Автор: Слепышева Нина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КОШИ
Населённый пункт: р.п.Магнитка Кусинского района Челябинской области
Наименование материала: Классный час для начальных классов
Тема: Классный час "Доброта и милосердие в наши дни"
Раздел: начальное образование
Классный час
«Доброта и Милосердие в наши дни»
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом,
развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся.
Задачи:
1.
Воспитывать
не
только
желание,
но
и
потребность
проявлять
доброту
к
окружающим, применять в речи "волшебные" слова.
2.
Расширять знания детей о добрых и вежливых словах;
3.
Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки..
4.
Способствовать сплочению детского коллектива.
Оборудование:
1.
Запись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков)
2.
Минусовка песни «Если добрый ты»
3.
Мультимедийный проектор
4.
Презентация
5.
Компьютер
Ход занятия
Ребята,
мы
начнем
наше
занятие
с
одной
удивительной
песни.
Послушайте
её
и
подумайте, чему будет посвящен наш классный час.
Слайд 1
(Дети слушают аудиозапись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин,
Минков)..
- Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)
Слайд 4
Мы с вами сегодня отправимся в путешествие дорогою добра
Слайд 5
Закройте все глаза. Представьте, что вы идёте по лесу, стоит тёплый солнечный день.
Кругом очень красиво, поют птички, много разноцветных цветов. Воздух свежий, вы идёте и
его вдыхаете. У вас хорошее настроение. Вы улыбаетесь.
Ребята, а теперь откройте глаза и давайте подарим друг другу частичку вашего хорошего
настроения, давайте улыбнёмся друг другу!
Молодцы!
Слайд 6
Тысячелетиями люди спорят о том, нужна ли доброта или нет?
Какого человека мы можем назвать добрым? Легко или трудно быть добрым? Споры идут,
а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, какими
недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Именно
доброта сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет
разговаривать.
Прикоснись ко мне добротой
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
Ребята, как вы представляете, что такое доброта (Ответы детей)
Доброта
-
отзывчивость,
сочувствие,
дружеское
расположение
к
людям,
всё
положительное, хорошее и полезное.
А кого называют добрым?
Добрый человек – это тот,
- кто любит людей, всё живое и помогает им
-любит природу и бережёт её;
- любит животных и защищает их, проявляет к ним милосердие,
справедливый, честный, ответственный, счастливый, вежливый, уважительный в
общении с другими,
Скажите, где, по-вашему мнению в человеке живёт доброта? (ответы детей). Конечно, в
сердце (приклеить сердце).
Итак, доброта живёт в сердце, а каким словом,
близким по значению можно назвать
доброго человека (ответы детей – сердечным).
Скажите, в чём проявляется доброта человека?
(ответы детей – в словах, делах, поступках).
С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы
слышите это слово?
(заслушиваются ответы детей)
солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цветами, мамой, улыбкой, семьей, другом,
красотой,
лаской,
теплом,
счастьем,
весельем,
жизнью,
любовью,
праздником,
радостью,
смехом.
Это всё хорошее, красивое, всё положительное, полезное.
Чтобы лучше
понять, что же такое настоящая Доброта, мы отправимся в необычное
путешествие.
На чём можно путешествовать? (самолёт, автомобиль, ….). Чтобы узнать, на чём мы будем
путешествовать, отгадайте загадку:
Слайд 7
На море, в реке и озёрах
Я плаваю проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей.
(катер)
Итак, мы отправляемся в путешествие.
Первая остановка на Острове пословиц.
Слайд 8
Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?
(Ответы детей).
Слайд 9
А теперь Игра: »Рассыпанные пословицы»
Вам нужно собрать из словосочетаний пословицы.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
За добрые дела всегда ждёт похвала
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Худо тому, кто добра не делает никому.
А сейчас прочитайте пословицу
«Не одежда красит человека, а его добрые дела»
В чем заключается смысл этой пословицы?
(Надо обращать внимание не на модный прикид, а на то насколько человек добр и
отзывчив, как он относится к другим людям.)
Слайд 10
Следующая остановка на Острове комплиментов
Игра: «Комплименты»
А что такое комплимент?
Это приятные слова, лестные замечания, похвала
Сейчас мы будем говорить друг другу комплименты.
(выходят ребята 1 ряда)
Все
участники
берутся
за
руки.
Каждый
участник
по
очереди,
начиная
с
педагога,
поворачивается к соседу справа, называет его по имени и говорит ему доброе слово. (например:
Ирина — надёжная, Лера — ласковая и т. д.)
-вам трудно было подбирать слова?
Да, непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю
жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.
Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Слайд 11
Следующая остановка Остров сказок
Давайте вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость
окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Вам нужно догадаться, о ком или о чём
идёт речь. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я называю сказочного героя, а вы если герой
добрый – хлопаете, а если он злой - топаете.
1.
Этот сказочный герой с прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и
музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса - Барабаса и открыл для них
замечательный театр (Папа Карло )
2.
Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3.
Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из
ледяного плена (Герда)
Горячие слезы девочки растопили ледяное сердце Кая. Любовь всегда побеждает зло.
4. Кому и как помогла девочка в этой сказке?
Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и
стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах).
5. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному
мальчику. (Женя из «Цветика - семицветика» В.Катаева)
6.А на какие добрые дела вы бы потратили свой последний лепесток?
Вывод:
Эти сказочные герои творят добро, помогают хорошему делу, мешают злому
Следующая остановка Остров вежливости.
Первый шаг к доброте – это доброе или вежливое слово.
Слайд 12
Игра “Вежливо — невежливо”.
Мы с вами сыграем в игру
Я буду задавать вопросы, а вы поднимите доброго смайлика - если это вежливо и злого-
если это невежливо.
• Поздороваться при встрече?
• Толкнуть и не извиниться?
• Помочь поднять упавшую вещь?
• Не снять шапку, когда заходишь в школу?
• Говорить “Спасибо” за подарок?
• Громко разговаривать?
• Поздороваться при встрече?
• Перебивать во время разговора?
• Обозвать обидным словом соседа?
• Извиниться за вынужденное опоздание?
• Уйти и не попрощаться?
• Помогать родителям?
• Не уступить место старшим в автобусе?
•Бегать по коридорам, сбивая всех с ног
Слайд 13
- А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)
Ребята, давайте сделаем вывод: каким же должен быть добрый человек? ВЕЖЛИВЫМ
Слайд 14
Следующая остановка на Острове милосердия.
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы
всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость
Эти два качества «доброта» и «милосердие» очень тесно переплетаются между собой.
Ведь только добрый человек способен на милосердие.
Ребята, как вы понимаете, что такое милосердие?
Дети:
Милосердие
–
это доброта,
сострадание, готовность
помочь,
человеческое
участие,
благотворительность, умение прощать.
Каким символом можно обозначить милосердие? (ответы детей. (Сердцем)
Ребята, подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова
«милосердие»? ( Доброта, жалость, помощь, прощение).
Слайд 17
Включаем музыку
-А сейчас на этом острове мы поработаем в группах.
Каждая группа составляет список добрых дел - тех, которые они уже совершили,
(ребята делятся собственным опытом) и тех, которые могли бы совершить
Постарайтесь вспомнить хотя бы одно доброе дело, совершённое вами. Может вы когда-
нибудь проявляли милосердие, оказывали всевозможную помощь, совершали добрые поступки?
I. Работа в группах;
музыка
1 группа: Помощь животным;
2 группа: Помощь в семье;
3 группа: Помощь младшим (дома, во дворе, в школе, помощь детям-сиротам)
4 группа: Помощь пожилым, одиноким людям;
(Дети ЗАЧИТЫВАЮТ…
Молодцы, ребята!
Много добрых дел совершили вы в своей жизни
Стихотворение
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это? (Милосердие! Сердец доброта!)
Давайте поразмышляем, какие поступки мы можем отнести к милосердию? (Ответы
детей).
А покормить, обогреть котенка или собачку – это милосердие? Конечно!! А откуда берутся
бездомные животные? (Ответы ребят).
С
каждым
днем
увеличивается
число
выброшенных
на
улицу
животных.
Каждая
брошенная собачка или кошечка – это чье-то предательство
Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются
в
ч ь е й - т о
п од д е р ж ке
с о
с т о р о н ы . О
к а к и х
л ю д я х
я
с п р а ш и в а ю ? (Ответы
школьников). Правильно, их называют инвалидами.
Слайд 17
Учитель:
Давайте с вами подумаем, почему происходит так, что многие люди не делают добрых
поступков, проходят мимо бед и страданий других, имея возможность помочь?
(включить видеоролик «Твори добро»)
-, давайте обсудим увиденное.
- Скажите, а вы в жизни сталкивались с такими случаями, ситуациями? Расскажите о них?
(пожилой человек не может подняться в автобус, голодный пёс сидит у магазина и заглядывает в
глаза каждому прохожему и т.д.) (ответы детей);
- Ребята, скажите как бы вы поступили в ситуации из видеоролика «Твори добро» (ответы
детей);
- Я думаю, что вы заметили, что девочка очень долго ждала помощи, как вы думаете
проходящим мимо людям было сложно перевести коляску с девочкой на другую сторону улицы?
(ответы детей);
В
нашей
стране
созданы
специальные
благотворительные
фонды,
которые
помогают
людям с ограниченными возможностями здоровья. Это такие фонды, как «Подари жизнь», «Верю
в чудо», «Адреса милосердия», «и другие. Есть программа на 5 канале . Называется «День
добрых дел»
Какой человек может быть добрым и милосердным?
(Ответы
учеников:
Добрым
и
милосердным
может
быть
только
тот,
кто
всегда
доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда
учитывает интересы других людей.)
Учитель: Верно, судить человека надо по его делам.
Слайд 18
-Ребята, нужно ли милосердие в наше время? (ответы детей)
Конечно, да. Чем больше будет милосердных, отзывчивых, добрых, заботливых людей, тем
меньше будет страданий бед и невзгод. Давайте замечать тех, кому нужна наша помощь. Видеть и
помогать, дарить людям счастье, тепло, заботу. Пусть наши щедрые сердца будут открыты для
всех.
Уч – к
Давайте поклонятся доброте.
Давайте с думой жить о доброте.
Доброта нужна всем людям.
Пусть побольше добрых будет!
Слайд 19
Учитель:
Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Уступи место в автобусе пожилым людям.
Чаще звони домой, родным и близким, когда уезжаешь.
Защищай девочек, маленьких детей, тех, кто слабее тебя.
Не допускай грубости.
Старайся во всем помочь друзьям.
Будь добрым и милосердным человеком!
Слайд 20
Рефлексия:
Звучит фонограмма песни Барбариков «Доброта»
Дети выходят в круг, берутся за руки.
Теплые ладони каждого из вас передают тепло другому.
А теперь построим с вами гору жизни и доброты (кладём ладошки друг на
друга с
добрыми словами или с добрыми пожеланиями)
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.
Начните творить добро прямо сегодня! Подарите тепло своего сердца своим воспитателям,
учителям, бабушкам и дедушкам, старенькой соседке по площадке. Вы обязательно увидите, что
мир вокруг вас стал чуточку добрей и красивей!
А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.
Ведь делать добро – это здорово.
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.