Автор: Уварова Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Молочненская СОШ
Населённый пункт: Мурманская область Кольский район пгт Молочный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Живое слово"
Раздел: среднее образование
1.Живое слово
Слайд №1
Ведущий : СЛОВАРЬ
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Так что же такое -СЛОВАРЬ?
Словарь - это историческая повесть о жизни людей, их думах, чаяниях, бедах
и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью,
деятельностью народа - творца языка. Словари являются элементом
2.национальной культуры, ведь в слове запечатлены многие стороны
народной жизни.
Слайд №2
Роль словарей в современном мире велика. Общая функция всех словарей -
фиксация, систематизация, накопление и хранение знаний о мире и о
национальном языке, передача этих знаний от поколения к поколению.
Слайд №3
Ребята, сегодня к нам в гости пришли словари, некоторые расположились
здесь , на выставке, а другие решили с вами пообщаться.
Итак, угадайте, кто наш первый гость?
(Соведущий ученик)1Фразеологический словарь (табличка с названием на
груди)
Я сегодня проснулся ни свет ни заря, торопился на ваше мероприятие, чтобы
не попасть к шапочному разбору. Я давно зарубил себе на носу: приходить
нужно вовремя, чтобы потом не пришлось заговаривать зубы, объясняя
причину своего опоздания.
-Ребята, как же зовут нашего гостя? Вы догадались? Что помогло вам в этом?
Слайд№4
--Встречайте нашего следующего гостя
(совед ученик)2 Толковый сл.
Я о многом расскажу, я со многими дружу. Вам поведаю о новом, что стоит за
каждым словом.
Угадает млад и стар, что…какой?……я словарь?
Слайд №5
--Вы живёте в разных поселеньях: в городах, посёлках, деревнях. Часто
задаёте вопросы: почему они так названы? Что обозначают их названия?
Когда им были даны эти названия? На эти вопросы могу ответить я, потому
что меня называют….словарём
----Как называется этот словарь? (Если будут затруднения, «Словарь « должен
подсказать)
Слайд№6
3 __-Утром мама предложила мне выпить кофе, но я отказался и попросил
какао. Потом я долго ехал на метро, дальше мой путь продолжался по шоссе,
После мероприятия я решил побывать в кино.
__-Ребята, а кто же этот гость?
Слайд№7
Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун, а называюсь я ….(тайфун)
Простое слово промежуток: в театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт, мы называем всё … (антракт)
На время что - то прекратив, мы называем … (перерыв)
В борьбе, в труде устали слишком - дают уставшим …(передышку)
--Вы догадались, какой словарь к нам пожаловал?
Слайд 8
Ребята, словари не только пришли рассказать о себе, но ещё им хочется с
вами поиграть
Слайд 9
--Вот какое увлекательное занятие предлагает вам словарь синонимов
Игра «Переводчик»
Слайд 10
Проверьте себя
Слайд 11
Кому удалось справиться без ошибок?
--А теперь в игру вступает Фразеологический словарь,
Он предлагает вам вот это задание
Слайд12
--не остался в стороне и словарь Толковый, у него свои задачи
4 Слайд 13
А теперь свои задания предлагает и словарь синонимов
Слайд 14
Не мог остаться в стороне и словарь географический. Он тоже пришёл к вам
не с пустыми руками
Слайд 15
Наша встреча подходит к концу. Не со всеми словарями мы сегодня
пообщались, но, надеюсь, и те немногие , что пришли к нам сегодня в гости,
открыли перед вами загадочный и интересный мир. А закончить нашу
встречу мне хочется стихотворением Солоухина:
Слово о словах
Когда ты хочешь молвить слово
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт,
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя
До новых встреч!