Автор: Бокарева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Вологда
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект по ранней профессиональной ориентации на железнодорожные профессии "Мое призвание - ДОРОГА!"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
ПО РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ
ПРОФЕССИИ
«МОЁ ПРИЗВАНИЕ: ДОРОГА!
НЕ ПРОСТО ТРАССА: РЖД!
ЛЮДЕЙ РАБОТАЕТ ЗДЕСЬ МНОГО,
СВОЙ ТРУД ОТДАМ И Я ТЕБЕ!»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Вологды.
ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ТИП ПРОЕКТА: КРАТКОСРОЧНЫЙ
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ВОСПИТАТЕЛИ :
БОКАРЕВА Е.Н., ГОЛИХИНА Т.М.,
ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ №5
«СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ», РОДИТЕЛИ
Проблема:
Наши дети очень любят путешествовать на поезде и у них неоднократно возникали
вопросы о том, «почему поездов столько много, но они никогда не сталкиваются?»,
«откуда машинист знает, где нужно остановиться, если даже рядом нет вокзала?»,
«почему поезда такие тяжелые, а рельсы их выдерживают и не ломаются
пополам?» и другие. И поэтому мы решили познакомить детей с разнообразием
железнодорожных профессий, рассказать об их значимости и важности.
Актуальность проекта:
Одним
из
новообразований
дошкольного
возраста
является
развитие
любознательности.
Это
позволяет
формировать
у
ребят
активный
интерес
к
железнодорожным профессиям. К тому же большинство родителей воспитанников
работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен
интерес к работе родителей, желание стать такими, как мама и папа. Знакомство
дошкольников
с
профессиями
не
только
расширяет
общую
осведомленность
об
окружающем
мире
и
кругозор
детей,
но
и
формирует
у
них
определенный
элементарный
опыт
профессиональных
действий,
способствует
ранней
профессиональной ориентации.
Цель:
создание адаптированных к дошкольному возрасту материалов по
организации ранней профессиональной ориентации на железнодорожные
профессии посредством взаимодействия воспитанников, педагогов,
родителей и работников железнодорожного транспорта.
Задачи:
формировать навыки безопасного поведения детей вблизи железнодорожных
объектов;
обогащать
знания
детей
о
многообразии
профессий
на
железнодорожном
транспорте, видах железнодорожного транспорта;
расширять словарный запас по дорожной лексике;
активно вовлекать родителей в образовательный процесс;
организовать
взаимодействие
детского
сада
с
предприятиями
открытого
акционерного общества «Российские железные дороги».
Формы работы над проектом:
Чтение художественной литературы;
Занятия познавательного цикла;
Наблюдение за транспортом;
Беседы, викторины, загадки;
Сюжетно-ролевые, подвижные игры;
Оформление уголка по безопасности на железнодорожном транспорте;
«Гость группы» (привлечение родителей, работающих в данной отрасли);
Экскурсии (железнодорожный мост, станция Лоста, компрессорная станция);
Фотовыставка «Мои родители – железнодорожники»;
Просмотр мультфильмов по заданной тематике;
Конструирование;
Выставка творческих работ «Железная дорога – это интересно и увлекательно».
Этапы работы над проектом
Подготовительный:
Сбор информации о профессиях родителей, работающих на железнодорожном
транспорте;
Подбор литературы по данной теме;
Подбор фотографий, иллюстраций, альбомов на данную тему;
Изготовление учебно-дидактических пособий, демонстрационного материала;
Привлечение родителей для изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
Привлечение родителей к выполнению творческих работ: «Железная дорога -
это интересно и увлекательно»;
Помощь родителей в создании железнодорожного уголка.
Основной этап:
Экскурсия на железнодорожный мост, станцию Лоста, компрессорную станцию;
«Гость
группы»
(приглашение
родителей
на
занятия
для
знакомства
с
железнодорожными
профе ссиями
и
правилами
поведения
вбл и з и
железнодорожных объектов);
Сюжетно-ролевые и подвижные игры;
Проведение
бесед:
«Правила
поведения
на
железнодорожном
транспорте
в
стихах», « Почему поезд бывает пожарным?», «Какие бывают вагоны и для чего
они нужны?», «Если я потерялся на вокзале» и т.д.;
Рисование на тему: «Вокзал моего города», «Родной край из окна поезда», «Такие
разные поезда»;
Просмотр
мультфильмов:
«Паровозик
из
Ромашково»,
«Веселые
паровозики
Чаггингтона», «TuTiTu - паровозик», «Паровозик Томас и его друзья», «Паровозик
Тишка».
Знакомство с литературными произведениями: Улыбышева М. «От паровоза до
сапсана», «Гвардейцы железных дорог», Лапидус Б. «Когда я вырасту, я стану
железнодорожником» (3 части), Маршалова Т. Б. «Веселый поезд», Михайлова Т.
И. «Непослушный вагон», словарь «Путешествие по железной дороге».
Заключительный этап:
Оформление фотовыставки «Мои родители-железнодорожники»;
Оформление выставки творческих работ «Железная дорога - это интересно и
увлекательно»;
Выставка детских работ по конструированию.
Роль родителей в реализации проекта:
Сбор материалов (книг, фотографий, иллюстраций, альбомов) для оснащения
и оформления железнодорожного уголка в группе;
Изготовление реквизита для проведения сюжетно-ролевых и подвижных игр;
Участие родителей в непосредственно образовательной деятельности («Гость
группы»);
Организация экскурсий на железнодорожные предприятия;
Оформление стенда: «Железная дорога – зона повышенной опасности»;
Участие в фотовыставке «Мои родители – железнодорожники»;
Участие в выставке творческих работ «Железная дорога – это интересно и
увлекательно».
В результате реализации данного проекта:
Улучшилась и обогатилась развивающая предметно-пространственная среда и
информационные стенды посредством внесения новых дополнительных
атрибутов и элементов профессиональной направленности.
В группе оборудован мини-центр по железнодорожной тематике.
Повысилась значимость профессии железнодорожника - родителя в сознании
детей.
Пополнился словарный запас по железнодорожной лексике.
Родители стали активнее принимать участие в НОД, мероприятиях проводимых
в данной группе.
Всё это позволило сплотить участников проекта.
КОНСТРУИРОВАНИЕ «ВОКЗАЛ МОЕГО ГОРОДА»
ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО –
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Беседа с детьми на тему безопасности
«Если ты потерялся на вокзале»
Цель:
закрепление знаний детей о безопасном поведении в местах с большим
количеством людей.
Ребята, послушайте историю, которую я вам расскажу.
«Один мальчик поехал с мамой в деревню на поезде. Они пришли на вокзал,
где было очень много людей. Все куда-то спешат, торопятся, громко
разговаривают. А самое главное на вокзале было много ларьков, в которых
продавались и игрушки, и книжки, и сладости. Мальчик задержался у витрины,
а мама в это время разговаривала о чем-то важном по телефону и все шла и шла.
Она была уверена, что мальчик идет за ней. Мама вышла на перрон и только
там поняла, что сына нет рядом. И мальчик у витрины тоже обнаружил, что
мамы нет. Он начал громко плакать и кричать. На крик прибежали люди.
Они долго не могли понять, что же случилось. Наконец стало ясно, что
мальчик потерялся. Взрослые объявили по радио, и мама нашлась. И все в
этой истории закончилось хорошо.»
(Продолжение далее)
Вопросы для беседы:
- Ребята, как вы думаете, почему мальчик потерялся?
- А с вами такое случалось?
- Как нужно вести себя в таких случаях?
- У кого вы можете попросить о помощи?
- Может ли мама или папа уйти, уехать без вас, как вы думаете?
- Почему в толпе нужно держать маму или папу за руку?
- А если родителей нет, и к вам подходит незнакомый человек и предлагает вам пойти с
ним, говорит, что даст конфету, покажет щенка, что вы будете делать?
Ребята, если вы потерялись, как бы вам не было страшно, не уходите с
того места, где вы отстали от мамы. Она обязательно будет искать вас, и вернется на
то
место.
Обратитесь
за
помощью
к
сотруднику
полиции,
работникам
железнодорожного вокзала (они одеты в специальную форму). Они сообщат
о вашем местонахождении по громкой связи. Вы должны знать свою
фамилию и имя, фамилию, имя своих родителей, домашний адрес. И самое главное, в
местах с большим количеством людей будь то вокзал, магазин, улица, вы всегда
должны крепко держать своих родителей за руку.
Непосредственная образовательная деятельность
«Путешествие Паровозика из Ромашково»
Цель:
Формирование у детей потребности в соблюдении правил поведения на железной
дороге.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
•Закрепить знания детей о железнодорожном транспорте, как об одном из средств
передвижения.
•Расширить
представления
детей
о
профессиях
железнодорожников,
правилах
поведения на железной дороге.
2. Воспитательные задачи:
•Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.
•Воспитывать добрые отношения между членами семьи.
3. Развивающие задачи:
•Продолжать
развивать
умение
понимать
поставленную
задачу
(Что
делать?),
и
способы её достижения (Как делать?)
• Развивать память, воображение, мышление, мелкую моторику пальцев рук.
Ход занятия:
(звучит песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
Воспитатель: Ребята, нам пришла срочная телеграмма
о том, что
со станции
Ромашково был отправлен паровозик на станцию «Берёзки», но он на данную станцию
не пришёл. Как вы думаете, почему? Что случилось?
( высказывания детей)
(На
мольберте
рисунок
станции
«Берёзки».
Обратить
внимание
детей
на
то,
что
паровозика
действительно
нет.
Имеются
только
цифры,
которые
впоследствии
выполнения заданий соединятся и в итоге появиться силуэт паровозика).
Воспитатель: Может он заблудился? Поможем ему найти дорогу на станцию «Берёзки»?
Сможем? Для этого нам необходимо выполнить ряд заданий. Согласны?
1 задание «Кроссворд о железнодорожных профессиях»
Вопрос 1. Человек, который управляет поездом? (машинист)
Вопрос 2. Кто строит новые дороги, ремонтирует и обслуживает старые пути
сообщения? (путеец)
Вопрос 3. Кто продает билеты? (кассир)
Вопрос 4. Кто проверяет документы, производит посадку и высадку пассажиров,
сообщает о той или иной станции? (проводник)
Вопрос 5. Кто ходит по станции, осматривает вагоны, стучит молоточком по колёсам и
тележкам вагонов, ищет неисправности оборудования? (вагонник)
Вопрос 6. Одним движением руки, одним нажатием кнопки – быстро и уверенно этот
человек руководит передвижением множества поездов? (диспетчер)
2 задание Загадки (ответы на интерактивной доске)
Воспитатель:
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, я приглашаю вас
К загадкам побыстрее.
(Воспитатель достаёт из конверта карточки с вопросами и задаёт их детям.)
Пример.
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? (электричка)
(И другие загадки)
3 задание «Пальчиковая гимнастика»
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж.
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
Сколько всего предметов, сдала дама в багаж? (семь)
4 задание Словесная игра «Назови предметы во множественном числе»
Вагон – вагоны, перрон, знак, машинист, путеец, проводница.
Воспитатель: Вы справились с заданием
Пора бы отдохнуть
Подвигаться немножко
И снова в дальний путь.
Физкультминутка:
5 задание « Правила по безопасности на железной дороге»
(Используется пособие «Памятка по безопасности на железной дороге и безопасному
поведению на объектах железнодорожного транспорта»)
Воспитатель: Без правил жить на свете никак, никак нельзя.
Выходят в рейс по правилам большие поезда.
Ребята! Вы, конечно, знаете, что правила на железной дороге обозначаются знаками.
Вот сейчас мы проверим, знаете ли вы эти знаки:
Воспитатель показывает два знака:
«Ходить по ж/д путям запрещено!» и «Играть на ж/д путях запрещено!»
На железной дороге два братца
Захотели друг с другом подраться:
Забодаю! – мычит белолобый.
Чёрно-белый мычит: «Ну, попробуй!»
Драчуны! Уносите-ка ноги
Поскорее с железной дороги!
Дети объясняют, что обозначают эти знаки.
Далее следующий знак.
6 задание «Сделай узор такими же линиями, как на образце»
(индивидуальная работа на развитие мелкой моторики)
Воспитатель обращает внимание детей на мольберт и прибывший паровозик на
станцию «Берёзки». Благодарит, что дети справились с заданием и помогли ему
прибыть на вокзал.
Рефлексия: Что вам понравилось? Какие были трудности при выполнении заданий?
Воспитатель обращает внимание детей на игрушку паровозик, в вагоне которого
букет ромашек и раздает их детям (сюрпризный момент).
МНОГО ЕСТЬ ВАЖНЫХ ПРОФЕССИЙ НА СВЕТЕ.
НО ДЛЯ МЕНЯ ИНТЕРЕСНЕЕ ЭТИ!