Напоминание

Сравнительно-сопоставительный анализ « Слова о полку Игореве» и « Песни о Роланде»


Автор: Рязанова Валентина Федоровна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Важины, Ленинградская область
Наименование материала: урок литературы 9 класс
Тема: Сравнительно-сопоставительный анализ « Слова о полку Игореве» и « Песни о Роланде»
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы 9 класс

Сравнительно-сопоставительный анализ « Слова о полку Игореве» и «

Песни о Роланде»

На изучение темы « Слово о полку Игореве» по программе В.Я. Коровиной

Отводится 6 часов. Данный урок является седьмым в теме - это

урок внеклассного чтения

Цель: вызвать у учащихся интерес к работе с художественным текстом,

развить читательскую зоркость, активизировать мыслительную деятельность

на уроке. Привить навыки сопоставительного анализа, позволяющего увидеть

типологические связи между эпосами разных народов и общность путей

развития национальных литератур в контексте мировой литературы.

Метапредметные:

-умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать;

- умение работать с разными источниками информации при подготовке

индивидуального задания, отбирать и систематизировать материал,

анализировать, сопоставлять, делать выводы,

формировать исследовательские

навыки, умение работать в группе, сотрудничать со сверстниками.

-учащиеся должны выбрать главное и воспроизвести теоретические сведения

по теме, уметь применить их при написании сочинения; планировать свою

деятельность в оптимальном темпе, работая в группах, общаться с товащами;

находить нужную справочную литературу, самостоятельно добывать знания

-

проявление познавательной самостоятельности и активности.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы,

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4) Личностные:

- проявление познавательной самостоятельности и активности

5. Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, раздаточный

материал, презентация с иллюстрациями к « Слову о полку Игореве» В.

Воловича и к « Песни о Роланде» А. Лыткина

Сравнительно-сопоставительный

анализ

«Слова

о

полку

Игореве»

и

«Песни о Роладне» можно выстроить по следующим вопросам.

1. Время создания. Соотношение произведений с их исторической основой.

2. Проблема авторства. Жанр произведений

3. Проблематика произведений.

4. Сравнительно-сопоставительный анализ системы образов:

Князь Игорь и граф Роланд. Всеволод и Оливье

Святослав Киевский и Карл Великий

Ярославна и Альда

5. 5. Какую роль в «Слове о полку Игореве» и « Песни о Роланде» играет

природа

Каковы главные идеи произведения

Д.з

Художественные особенности «Слова о полку Игореве» и «Песни о Роланде»

Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок (

за один урок)усвоить большой объем информации.

Во-первых, он позволяет детально и за урок освоить довольно большой

объем информации.

Во-вторых, усвоение материала происходит в интерактивной форме, то

есть не учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.

В-третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из

текста, систематизировать информацию.

В-четвертых, развивается умение работать в группе, сообща.

В-пятых, охваченным оказывается весь класс, здесь не будет пассивных

учащихся.

В-шестых,

прием

"Зигзаг"

позволяет

включать

в

работу

и

другие

приемы ТРКМ, такие как "кластер", "эссе", "сводные таблицы" и пр.

1.

Деление на экспертные группы

Первоначально сформированные группы являются координационными.

Внутри групп деление производится на 1,2,3,4,5. Каждый участник с

номером 1,2,3,4,5 является экспертом по своей части текста.

Эксперты группируются по номерам (1-е в одну группу, 2-е в другую

группу и т.д.)

2.

Работа экспертов с информационным текстом (взаимообучение).

В организованных 5-и группах осуществляется индивидуальное

знакомство с текстом, производятся соответствующие записи (можно

использовать метод Инсерт), выделяют только главное. Далее

участники по очереди начинают рассказывать друг другу изученную

информацию, делая акцент на моментах, которые были не поняты

первоначально. После прослушивания каждого эксперта разбираются

моменты текста, которые остались под вопросом.

3.

Составление кластера.

Разрабатывается общий план (кластер) по которому эксперты в своих

координационных группах будут рассказывать свою часть текста.

4.

Взаимообучение в координационных группах.

Эксперты (номера 1,2,3,4,5) вернувшись в свою группу, рассказывают

свою часть текста. Каждый эксперт, делает записи в своей тетради по

ходу рассказа текста, таким образом выстраивается общая картина.

5.

Рефлексия

В координационных группах на этапе рефлексии создается готовый

продукт (постер), на основании данного продукта группа защищает

свой постер. Участники других групп могут задавать вопросы или

корректировать работу выступающих.

Таким образом такая организация урока позволяет использовать

разные виды деятельности, создать обстановку сотрудничества и

сотворчества, что предотвращает утомление школьников, т.е.

способствует зоровьесбережению

Применяя метод «Зигзаг» на уроках, можно интерпретировать

этап рефлексии включая различные методы: Синквейн, мозговой

штурм изученной темы, метод драма.

Приложение к уроку ( Материал для работы учащихся в группах )

1 Что вы знаете об истории обнаружения « Слова..» и «Песни о Роланде»

История находки

Рукопись «Слова» (входившая в состав сборника из нескольких литературных

текстов) была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле

одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров памятников

русской старины — графом Алексеем Мусиным-Пушкиным. Единственный

известный науке средневековый список «Слова» погиб в огне московского

пожара 1812 года, причём сведения об этом носят противоречивый и

сбивчивый характер, что дало повод сомневаться в подлинности

произведения.

Первое печатное известие об открытии «Слова» появилось за границей, в

гамбургском журнале «Spectateur du Nord» 1797 г. (октябрь) . «Два года тому

назад, — писал неизвестный автор статьи из России, — открыли в наших

архивах отрывок поэмы под названием: „Песнь Игоревых воинов“, которую

можно сравнить с лучшими Оссиановскими поэмами» . В «Историческом

содержании песни» , составляющем предисловие к изданию 1800 г. ,

повторены почти те же самые выражения. Первое издание 1800 г. появилось

без всяких указаний на лиц, трудившихся над чтением памятника, над его

переводом, его подстрочными объяснениями, преимущественно с

исторической стороны, на основании «Российской истории» Татищева.

Только на стр. VII предисловия, в примечании, замечено, между прочим:

«Подлинная рукопись, по своему почерку весьма древняя, принадлежит

издателю сего (гр. Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину) , который, чрез

старания и просьбы к знающим достаточно российский язык, доводил чрез

несколько лет приложенный перевод до желанной ясности, и ныне по

убеждению приятелей решился издать оный на свет».

К числу замечательных памятников средневековой литературы относится

эпическое сказание французского народа - "Песнь о Роланде". Время

возникновения поэмы, ее происхождение, возможное авторство - все

эти вопросы вызывают до сих пор разногласия и не получили окончательного

решения. Достоверно известно, что события VII столетия, о которых

говорится, наряду с более поздними, в "Песни о Роланде", были записаны в

XII веке, когда церковная монополия на письменность несколько ослабела и

светские тексты получили известные права на существование наряду с

рукописями религиозного содержания. Вполне возможно, что до первой

письменности редакция "Песнь о Роланде" бытовала в изустной передаче;

жонглер-исполнитель вовсе не нуждался в рукописном тексте: в IX - X веках

сказание о Роланде еще с охотой слушали и распевали! Популярность

сказания

помогала вовлечению новых персонажей и возникновению новых сюжетных

ситуаций. Расширение объема небольшого первоначально произведения не

могло

удовлетворить любопытного слушателя; так, помимо "Песни о Роланде",

возникли новые поэмы циклического характера, где содержался целый ряд

подробностей и дополнений как в отношении главного героя, так и других

действующих лиц.

« Песнь о Роланде Дошла до нас в рукописи середины XII века. Найдена она

была случайно в библиотеке университета Оксфорда и впервые опубликована

в Париже в 1837

Какие исторические события лежат в основе « Песни о Роланде» и

«Слова о полку Игореве» Почему именно эти исторические события

привлекли внима-ние авторов

Действительные события VIII века составили ядро "Песни о Роланде". В

778 году в Пиренеях на войска Карла Великого, которые возвращались из

испанского похода, совершили нападение баски. В кровопролитной битве

были

уничтожены лучшие полки, общей судьбы, по словам приближенного

биографа Карла Эйнхарда, не избежали и лучшие полководцы. В

"Жизнеописании Карла Великого" этого автора говорится: "В сражении этом

убиты Эггихард, королевский стольник, Ансельм, пфальцграф и Хруодланд

(т.е. Роланд.), начальник Бретонской марки". Частный эпизод сражения с

басками, единоверцами французов (франков), подвергся значительному

переосмыслению: вместо басков появились грозные арабы-мусульмане,

захватившие значительные пространства в Испании и уже не раз

вторгавшиеся в пределы Франции.

Поражение при Ронсевале не покрыло позором французов, а лишь

способствовало выявлению их храбрости, умения стоять на смерть, защищая

свою родину и прикрывая тыл главных отходящих сил. Исторический

наместник Бретонской марки стал главным персонажем эпического сказания -

Роландом, его столкновение с отчимом Гвенелоном и предательство

последнего стали основой сюжета. Появились и новые подробности,

характеризующие враждующие лагери и их полководцев. Историческому

Карлу Великому был противопоставлен сарацинский царь Марсилий, лицо

вымышленное. Сместились во времени и пространстве события и их

участники: крестовые походы XI века придали новую идейную окраску всей

поэме в целом. Хотя историческая достоверность в "Песни о Роланде" не

соблюдена, однако черты далекого прошлого нашли в ней свое поэтическое

осмысление.

«Слово…» рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя

небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича. События

этого похода происходили следующим образом.

Не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь, очертя голову,

отправился в дальний поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного

моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то

принадлежавшие Черниговскому княжеству.

Поход состоялся весной 1185 года, в нем, кроме самого Игоря,

участвовали его сыновья и князь Святослав. У берегов Донца войско Игоря

застало затмение, считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но

Игорь пренебрег поверью. У Оскола к войску присоединился его брат

Всеволод. Застать половцев врасплох не удалось, т.к. половцы были готовы к

бою и вооружены. Но Игорь счел позором вернуться домой без победы и

пошел навстречу смерти. Первое столкновение с половцами было удачным

для войск Игоря. Русские захватили обоз и пленных. На рассвете следующего

дня половецкие полки начали наступление на русских. Против небольшого

русского войска собралась вся Половецкая земля. Но и тут Игорь, произнеся

ободряющую речь, приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь

полки врага всем вместе. Трое суток Игорь со своим войском пробивался к

Донцу, был ранен в бою.. Утром вспомогательные полки из осевших на Руси

кочевников дрогнули. Игорь, надеясь их остановить, поскакал за ними, но

отстал. На обратном пути он был взят в плен половцами. Он видел, как

бьется его брат Всеволод.

Поражение Игоря имело несчастные последствия для всей Русской земли,

так как

Известны ли авторы «Слова о полку Игореве» и « Песни о Роланде»

«Песня о Роланде» - древнейший и наизнаменитейший памятк французского

эпоса. Она стала известной в 1837 году, после опубликования Оксфордской

рукописи, которая датировалась 1770 годом. Время возникновения поэмы

точно не установлено (вероятно XI ст.), автор произведения неизвестный.

В основу «Песни о Роланде» положены реальные исторические события. Речь

идет

о

далеких

событиях

778

года,

когда

Карл

Великий

вмешался

в

междоусобицы мусульманской Испании. Завоевав несколько городов, Карл

осадил Сарагосу, однако через несколько недель был вынужден снять осаду и

вернуться за Пиренеи вследствие осложнений в собственной империи.

Баски при поддержке мавров напали в Ронсевальском ущелье на арьергард

Карла

и

перебили

франков,

которые

отступали.

Среди

других

погиб

племянник

короля.

Нападавшие

убежали. Наряду с вопросом о времени

возникновения

эпической

поэмы

всегда

встает

другой

-

о

месте

ее

происхождения

и

возможном

авторе.

"Песнь

о

Роланде"

родилась

в

непосредственной с народным творчеством среде, где приходится иметь дело

уже не с одним, а со многими создателями поэмы, а также певцами, которые

изустно ее передавали.

Остается нерешенным спор об авторе рукописного текста.

Самая древняя рукопись - оксфордская, относится приблизительно к 1170

году и дошла до нас в хорошей сохранности.

Сам текст поэмы не дает точного указания к какому-либо народу обращена

похвала. Если исходить из особенностей языка рукописи и авторства

Турольда, то возможным местом развития сказания приходится считать

северную Францию.

Имя

автора

«Слова»

не

будет

доподлинно

известно

н и ко гда .

«Слово

о

полку

Игореве»

имеет

предположительно

южнорусское

происхождение,

возможно

даже

киевское.

Подобные

предположения

вытекают из заключения «Слова» , из восторженного отношения автора к

великому

князю

киевскому

Святославу,

из

любви

к

Киеву,

к

его

горам.

Поэтические описания природы степей у Дона и Донца создают впечатления

о близком знакомстве автора с этими местами. Текст «Слова» говорит также о

том, что он хорошо знаком не только с родным Киевом, но и с другими

русскими

з

е

м

л

я

м

и

.

На протяжении всех двух веков со времени публикации «Слова» выдвигаются

гипотезы

разной

степени

доказательности

о

том,

кто

мог

бы

быть

его

а

в

т

о

р

о

м

.

.

Одни

исследователи

считали,

что

тон

обращений

автора

к

князьям

указывают на то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии ;

другие, утверждали, что князь не мог называть князя «господином» . По-

разному оценивались и политические симпатии автора (одни считают, что он

воспевает Игоря и принадлежит к его черниговскому клану, другие — что он

осуждает его авантюру и симпатизирует потомкам Мономаха. Выдвигалась

даже маловероятная версия, что часть текста написана одним автором, другая

часть — иным.

2. Проблематика произведений.

Песнь о Роланде актуализирует вопросы, которые надо решить в период

подготовки в первым крестовым походам, поэтому в песне возникают новые

темы:

1) песня должна показать превосходство христиан над маврами;

2) создается идеал рыцаря;

3) создается образ сильного короля. Песня решат пропагандистские задачи

Призывает быть патриотами, преданными королю

Патриотизм – чувство великое и необходимое. И складывается оно, прежде

всего, из любви к Родине, преданности ей, готовности в любой момент

защищать ее свободу и независимость.

Именно эта основная мысль и заложена в небольшом, но очень важном

памятнике литературы древней Руси – поэме «Слово о полку Игореве».

События, описанные в «Слове», относятся к началу ХII века, когда

феодальная Русь была разделена на множество больших и маленьких

княжеств, и, практически, не было государственного единства. Это сразу же

отразилось на слабости внешней обороны Русской земли. Начались набеги

кочевых народов, разорявших русские города и села, угонявших в рабство

население, несших смерть и разрушение.

Однако, наряду с князьями, полностью обособившимися от государства,

остаются люди, стремящиеся поддержать единение русских земель и всего

русского народа.

Одним из таких примеров патриотизма, борьбы за свободу русского народа

является поход храброго князя Игоря Святославовича на половцев.

Кроме смелого, хотя и неудачного похода князя Игоря, автор «Слова»

напоминаем нам былые победы русских князей, красочно описывая, как были

сильны русские войска, просит их «вступить в стремя, сесть на коней за

землю русскую…»

Автор показывает русских князей могущественными и смелыми,

В «Слове» нет подробного описания поражения князя Игоря. Это событие

как будто служит поводом для размышления о судьбах Русской земли. Много

героев выросло на русской земле и среди князей, и среди простого народа. И

только единение всех русских людей против общих врагов поможет защитить

Русь. Автор поэмы, являясь большим патриотом Руси, переживающим ее

военные поражения, страстно призывает князей объединиться против общих

врагов:

Кроме великой патриотической идеи объединения Руси, автор «Слова»

поднимает и нравственные проблемы героев произведения. С небольшими

силами, не объединившись с соседями-князьями, отправился Игорь в далекий

поход на половцев, надеясь застать из врасплох.Поражение Игоря

Святославовича имело тяжелые последствия для всей русской земли. Но

автор видит главное причину этого поражения не в слабости русских воинов,

а в князьях, которые действуют порознь и разоряют родную землю, забывают

общерусские интересы.

И сам автор «Слова» и его произведение занимают патриотическую

позицию. Они несут в народ призыв к единству Руси перед лицом внешней

опасности, призыв к защите свободы русского народа, к избавлению от гнета

завоевателей.

. Сравнительно-сопоставительный анализ системы образов:

Автор «Слова...» отчетливо изображает все характеры. По всему тексту

можно встретить элементы фольклора. Поэма насыщена как точными

эпитетами («серый волк», «черный ворон», «чистое поле»), так и

метафорическими выражениями («железные полки», «золотое слово»).

Каждый герой, в том числе и автор, наделены своими особенностями речи.

К примеру, Игорь говорит очень просто, не употребляя высоких выражений:

«Лучше быть убитыми, чем полоненными». Речь Всеволода полна

искренности и эмоциональности: «Один брат, один свет светлый ты, Игорь!

Оба мы Святославичи».

XVIII

века следовало бы поучиться у своего предшественника. Битва

русского войска с половцами показана настолько ярко, что создается

ощущение, будто все это излагается участником тех событий. Вполне

возможно, что новый певец - воин, и описывал он свои собственные

впечатления. К этому выводу можно прийти, внимательно перечитав «золотое

слово» Святослава, в котором правитель призывает всех князей к

объединению в борьбе против общего врага.

Автор с печалью вспоминает о временах правления Олега, когда очень

часто проливалась человеческая кровь. Все это происходило из-за

междоусобиц князей. Певец описывает быт людей, тем самым делая упор на

то, что раздоры могут погубить мирный труд. Он осуждает князей за все

бедствия, которые они приносят бедному народу.

Владимир Мономах говорил: «Если мы не прекратим междоусобий, то

погибнет земля Русская, и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую».

Двумя главными проблемами русского Средневековья были набеги половцев

и княжеские междоусобицы. Причем второе гораздо сильнее влияло на жизнь

мирного населения Руси. История о легкомысленном князе Игоре послужила

лишь опорой для рассказа о реальной проблеме русского народа.

С самого начала произведения автор пытается положительно настроить

читателя по отношению к Игорю. Он и сам ему симпатизирует, ведь его герой

бесстрашный, мужественный и готов отдать свою жизнь за брата. Всеволод,

пожалуй, даже более отважный, чем Игорь. Он рожден в первую очередь для

того, чтобы быть воином. Но, несмотря на все эти качества, братья

проигрывают сражение с половцами.

В тексте видна любовь к Русской земле. Кстати, ее можно тоже назвать

героиней произведения. Она печалится и радуется вместе с Игорем и его

войском. Например: «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от

напастей. Тоска разлилась по Русской земле».

Автор вложил всю душу в свое произведение, которое и сегодня

заставляет читателя задуматься над вечными человеческими вопросами.

Главными героями «Песни о Роланде» предстают перед читателем граф

Оливье и граф Роланд. "Разумен Оливье, Роланд отважен, И доблестью один

другому равен. " Оба героя достойны особого внимания. Они олицетворяют

мужество и героизм. Побратимы между собой, они подставляют друг другу

плечо в бою.

Главными отличительными чертами Оливье была рассудительность и

мудрость. Он всегда взвешенно смотрел на вещи и старался принимать самые

рациональные решения. Это помогало нашему герою уходить от опасностей

и достигать поставленных целей. Именно особый острый ум помог Оливье

заметить нечистое со стороны Ганелона. Он смог предположить, что именно

от его рук и погиб Арьергард. Да вот только Роланд и слышать об этом не

желал: «Он — отчим мой. Я не позволю вам бранить его». Внезапно на

горизонте показывается новая опасность. Огромное войско сарацин

приближается к границам. Их количество превышает войско французов.

Теперь на кону стоят тысячи жизней и без помощи не обойтись. Жестокий

бой предстоит нашим героям и отступать больше некуда. Граф Оливье

понимает, что срочно необходимо отзывать свои отряды для группировки,

иначе им просто не выжить. Он предлагает трижды позвать на помощь Карла,

но Роланд отказывается трубить в рог. Именно в этот момент мы видим, что

граф полон отваги и смелости. Ему кажется, что все в его руках и его личный

пыл сможет побороть чужие войска. Роланд показывает свою слабую черту -

гордость. Он готов умереть, но не потерять свое достоинство и честь. Однако

надо учесть, что его личные амбиции не считаются с жизнями своих людей. Я

считаю, что это уже не сила, а глупость. Ставить на весы жизни воинов и

простых людей - это, по меньшей мере, бесчестно. Только во время пятого

сражения Роланд понимает всю серьезность происходящего. Он просит

помощи у Карла, но уже очень поздно - французы разбиты вдребезги. И тогда

слова Оливье пронзили самолюбие Роланда на сквозь: "Быть смелым мало —

быть разумным должно, И лучше меру знать — чем сумасбродить.

Французов погубила ваша гордость. Мы королю уж не послужим больше. " И

теперь, когда смерть особо приблизилась, Оливье хочет погибнуть рядом с

другом: " ...Ко мне, собрат! Побудьте подле друга в смертный час. " Это стало

расплатой Роланда за свою безрассудность. Ему приходится оплакивать

своего лучшего и преданного друга, который бы ему, как брат. Вот какая цена

неуместной храбрости.

В «Песни о Роланде» мы встречаем образы двух замечательных воинов,

двух побратимов — графа Оливье и графа Роланда.

Оливье отличался рассудительностью и благоразумием. Он догадался, что

арьергард стал жертвой предательства Ганелона, и сказал об этом Роланду.

Но Роланд не хочет об этом даже слышать.

Роланд ему в ответ: «Он — отчим мой. Я не позволю вам бранить его».

Увидев, что войско сарацин во много раз больше их отряда, граф Оливье

призывает своего собрата трубить в рог, «чтоб Карл дружины повернуть

успел». Он понимает, что мужество и отвага французов не смогут устоять

против такой рати:

...Кишат они на скалах и в теснинах, Покрыты ими

горы и долины. Несметны иноземные дружины.

Чрезмерно мал наш полк в сравненьи с ними.

Трижды Оливье предлагает Роланду обратиться за помощью к Карлу.

Трижды Роланд отказывается затрубить в рог. В нем горит безрассудная

отвага, он готов положить здесь свою жизнь, гордость не позволяет ему

поднять свой Олифан и затрубить в него. И лишь во время пятого боя,

который «был особенно жесток», Роланд дал знать Карлу, что с арьергардом

стряслась беда. Но поздно, отряд французов уже разбит. Оливье говорит

Роланду:

Быть смелым мало — быть разумным должно, И

лучше меру знать — чем сумасбродить. Французов

погубила ваша гордость. Мы королю уж не

послужим больше.

Несмотря на разногласия, Оливье и Роланд связывала многолетняя верная

дружба. В свой смертный час Оливье хочет видеть рядом друга.

...Ко мне, собрат!

Побудьте подле друга в смертный час.

Роланд горько оплакивает кончину Оливье:

Ты был мне братом много лет и зим,

Друг другу не чинили мы обид.

Коль дух ты испустил — и мне не жить.

Так, в неравном бою в Ронсевале, расстались с жизнью два друга, два

рыцаря.

Меня восхищают отвага и мужество, верность родине этих героев. Но мне

не по душе самонадеянность Роланда, из-за которой погиб его отряд.

Какие качества героев воспевают авторы «Слова о полку Игореве» и «

Песни о Роланде»

На первом месте в поэме стоит образ Роланда. Он обладает той доблестью

и решительностью, которые помогли ему стать лучшим полководцем войска

Карла. Однако ему свойственны житейские слабости: горячность,

безрассудная неосмотрительность и некоторое хвастовство. О детстве его

ничего не говорится, но циклические поэмы выясняют его отношения и

родственные связи с Карлом, а также помогают понять причину

враждебности Гвенелона к своему пасынку. Здесь, в самой поэме,

фольклорная тема несчастной судьбы пасынка или падчерицы не получила

развития в силу других идейных задач. Предложение Оливьера затрубить в

рог Олифант Роланд воспринимает как признание слабости, недостойной

храброго рыцаря, и предпочитает неравный бой с сарацинами, грозящий

гибелью всему арьргарду.

Разногласия между друзьями вновь обостряются, когда Роланд, убедившись в

безысходности создавшейся обстановки, готов затрубить в рог, но на этот раз

уже Оливьер, прекрасно оценивший безнадежность положения, считает

недопустимым обращение к Карлу, так как это порочит звание доблестного и

мужественного воина. Только вмешательство архиепископа Турпина

примиряет друзей, хотя правота остается на стороне Оливьера. Суровый

характер Роланда наделен привлекательными чертами постоянства в

незнающей границ дружбе, в верности служения Франции и ее государю;

этой последней черте придается особое значение, поскольку Роланд

характеризуется, как идеальный рыцарь, верный вассал своего сюзерена и

защитник "истинной" веры - христианства.

Если тема дружбы отчетливо выражена в характере Роланда, то тема любви

не занимает в поэме заметного места: угроза Оливьера отказать Роланду в

руке своей сестры Альды не создает особого конфликта.

Одним из самых поэтичных и достойных внимания мест в поэме следует

признать прощание Роланда со своим мечом Дюрандалем. Вооружение

воина, его боевой конь были повседневными спутниками рыцаря. В рукоятку

меча, богато украшенную драгоценностями и золотом, зачастую помещали

особо чтимые реликвии. Меч, имеющий форму креста, был не только

символом силы и власти, но и религиозным символом, воплощавшим

суеверное представление о чудотворной силе креста и заключенных в

рукоятке меча реликвиях. Обращение к мечу Роланда с прощальными

словами напоминает оплакивание в котором с дружеской доверительностью

припоминаются основные события минувших дней, связанные с успехами и

славой французского оружия.

Судьба оружия - не последняя забота воина, Роланд не допускает мысли, что

его меч достанется сарацинам. Он находит в себе силы для борьбы с

неприятельским воином, пытавшимя овладеть его мечом.

На пустынном поле битвы, где не осталось ни одной живой души, а лишь

горы трупов, Роланд перед смертью прикрывает собой меч и ложится лицом к

сарацинской земле, "чтоб Карл сказал своей дружине славной, // Что граф

Роланд погиб, но победил".

Уяснению облика средневекового воителя способствует образ Оливьера.

Характеры двух друзей противопоставляются словами самой песни: "Мудр

Оливьер, а граф Роланд бесстрашен". Эта мудрость помогает Оливьеру

трезво смотреть на вещи, понимать обстановку и правильно оценивать

качества своих соратников и врагов. Он не только помогает Роланду в

тяжелой Ронсевальской битве, но именно ему удается верно понять коварный

замысел Гвенелона .Качества личной храбрости сочетаются в Оливьере с

большим полководческим талантом. В нем нет показной рисовки и той доли

зазнайства,которой обладает его друг.

Особым драматизмом отличается сцена, в которой смертельно раненный

Оливьер, не узнав Роланда, принимает его за врага и тяжелым ударом меча

рассекает его шлем. В последние минуты жизни своего друга Роланда

проникается нежностью к нему и находит выражение своему горю в

причитании над бездыханным трупом.

Роланд и Оливьер принадлежат к числу двенадцати лучших полководцев

франкских пэров.

. Их храбрость, доблесть, умение владеть оружием и вести бой как на

коне, так и в пешем строю не имеют отчетливого индивидуального

приурочения.

“Слово о полку Игореве” — исторический памятник древнерусской

литературы. Это величайшее художественное творение своего времени, в

котором с большой точностью передан образ Древней Руси. Главным

чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве” была любовь к

Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой

Руси. Он — великий русский мыслитель — рисует разные слои народа XII

века. Он противопоставляет смелость, доблесть и трудолюбие простых

русских людей стремлению князей к обособлению.

Вначале повествования ведется от лица автора, хорошо знающего

воинское дело, способного почувствовать «упоение в бою» и передать

поэзию битвы, чуткого, подобно охотнику, к поведению зверей и птиц.

Автор - начитанный человек, который свободно может припомнить

события прошлого и сопоставить их с настоящим.

Поэт в «Слове…» многое внес от себя, и сделал это, потому что сильно

любил свою Родину и так же, как и все, надеялся, что «Игорь-князь соберет

дружину ратную и прогонит с земли русской врагов ненасытных». В

основе произведения лежат исторические события, автор дает оценку всей

ситуации и разъясняет суть истории. На протяжении всего «Слова…»

меняется отношение автора к князю Игорю. Он то осуждает, то

восхищается, то воспевает его как храброго воина, борющегося за Родину,

то упрекает в безрассудстве. А как ярко автор преподнес нам сцену побега

Игоря из плена, насытил ее выразительными переменами. Это дает нам

право думать, что автор был с князем во время побега, ведь

последовательно передано душевное состояние Игоря.

Автор рассматривает побег как смелый шаг, делающий Игоря достойным

сопоставления с соколом и свое отношение к его герою показывает в

знаменитом «Златом слове» Святослава. Это является одновременно и

исторической оценкой личности, так как древнерусская литература не

знала вымышленных персонажей. Автор обращает наше внимание на

патриотизм и бескорыстность героев, Так же говорит о самоотверженности

Всеволода, как он, забыв о своих ранах, жене, золоте бьется за Русь.

После проигрыша автор дает анализ, почему же все обернулось именно

таким образом. Он видит причину в разногласии князей. Игорь проиграл

из-за своей безрассудности, поставив на карту Землю Русскую

Автор — настоящий творец слова, он по-своему распоряжается

временем. В разгар битвы, когда дорого каждое мгновение, делает лирико-

исторические отступления, вспоминая дела прежних лет. Временные

отступления играют здесь художественную роль, они дают возможность

понять смысл истории и характеры действующих лиц. Наверное, автору

важнее не сами исторические факты, а художественная сторона тогдашних

событий. Именно поэтому «Слово…» рассматривается не как

исторический документ, а как художественное произведение. Создатель

произведения великолепно владеет словом, умеет использовать устное

народное творчество. Он — истинный патриот земли русской.

Произведение наполнено ненавистью к половцам. Автор открыто упрекает

князей и советует, призывает их к объединению.

3. Какие качества героев авторы осуждают

Выделяется в поэме и образ изменника Гвенелона. Типичные свойства

отважного воина присущи в полной мере и отчиму Роланда, но в его

характере можно увидеть черты того неверного барона, который личные,

корыстные интересы ставит превыше всего и идет на прямое предательство

родины. Он наносит непоправимый урон Франции, руководствуясь жаждой

мести и эгоистического благополучия. Его поведение при дворе Марсилия то

мужественно и честно, то, в связи с выношенным уже ранее планом,

лицемерно и преступно. Его осуждение не встречает поголовной поддержки;

сила крови и родственной круговой поруки помогает Гвенелону и позволяет

ему, достигнуть успеха, однако возражения со стороныТьедри,защищающего

славное имя Роланда, принуждают Пинабеля вступить с ним в

поединок. Решение судьбы Гвенелона теперь стало зависеть от результата

поединка; поражение Пинабеля влечет за собой суровое наказание

изменника. С последовательностью убежденного в своем праве человека

несколько раз в поэме Гвенелон приводит в оправдание своей предательской

роли, личные побуждения мести и расплаты, о которых он заявил в начале

поэмы

Образы сарацин мало чем отличаются от образов франков. Основное

противопоставление, которое здесь неуклонно проводится, заключается в

утверждении истинной религии - христианства и в унижении ложной

(языческой,в понимании эпического сказания, религии) - мусульманства.

Большинство воинов-сарацин обладает всем перечнем необходимых боевых

качеств. Их вооружение и боевые кони не уступают франкским, да иначе и

быть не может, потому что только в бою с достойным противником могут

выявиться превосходные черты франков.

Автор, несмотря на свою симпатию к герою, осуждает его неразумные

действия и отмечает, что поход был предпринят из-за тщеславия, глупости и

недальновидности князя:

Игорь не видит картины в целом, не представляет, какими последствиями для

Руси обернется его опрометчивость. Он не слушает советы мудрого

Святослава, игнорирует знамения, которым в Древней Руси верили очень

серьезно: «Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила,

Свист зверей несется, полон гнева…»

Дружина Игоря терпит сокрушительное поражение, сам князь пленен, а

половцы, которых никто не в состоянии сдержать, вторгаются на российскую

землю. Игорь бежит из плена, переоценив и поняв истинную суть

произошедших событий, и родина принимает своего блудного сына, как

любящая мать.

Какую роль в системе образов «Слова о полку Игореве» и « Песни о

Роланде» играют Карл и Святослав

Обьединяющее значение для франкского лагеря имеет образ Карла

Великого. Его внешний вид, исключительное долголетие, черты

превосходства морального и физического делают его типичной фигурой

эпического сказания.

Свойственная ему мудрость, однако не мешает тому пристрастию, с которым

он относится к своему племяннику Роланду (надо учесть, что в некоторых

вариантах Роланд считается сыном Карла), и тому произволу, который

проявился в его решении о посольстве к Марсилию. Карлу особенно тяжелы

не те огромные потери, которые понес арьергард в сражении с сарацинами, а

гибель двенадцати пэров и прежде всего Роланда, за смерть которого он готов

мстить сарацинам, не считаясь с новыми жертвами.

Карла не минует сомнение и минутное колебание, свойственные и более

рядовым воинам. Опять скрещиваются мечи и копья, трещат панцири и

шлемы, падают с боевых коней франки и их разноплеменные противники -

картина сражения усложняется наращиванием сходных между собой

эпизодов. Поединок с Балигантом завершается победой Карла, победой

франков над врагом. Надо вспомнить еще одну черту в образе Карла -

черствость и известную нечуткость к людям. При возвращении в Ахен Карл

встречает Альду, потерявшую в Ронсенвальской битве своего брата Оливьера

и жениха Роланда. Тяжелое горе девушки не трогает карла, и он пытается ее

утешить, предлагая ей более выгодный, по его мнению, брак со своим сыном

Людовиком.

С исключительной настойчивостью Карл добивается возмездия по

отношению к Гвенелону.. Хотя французское войско понесло непоправимый

урон в результате гибели многих полководцев, это не мешает Карлу не только

четвертовать предателя Гвенелона, получившего возмездие по заслугам, но и

повесить всех его родичей, храбрых и опытных воинов.. Небесные силы в

конце поэмы вновь призывают Карла к войне против сарацин.

Автор видит не только достоинства, но и недостатки своего героя. Так, он

ясно дает понять, что поражение, которым закончился поход, имело своими

причинами отсутствие у князя ясного представления о необходимости еди-

нения и совместной борьбы против врага, стремление к личной славе. Не

случайно, в уста киевского князя Святослава вложены автором слова

осуждения в адрес Игоря и Всеволода, говорящие о том, что их поход не

принесет чести самим братьям и всей Русской земле. Ведь целью Игорева

похода было завоевание в Половецких степях богатой добычи. Потому-то,

вопреки собственным гордым словам о предпочтительности гибели на поле

боя плену, и попадает князь в руки своих врагов.

Образ князя Святослава контрастен образу князя Игоря, это мудрый

правитель, заботящийся о своем народе и безопасности страны. Главная

забота Святослава Всеволодовича – объединение разрозненной, и потому

слабой Руси: «Но не вместе их знамена плещут, Врозь поют их копия и

блещут».

Святослав Всеволодович – великий киевский князь, мудрый, убеленный

«серебряными сединами». Он призывает князей русских объединиться, ведь в

единстве заключается великая сила, способная побороть даже самого

беспощадного врага. Князь Святослав убежден в том, что правители должны

в первую очередь заботиться о благе народа, безопасности страны и ее

процветании. Святослав призывает встать стеной «за землю Русскую, за раны

Игоревы, удалого Святославича!» «Золотое слово» является образцом и

эталоном суждения настоящего лидера и мудрого правителя. Святослав

называет молодых и глупых Игоря и Всеволода, совершивших страшный

поступок «дети мои» . Он понимает и любит их,но так же понимает и то, что

молодые князья пожелали славы только для себя и тем самым подвергли Русь

опасности

Какую роль в «Слове о полку Игореве» и « Песни о Роланде» играют

женские образы

В эпическом сказании о Роланде женские образы занимают скромное

место, между тем как в ряде других поэм на этот сюжет им принадлежит

значительная роль. Привлекательной и женственный характер Альды

утверждает идею верности и преданности своему избраннику не в меньшей

степени, чем Роланд, несущий службу у своего сюзерена во имя верности и

бескорыстия. Оливьер вспоминает об Альде в предсмертный час и считает ее

достойной спутницей своего любимого друга. Однако двойная утрата в

Ронсенвальдской битве жениха и брата лишает Альду всякого желания жить,

и в ответ на предложение Карла сделать ее супругой его сына и наследника

Альда сурово упрекает короля франков и умирает на его глазах.

Второй женский образ - Брамимонда, жена царя Марсилия. Она

изображена более отчетливо, чем Альда, и представляет собой в известной

мере контраст по отношению к своему супругу. Приезд Гвенелона волнует ее,

как женщину, хотя полное развитие их отношений получает свое отражение

только в циклических поэмах. Ей свойственно мужество в поступках и то

человеческое достоинство, которое утрачивает под конец жизни раненный

Марсилий. Если сарацинские воины принимают христианство по

принуждению, то Брамимонда делает это добровольно, и крещение ее

совершается, по окончании похода, в Ахене, где ей дано новое имя - Юлианы.

Мотивы религиозной нетерпимости и христианства, как лучшей веры,

широко притворены в событиях и действующих

лицах "Песни о Роланде", но нет сомнения, что именно обращение

Брамимонды

является главным доказательством превосходства христианства.

Образ Ярославны в "Слове" трагичен и печален, с одной стороны, но полон

нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены

воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной,

нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже

она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля. Этот плач традиционен

и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного

отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться

рядом с ним, облегчить его страдания, помочь

Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к

силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и

доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к

ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие.

В ее плаче слышна "печаль обильная" и тоска, которая "разлилась по Русской

земле" после поражения славных воинов в походе против половцев. С

помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли

и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на

помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его

дела.

4. Какую роль в «Слове о полку Игореве» и « Песни о Роланде» играет

природа

«Слово о полку Игореве» — произведение XII века, в котором наиболее ярко

прослеживается роль пейзажа. Уже в самом начале повествования мы

сталкиваемся с описанием природы, именно она будет на протяжении всего

Игорева похода следовать перед ним, как бы наблюдая со стороны и

предупреждая об опасности: «Солнце ему тьмою путь заступало: ночь

стонами грозы птиц пробудила» .

Но это не единственная роль пейзажа. С помощью описания животных автор

дает характеристику тому или иному персонажу: «...по Русской земле

простерлись половцы, точно выводок гепардов» . «На Дунае Ярославнин

голос слышится, кукушкою безвестною рано кукует... »

Природа не только наблюдает за происходящим, но и переживает за Игоря и

его дружину: «...а дерево не к добру листву сронило: по Руси и по Суле

города поделили. А Игорева храброго полка не воскресить! »

Природа — подруга и союзница русских: «...и Двина болотом течет для тех

грозных полочан под клином поганых» .

Весь рассказ проникнут такой любовью к Родине, что становится понятной

загадочная русская душа: «О Русская земля! уже ты за холмом! »

Природа

играет

важную

роль. Она

или

испытывает

героев

(неравноценностью позиций в ущелье), или помогает им (день наступает,

чтобы начался правый бой, ночь — всегда как способ остановить бой), или

плачет о героях. Некорректно, применять к ней термин «пейзаж», т.к. природа

выполняет не функцию фона или окружения, а принимает участие во всех

происходящих событиях. Она сверхъестественна, т.к. она чувствует человека

и сливается с ним в одно целое. Солнце останавливается в небе, чтоб еще при

свете дня королевские войска смогли настичь неприятеля, река помогает

своим быстрым течением увлечь врагов на дно и разбить о подводные камни.

Каковы главные идеи произведения

Основной в «Слове... » является патриотическая идея. Она воплощается в

двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской

земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на

Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора

представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит

действие, и одновременно является действующим лицом «Слова...» . Деревья

роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности,

природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит

из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее

населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное

живое существо.

Во-вторых, патриотическая идея «Слова... » определяет сам замысел

произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические

события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это

повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными

распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения,

воскрешения старых идеалов «братолюбия» .

Главная идея произведения заключена в "золотом слове" Святослава, князя

Киева, матери городов русских. Зовет он всех русских храбрых князей на

борьбу с врагами: "Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего

времени, на землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича! Зовет

русский Боян объединиться князей, чтобы не тревожили они народ своими

распрями, чтобы вместе могли дать отпор любому врагу".

«Песнь о Роланде» принадлежит французскому героическому эпосу

средневековья. В ее основе лежат легенды о походе Карла Великого —

французского короля. Главный герой этой поэмы — Роланд. В его образе

воплотились представления французского народа о рыцарстве, героизме и

патриотизме.

Неустрашимый и гордый, Роланд душой и сердцем предан своему королю

Карлу, ради которого храбро сражается с коварными сарацинами, завоевывает

новые земли. Друзья и преданные вассалы всегда придут на выручку Не уйти

неверным от тяжелого франкского меча, однако и Французам немало

досталось. За гибель многих соотечественников Роланд чувствует себя

виноватым, однако война есть война — тут уж ничего нельзя поделать: .

Через множество испытаний прошел Роланд, многое повидал, однако смерть

самых близких друзей по оружию была для него настоящим горем.

Многими достоинствами обладал мужественный рыцарь. Он, даже будучи

смертельно раненным, бесконечно дорожит святыми для себя вещами —

мечом Дюрендалем, подаренным самим Карлом, и рогом Олифантом:

Честь и достоинство, гордость и храбрость остаются отличительными

чертами Роланда даже в момент его смерти. Сожалея, что не сможет больше

оказать услуг любимой Франции и своему господину — Карлу Великому.

. В образе рыцаря Роланда неизвестные создатели песни воплотили

черты, превратившие его в народного героя. Это - безграничная отвага,

патриотизм, прямодушие, чело¬вечность

. Мавры уничтожают храбрых французских воинов. В поэму входит

знаменитый эпизод, в котором расска¬зывается, как Роланд до последнего

момента не хотел трубить в рог, отказываясь от помощи войск Карла.

Слишком поздно раскаявшийся в безрассудной храбрости и гордости, Роланд

умирает последним, повернувшись лицом к Испании. Предатель Ганелон,

ставивший собственные интересы выше интересов Франции, осужден на

позорную смерть.

Выводы в конце урока делаются совместно с детьми ( слайд)

- культуры разных народов, как и люди, не живут изолированно друг от друга

- взаимопроникновение их подтверждает общность путей развития и

нравственных ценностей человечества. Лучшие образцы средневековой

культуры являются тому подтверждением

Сопоставительный анализ «Слова о полку Игореве» и « Песни о Роланде».

Созданных в 12 веке, свидетельствуют о наличии типологических связей

между эпосами разных народов, что продиктовано эстетическими,

нравственными, общественно-политическими нормами, которыми жило,

руководствовалось и действовало время.

Древнерусская литература, несмотря на монументально-исторический стиль,

всю свою серьезность повествования и церковный характер, была и является

основой русской культуры, началом Зарождения нации.

Д.З. Художественные особенности произведений



В раздел образования