Напоминание

"Кукла-Акань"


Авторы: Валиуллина Альфиза Амерхановна, Гордиенко Наталия Владимировна
Должность: учитель-логопед,воспитатель.
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Журавушка"
Населённый пункт: г.Лянтор Тюменская область ХМАО-Югра
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Кукла-Акань"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Автор: Ярсомова Милона, 6 лет,

МБДОУ детский сад «Журавушка»,

творческо-исследовательская работа «Моя кукла - Акань».

Руководители: Гордиенко Наталия Владимировна, воспитатель,

Валиуллина Альфиза Амерхановна, учитель-логопед

Аннотация:

Я - Ханты. Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью.

Жизнь

ханты

отличается

от

жизни

современных

людей,

но

самыми

любимыми

игрушками

хантыйских

детей

также

являются

куклы,

а

именно

кукла

-

Акань.

В

традиционной жизни ханты рано приобщают детей к изготовлению народной игрушки,

кукла является прекрасной альтернативой современным игрушкам. Играя в них, мы –

дети, подражаем тому, что происходит в жизни взрослых. Кукла Акань не только

развлекает,

но

и

учит

взрослой

жизни.

Сделанная

из

натуральных

материалов

собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем

купленная в магазине. Мою Землю населяют коренные жители-ханты и манси, которых

на сегодня осталось очень мало. Мы должны знать и уважать традиции и обычаи

коренных жителей.

Цель исследовательской работы: изучить историю куклы «Акань» и сделать ее

своими руками.

Задачи исследования:

1. Собрать информацию о хантыйской кукле «Акань».

2. Изготовить национальную куклу народов ханты своими руками с помощью

взрослых.

3. Привлечь внимание детей и взрослых к сохранению Югорского наследия.

Методы исследования:

Методы эмпирического уровня: беседа, наблюдение, сравнение.

Методы экспериментально-теоретического уровня: анализ.

Методы теоретического уровня: изучение и обобщение.

Вывод: Хантыйская

кукла

«Акань»

представляет

собой

фигурку

женщины,

девушки, мужчины, ребенка, старика и старухи. Первую куклу Акань девочке шил кто-

либо из взрослых. Акань шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем случае

нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась. Хантыйские

куклы Акань лишены живых черт: если игрушка с глазами останется без присмотра или

потеряется в лесу, в нее вселится злой дух, и она превратится во вредоносное существо

пэчак.

РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

2

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

VI районный фестиваль исследовательских работ детей

«Хочу всё знать!»

«Моя кукла - Акань»

Сургутский район

Ноябрь 2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

Автор:

Ярсомова Милона,

6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

Руководители:

Гордиенко Наталия Владимировна,

воспитатель,

Валиуллина Альфиза Амерхановна,

учитель-логопед

МБДОУ детский сад «Журавушка»

3

1. ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….……4

2.1.История куклы «Акань»………………………………………………………....4

2.2.Виды кукол «Акань»……………………………………………………………..6

2.3. Виды кукол оберегов……………………………………………………………7

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………….10

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...12

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..13

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

4

1. ВВЕДЕНИЕ

Тема: «Моя кукла - Акань».

Актуальность исследования. Я - ханты, папа сказал, что Югорская земля – это

Родина

хантов.

Они

здесь

родились,

живут

в

угодьях

(стойбищах),

занимаются

рыболовством, оленеводством. Но мы живем в городе, и мало, что знаем о своем

народе. Однажды, папа взял нас собой на угодья, в лес, где живут папины братья и

бабушка. Они нам много рассказывали, как живут они в лесу, чем занимаются. В чуме –

жилище моих родственников, я увидела очень интересную куклу. Мне сказали, что это

хантыйская кукла Акань, одна из любимых игрушек хантыйских детей. Сделана она из

натуральных

материалов

собственными

руками

или

руками

родных

людей,

она

значительно теплее и добрее, чем купленная в магазине. Играя в них, дети подражают

тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей.

Мне стало

очень любопытно и у меня появилось желание узнать

какая история куклы «Акань», и

как можно ее сделать своими руками.

Проблема исследования:

Можно

ли

сделать

куклу

Акань

самостоятельно,

чтобы использовать его в качестве игрушки?

Объект исследования: хантыйская кукла Акань

Предмет исследования: технология изготовления куклы.

Цель исследовательской работы: научится делать куклу Акань.

Задачи исследования:

1. Собрать информацию о хантыйской кукле «Акань».

2. Изготовить национальную куклу народов ханты своими руками с помощью

взрослых.

3. Привлечь внимание детей и взрослых к сохранению югорского наследия.

Гипотеза: Традиционные игрушки и игры являются важной частью жизни детей

коренного населения Севера, они не только развлекают детей, но и учат взрослой

жизни.

Методы исследования:

Методы эмпирического уровня: беседа, наблюдение, сравнение.

Методы экспериментально-теоретического уровня: анализ.

Методы теоретического уровня: изучение и обобщение.

Практическая значимость:

Результаты

исследования

будут

полезны

всем,

кто

интересуется

культурой

коренных народов Севера, в частности культурой народов ханты.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

5

2.1 Истрия куклы «Акань»

Куклы существуют практически у всех народов мира. Кукла - первая среди

игрушек. Она известна с далёких времён. Всюду, где селится и живет человек, от

суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь,

кукла - неизменный спутник.[3]

Игрушки появились в глубокой древности. Взрослые в любые времена старались

утешить или развлечь своих детишек. Родители и сами дети изготавливали игрушки из

глины, дерева, камня, из костей животных, шкур и кожи.

Хантыйские

куклы

Акань

лишены

живых

черт:

если

игрушка

с

глазами

останется

без

присмотра

или

потеряется

в

лесу,

в

нее

вселится

злой

дух,

и

она

превратится во вредоносное существо пэчак.

Но, все таки, кукла является прообразом человека, при этом, не имея ни рук, ни

ног; поэтому при создании игровой куклы люди не смели воссоздавать копии людей, но

у каждого народа такой запрет выразился в разных видах и формах.[1]

Игрушка

обских

угров

-

это

средство

познания

мира

взрослых,

освоение

обычаев, традиций, обрядов. Игры девочек связаны большей частью с куклами. Обские

ханты делали куклу чаще всего из суконного лоскутка. Дети любили играть с куклой,

лежащей в берестяной колыбели. У восточных групп ханты кукол делали из кусочков

цветных тканей или из оленьего меха, лица у них отсутствовали. Вначале куклу девочке

делает бабушка, мама или старшая сестра, потом она изготовляет их сама. Взрослые

строго следили за тем, чтобы Акань шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем

случае нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась. По

поверьям

одежда,

«пропитанная

запахом

живого

человека»,

является

его

тенью.

Считается,

что,

закопав

в

землю

куклу,

одетую

в

такую

одежду,

можно

наслать

неминуемую болезнь или даже гибель на её реального «двойника». [3]

Считается,

что

девочка,

умеющая

хорошо

делать

игрушки,

будет

хорошей

хозяйкой и мастерицей. Девочек с 5-6 лет матери готовят к роли хозяйки. Шестилетним

девочкам матери дарят меховую сумочку, украшенную цветным сукном и подвесками,

для

рукоделия.

В

этих

сумочках

хранятся

все

необходимые

для

рукоделия

принадлежности: лоскутки ткани, меха, сухожильные нитки, неперсток, иглы. И с этого

возраста девочки самостоятельно мастерят кукол.

Кукол

старались

украсить

ленточками,

бусами,

бисером,

а

одежду

сделать

похожей

на

настоящую:

считалось,

что

девочка,

умеющая

хорошо

шить

и

делать

игрушки,

будет

хорошей

мастерицей

и

хозяйкой.

Кукла

«Акань»

-

символ

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

6

женственности, особой общественной и семейной роли, слабости и беззащитности.

Игрушки

прививали

детям

полезные

навыки,

которые

пригодятся

им

в

будущей

взрослой жизни.[5]

Вместе с маленькой хозяйкой кукла «Акань» отправлялась в летнюю деревню, в

оленеводческое стойбище, на рыболовецкий стан – пески, на праздники. Куклы дарили

своим родственникам и сами получали их в подарок. Таких кукол у девочки собирается

целое

семейство:

папа,

мама,

бабушка,

дедушка

и

дети.

Это

традиционный,

стандартный набор для игры. Также имеется кукольный гардероб и целое кукольное

хозяйство.

К

куклам

относятся

с

некоторым

суеверием.

Существует

поверье,

что

как

сложится жизнь куколки у девочки, так впоследствии может сложиться ее собственная

жизнь. Поэтому девочки своих кукол берегут. Иногда игрушка становится личным

талисманом или оберегом и сопровождает свою хозяйку до старости.

Одна из легенд об акани гласит о том, что если в большой семье, в некоем роду

появляется ребенок, который не подчиняется общим требованиям к детям, нарушает

общий порядок, склонен к озорству или вовсе к дурным поступкам бабушка из этого

рода призывает на помощь Акань.[2] Она собирает всех детей и подростков семьи и при

них делает куклу – оберег Акань. Дети слушают историю о проступке своего товарища.

Готовая Акань занимает свое место в помещении, где живет ребенок, и теперь все дети

знают, что каждую ночь кукла будет выпивать у провинившегося одну капельку крови.

Потрясение от такого наказания бывало настолько мощным, что ребенок не спал всю

ночь, а утром был уверен, что куколка выпила у него обещанную капельку. Проходило

совсем немного времени и ребенок полностью осознавал, что своим поступком нанес

вред своей семье, что поступил так, как нельзя было делать. Не выдерживая более того

груза, который на него наложил самый старший и мудрый человек в семье, ребенок

бросался к бабушке. Бабушка принимала искреннее раскаяние внука. Чтобы обряд

прощения был полностью всеми прочувствован и обнародован, бабушка вновь собирает

всех

детей

и

подростков

рода.

Она

делает

новую куклу

Акань

и

вручает

ее

с

напутствием, что теперь оберег и охранник семьи Акань будет за хорошие поступки на

благо семьи и Рода давать каждую ночь одну капельку крови. Акань же, которая

забирала капельку крови, теперь сжигается на костре и уносит вину ребенка далеко в

пространство.

Счастливый

и

прощенный

всей

семьей

человечек

очищается

таким

образом от злых темных мыслей и готов действовать на благо рода. Сегодня мы не

можем

утверждать,

что

Акань

также

строго

участвует

в

укреплении

семейных

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

7

традиций, так как само понятие рода нуждается в восстановлении.[4] Но сам факт того,

что Акань дошла с людьми до современности, говорит о том, что она не потеряла

своего места в славянских домах, не сгинула в малонаселенных местах тундры или

северных поселениях. Да и магия ее, воздействие на детей остается сильной там, где

люди живут большими семьями, крепок авторитет отца, матери, особенно бабушки и

деда как старших представителей родовой династии.

2.2 Виды кукол «Акань»

Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются «Акань», а куклы

юганских

ханты

-

«пакы».

Эта

народная

игрушка

ярка,

красочна,

выразительна.

Цветовая

гамма

узоров,

орнаментация

выполнены

в

соответствии

с

народными

традициями. В этнографической литературе описаны два типа традиционных кукол:

Первая - кукла, головка и одежда которой делались из ткани. Лицо – из плотно

сжатого жгута однотонной ткани. Шея состояла у хантыйской куклы из целого ряда

цветных полос (8 штук).[4]

Для второй куклы головой служит верхняя пластина клюва водоплавающей

птицы (гуся, утки или лебедя). Клюв водоплавающей птицы может быть с куском меха

снятым с лобной части птицы, а может и без него. Клюв является «неизменной»

основой куклы. От его размера зависит будущее куклы. Маленькие клювы используют

для создания кукол-детей (4-5 см), большие (чаще всего лебединые) для создания кукол-

мужчин (13-14 см), а средние (утиные, 8-12 см) для кукол-женщин. И маленькие

тундровички, в зависимости от того, какой птице принадлежит клюв, определяют пол

самодельной куклы: если это клюв гуся – это кукла- мужчина, если клюв утки – это

кукла- женщина. Так же при создании куклы обращают внимание на окрас клюва.

Яркие клювы – это основы для создания праздничной, нарядной куклы.

Туловище куклы представляет собой продолговатый кусочек сукна или драпа,

высотой 10-15 см, имеет вид правильной вытянутой трапеции, расширяющейся к низу.

Основа

туловища

делается

из

двух

частей:

передней

и

задней

полочек,

которые

одновременно являются одеждой Акань.[1]

Передняя

полочка

-

это

лицевая

сторона

одежды

куклы

и

чаще

всего

она

украшается продольными полосами. Полосы вырезаются из сукна (шириной 3-4 см),

разного цвета (чаще всего красного, желтого, синего, зеленого). Обычно используют

нечетное количество полос: 3, 5, 7 и т.д. Пришиваются полосы с двух сторон к передней

полочке,

нитками

по

цвету

полосы.

Дополнительно

костюм

куклы

может

быть

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

8

декорирован

бисером,

нашитым

на

боковые

полосы.

Иногда

простые

полосы

заменяются полосами, состоящие из орнамента в виде треугольников или зайчих ушек.

Задняя полочка - спина куклы со всех сторон примерно на 3мм больше передней

и может быть вырезана из материала другого цвета. Между собой, полочки сшивают по

низу, бокам и плечам, оставляя отверстие сверху.[2]

В полученное на туловище отверстие вставляют голову (клюв) и закрепляют ее,

ушивая ворот, также иногда делают несколько дополнительных стежков по костяной

пластине

и

основе.

Для

укрепления

ворота

кукле

вырезают

цветной

воротник

прямоугольной формы из сукна или меха, которым горизонтально обворачивают клюв,

вставленный вовнутрь костюма.

Очень

многое

символизирует

цвет

лицевой

стороны

одежды

куклы.

Кукла

молодой

женщины

имеет

яркий

костюм.

Кукла

пожилой

женщины

костюм

из

приглушенных тонов. Синие, темно-зеленые, черные цвета преобладают в костюмах

мужчин. Очень редко костюм (основу) шьют из белого или светлого материала. Это

объясняется тем, что белые цвета символизируют у данного народа цвета высших

божеств и духов, которым делаются приклады из светлых материалов.[5]

У кукол – женщин и носик поизящнее, и головку украшают нарядные косы,

сделанные опять же из сукна и украшенные бисером.

Ложных кос может быть от 2 до 4. По наличию ложных кос и украшений из

бисера, можно определить, что кукла является девушкой, женщиной, напротив, у кукол

Акань мужчин подобные украшения отсутствуют.

Наряды куклы Акань очень просты, но в тоже время каждая кукла именно по

своей одежде и набору украшений индивидуальна и несет на себе отпечаток своей

мастерицы.[3]

2.3 Виды кукол – оберегов

В истории России немало место отведено различного рода обрядам и обрядовым

предметам, особо почетное место среди них всегда занимали замечательные творения

рук человеческих в образе кукол-оберегов. Именно такого рода куклы по старым

поверьям считались некоторыми талисманами, призванными защищать и оберегать

своих хозяев от различных несчастий и страшных испытаний. Изготавливались они

практически

без

использования

иголок

и

режущих

инструментов

посредством

скручивания, закручивания и завязывания узлов из ткани и нитей. Все делалось только

путем разрыва ткани руками.[1]

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

9

Одна из таких кукол-оберегов для дома «Северная берегиня» изготавливалась из

небольших лоскутов ткани, ярких расцветок, от ношеной одежды, впитавшей в себя

энергетику хозяина. Считалось, что она приносит благополучие в дом и охраняет его

покой. Её ставили в северный угол избы. Многослойность этой куклы указывала на

множество

тел

человека,

множество

миров,

множество

воплощений

души.

Кукла

берегла народы севера от злых духов, которыми северная земля была полна, так как

считалось, что все зло находиться в северных широтах и людям там приходится очень

нелегко, защищаясь от злых духов. Считалось, чем ярче лоскутки ткани, тем сильнее

кукла и ее магическая сила.

«Божье Око» - это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога,

или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра

или охраняющих сил на все четыре стороны света. "Божье око" помещают над входной

дверью

в

дом,

комнату,

над

кроватью

ребенка,

в

место,

которое

хорошо

видно

входящему

человеку.

Яркий

и

неожиданный

образ

оберега

притягивает

внимание

входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются «Акань», а куклы

юганских

ханты

-

«пакы».

Эта

народная

игрушка

ярка,

красочна,

выразительна.

Цветовая

гамма

узоров,

орнаментация

выполнены

в

соответствии

с

народными

традициями. В этнографической литературе описаны два типа традиционных кукол:

Первая - кукла, головка и одежда которой делались из ткани. Лицо – из плотно

сжатого жгута однотонной ткани. Шея состояла у хантыйской куклы из целого ряда

цветных полос (8 штук).[4]

Для второй куклы головой служит верхняя пластина клюва водоплавающей

птицы (гуся, утки или лебедя). Клюв водоплавающей птицы может быть с куском меха

снятым с лобной части птицы, а может и без него. Клюв является «не изменой» основой

куклы. От его размера зависит будущее куклы.

Куклы

ненцев,

хантов,

селькупов

и

коми-зырян

имеют

между

собой

черты

сходства, но у каждой есть и свои отличительные особенности. История создания кукол

напрямую связана с духовными представлениями северных народов. Очень многое

символизирует цвет лицевой стороны одежды куклы. Кукла молодой женщины имеет

яркий костюм. Кукла пожилой женщины костюм из приглушенных тонов. Синие,

темно-зеленые, черные цвета преобладают в костюмах мужчин. Очень редко костюм

(основу) шьют из белого или светлого материала. Это объясняется тем, что белые цвета

символизируют у данного народа цвета высших божеств и духов, которым делаются

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

10

приклады из светлых материалов. У кукол – женщин и носик поизящнее и головку

украшают нарядные косы, сделанные опять же из сукна и украшенные бисером.[3]

У традиционных кукол не изображаются черты лица. Потому что, по поверьям

коренных народов Севера, это одушевляет вещь, и она становиться изображением духа,

идола, и в куклу может вселиться злой дух или божество, которое на всю семью может

наслать несчастья.

Но, все таки, кукла является прообразом человека, при этом, не имея ни рук, ни

ног, поэтому при создании игровой куклы люди не смели воссоздавать копии людей, но

у каждого народа такой запрет выразился в разных видах и формах.

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

11

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Меня заинтересовала эта тема, и с помощью воспитателей мы изготовили куклу

Акань. Для этой работы нам понадобились лоскутки ткани разнообразных расцветок,

нити, бисер, декоративные ленточки.

Технология

изготовления

куклы

«Акань»

включает

в

себя:

выбор

головы,

изготовление головы, пошив платья (халата) и сборка. Существует два варианта головы

Акань: головка, состоящая из целого ряда белых и цветных полосок; головка - клюв

водоплавающей птицы с прилегающей к нему шкуркой. Хантыйская кукла «Акань»

представляет собой фигурку женщины, девушки, мужчины, ребенка, старика и старухи.

Первую куклу Акань девочке шил кто-либо из взрослых. Родители, наблюдая за

изготовлением девочками тряпичной одежды для кукол, а, нередко участвуя в этом

процессе и в самой игре, строго следили за тем, чтобы Акань шилась только из

обрывков новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от одежды,

которая

кем-либо

носилась.

По

поверьям

одежда,

«пропитанная

запахом

живого

человека», является его тенью. Считается, что, закопав в землю куклу, одетую в такую

одежду,

можно

наслать

неминуемую

болезнь

или

даже

гибель

на

её

реального

«двойника».

Обычай не расписывать лицо куклы был распространен в древнейшей Руси,

сохранился у многих народов на долгое время. Так, и лицо у Акань обозначалось белым

либо светлым фоном, или разноцветными полосками ткани.

Итак, приступим к изготовлению Акань:

1. Берется полоска светлой ткани: ширина – 2-3 см, длина – 10-20 см

2. Свертывается вдоль и пополам

3. Закручивается, конец можно пришить, чтобы не распустилось. Затем чуть

сплющивается, образуется как бы лицо. Когда делаешь головку из куска ткани, надо

обязательно

закручивать

полоску

по

часовой

стрелке,

что

означает

«жизнь

-

бесконечность».

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

12

4. На него накладываются цветные полоски (4-6) ткани, чередуя темные и

светлые тона. Длина полосок 10-15 см, ширина 2-3 см, а свернутая пополам 1-1,5 см.

Чем ближе тряпочки друг к другу, тем красивее, а головка утолщается.

5. Верхняя часть (1-1,5 см) оставляется для головы. Оставшаяся часть спирально

завертывается цветной тряпочкой. Это верхняя часть платья – грудная часть куклы.

6. Подвязываем кусочек ткани - это нижняя часть платья.

7. Закрываем голову платком, девочку приучали с детства, и поэтому голова у

Акань всегда прикрыта платком.

8. Акань готова.

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

13

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народная игрушка – один из элементов культуры любого народа, её изучение

способно раскрыть многие стороны жизни этноса. Поэтому исследования в данной

области имеют большую ценность. Работая над этим проектом, мы узнали, что весь

уклад жизни хантыйской, мансийской или ненецкой семьи определяется основным

занятием

отца

охотой,

рыболовством

или

оленеводством.

Жизнь

в

суровых

климатических условиях ничего не преподносит в готовом виде. Здесь всё добывается

нелёгким

трудом.

Поэтому

игрушками

детей

часто

являются

косточки

рыб,

птиц,

животных, а также их головы, лапы, перья, клювы…

Одним из главных средств воспитания детей является игра, ибо она отражает

действительность,

различные

события

жизни.

Девочка

в

семье

с

малолетства

приучалась

рукоделию.

Хантыйская,

мансийская

женщина

большая

труженица,

искусная рукодельница, мастерица, которая не привыкла сидеть сложа руки, они у неё

всегда в работе. Дети впитывают это с молоком матери. Женщины украшают одежду

бисерным плетением, вышивкой – девочки учатся и украшают этим одежду своих

кукол.[4]

Работа над этим исследованием способствовала изучению традиций северного

народа, уклада жизни, культуры через национальную куклу - оберег. Знакомясь с

куклами, мы переносились тот в восточную часть, то в северную часть нашего региона.

Сейчас ведутся работы по возрождению и сохранению культурных традиций коренных

малочисленных

народов

Севера,

приобщению

подрастающего

поколения

к

национально-культурному наследию.

Итоги проведенной работы:

1. Мне удалось достигнуть поставленных целей и задач. Я расширила свои

представления о традиционной хантыйской игрушке, кукле «Акань», узнала, из чего

изготавливали их, что они обозначали.

2. Выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.

4. Результаты

материала

будут

полезны

всем,

кто

интересуется

культурой

коренных народов Севера, в частности культурой народов ханты.

Цель и задачи работы достигнуты.

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

14

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головнев А.В., Лезова С.В.Игра /Северные просторы. 1994. №2 с.56.

2. Малыгина А.А. Куклы народов Сибири (по коллекциям МАЭ). Материальная

и духовная культура народов Сибири. Ленинград «Наука», 1988. с.130.

3.

Павлинская

Л.Ф.

Игрушка

и

мир

ребенка

в

традиционных

культурах

Сибири\Традиционное воспитание у народов Сибири. Ленинград, «Наука», 1988, с. 222-

250.

4. Певгова Л.В. Национальные игры народов Севера. Л.,1939.

5. Рейсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов обского Севера /Советская

этнография, 1949. №3. с. 131.

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

15

Приложение

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

16

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

17

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»

18

Исследовательская работа «Моя кукла - Акань», автор: Ярсомова Милона, 6 лет

МБДОУ детский сад «Журавушка»



В раздел образования