Напоминание

"Специфика подготовки обучающегося к сольному концерту" (из личного опыта)


Автор: Надеина Ирина Викторовна
Должность: заместитель директора по учебной работе
Учебное заведение: муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
Населённый пункт: ЯНАО г. Муравленко
Наименование материала: Статья
Тема: "Специфика подготовки обучающегося к сольному концерту" (из личного опыта)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

Методический доклад

«Специфика подготовки обучающихся

к сольному выступлению»

(из личного опыта)

Составила: Надеина И.В.,

преподаватель по классу фортепиано

г. Муравленко

Хочу

поделиться

некоторыми

практическими

советами

подготовки ученика к сольному выступлению. Должна сказать, что

последнее пятилетие в моём классе отмечено ежегодными сольными

концертами.

Но

опыт

проведения

таких

творческих

мероприятий

появился гораздо раньше.

Подготовка сольного концерта – сложное дело. Нужны ли они

сегодня, когда так немного перспективных детей в школе.

На мой

взгляд,

однозначно

нужны,

как

раз

для

той

небольшой

группы

перспективных

детей.

Это

серьёзная

мотивация,

это

воспитание

целеустремлённости,

уверенности,

работоспособности,

умения

работать

на

пределе.

И,

конечно,

это

значительный

шаг

вперёд

в

воспитании сценической выдержки.

Не

стоит

бояться

различных

вариаций

проведения

сольного

концерта:

это

может

быть

так

называемая

«половинка»,

когда

1

отделение играет один ученик, а второе – другой. Это может быть

логичное

вкрапление

какого-то

единичного

номера

другого

исполнителя, для того, чтобы юный солист отдохнул. И т.д.

Этапы.

Мой открытый урок – это, так называемая, пятая концертная

фаза - постконцертная. Когда концерт сыгран и идёт итоговая оценка

творческому

событию.

А

до

этого

предшествует

длинная

цепочка

этапов подготовки концерта. От их логичности, последовательности,

вдумчивого планирования зависит качество подготовки.

Мне бы хотелось остановиться только на нескольких ступенях

подготовки.

Выбор программы:

у младших исполнителей программа может быть накоплена в течение

одного года, это сложно, но реально. У старшеклассников накопление

идёт 1,5 -2, а то и больше времени. Не только потому, что объёмные

произведения быстро не выучишь, но и ещё и потому, что они должны

улечься в сознании, осмыслиться и переосмыслиться. Но и у тех и у

других

в

программе

должны

быть

произведения

понятные

им

по

образу, структуре, стилю.

Планирование работы:

это умение преподавателя перемещать акценты в работе так, чтобы

вся программа была в руках, тем более, что стартуют произведения в

разное

время,

технические,

звуковые

задачи

разные.

Огромное

значение

имеет

правильная

планировка

локальной

и

целостной

работы. Чрезвычайно важен момент сборки программы, это должно

происходить

задолго

до

концерта,

тогда,

когда

ещё

ни

одно

произведение до конца не готово, и, многое ещё не доучено наизусть,

и темпы совсем не те, но привыкать к большому объёму уже пора.

И разумная постепенность в работе над темпом.

Грамотный разбор:

абсолютная ясность в структуре,

петь вместе с учеником, уметь быстро найти визуально ту или иную

партию,

тему,

каданс,

секвенцию

и

т.д.

Уметь

пропевать.

Мыслительная

работа

произношение

пропевание

залог

аналитического восприятия текста;

т щ а т е л ь н ы й разбор

ф а к т у р ы , прежде

всего

аккордовой:

тональный план, анализ гармонических функций, чего делать никто

не хочет, времени уходит уйма, и к следующему уроку все функции

забыты «Наша песня хороша, начинай с начала». Нет, в подсознании

полезные отложения остаются, что-то приходится повторить не один

раз, но в целом, польза от этой работы огромная, прежде всего для

осознанного выучивания наизусть.

то самое «наизусть»:

не

учить

текст

подряд,

учить

логическим

способом,

опираясь

на

структуру,

применяя,

прежде

всего,

такой

инструмент

логического

мышления как сравнение: учим гл. партии, кадансы, секвенции, темы

в полифонии. Идёт сравнительный анализ, тесно связанный с работой

внутреннего слуха. Обязательно 100 раз поклониться левой руке, где

собрана

гармония,

проучить

её

отдельно,

услышать

только

её,

не

смешивая голоса, чтобы потом она заняла нужное место в звуковой

палитре;

аппликатура:

никогда

не

доверяю

её

ученикам,

требую

знание

аппликатурных

формул, даю возможность самостоятельно эти формулы использовать,

но лично сама контролирую каждую проставленную цифру, такое же

отношение

и

к

оригинальной

аппликатуре,

которая

противоречит

формуле, но в данном контексте является удобной. Ученик должен

уметь

объяснить

словами

логичность

аппликатуры

это

залог

осознанной работы. Если не может сказать словами, значит понимает

не до конца или, вообще, выполняет на автомате – и всё.

Всегда

опираюсь на позиционную аппликатуру, которая предполагает умение

видеть собранную гармоническую функцию.

То же с педалью:

ученик

должен

уметь

объяснить,

какую

она

в

данном

конкретном

случае выполняет задачу. Конечно, после объяснения педагога, но

потом сам рассказывает, какая педаль и зачем.

Его величество ПРИЁМ:

ЭТО

качество

штриха,

ЭТО

верная

артикуляция,

которая

должна

отрабатываться с огромным акцентом на дыхании руки. Дыхательные

цезуры прочно привязаны к фразировке, умение отделять одну фразу

от

другой,

дослушивать

её

это

великое

дело,

которое

не

даст

произведению превратиться в летящий комок без знаков препинания.

ПРИЁМ

ЭТО

уверенность

движений,

контроль

над

ними,

обоснованность, экономность движений, что значительно уменьшает

опасность

«зажима»

руки.

И

конечно,

ПРИЁМ

ЭТО

КАЧЕСТВО

ЗВУКА. Самая интересная работа, до которой в музыкальной школе

далеко не все, в принципе, доходят.

Эти отдельные ступени в комплексе и образуют базу для

осознанного, аналитического восприятия музыкального

произведения,

осознанного выучивания наизусть

осознанной работы над звуком, фразировкой, образом, в

целом.

В итоге – это важнейшее условие для уверенного, стабильного

исполнения.

Психологические аспекты

Хорошо спланированная при подготовке работа – это верный

путь к успеху, который, как известно, случайным на сцене не бывает.

Но

надо

ещё

учесть,

что

кроме

надёжно

и

крепко

выученной

программы, есть не менее важный психологический аспект, который

тоже нужно учитывать.

Сольный

концерт

должен

стать

праздником:

с

волнением,

переживанием, но праздником. Красивая удобная одежда, убранство

сцены, наполненность зала и продуманная публика, которая пришла

поддержать

(родные,

родственники,

одноклассники,

друзья).

Презентация,

которая

украсит

концерт,

интересный

сценарий,

ведущий

концерта,

красивая

афиша,

пригласительные

и

т.д.

Это

творческое событие должно запомниться. Это внешняя сторона.

Очень важен психологический настрой на успех. Это готовность

выйти на сцену с чувством уверенности и эмоционального подъёма.

Огромное

значение

имеет,

так

называемая, «накатка»

программы

неоднократное

её

исполнение

в

разных

условиях,

приближённых к концертной ситуации. Это важно, даже если уже

имеется

неплохой

сценический

опыт.

Поиграть

программу

при

знакомых

в

домашней

обстановке,

посадить

кукол-зрителей

и

поиграть

перед

ними,

как

это

делала

Маргарет

Лонг,

перед

совместным

концертом

с

Равелем.

Поиграть

в

зале

с

тем

же

освещением,

в

то

же

время

суток,

когда

будет

концерт.

Порепетировать

момент

выхода,

поклона,

посадки

за

инструмент

(третья

фаза).

Это

должны

быть

размеренные,

неторопливые

действия.

Здорово,

если

на

репетиции,

перед

исполнением

произведения

ученик

вслух

может

проговорить

основные

исполнительские

задачи

и

напеть

точный

темп.

На

концерте

внутренний слух поможет сделать то же самое (четвёртая фаза).

Умение быть предельно собранным перед началом произведения –

суперважный навык для сцены.

Важно

и

то,

как

проходит

время

в

день

концерта:

организм

должен

быть

отдохнувший,

как

минимум,

выспавшийся.

Занятия

разумные,

исключающие

многократное

проигрывание

программы,

только эпизодами плюс техническая зарядка для пальцев. У взрослых

музыкантов

считается,

что

чем

меньше

занимается

музыкант

в

предконцертные дни, тем лучше. Программа просто просматривается,

отрабатываются

наиболее

уязвимые

эпизоды. Опытные музыканты

советуют:

накануне

концерта

(предпочтительно

утром)

проиграть

программу

только

один

раз,

не

разделяя

музыку

на

куски

и

не

повторяя их отдельно. Но это индивидуально.

Важен

момент

разыгрывания

перед

сценой: игра

в

быстром

темпе

перед

самым

выходом

на

сцену

обычно

ведет

к

усилению

беспокойного

состояния

и

ненужному

растрачиванию

нервной

энергии. Полезнее будет играть гаммы и упражнения или медленно

проигрывать небольшие куски.

Психологический

настрой

непосредственно

перед

выходом

на

сцену

считается

второй

концертной

фазой,

самой

плохой

способ

проведения

этой

фазы

бессодержательный,

рассеивающий

внимание

разговор,

лучше

этот

момент

провести

в

одиночестве

и

мысленно настраиваться на выступление.

И

совсем

нехорошо

видеть

ученику

собственного

педагога

чрезмерно

волнующимся,

но

в

то

же

время

призывающего

к

спокойствию

и

уверенности.

На

самом

деле,

предконцертное

состояние ученика в значительной мере зависит от психологического

состояния педагога.

С п о к о й н ы й

в ы х о д ,

с п о к о й н ы й

п о к л о н ,

т щ а т е л ь н а я

неторопливая посадка – третья фаза;

Мысленный настрой на произведение – четвёртая фаза;

Ну

и,

наконец, пятая фаза – постконцертная, которая часто

недооценивается. Поддержка в любом случае, спокойная уверенность

в

том,

что

произошло

важное,

нужное

событие,

которое

принесло

огромную пользу.

Есть такая замечательная фраза у американского футболиста и

тренера Винса Ломбарди «Не важно, как часто вы падаете. Важно,

как

часто

вы

поднимаетесь». Если

преподаватель

и

ученик

разделяют это мнение, они смогут многого добиться.

«Лодке в гавани безопаснее, чем в море, но она не для

этого строилась».

Бодо Шефер

Хочу

закончить

выступление

словами

немецкого

писателя,

экономиста,

бизнесмена,

лектора

и

немножко

их

переосмыслить:

«Если есть в классе ребёнок, из которого можно лепить музыканта,

делайте сольный концерт. Это может захватить, повернуть мотивацию

в

вашу

сторону,

в

конце

концов,

стать

началом

интересного

творческого пути».



В раздел образования