Автор: Кадрилеева Зульфа Закировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 36
Населённый пункт: Республика Коми, город Печора
Наименование материала: Статья
Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями
Раздел: дошкольное образование
Ознакомление детей старшего возраста с национальными традициями
Кадрилеева Зульфа Закировна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 36 общеразвивающего вида»
(Республика Коми, г. Печора)
В настоящее время воспитание старшего дошкольного возраста приобретает новые форматы.
Для этого необходимо разработанная программа, которая помогает понять и научить детей
новым условиям жизни. Наше дошкольное учреждение второй год работает по программе
толерантного
воспитания.
В
наше
время
толерантному
воспитанию
уделяют
большое
внимание. Формировать позиции патриотизма, положительное отношение к малой родине, к
краю где ты живёшь, уважение к традициям того народа с кем ты живёшь должны быть у
каждого
человека.
Каждый
гражданин
должен
знать,
уважать
и
иметь
представление
об
окружающем мире, стране, республике, городу.
Решая задачи толерантного воспитания, педагоги формируют у своих воспитанников основы
нравственного и интеллектуального развития. Наша республика многонациональна, в городе
проживают люди разных вер и исповеданий. В дошкольных учреждениях ребята разного цвета
кожи, волос и разреза глаз. И поэтому мы педагоги формируем умение разговаривать и
дружить
с
людьми
разных
национальностей,
вер,
понимания
традиций
других
народов,
культур. Современный взрослый и ребёнок должен быть толерантным, с чувством уважения к
людям иной культуры, умеющим жить друг с другом в мире и согласии, с готовностью к
активному взаимодействию.
Нравственно-патриотическое
воспитание
в
дошкольном
образовании
регламентировано
нормативно-правовыми
документами:
Конституция
РФ;
закон
РФ
«Об
образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Россия всегда была не только огромным, но и многонациональным государством. В стране
постоянно проживает более 145 млн. граждан. Они представляют более 160 национальностей,
говорящих
на
собственных
языках.
Только
семь
народов
имеют
численность
более
одного миллиона — русские (более 80%), татары (3,8%), украинцы (3%), чуваши (1,2%) и
другие.
Каждый народ желает к сохранению языка, обычаев и традиции, национального костюма,
традиционных
занятий
и
промыслов.
Многие
стремятся
сохранить
и
сохранили
свои
традиции,
традиции
своего
народа.
Ведь
наша
страна
богата
разнообразными
национальностями и этим мы гордимся.
Мы живем на Севере, в Республике Коми, г. Печора, расположенном на берегу реки Печора.
Особенность
нашего
края
—
многонациональный
состав
населения:
русские,
татары,
украинцы,
удмурты,
Коми,
азербайджанцы,
белорусы,
ханси
и
др.
Для
всех
народов,
проживающих на территории Коми республики характерна культурно-бытовая жизнь. Многие
люди
приезжали
на
север
на
заработки,
приезжали
по
распределению
после
окончания
высших учебных заведений, жили обосновывались и таким образом жизнь в одном городе
сблизила людей разных национальностей. Мы в дошкольном учреждении большое внимание
уделяем изучению с детьми Коми края. Растительный и животный мир. Сотрудничаем с
Печорским историко-краеведческим музеем. Совместно с ними разработали программу для
старшего
дошкольного
возраста
«Музей
для
маленьких
друзей»,
где
экскурсоводы
рассказывают о Коми крае, о людях проживающих на территории города и республики.
Рассказывают о костюмах Коми женщин и мужчин, о местном фольклоре, слушаем Коми
песни. Совместно с родителями и детьми участвуем в различных мероприятиях проводимые
Печорским историк- краеведческим музеем, поём не только песни на Коми языке, но и на
татарском и удмуртском языках. Дети понимают, что это языки тех людей, которые проживают
рядом с ними., интересуются обиходными самыми простыми словами приветствия на разных
языках
мира.
Таким
образом
наше
дошкольное
учреждение
через
совместную
работу
родителей, сада приобщаем к родной национальной культуре. Работая с детьми старшего
дошкольного возраста и тесном взаимодействии с родителями воспитанников, мной был
создан проект: «Мы в мире дружбы будем жить». Работая над проектом формировали нрав-
ственные ценности и гуманные качества как доброта, внимательность, бескорыстная помощь,
справедливость, любовь к матери, дружелюбие, житейская мудрость, честность и правдивость.
Цель
нашей
проектной
деятельности
формирование
у
детей
дошкольного
возраста
представлений о народах Коми, их традициях, быте и народном творчестве.
Для достижения цели на подготовительном этапе были поставлены следующие задачи:
1.
Изучение и анализ педагогической и методической литературы по данной теме;
2.
Создание условий для толерантного воспитания детей;
—патриотический уголок;
—уголок «Мой город, моя Республика»;
—разработка проекта «Мы в мире дружбы будем жить»;
—изготовление и подбор дидактического материала.
Основываясь на принципах систематичности, последовательности выделены следующие
этапы работы:
—изучение культуры народов Коми;
—сравнение русской национальной культуры с культурой других народов, проживающих в Коми;
—развитие культуры межнационального общения.
Работа
с
детьми
дошкольного
возраста
по
ознакомлению
с
родным
краем
содержит
познавательный материал о регионе по всем образовательным областям: «Познавательное
развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»;
«Речевое развитие»; «Физическое развитие».
Задачи работы педагогов с детьми в рамках проекта:
—Развивать представление о родной стране — Россия, о своей национальной принадлежности;
—Познакомить детей с коренным народом Коми Республики культурой, традициями, бытом,
национальной одеждой;
—Использовать народные литературные произведения (сказки, легенды, стихи) для развития
нравственных ценностей, идеалов, гуманных чувств к своей стране, родному краю, к малой
Родине;
—Воспитывать интерес к людям другой национальности.
Народное творчество позволяет детям в доступной форме осмыслить язык своего народа,
его нравы и обычаи, черты характера. Произведения народного творчества, национальные по
форме, несут в себе много общего, а образы сказок русского и Коми народов перекликаются
друг
с
другом.
Народные
сказки,
песни,
игры
доступны
детям
и
имеют
большое
воспитательное
значение,
заключающееся
в
формировании
любви
и
уважения
к
данной
национальности.
В
приобщении
дошкольников
к
народному
творчеству
и
воспитание
нравственных качеств учитывались следующие подходы:
—организация
различных
видов
деятельности:
коммуникативной,
познавательно-
исследовательской, музыкальной, театрализованной, двигательной, изобразительной.
—интеграция
различных
видов
искусств
(музыкального,
танцевального,
устного
народного
творчества, драматизация) с опорой на разные жанры фольклора народов Коми;
—осуществление воспитательной работы на основе народной национальной культуры.
При отборе материала о народах Коми мы учитывали возрастные особенности детей.
Материал
по
ознакомлению
дошкольников
с
трудом,
бытом,
национальным
искусством
народов Коми предлагался в доступной форме. Детей знакомили с Коми литературой: со
сказками, легендами, играми. Проявляя симпатию к героям художественных произведений, у
детей
пробуждается
интерес
к
людям
другой
национальности,
доброжелательность,
любознательность.
Знакомство
с
Коми
культурой
проводилось
в
образовательной
и
самостоятельной деятельности с детьми, играх, при подготовке к развлечениям и праздникам.
В результате проведенной работы у детей расширились представления о жизни Коми народа,
расширился круг знаний, проявился интерес к культуре и традициям Коми народа.
Изучили Коми орнамент, дети с удовольствием называют Коми орнамент и применяют на
занятиях в изобразительной деятельности.
В ходе реализации проекта согласно плану использовались следующие формы работы с
детьми:
1.
Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением коренных народов Коми, их быта,
рода деятельности, традиций; беседы, составление рассказов по сюжетным картинкам;
2.
Рассматривание карты России, Республики Коми;
3.
Чтение и осмысления Коми народных сказок: «Пера Богатырь», «Йиркап».
4.
Разучивание подвижных игр народов Коми: «Важенка и оленята», «Иголка, нитка и узелок и
др.;
5.
Экскурсия в Печорский историко-краеведческий музей совместно с родителями;
6.
Продуктивная деятельность: «Туес», «Коми девочка и Коми мальчик», «Рукавицы», «Малица
Коми орнаментом» — с элементами Коми орнаментов;
7.
Беседы о истории народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты»,
«Коми народные инструменты».
8.
Рассказ воспитателя: «Народные русские игры», «Народные Коми игры»; «Народные традиции
и промыслы Коми народа»;
9.
Составление совместно с детьми ленты времени: вчера, сегодня, завтра.
Совместно с детьми изготовлены игры по теме:
—дидактическая игра «Узнай орнамент»;
—дидактическая игра «Жилище Коми народа и других народов мира»;
—дидактическая игра «Предметы быта, орудие труда».
—картотека подвижных игр Коми народа.
Работа проводится в образовательной и игровой деятельности с детьми. Для поддержания
интереса детей практикуются задания, в которые включаются: рассматривание картин Коми
художников, отгадывание загадок по теме, чтение сказок народов Коми; обрядовые праздники
и игры. Также используются дидактические игры.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна при условии тесного взаимодействия
детского сада и родителей. С целью привлечения их к данному проекту были проведены
консультации: «Жизнь и быт народов Коми», «Коми сказки для детей», «Национальный
костюм», а также представлена выставка методической и детской художественной литературы.
Работа с родителями включила в себя следующие формы работы:
1.
Посещение музея с детьми;
2.
Изготовление дидактических игр для детей;
3.
Поиск художественной литературы народов Коми.
Проведение такой работы формирует у детей дружеское отношение к национальной культуре
народов
Коми,
развивает
интерес
к
их
традициям,
быту,
воспитывает
уважение
к
представителям других национальных культур
Литература:
1.
Программа поликультурного образования в негосударственных учреждениях ОАО «РЖД»,
2013 г.
2.
Методическое обеспечение программы по толерантному воспитанию детей 3—7 лет «Диалог
культур», 2 ч. старший дошкольный возраст,2014 г.
3.
М. Ю. Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка-Пресс,2003
г.
4.
Конституция Российской Федерации, 2012 г.
5.
Закон Российской Федерации «Об образовании», 2013 г.
6.
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, 2013 г.
98
учёный
Теория и практика образования в современном мире
—
интеграция различных видов искусств (музыкаль-
ного, танцевального, устного народного творчества, дра-
матизация) с опорой на разные жанры фольклора народов
Сибири;
—
осуществление воспитательной работы на основе
народной национальной культуры.
При отборе материала о народах Сибири мы учитывали
возрастные
особенности
детей.
Материал
по
ознаком-
лению дошкольников с трудом, бытом, национальным ис-
кусством народов Сибири предлагался в доступной форме.
Детей знакомили с бурятской литературой: со сказками,
легендами, играми. Проявляя симпатию к героям худо-
жественных произведений, у детей пробуждается интерес
к
людям
другой
национальности,
доброжелательность,
любознательность.
Знакомство
с
бурятской
культурой
проводилось в образовательной и самостоятельной дея-
тельности с детьми, играх, при подготовке к развлечениям
и праздникам. В результате проведенной работы у детей
расширились представления о жизни бурят, расширился
круг знаний, проявился интерес к культуре и традициям
бурятского народа.
В ходе реализации проекта согласно плану использо-
вались следующие формы работы с детьми:
1.
Рассматривание иллюстраций и картинок с изобра-
жением коренных народов Сибири, их быта, рода деятель-
ности, традиций; беседы, составление рассказов по сю-
жетным картинкам;
2.
Рассматривание карты России, Иркутской области;
3.
Чтение и осмысления бурятских народных сказок:
«Богатырь Байкал», «Жаворонок и обезьяна».
4.
Разучивание подвижных игр народов Сибири: «Ва-
женка и оленята», «Иголка, нитка и узелок», «Хейро»,
«Евражки и полярная сова» и др.;
5.
Экскурсия в музей под открытым небом совместно с
родителями «Тальцы» (бурятский сектор);
6.
Продуктивная
деятельность:
«Кисет»,
«Коврик»,
«Рукавицы», «Одень куклу в национальный костюм» — с
элементами бурятских орнаментов;