Напоминание

Типы уроков и их целевое назначение


Автор: Желтышева Наталья Григорьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Кашкарагаихинская СОШ" филиал "Речкуновская ООШ"
Населённый пункт: с.Речкуново, Тальменский район, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Типы уроков и их целевое назначение
Раздел: среднее образование





Назад




Выступление на педсовете по теме:

«Типы уроков и их целевое назначение.

Примерная структура каждого типа уроков.»

Подготовила

Желтышева Наталья Григорьевна

(

приложение- презентация

)

Урок применения предметных ЗУНов

Целевое назначение:

(Содержательная цель)

Применение предметных ЗУНов в условиях решения учебных задач повышенной

сложности

Результативность обучения:

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной

сложности отдельными учениками или коллективом класса

Структура урока усвоения новых знаний:

На экране.

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Целевое назначение:

(Содержательная цель)

Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение

предметных задач)

Результативность обучения:

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

Урок повторения предметных ЗУНов

Целевое назначение:

(Содержательная цель)

Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД

Результативность обучения:

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными

учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить

и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

Урок рефлексии.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии,

фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их

причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.

Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов

действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Отличительная особенность урока рефлексии - фиксирование и преодоление,

затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия

эталона, образца и эталона для самопроверки.

Урок рефлексии.

Уроки рефлексии имеют следующую структуру. Она на экране.

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Основной целью мотивации к коррекционной деятельности является выработка на

личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных

требований учебной деятельности

Для реализации этой цели требуется: создать условия для возникновения

внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной

деятельности («надо»)

исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать

ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими

потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Для этого необходимо:

организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий.

активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные

процессы (внимание, память и т.д.)

организовать мотивирование («хочу» – «надо» – «могу») и выполнение

учащимися самостоятельной работы.

организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с

фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок)

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является

осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных

способов действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся уточнили алгоритм исправления ошибок,

который будет использоваться на данном уроке. Далее учащиеся, которые допустили

ошибки:

анализируют свое решение и определяют место затруднения

выявляют и фиксируют способы действий причину затруднений

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

Основной целью этого этапа является постановка целей коррекционной деятельности

и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных

действий

выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть

установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели,

формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и

каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя

выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)

5. Этап реализации построенного проекта.

Основной целью данного этапа является осмысленная коррекция учащимися своих

ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять

соответствующие способы действий.

Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в

самостоятельной работе, должен:

самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом, а в случае

затруднения – с помощью предложенного эталона для самопроверки.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Основная цель – закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Для реализации этой цели:

организуется обсуждение типовых затруднений

проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали

затруднения

Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли

затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы

действий.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Основной целью этого этапа является самопроверка усвоения способов действий,

вызвавших затруднение, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание

(по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:

выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут

только те задания, в которых были допущены ошибки

проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и

фиксируют знаковые результаты

фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время

учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют

самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по

предложенному образцу

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Основной целью этапа является применение способов действий, вызвавших

затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению

следующих разделов курса.

Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий

связываются с ранее изученными и между собой

выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого

варианта.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Основной целью этапа является осознание учащимися метода преодоления

затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

уточняют алгоритм исправления ошибок

называют способы действий, вызвавшие затруднения

оценивают собственную деятельность на уроке

согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества)

Урок общеметодологической направленности

Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо

предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально

отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии

деятельностного метода.

Структура урока общеметодологической направленности перед вами.

Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и

способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного

содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия,

связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательная цель: построение обобщённых деятельностных норм и выявление

теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов,

выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у

учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую

систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности,

направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках

организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной

деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.



В раздел образования