Автор: Бусаргина Татьяна Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СФМЛ
Населённый пункт: г. Северск Томской области
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИКТ
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИКТ.
Бусаргина Татьяна Николаевна учитель математики
МОУ «Северский физико-математический лицей
г. Северск Томской области
Представляю компьютерные программы, которые можно применять, и применяются
на уроках математики. Сразу оговорю, что эти программы служат для отработки навыка, тре -
нажа, их можно использовать для контрольного среза. Подача нового материала, само обуче-
ние должно происходить на уроке.
Основная головная боль учителей математики – это вычислительные ошибки. Ни одна
контрольная работа, срез, тест не обходиться без вычислительных примеров, счета. Особенно
это касается 5 - 6 классов, где происходит становление вычислительного навыка. Анализ го -
довых контрольных работ показывает, что на долю вычислительных ошибок приходиться до
20%. Ребята должны считать быстро и правильно. Но чтобы это выработать, нужно много
считать и разные примеры. Поэтому был сделан заказ программистам, чтобы они создали
компьютерные программы для счета. Так появились программы «Обыкновенные дроби»,
«Десятичные дроби».
При работе с примерами не менее важным является анализ вычислительных ошибок.
Учителю важно знать, где ребята допускают ошибки, на какое правило, чтобы еще раз его от -
работать на уроке. Поэтому, по просьбе учителей, была создана программа, позволяющая
фиксировать примеры, в которых ребята допускают ошибки.
Мною эти программы были апробированы, и сейчас работаю, на 8 Б классе. Так полу-
чилось, что этот класс мне достался в этом году. Класс слабый. В начале учебного года прове-
ла вычислительный срез и ахнула. Ребята совсем не умеют считать. В течение нескольких ме -
сяцев, на уроках информатики, ведь достаточно всего 5 – 7 минут, а это 30-40 примеров, про -
гоняла их по этим программам. Результаты стали лучше. Количество пятерок не изменилось,
а вот двоек стало намного меньше.
С другой проблемой встретилась при изучении темы «Функция». Почему-то графики
функций второго порядка, такие как квадратичная функция, кубическая парабола, обратная
пропорциональность,
x
y
, у ребят получались то с изгибом, то с бугром. Проведя анализ
построения графиков, обнаружилась проблема построения точки на координатной плоскости,
выраженной десятичным числом. Целочисленные координаты, даже половина, не вызывает
затруднения. Но ребята совершенно теряются, куда, относительно целого числа, поставить
точку с координатой 1,3; -0,7 и т.г. Для решения этой проблемы и была создана компьютерная
программа «Координатная плоскость», позволяющая корректировать построение точки на
координатной плоскости.
Сложение и вычитание векторов. Ох, как клеймят нас за них учителя физики. Но вре-
мя, отводимое для построения, не более одного урока. А чтобы научить, нужно много
строить и в разном расположении.
Данная программа очень понравилась ребятам. Появился интерес на время. «Кто сло -
жит векторы меньше, чем за 30 секунд?» При использовании этой программы ребята сами
вырабатывают своё правило сложения и вычитания векторов. Достаточно 5 – 7 минут, и ребя-
та доводят свой результат до абсолютного. Есть пример, пришла девочка из другой школы,
где учитель перенес тему векторы полностью в 9 класс (программа и часы это позволяют). Я
же не переносила и начала изучать тему векторы в 8 классе. После 15 – 20 минут на тренаже -
ре она сказала: «Я поняла, как это делать!»
Данная программа апробирована на 9 классе. Начало было положено в 8 классе, в ап-
реле месяце. Продолжена работа в начале 9 класса. После октября тренажер был оставлен.
На кануне, было сказано повторить правила сложения и вычитания векторов. Результаты: все
ребята справились. 80% - «5», 12% - «4» и 8% - «3».
Сейчас в разработке находятся еще программы «Умножение и деление дробей», будет
полный комплект для отработки вычислительных примеров. Давняя моя мечта «Формулы со-
кращенного умножения». Тут есть технические сложности, связанные с квадратами. Преоб -
разование графиков функции.
Достоинства компьютерных технологий. Экономиться колоссальное количество вре-
мени как учителя, так и ученика. Сколько нужно времени, чтобы создать, написать вариантов
заданий, а уж, сколько нужно времени, чтобы проверить! У ребят занимает одна программа
менее 100 секунд. В среднем 70 - 80 секунд на 10 заданий. Огромное количество вариантов.
Каждый новый запуск программы, новый набор заданий. У соседа не спишешь, так как у
него свой набор заданий. Свой результат ребята видят сразу, а не на следующем уроке. Когда
ребята работают часто и с большим количеством разных заданий, в пределах данной темы,
все это приводит к устойчивому результату.