Напоминание

Формы и методы здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном процессе


Автор: Кунашева Лариса Жангериевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 9 им. Н.А. Цагова"
Населённый пункт: Город Баксан Кабардино-Балкарской Республики
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном процессе
Раздел: среднее образование





Назад




Автор: Кунашева Лариса Жангериевна

статья

«Формы и методы здоровьесберегающих технологий,

используемых в образовательном процессе»

Здоровьесберегающая

деятельность

в

школе

осуществляется

в

следующих формах:

Медико-профилактические технологии.

Медико-профилактическая

деятельность

обеспечивает

сохранение

и

приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в

школе

в

соответствии

с

медицинскими

требованиями

и

нормами

с

использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций

по оптимизации детского здоровья;

-

организация

и

контроль

питания

детей,

физического

развития,

организация

профилактиче ских

мероприятий,

с по с о б с т ву ющих

резистентности детского организма

- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-

эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

- организация здоровьесберегающей среды в школе.

Мониторинг

за

состоянием

здоровья

и

физическим

развитием

детей

осуществляется медицинским работником школы. Вся работа по физическому

воспитанию детей школы строится с учётом их физической подготовленности

и

имеющихся

отклонений

в

состоянии

здоровья.

Для

этого

на

основании

индивидуальных

медицинских

карт

медработник

школьного

учреждения

составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает

учителям

и

медицинским

работникам

иметь

чёткую

картину

о

состоянии

здоровья детей всего класса и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-

анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья»

- «Индивидуальный маршрут ребёнка», - чтобы каждый учитель планировал

физкультурно-оздоровительную

работу

в

соответствии

с

особенностями

здоровья детей.

Физкультурно-оздоровительная технология.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое

развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

- развитие физических качеств;

- контроль двигательной активности и становление физической культуры

школьников,

- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-

двигательного аппарата;

- воспитание привычки повседневной физической активности;

- оздоровление средствами закаливания.

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется учителем

по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также

педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических

пауз и пр..

Технологии

обеспечения

социально-психологического

благополучия

ребенка.

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и

позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со

сверстниками

и

взрослыми

в

школе,

семье;

обеспечение

социально-

эмоционального

благополучия

школьника,

т.к.

эмоциональный

настрой,

психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их

здоровья.

В

своей

деятельности

«служба

сопровождения»

руководствуется

Положением о медико-психолого-педагогической службе и ставит своей целью

создание

в

школьном

учреждении

целостной

системы,

обеспечивающей

оптимальные

условия

для

развития

детей

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей,

состояния

соматического

и

психического

здоровья.

В

данной

системе

взаимодействуют

диагно стиче ско е,

консультативное,

коррекционно-развивающее,

лечебно-профилактическое

и

социальное направления.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

На улучшение здоровья учащихся, их благоприятное физическое развитие

влияет

весь

уклад

жизни

ребёнка

в

школе,

заботливое

и

внимательное

отношение

к

нему

взрослых,

высокое

чувство

ответственности

всего

коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое

внимание в нашей

школе уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых

качеств,

опыта

и

психологической

совместимости.

Помня

о

том,

что

результаты физического развития зависят, прежде всего, от профессиональной

подготовки

педагогов,

их

педагогических

знаний,

продумана

система

всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру

здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь

валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно

оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной

деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к

его реализации.

Технологии валеологического просвещения родителей.

Главными

воспитателями

ребенка

являются

родители.

От

того,

как

правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители

здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном

учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда

закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней

и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская

деятельность

выражается

в

формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в

знакомстве

родителей

с

различными

формами

работы

по

физическому

воспитанию в школьном учреждении, информировании о состоянии здоровья и

физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка;

привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных

досугах и праздниках.

В

целях

сотрудничества

с

родителями

по

формированию

здорового

образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым

относятся:

родительские

собрания,

консультации,

конференции,

конкурсы,

спортивные

праздники,

праздники

здоровья,

семейный

клуб,

папки-

передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы

с родителями, практические показы (практикумы).

Этот

вид

деятельности

предполагает

воспитание

валеологической

культуры.

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Цель

ее

сформировать

у

детей

осознанное

отношение

ребенка

к

здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать

его.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы

среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Главный

их

признак

использование

психолого-педагогических

приемов,

методов, подходов к решению возникающих проблем.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед

со

школьниками

о

необходимости

соблюдения

режима

дня,

о

важности

гигиенической

и

двигательной

культуры,

о

здоровье

и

средствах

его

укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети

приобретают

навыки

культуры

и

здорового

образа

жизни,

знания

правил

безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Подготовка

к

здоровому

образу

жизни

ребенка

на

о снове

здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в

деятельности

каждого

образовательного

учреждения

для

детей

школьного

возраста.



В раздел образования