Напоминание

«Системно-деятельностный подход: обучение как средство формирования УУД и личностных качеств обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО»


Автор: Лебедева Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №1 имени А.В. Войналовича"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: «Системно-деятельностный подход: обучение как средство формирования УУД и личностных качеств обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО»
Раздел: начальное образование





Назад




«Системно-деятельностный подход: обучение как средство формирования УУД

и личностных качеств обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО»

Сегодня, мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не

затронуть и образовательную сферу.

С 1сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования

(ФГОС

НОО),

ориентированный на результаты образования, где развитие личности обучающегося на

основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира

составляет цель и основной результат образования.

Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому. Что проверенные веками

методы

обучения

и

воспитания

не

позволяют

в

достаточной

степени

обеспечить

успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной

информации стремительно возрастает. Анализ возможностей адаптации ребенка в мире,

где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего

возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно

осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо

научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии

функций

современной

техники,

в

инструкциях

к

ней,

легко

ориентироваться

в

ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета.

А готовы ли с вами учить по – новому или продолжаем насильно вливать знания в

наших учеников? И что мешает нам работать на новый результат?

Новый

стандарт

предполагает

поворот

от

«знаниевой»

парадигмы

к

«деятельностной». Поэтому для каждого учителя особенно актуальными в настоящее

время являются вопросы: Как учить? С помощью чего учить? Как проверить соответствие

результатов поставленным целям? Как освоить новый метод обучения?

Как

известно,

ключевые

изменения

ФГОС

НОО

состоят

в

том,

что

впервые

начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные ЗУН, но и,

прежде всего, личностные и метапредметные (универсальные) результаты образования и

умение

учиться

в

целом,

обеспечивающие

возможность

продолжения

образования

в

основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач;

обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Ребенок с помощью школы должен не только научиться добывать самостоятельно

знания, но, главное, понимать их ценность, уметь их применять в жизни. Для этого

необходимо изменить и характер учебного процесса, и способы деятельности учащихся.

Поэтому и появилась потребность введения в учебно-воспитательный процесс технолгии

деятельностного метода обучения как одного из вариантов перехода к ФГОС НОО.

Основа ФГОС – системно-деятельностный подход.

Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не

даются

в

готовом

виде.

Дети

«открывают»

их

сами

в

процессе

самостоятельной

исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит

итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом

полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с

внешней стороны, а по сути.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения,

основной

результат

применения

которого

развитие

личности

ребенка

на

основе

универсальных учебных действий, предполагает:

воспитание

и

развитие

качеств

личности,

отвечающих

требованиям

информационного общества;

ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося

на основе универсальных учебный действий -УУД);

признание решающей роли содержания образования, способов организации

образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

учет

возрастных,

психологических

и

физиологических

особенностей

учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей

образования и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и

среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей

каждого

обучающегося

(включая

одаренных

детей

и

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных

мотивов;

гарантированность

достижения

планируемых

результатов

освоения

основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу

для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций,

видов, способов деятельности.

И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить

ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать.

Это можно сделать только

с помощью действия.

В

чём

же

сущность

деятельностного

подхода?

Что

значит

"деятельность"?

Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.

Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть

достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

Меняется позиция учителя и ученика. Учитель должен владеть такими компетенциями

как: проектирование учебного процесса, организация учебной деятельности учащихся,

оценочная деятельностью, ИКТ-компетентность.

Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему

универсальных

учебных

действий.

Что

имеют

в

виду,

когда

говорим

"учебная

деятельность"? и что даёт грамотно организованная деятельность ученика на уроке? Это

способность ученика к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном

развитии,

умение

решать

учебные

задачи

на

основе

сформированных

предметных

и

универсальных способов действий.

Учебная

деятельность

не

есть

чистое

познание.

Учебная

деятельность

это

орган

развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.

Чему в итоге должен научиться ребенок?

Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы

голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать

рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который

помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными

учебными

действиями,

без

которых

ничего

не

может

быть.

Именно

в

действии

порождается знание.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и

продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в

готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие

нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю».

Технология

деятельностного

метода

предполагает

умение

извлекать

знания

посредством

выполнения

специальных

условий, в

которых

учащиеся,

опираясь

на

приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта

жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели,

решать задачи, отвечать за результаты.

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания

того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на

началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих

эффективных

показателей

только

тогда,

когда

наступает

согласованность

действий,

совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой

стимулирования

познавательной

активности

в

проектной

и

исследовательской

деятельности.

Эффект

каждого

воздействия

на

учащегося

обусловливается

его

отношением

к

учению,

уровнем

подготовленности,

другими

индивидуальными

особенностями.

Взаимодействие

учителя

и

ученика

должны

вызвать

процесс

самодвижения, саморазвития.

Учебные

действия,

умственные

и

практические

операции

и

действия,

сознательная

и

целенаправленная

регуляция

собственного

поведения

и

учения,

формирование

индивидуального

стиля

учебной

деятельности

являются

главными

продуктами учебно-воспитательного процесса.

На уроках и на внеурочных занятиях (а ФГОС предполагает кроме урочной и

внеурочную

деятельность

10ч)

создаётся

особое

пространство,

в

котором

ученик

превращается в деятеля, самостоятельно ориентируется в деятельности учения и выбирает

собственные

способы

освоения

учебного

материала.

Учитель

корректирует

зону

ближайшего развития ученика, уровень его продвижения по теме.

Очевидно,

что

традиционный

объяснительно-иллюстративный

метод

обучения

недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования

у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации.

Поэтому

современное

обучение

должно

быть

развивающим.

Этому

способствует

грамотное

использование

современных

образовательных

технологий

и

учебники,

по

которым реализуются развивающие программы, составленые с опорой на деятельностную

парадигму

обучения.

В

них

нет

готовых

ответов

на

сложные

вопросы,

зато

есть

интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему

урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону.

При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так,

чтобы

они

поэтапно

дошли

до

решения

ключевой

проблемы

урока

(через

создание

проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет

ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора

и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в

последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что

невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и

как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка

будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее.

Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и

страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и

воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми

должны владеть учащиеся.

О в л а д е н и е

у ч а щ и м и с я

у н и в е р с а л ь н ы м и

у ч е б н ы м и

д е й с т в и я м и

создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и

компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В

широком

значении

термин

«универсальные

учебные

действия»

означает

способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и

активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные

учебные

действия»

можно

определить

как

совокупность

действий

обучающегося,

обеспечивающих

его

культурную

идентичность,

социальную

компетентность,

толерантность,

способность

к

самостоятельному

усвоению

новых

знаний

и

умений,

включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий:

-

обеспечивают

учащемуся

возможность

самостоятельно

осуществлять

деятельность

учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их

достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и

сотрудничать со взрослыми и сверстниками, умение учиться во взрослой жизни;

- обеспечивают готовность личности к непрерывному образованию, высокую социальную

и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины

мира, компетентностей в любой предметной области познания.

И тогда будет понятно, чему учили и чему научили обучающихся на уроках.

В конце своего выступления предлагаю сравнить как меняется парадигма обучения

при

построении

учебного

процесса

на

основе

технологии

системно-деятельностного

подхода (таблица).

Таким

образом,

системно-деятельностный

подход

обеспечивает

достижение

планируемых результатов освоения ООП НОО и создает основу для самостоятельного

успешного

усвоения

обучающимися

новых

знаний,

умений,

компетенций,

видов

и

способов деятельности.

В

итоге

мы

должны

получить

нового

ученика

с

набором

вот

таких

качеств,

способного к саморазвитию, самообучению, умеющего ориентироваться в окружающем

его мире.

Сегодняшний педсовет мне хочется закончить притчей.

Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает

далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня

в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет

мертвая – выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Все

в

наших

руках,

уважаемые

коллеги.

Мы

в

пути,

приглашаем

и

вас

присоединиться к нам и вместе с нами осваивать специфику уроков разной целевой

направленности в технологии деятельностного метода.



В раздел образования