Напоминание

Проект по ранней профессиональной ориентации на железнодорожные профессии "Мое призвание - ДОРОГА!"


Автор: Бокарева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Вологда
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект по ранней профессиональной ориентации на железнодорожные профессии "Мое призвание - ДОРОГА!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

ПО РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ

ПРОФЕССИИ

«МОЁ ПРИЗВАНИЕ: ДОРОГА!

НЕ ПРОСТО ТРАССА: РЖД!

ЛЮДЕЙ РАБОТАЕТ ЗДЕСЬ МНОГО,

СВОЙ ТРУД ОТДАМ И Я ТЕБЕ!»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г. Вологды.

ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ

ТИП ПРОЕКТА: КРАТКОСРОЧНЫЙ

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ВОСПИТАТЕЛИ :

БОКАРЕВА Е.Н., ГОЛИХИНА Т.М.,

ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ №5

«СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ», РОДИТЕЛИ

Проблема:

Наши дети очень любят путешествовать на поезде и у них неоднократно возникали

вопросы о том, «почему поездов столько много, но они никогда не сталкиваются?»,

«откуда машинист знает, где нужно остановиться, если даже рядом нет вокзала?»,

«почему поезда такие тяжелые, а рельсы их выдерживают и не ломаются

пополам?» и другие. И поэтому мы решили познакомить детей с разнообразием

железнодорожных профессий, рассказать об их значимости и важности.

Актуальность проекта:

Одним

из

новообразований

дошкольного

возраста

является

развитие

любознательности.

Это

позволяет

формировать

у

ребят

активный

интерес

к

железнодорожным профессиям. К тому же большинство родителей воспитанников

работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен

интерес к работе родителей, желание стать такими, как мама и папа. Знакомство

дошкольников

с

профессиями

не

только

расширяет

общую

осведомленность

об

окружающем

мире

и

кругозор

детей,

но

и

формирует

у

них

определенный

элементарный

опыт

профессиональных

действий,

способствует

ранней

профессиональной ориентации.

Цель:

создание адаптированных к дошкольному возрасту материалов по

организации ранней профессиональной ориентации на железнодорожные

профессии посредством взаимодействия воспитанников, педагогов,

родителей и работников железнодорожного транспорта.

Задачи:

формировать навыки безопасного поведения детей вблизи железнодорожных

объектов;

обогащать

знания

детей

о

многообразии

профессий

на

железнодорожном

транспорте, видах железнодорожного транспорта;

расширять словарный запас по дорожной лексике;

активно вовлекать родителей в образовательный процесс;

организовать

взаимодействие

детского

сада

с

предприятиями

открытого

акционерного общества «Российские железные дороги».

Формы работы над проектом:

Чтение художественной литературы;

Занятия познавательного цикла;

Наблюдение за транспортом;

Беседы, викторины, загадки;

Сюжетно-ролевые, подвижные игры;

Оформление уголка по безопасности на железнодорожном транспорте;

«Гость группы» (привлечение родителей, работающих в данной отрасли);

Экскурсии (железнодорожный мост, станция Лоста, компрессорная станция);

Фотовыставка «Мои родители – железнодорожники»;

Просмотр мультфильмов по заданной тематике;

Конструирование;

Выставка творческих работ «Железная дорога – это интересно и увлекательно».

Этапы работы над проектом

Подготовительный:

Сбор информации о профессиях родителей, работающих на железнодорожном

транспорте;

Подбор литературы по данной теме;

Подбор фотографий, иллюстраций, альбомов на данную тему;

Изготовление учебно-дидактических пособий, демонстрационного материала;

Привлечение родителей для изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

Привлечение родителей к выполнению творческих работ: «Железная дорога -

это интересно и увлекательно»;

Помощь родителей в создании железнодорожного уголка.

Основной этап:

Экскурсия на железнодорожный мост, станцию Лоста, компрессорную станцию;

«Гость

группы»

(приглашение

родителей

на

занятия

для

знакомства

с

железнодорожными

профе ссиями

и

правилами

поведения

вбл и з и

железнодорожных объектов);

Сюжетно-ролевые и подвижные игры;

Проведение

бесед:

«Правила

поведения

на

железнодорожном

транспорте

в

стихах», « Почему поезд бывает пожарным?», «Какие бывают вагоны и для чего

они нужны?», «Если я потерялся на вокзале» и т.д.;

Рисование на тему: «Вокзал моего города», «Родной край из окна поезда», «Такие

разные поезда»;

Просмотр

мультфильмов:

«Паровозик

из

Ромашково»,

«Веселые

паровозики

Чаггингтона», «TuTiTu - паровозик», «Паровозик Томас и его друзья», «Паровозик

Тишка».

Знакомство с литературными произведениями: Улыбышева М. «От паровоза до

сапсана», «Гвардейцы железных дорог», Лапидус Б. «Когда я вырасту, я стану

железнодорожником» (3 части), Маршалова Т. Б. «Веселый поезд», Михайлова Т.

И. «Непослушный вагон», словарь «Путешествие по железной дороге».

Заключительный этап:

Оформление фотовыставки «Мои родители-железнодорожники»;

Оформление выставки творческих работ «Железная дорога - это интересно и

увлекательно»;

Выставка детских работ по конструированию.

Роль родителей в реализации проекта:

Сбор материалов (книг, фотографий, иллюстраций, альбомов) для оснащения

и оформления железнодорожного уголка в группе;

Изготовление реквизита для проведения сюжетно-ролевых и подвижных игр;

Участие родителей в непосредственно образовательной деятельности («Гость

группы»);

Организация экскурсий на железнодорожные предприятия;

Оформление стенда: «Железная дорога – зона повышенной опасности»;

Участие в фотовыставке «Мои родители – железнодорожники»;

Участие в выставке творческих работ «Железная дорога – это интересно и

увлекательно».

В результате реализации данного проекта:

Улучшилась и обогатилась развивающая предметно-пространственная среда и

информационные стенды посредством внесения новых дополнительных

атрибутов и элементов профессиональной направленности.

В группе оборудован мини-центр по железнодорожной тематике.

Повысилась значимость профессии железнодорожника - родителя в сознании

детей.

Пополнился словарный запас по железнодорожной лексике.

Родители стали активнее принимать участие в НОД, мероприятиях проводимых

в данной группе.

Всё это позволило сплотить участников проекта.

КОНСТРУИРОВАНИЕ «ВОКЗАЛ МОЕГО ГОРОДА»

ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО –

ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Беседа с детьми на тему безопасности

«Если ты потерялся на вокзале»

Цель:

закрепление знаний детей о безопасном поведении в местах с большим

количеством людей.

Ребята, послушайте историю, которую я вам расскажу.

«Один мальчик поехал с мамой в деревню на поезде. Они пришли на вокзал,

где было очень много людей. Все куда-то спешат, торопятся, громко

разговаривают. А самое главное на вокзале было много ларьков, в которых

продавались и игрушки, и книжки, и сладости. Мальчик задержался у витрины,

а мама в это время разговаривала о чем-то важном по телефону и все шла и шла.

Она была уверена, что мальчик идет за ней. Мама вышла на перрон и только

там поняла, что сына нет рядом. И мальчик у витрины тоже обнаружил, что

мамы нет. Он начал громко плакать и кричать. На крик прибежали люди.

Они долго не могли понять, что же случилось. Наконец стало ясно, что

мальчик потерялся. Взрослые объявили по радио, и мама нашлась. И все в

этой истории закончилось хорошо.»

(Продолжение далее)

Вопросы для беседы:

- Ребята, как вы думаете, почему мальчик потерялся?

- А с вами такое случалось?

- Как нужно вести себя в таких случаях?

- У кого вы можете попросить о помощи?

- Может ли мама или папа уйти, уехать без вас, как вы думаете?

- Почему в толпе нужно держать маму или папу за руку?

- А если родителей нет, и к вам подходит незнакомый человек и предлагает вам пойти с

ним, говорит, что даст конфету, покажет щенка, что вы будете делать?

Ребята, если вы потерялись, как бы вам не было страшно, не уходите с

того места, где вы отстали от мамы. Она обязательно будет искать вас, и вернется на

то

место.

Обратитесь

за

помощью

к

сотруднику

полиции,

работникам

железнодорожного вокзала (они одеты в специальную форму). Они сообщат

о вашем местонахождении по громкой связи. Вы должны знать свою

фамилию и имя, фамилию, имя своих родителей, домашний адрес. И самое главное, в

местах с большим количеством людей будь то вокзал, магазин, улица, вы всегда

должны крепко держать своих родителей за руку.

Непосредственная образовательная деятельность

«Путешествие Паровозика из Ромашково»

Цель:

Формирование у детей потребности в соблюдении правил поведения на железной

дороге.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

•Закрепить знания детей о железнодорожном транспорте, как об одном из средств

передвижения.

•Расширить

представления

детей

о

профессиях

железнодорожников,

правилах

поведения на железной дороге.

2. Воспитательные задачи:

•Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.

•Воспитывать добрые отношения между членами семьи.

3. Развивающие задачи:

•Продолжать

развивать

умение

понимать

поставленную

задачу

(Что

делать?),

и

способы её достижения (Как делать?)

• Развивать память, воображение, мышление, мелкую моторику пальцев рук.

Ход занятия:

(звучит песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)

Воспитатель: Ребята, нам пришла срочная телеграмма

о том, что

со станции

Ромашково был отправлен паровозик на станцию «Берёзки», но он на данную станцию

не пришёл. Как вы думаете, почему? Что случилось?

( высказывания детей)

(На

мольберте

рисунок

станции

«Берёзки».

Обратить

внимание

детей

на

то,

что

паровозика

действительно

нет.

Имеются

только

цифры,

которые

впоследствии

выполнения заданий соединятся и в итоге появиться силуэт паровозика).

Воспитатель: Может он заблудился? Поможем ему найти дорогу на станцию «Берёзки»?

Сможем? Для этого нам необходимо выполнить ряд заданий. Согласны?

1 задание «Кроссворд о железнодорожных профессиях»

Вопрос 1. Человек, который управляет поездом? (машинист)

Вопрос 2. Кто строит новые дороги, ремонтирует и обслуживает старые пути

сообщения? (путеец)

Вопрос 3. Кто продает билеты? (кассир)

Вопрос 4. Кто проверяет документы, производит посадку и высадку пассажиров,

сообщает о той или иной станции? (проводник)

Вопрос 5. Кто ходит по станции, осматривает вагоны, стучит молоточком по колёсам и

тележкам вагонов, ищет неисправности оборудования? (вагонник)

Вопрос 6. Одним движением руки, одним нажатием кнопки – быстро и уверенно этот

человек руководит передвижением множества поездов? (диспетчер)

2 задание Загадки (ответы на интерактивной доске)

Воспитатель:

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, я приглашаю вас

К загадкам побыстрее.

(Воспитатель достаёт из конверта карточки с вопросами и задаёт их детям.)

Пример.

Мимо рощи, мимо яра,

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая? (электричка)

(И другие загадки)

3 задание «Пальчиковая гимнастика»

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж.

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Сколько всего предметов, сдала дама в багаж? (семь)

4 задание Словесная игра «Назови предметы во множественном числе»

Вагон – вагоны, перрон, знак, машинист, путеец, проводница.

Воспитатель: Вы справились с заданием

Пора бы отдохнуть

Подвигаться немножко

И снова в дальний путь.

Физкультминутка:

5 задание « Правила по безопасности на железной дороге»

(Используется пособие «Памятка по безопасности на железной дороге и безопасному

поведению на объектах железнодорожного транспорта»)

Воспитатель: Без правил жить на свете никак, никак нельзя.

Выходят в рейс по правилам большие поезда.

Ребята! Вы, конечно, знаете, что правила на железной дороге обозначаются знаками.

Вот сейчас мы проверим, знаете ли вы эти знаки:

Воспитатель показывает два знака:

«Ходить по ж/д путям запрещено!» и «Играть на ж/д путях запрещено!»

На железной дороге два братца

Захотели друг с другом подраться:

Забодаю! – мычит белолобый.

Чёрно-белый мычит: «Ну, попробуй!»

Драчуны! Уносите-ка ноги

Поскорее с железной дороги!

Дети объясняют, что обозначают эти знаки.

Далее следующий знак.

6 задание «Сделай узор такими же линиями, как на образце»

(индивидуальная работа на развитие мелкой моторики)

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт и прибывший паровозик на

станцию «Берёзки». Благодарит, что дети справились с заданием и помогли ему

прибыть на вокзал.

Рефлексия: Что вам понравилось? Какие были трудности при выполнении заданий?

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку паровозик, в вагоне которого

букет ромашек и раздает их детям (сюрпризный момент).

МНОГО ЕСТЬ ВАЖНЫХ ПРОФЕССИЙ НА СВЕТЕ.

НО ДЛЯ МЕНЯ ИНТЕРЕСНЕЕ ЭТИ!



В раздел образования