Напоминание

Игра и её роль в младшем возрасте


Автор: Ольга Викторовна Лычковская
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Иланский детский сад №20
Населённый пункт: г Иланский
Наименование материала: статья
Тема: Игра и её роль в младшем возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра и её роль в младшем возрасте

Игра занимает огромное место в жизни детей младшего дошкольного

возраста. Она совершенно необходима как для общего психического развития

ребенка, так и конкретно для становления его самосознания [Т. Н. Доронова

2006. – 208 с].

В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и

воспитания

детей.

Она

являлась

непременным

атрибутом

народной

педагогики. Ее образцы передавались самым маленьким детям из поколения в

поколение через взрослых и старших детей [Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова,

Л. Г. Голубева и др. 2007. – 303с. ].

Игра

это

многогранное

понятие.

Она

означает

занятие,

отдых,

развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе

которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к

себе самим. Как указывают А. С. Выготский [Л. С. Выготский1966. - с. 17 –

25], А. В. Запорожец [А. Н.. Леонтьев 1975. – 359с], А. Н. Леонтьев [А. Н..

Леонтьев 1975.- 193с], А. А. Люблинская [А. А Люблинская 1972. - 256с], С.

А. Рубенштейн [Л. С. Рубинштейн Т. 1. - с. 360-480, Т. 2. -с. 78-89]., Д. П.

Эльконин [Д. Б. Эльконин 1978. – 304с] считают игру ведущей деятельностью

дошкольника.

Игра

один

из

видов

детской

деятельности,

который

используется

взрослыми

в

целях

воспитания

дошкольников,

обучения

их

различным

действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок

развивается

как

личность,

у

него

формируются

те

стороны

психики,

от

которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой

деятельности, его отношение к людям. Например, в игре формируется такое

качество

личности

ребенка,

как

саморегуляция

действий

с

учетом

задач

коллективной деятельности [М. Г. Генинг, Н. А. Герман 1980. – 270с].

«Для

ребят

дошкольного

возраста

игры

имеют

исключительное

значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная

форма

воспитания»

-

эти

слова

принадлежат

русскому

педагогу

Н.

К.

Крупской [Н. К. Крупская, 1980. –263 с. ].

В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее

эффективных

средств

организации

жизни

детей

и

их

совместной

деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него –

норма.

Игра

отражает

внутреннюю

потребность

ребенка

активной

деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре

дети

обогащают

свой

чувственный

и

жизненный

опыт,

вступают

во

взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое

сообщество.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и

личности

ребёнка

в

целом

даёт

основание

считать,

что

именно

эта

деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

В игре происходит развитие речи и мышления.

Игра

невозможна

без

речевого

общения.

Хорошо

развитая

речь

является необходимым условием успешного обучения в школе.

Причиной

острой

необходимости

развития

речи

детей

является

потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь

была

внятна,

понятна

и

интересна

другим

необходимо

проводить

разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети

были заинтересованы в игровой деятельности.

Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры,

как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста

занимает ведущее место. Посредством игровых комнат, спортивных залов,

площадок

для

прогулок

и

дидактических

игр

создаются

специальные

условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового

опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра

и

труд

являются

сильнейшими

стимулами

для

проявления

детской

самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь

использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое

повторное

общение,

вследствие

чего

они

легко

воспринимаются,

запечатлеваются

в

памяти.

Каждый

предмет

имеет

свое

имя,

каждому

действию присуще свой глагол [Е. И. Тихеева, 1981 – 52с. ].

Слово

является

для

ребенка

частью

действительности.

Из

этого

вытекает,

как

важно

в

интересах

стимулирования

деятельности

детей

и

развития

их

языка

продуманно

организовать

их

игровую

обстановку,

предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия

труда, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого

запаса конкретных представлений развивать их язык. [Е. И. Тихеева, 1981 –

52с. ].

Именно

благодаря

лингвистическим

играм

у

детей

происходит

формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений

в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать

предложения и свою мысль в целом.

Поэтому роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком

можно

начинать

играть

в

дидактические

игры,

которые

стимулируют

развитие

речи.

Они

формирует

связную

речь

и

память,

а

так

же

учит

внимательности.

Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью пополняется и

формируется словарный запас. Игровая ситуация требует от каждого ребёнка

определённого

уровня

развития

речевой

коммуникации.

Необходимость

объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное

место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий

труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети

изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны

речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра

совершенствуется под влиянием речи.

Игра

представляет

собой

именно

тот

вектор

движения

в

образовательном

пространстве,

который

реализует

образовательные,

коррекционные,

развивающие

и

воспитательные

задачи,

объединяет

педагогов, детей и родителей, отвечает запросам образовательной политике

государства и новым федеральным государственным стандартам.

Позиция М. Монтенсори: "Игра должна быть обучающей, в противном

случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка" [С.

А. Козлова, Т. А Куликова, 2002.].

Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая считают, что ведущая роль в игре

отводится педагогу. Педагог обогащает представления детей об окружающем

путем

организации

занятий,

экскурсий,

чтения

художественных

произведений и работу по созданию предметно-игровой среды. В связи с

этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства

игрой.

Прямое руководство заключается в том, что воспитатель оказывает

влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, и помогает детям

распределять

роли,

наполняя

их

нравственным

содержанием.

Косвенное

руководство

это

опосредованное

влияние

воспитателя

на

игру

через

внесение

игрушки,

через

принятие

на

себя

определенных

ролей

[Р.

И.

Жуковская, 1975. – 333с. ].

Рядом

авторов

(Л.

Б.

Баряевой,

А.

П.

Зариным,

Н.

Д.

Соколовой)

отмечается,

что

в

процессе

обучающих

игр

необходимо

учить

детей

сопровождать

игровые

действия

речью,

мимикой,

жестами.

В

процессе

обучения учитель-логопед, воспитатель, с одной стороны, сам дает образец

правильной,

четкой

речи,

а

с

другой

стимулирует

их

собственные

высказывания [Л. Б. Баряевой, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой, 1996. – 95с. ].

Опыт логопедов (Ю. Ф. Гаркуша, В. И. Селиверстов, Л. Н. Усачева, Т. Б.

Филичева и др.) показывают, что усвоение знаний, речевых умений и навыков

происходит

более

легко

и

прочно

в

условиях

включения

логопедом

различных

видов

игр

и

игровых

ситуаций

в

процессе

обучения

[Ю.

Ф.

Гаркуши, 2002. – С. 44 – 47]. [Л. Н. Усачева, 1983. - 24с. ]. [Т. Б. Филичева,

2003. – 480с. ].

Таким образом, мы выяснили, что проблеме игры детей дошкольного

возраста

посвящены

многие

исследования.

Большинство

педагогов

рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но

каждый

со

своей

точки

зрения.

Игру

считают

ведущей

деятельностью

дошкольника.

Игра

один

из

видов

детской

деятельности,

который

используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их

различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре

ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики,

от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой

деятельности, его отношение к людям.

Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое

условие развития речи и всестороннего развития их личности, интеллекта. С

другой стороны, недостатки звукопроизношения, ограниченность, словарного

запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа

речи,

ее

плавности

все

это

влияет

на

игровую

деятельность

детей,

порождает

определенные

особенности

поведения

в

игре.

Без

специально

организованного

обучения

игра,

направленная

на

расширение

словаря

и

жизненного

опыта

детей,

самостоятельно

не

возникает.

Основные

свои

знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной

игровой

деятельности.

Задача

педагога

заключается

в

организации

руководства

игрой,

обеспечивающего

максимальную

актуализацию

имеющихся

у

ребенка

возможностей.

Полнота

развития

игры,

а,

следовательно,

и

ее

коррекционная

ценность

повышаются

при

условии

планирования

воздействий

педагога.

Речь

детей

в

игровой

деятельности

развивается быстрее, так как игра - ведущий вид деятельности ребенка -

дошкольника,

и

большую

часть

своего

времени

ребенок

проводит

за

разнообразными играми. Игра в речевом развитии является неотъемлемой

частью жизни ребенка младшего дошкольника. И главное в этом участие

родителей

и

воспитателей,

которые

могут

правильно

организовать

игры

детей, подсказать.



В раздел образования