют знаковые результаты
•
фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время
учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют
самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по
предложенному образцу
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Основной целью этапа является применение способов действий, вызвавших
затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению
следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
•
выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий
связываются с ранее изученными и между собой
•
выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого
варианта.
9. Этап рефлексии деятельности на уроке.
Основной целью этапа является осознание учащимися метода преодоления
затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
•
уточняют алгоритм исправления ошибок
•
называют способы действий, вызвавшие затруднения
•
оценивают собственную деятельность на уроке
согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества)
Урок общеметодологической направленности
Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо
предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально
отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии
деятельностного метода.
Структура урока общеметодологической направленности перед вами.
Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и
способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного
содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия,
связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: построение обобщённых деятельностных норм и выявление
теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов,
выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у
учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую
систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности,
направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках
организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной
деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.