Автор: Ольга Викторовна Лычковская
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Иланский детский сад №20
Населённый пункт: г Иланский
Наименование материала: статья
Тема: Игра и её роль в младшем возрасте
Раздел: дошкольное образование
Игра и её роль в младшем возрасте
Игра занимает огромное место в жизни детей младшего дошкольного
возраста. Она совершенно необходима как для общего психического развития
ребенка, так и конкретно для становления его самосознания [Т. Н. Доронова
2006. – 208 с].
В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и
воспитания
детей.
Она
являлась
непременным
атрибутом
народной
педагогики. Ее образцы передавались самым маленьким детям из поколения в
поколение через взрослых и старших детей [Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова,
Л. Г. Голубева и др. 2007. – 303с. ].
Игра
–
это
многогранное
понятие.
Она
означает
занятие,
отдых,
развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе
которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к
себе самим. Как указывают А. С. Выготский [Л. С. Выготский1966. - с. 17 –
25], А. В. Запорожец [А. Н.. Леонтьев 1975. – 359с], А. Н. Леонтьев [А. Н..
Леонтьев 1975.- 193с], А. А. Люблинская [А. А Люблинская 1972. - 256с], С.
А. Рубенштейн [Л. С. Рубинштейн Т. 1. - с. 360-480, Т. 2. -с. 78-89]., Д. П.
Эльконин [Д. Б. Эльконин 1978. – 304с] считают игру ведущей деятельностью
дошкольника.
Игра
один
из
видов
детской
деятельности,
который
используется
взрослыми
в
целях
воспитания
дошкольников,
обучения
их
различным
действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок
развивается
как
личность,
у
него
формируются
те
стороны
психики,
от
которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой
деятельности, его отношение к людям. Например, в игре формируется такое
качество
личности
ребенка,
как
саморегуляция
действий
с
учетом
задач
коллективной деятельности [М. Г. Генинг, Н. А. Герман 1980. – 270с].
«Для
ребят
дошкольного
возраста
игры
имеют
исключительное
значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная
форма
воспитания»
-
эти
слова
принадлежат
русскому
педагогу
Н.
К.
Крупской [Н. К. Крупская, 1980. –263 с. ].
В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее
эффективных
средств
организации
жизни
детей
и
их
совместной
деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него –
норма.
Игра
отражает
внутреннюю
потребность
ребенка
активной
деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре
дети
обогащают
свой
чувственный
и
жизненный
опыт,
вступают
во
взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое
сообщество.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и
личности
ребёнка
в
целом
даёт
основание
считать,
что
именно
эта
деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
В игре происходит развитие речи и мышления.
Игра
невозможна
без
речевого
общения.
Хорошо
развитая
речь
является необходимым условием успешного обучения в школе.
Причиной
острой
необходимости
развития
речи
детей
является
потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь
была
внятна,
понятна
и
интересна
другим
необходимо
проводить
разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети
были заинтересованы в игровой деятельности.
Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры,
как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста
занимает ведущее место. Посредством игровых комнат, спортивных залов,
площадок
для
прогулок
и
дидактических
игр
создаются
специальные
условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового
опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра
и
труд
являются
сильнейшими
стимулами
для
проявления
детской
самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь
использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое
повторное
общение,
вследствие
чего
они
легко
воспринимаются,
запечатлеваются
в
памяти.
Каждый
предмет
имеет
свое
имя,
каждому
действию присуще свой глагол [Е. И. Тихеева, 1981 – 52с. ].
Слово
является
для
ребенка
частью
действительности.
Из
этого
вытекает,
как
важно
в
интересах
стимулирования
деятельности
детей
и
развития
их
языка
продуманно
организовать
их
игровую
обстановку,
предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия
труда, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого
запаса конкретных представлений развивать их язык. [Е. И. Тихеева, 1981 –
52с. ].
Именно
благодаря
лингвистическим
играм
у
детей
происходит
формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений
в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать
предложения и свою мысль в целом.
Поэтому роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком
можно
начинать
играть
в
дидактические
игры,
которые
стимулируют
развитие
речи.
Они
формирует
связную
речь
и
память,
а
так
же
учит
внимательности.
Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью пополняется и
формируется словарный запас. Игровая ситуация требует от каждого ребёнка
определённого
уровня
развития
речевой
коммуникации.
Необходимость
объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное
место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий
труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети
изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.
Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны
речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра
совершенствуется под влиянием речи.
Игра
представляет
собой
именно
тот
вектор
движения
в
образовательном
пространстве,
который
реализует
образовательные,
коррекционные,
развивающие
и
воспитательные
задачи,
объединяет
педагогов, детей и родителей, отвечает запросам образовательной политике
государства и новым федеральным государственным стандартам.
Позиция М. Монтенсори: "Игра должна быть обучающей, в противном
случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка" [С.
А. Козлова, Т. А Куликова, 2002.].
Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая считают, что ведущая роль в игре
отводится педагогу. Педагог обогащает представления детей об окружающем
путем
организации
занятий,
экскурсий,
чтения
художественных
произведений и работу по созданию предметно-игровой среды. В связи с
этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства
игрой.
Прямое руководство заключается в том, что воспитатель оказывает
влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, и помогает детям
распределять
роли,
наполняя
их
нравственным
содержанием.
Косвенное
руководство
–
это
опосредованное
влияние
воспитателя
на
игру
через
внесение
игрушки,
через
принятие
на
себя
определенных
ролей
[Р.
И.
Жуковская, 1975. – 333с. ].
Рядом
авторов
(Л.
Б.
Баряевой,
А.
П.
Зариным,
Н.
Д.
Соколовой)
отмечается,
что
в
процессе
обучающих
игр
необходимо
учить
детей
сопровождать
игровые
действия
речью,
мимикой,
жестами.
В
процессе
обучения учитель-логопед, воспитатель, с одной стороны, сам дает образец
правильной,
четкой
речи,
а
с
другой
–
стимулирует
их
собственные
высказывания [Л. Б. Баряевой, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой, 1996. – 95с. ].
Опыт логопедов (Ю. Ф. Гаркуша, В. И. Селиверстов, Л. Н. Усачева, Т. Б.
Филичева и др.) показывают, что усвоение знаний, речевых умений и навыков
происходит
более
легко
и
прочно
в
условиях
включения
логопедом
различных
видов
игр
и
игровых
ситуаций
в
процессе
обучения
[Ю.
Ф.
Гаркуши, 2002. – С. 44 – 47]. [Л. Н. Усачева, 1983. - 24с. ]. [Т. Б. Филичева,
2003. – 480с. ].
Таким образом, мы выяснили, что проблеме игры детей дошкольного
возраста
посвящены
многие
исследования.
Большинство
педагогов
рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но
каждый
со
своей
точки
зрения.
Игру
считают
ведущей
деятельностью
дошкольника.
Игра
один
из
видов
детской
деятельности,
который
используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их
различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре
ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики,
от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой
деятельности, его отношение к людям.
Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое
условие развития речи и всестороннего развития их личности, интеллекта. С
другой стороны, недостатки звукопроизношения, ограниченность, словарного
запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа
речи,
ее
плавности
–
все
это
влияет
на
игровую
деятельность
детей,
порождает
определенные
особенности
поведения
в
игре.
Без
специально
организованного
обучения
игра,
направленная
на
расширение
словаря
и
жизненного
опыта
детей,
самостоятельно
не
возникает.
Основные
свои
знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной
игровой
деятельности.
Задача
педагога
заключается
в
организации
руководства
игрой,
обеспечивающего
максимальную
актуализацию
имеющихся
у
ребенка
возможностей.
Полнота
развития
игры,
а,
следовательно,
и
ее
коррекционная
ценность
повышаются
при
условии
планирования
воздействий
педагога.
Речь
детей
в
игровой
деятельности
развивается быстрее, так как игра - ведущий вид деятельности ребенка -
дошкольника,
и
большую
часть
своего
времени
ребенок
проводит
за
разнообразными играми. Игра в речевом развитии является неотъемлемой
частью жизни ребенка младшего дошкольника. И главное в этом участие
родителей
и
воспитателей,
которые
могут
правильно
организовать
игры
детей, подсказать.