Напоминание

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями


Автор: Кадрилеева Зульфа Закировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 36
Населённый пункт: Республика Коми, город Печора
Наименование материала: Статья
Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ознакомление детей старшего возраста с национальными традициями

Кадрилеева Зульфа Закировна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 36 общеразвивающего вида»

(Республика Коми, г. Печора)

В настоящее время воспитание старшего дошкольного возраста приобретает новые форматы.

Для этого необходимо разработанная программа, которая помогает понять и научить детей

новым условиям жизни. Наше дошкольное учреждение второй год работает по программе

толерантного

воспитания.

В

наше

время

толерантному

воспитанию

уделяют

большое

внимание. Формировать позиции патриотизма, положительное отношение к малой родине, к

краю где ты живёшь, уважение к традициям того народа с кем ты живёшь должны быть у

каждого

человека.

Каждый

гражданин

должен

знать,

уважать

и

иметь

представление

об

окружающем мире, стране, республике, городу.

Решая задачи толерантного воспитания, педагоги формируют у своих воспитанников основы

нравственного и интеллектуального развития. Наша республика многонациональна, в городе

проживают люди разных вер и исповеданий. В дошкольных учреждениях ребята разного цвета

кожи, волос и разреза глаз. И поэтому мы педагоги формируем умение разговаривать и

дружить

с

людьми

разных

национальностей,

вер,

понимания

традиций

других

народов,

культур. Современный взрослый и ребёнок должен быть толерантным, с чувством уважения к

людям иной культуры, умеющим жить друг с другом в мире и согласии, с готовностью к

активному взаимодействию.

Нравственно-патриотическое

воспитание

в

дошкольном

образовании

регламентировано

нормативно-правовыми

документами:

Конституция

РФ;

закон

РФ

«Об

образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Россия всегда была не только огромным, но и многонациональным государством. В стране

постоянно проживает более 145 млн. граждан. Они представляют более 160 национальностей,

говорящих

на

собственных

языках.

Только

семь

народов

имеют

численность

более

одного миллиона — русские (более 80%), татары (3,8%), украинцы (3%), чуваши (1,2%) и

другие.

Каждый народ желает к сохранению языка, обычаев и традиции, национального костюма,

традиционных

занятий

и

промыслов.

Многие

стремятся

сохранить

и

сохранили

свои

традиции,

традиции

своего

народа.

Ведь

наша

страна

богата

разнообразными

национальностями и этим мы гордимся.

Мы живем на Севере, в Республике Коми, г. Печора, расположенном на берегу реки Печора.

Особенность

нашего

края

многонациональный

состав

населения:

русские,

татары,

украинцы,

удмурты,

Коми,

азербайджанцы,

белорусы,

ханси

и

др.

Для

всех

народов,

проживающих на территории Коми республики характерна культурно-бытовая жизнь. Многие

люди

приезжали

на

север

на

заработки,

приезжали

по

распределению

после

окончания

высших учебных заведений, жили обосновывались и таким образом жизнь в одном городе

сблизила людей разных национальностей. Мы в дошкольном учреждении большое внимание

уделяем изучению с детьми Коми края. Растительный и животный мир. Сотрудничаем с

Печорским историко-краеведческим музеем. Совместно с ними разработали программу для

старшего

дошкольного

возраста

«Музей

для

маленьких

друзей»,

где

экскурсоводы

рассказывают о Коми крае, о людях проживающих на территории города и республики.

Рассказывают о костюмах Коми женщин и мужчин, о местном фольклоре, слушаем Коми

песни. Совместно с родителями и детьми участвуем в различных мероприятиях проводимые

Печорским историк- краеведческим музеем, поём не только песни на Коми языке, но и на

татарском и удмуртском языках. Дети понимают, что это языки тех людей, которые проживают

рядом с ними., интересуются обиходными самыми простыми словами приветствия на разных

языках

мира.

Таким

образом

наше

дошкольное

учреждение

через

совместную

работу

родителей, сада приобщаем к родной национальной культуре. Работая с детьми старшего

дошкольного возраста и тесном взаимодействии с родителями воспитанников, мной был

создан проект: «Мы в мире дружбы будем жить». Работая над проектом формировали нрав-

ственные ценности и гуманные качества как доброта, внимательность, бескорыстная помощь,

справедливость, любовь к матери, дружелюбие, житейская мудрость, честность и правдивость.

Цель

нашей

проектной

деятельности

формирование

у

детей

дошкольного

возраста

представлений о народах Коми, их традициях, быте и народном творчестве.

Для достижения цели на подготовительном этапе были поставлены следующие задачи:

1.

Изучение и анализ педагогической и методической литературы по данной теме;

2.

Создание условий для толерантного воспитания детей;

—патриотический уголок;

—уголок «Мой город, моя Республика»;

—разработка проекта «Мы в мире дружбы будем жить»;

—изготовление и подбор дидактического материала.

Основываясь на принципах систематичности, последовательности выделены следующие

этапы работы:

—изучение культуры народов Коми;

—сравнение русской национальной культуры с культурой других народов, проживающих в Коми;

—развитие культуры межнационального общения.

Работа

с

детьми

дошкольного

возраста

по

ознакомлению

с

родным

краем

содержит

познавательный материал о регионе по всем образовательным областям: «Познавательное

развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»;

«Речевое развитие»; «Физическое развитие».

Задачи работы педагогов с детьми в рамках проекта:

—Развивать представление о родной стране — Россия, о своей национальной принадлежности;

—Познакомить детей с коренным народом Коми Республики культурой, традициями, бытом,

национальной одеждой;

—Использовать народные литературные произведения (сказки, легенды, стихи) для развития

нравственных ценностей, идеалов, гуманных чувств к своей стране, родному краю, к малой

Родине;

—Воспитывать интерес к людям другой национальности.

Народное творчество позволяет детям в доступной форме осмыслить язык своего народа,

его нравы и обычаи, черты характера. Произведения народного творчества, национальные по

форме, несут в себе много общего, а образы сказок русского и Коми народов перекликаются

друг

с

другом.

Народные

сказки,

песни,

игры

доступны

детям

и

имеют

большое

воспитательное

значение,

заключающееся

в

формировании

любви

и

уважения

к

данной

национальности.

В

приобщении

дошкольников

к

народному

творчеству

и

воспитание

нравственных качеств учитывались следующие подходы:

—организация

различных

видов

деятельности:

коммуникативной,

познавательно-

исследовательской, музыкальной, театрализованной, двигательной, изобразительной.

—интеграция

различных

видов

искусств

(музыкального,

танцевального,

устного

народного

творчества, драматизация) с опорой на разные жанры фольклора народов Коми;

—осуществление воспитательной работы на основе народной национальной культуры.

При отборе материала о народах Коми мы учитывали возрастные особенности детей.

Материал

по

ознакомлению

дошкольников

с

трудом,

бытом,

национальным

искусством

народов Коми предлагался в доступной форме. Детей знакомили с Коми литературой: со

сказками, легендами, играми. Проявляя симпатию к героям художественных произведений, у

детей

пробуждается

интерес

к

людям

другой

национальности,

доброжелательность,

любознательность.

Знакомство

с

Коми

культурой

проводилось

в

образовательной

и

самостоятельной деятельности с детьми, играх, при подготовке к развлечениям и праздникам.

В результате проведенной работы у детей расширились представления о жизни Коми народа,

расширился круг знаний, проявился интерес к культуре и традициям Коми народа.

Изучили Коми орнамент, дети с удовольствием называют Коми орнамент и применяют на

занятиях в изобразительной деятельности.

В ходе реализации проекта согласно плану использовались следующие формы работы с

детьми:

1.

Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением коренных народов Коми, их быта,

рода деятельности, традиций; беседы, составление рассказов по сюжетным картинкам;

2.

Рассматривание карты России, Республики Коми;

3.

Чтение и осмысления Коми народных сказок: «Пера Богатырь», «Йиркап».

4.

Разучивание подвижных игр народов Коми: «Важенка и оленята», «Иголка, нитка и узелок и

др.;

5.

Экскурсия в Печорский историко-краеведческий музей совместно с родителями;

6.

Продуктивная деятельность: «Туес», «Коми девочка и Коми мальчик», «Рукавицы», «Малица

Коми орнаментом» — с элементами Коми орнаментов;

7.

Беседы о истории народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты»,

«Коми народные инструменты».

8.

Рассказ воспитателя: «Народные русские игры», «Народные Коми игры»; «Народные традиции

и промыслы Коми народа»;

9.

Составление совместно с детьми ленты времени: вчера, сегодня, завтра.

Совместно с детьми изготовлены игры по теме:

—дидактическая игра «Узнай орнамент»;

—дидактическая игра «Жилище Коми народа и других народов мира»;

—дидактическая игра «Предметы быта, орудие труда».

—картотека подвижных игр Коми народа.

Работа проводится в образовательной и игровой деятельности с детьми. Для поддержания

интереса детей практикуются задания, в которые включаются: рассматривание картин Коми

художников, отгадывание загадок по теме, чтение сказок народов Коми; обрядовые праздники

и игры. Также используются дидактические игры.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна при условии тесного взаимодействия

детского сада и родителей. С целью привлечения их к данному проекту были проведены

консультации: «Жизнь и быт народов Коми», «Коми сказки для детей», «Национальный

костюм», а также представлена выставка методической и детской художественной литературы.

Работа с родителями включила в себя следующие формы работы:

1.

Посещение музея с детьми;

2.

Изготовление дидактических игр для детей;

3.

Поиск художественной литературы народов Коми.

Проведение такой работы формирует у детей дружеское отношение к национальной культуре

народов

Коми,

развивает

интерес

к

их

традициям,

быту,

воспитывает

уважение

к

представителям других национальных культур

Литература:

1.

Программа поликультурного образования в негосударственных учреждениях ОАО «РЖД»,

2013 г.

2.

Методическое обеспечение программы по толерантному воспитанию детей 3—7 лет «Диалог

культур», 2 ч. старший дошкольный возраст,2014 г.

3.

М. Ю. Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка-Пресс,2003

г.

4.

Конституция Российской Федерации, 2012 г.

5.

Закон Российской Федерации «Об образовании», 2013 г.

6.

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, 2013 г.

98

учёный

Теория и практика образования в современном мире

интеграция различных видов искусств (музыкаль-

ного, танцевального, устного народного творчества, дра-

матизация) с опорой на разные жанры фольклора народов

Сибири;

осуществление воспитательной работы на основе

народной национальной культуры.

При отборе материала о народах Сибири мы учитывали

возрастные

особенности

детей.

Материал

по

ознаком-

лению дошкольников с трудом, бытом, национальным ис-

кусством народов Сибири предлагался в доступной форме.

Детей знакомили с бурятской литературой: со сказками,

легендами, играми. Проявляя симпатию к героям худо-

жественных произведений, у детей пробуждается интерес

к

людям

другой

национальности,

доброжелательность,

любознательность.

Знакомство

с

бурятской

культурой

проводилось в образовательной и самостоятельной дея-

тельности с детьми, играх, при подготовке к развлечениям

и праздникам. В результате проведенной работы у детей

расширились представления о жизни бурят, расширился

круг знаний, проявился интерес к культуре и традициям

бурятского народа.

В ходе реализации проекта согласно плану использо-

вались следующие формы работы с детьми:

1.

Рассматривание иллюстраций и картинок с изобра-

жением коренных народов Сибири, их быта, рода деятель-

ности, традиций; беседы, составление рассказов по сю-

жетным картинкам;

2.

Рассматривание карты России, Иркутской области;

3.

Чтение и осмысления бурятских народных сказок:

«Богатырь Байкал», «Жаворонок и обезьяна».

4.

Разучивание подвижных игр народов Сибири: «Ва-

женка и оленята», «Иголка, нитка и узелок», «Хейро»,

«Евражки и полярная сова» и др.;

5.

Экскурсия в музей под открытым небом совместно с

родителями «Тальцы» (бурятский сектор);

6.

Продуктивная

деятельность:

«Кисет»,

«Коврик»,

«Рукавицы», «Одень куклу в национальный костюм» — с

элементами бурятских орнаментов;



В раздел образования