Автор: Татьяна Николаевна Чуклова
Должность: учитель химии
Учебное заведение: СОШ№4
Населённый пункт: г.Лениногорск РТ
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: Соли
Раздел: полное образование
План-конспект урока на тему:
«Соли»
Учитель химии
Чуклова Т.Н.
2019 г.
Технологическая карта урока «СОЛИ»
1. Ф.И.О. учителя:
Чуклова Татьяна Николаевна
2. Класс: 8
3. Дата: 8.11.2019
4. Предмет: химия
5. № урока по расписанию: 29
6. Тема урока: Соли
7. Место и роль урока в изучаемой теме: шестой урок в теме «Основные классы соединений ( уже познакомились с
оксидами, основаниями, кислотами)
8. Учебник: О.С.Габриелян Учебник для общеобразовательных учреждений
9. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
1. Образовательные:
Сформировать представления учащихся о солях как классе неорганических соединений.
Дать представление о строении солей, их классификации.
Продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степеней окисления
Формировать умение составлять формулы солей и называть соли
2. Развивающие:
Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.
Развивать познавательные умения.
Развивать аналитическое мышление, логику.
Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
Развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике.
3. Воспитательные:
Воспитывать положительное отношения к знаниям;
Воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации
Прививать интерес к химии.
Характеристика этапов урока
Этап урока
Цель
Содержание учебного материала
ФОУД*
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Организаци
онный
момент
Проверка
готовности
обучающихся,
их настроя на
работу,
отмечаем
отсутствующих
–
–
Приветствует
обучающихся,
проверяет их
готовность к уроку
Приветствуют учителя,
проверяют свою
готовность к уроку
Проверка
домашнего
задания
Проверка
домашнего
задания, узнать
уровень знаний
пройденного
материала
Параграф 20 – фронтальный устный
опрос
Сбор тетрадей после уроков для
поверки задания №1 стр.107
Выполнение задания №4 стр.107 на
доске и письменно в тетрадях
М (H
2
SO
4
) = 2+32+16•4 = 98 г/моль
n= 490г: 98 г/моль = 0,1 моль
М (H
2
РO
4
) = 3•1+31+16•4= 98 г/моль
n= 98г:98г/моль= 0,1 моль
Ф,И
П
Задает вопросы по
пройденной теме,
слушает рассказчика
Проверяет
правильность задачи
Рассказывают, отвечают на
вопросы и
Решают задачку
Постановка
темы и
цели урока
Подведение
детей к
формулировани
Вопросы:
С какими классами веществ уже
знакомы? Что представляют собой
Ф
Организует диалог с
обучающимися
Отвечают на вопросы.
(актуализац
ия,
мотивация,
целеполага
ние)
ю темы и
постановке
задач урока.
оксиды, основания, кислоты?
Отгадываем: «Без это вещества
невозможно жизнь растений,
животных, человека. В год человек
потребляет от 3 до 5 кг этого
вещества. Это символ
гостеприимства и радушия русской
нации
Задание.
Распределите вещества, формулы
которых приведены, на четыре
группы: NaOH, CuO, CuSO
4
, P
2
O
5
, HCl,
Ca(OH)
2
, H
2
SO
4
, H
3
PO
4
, K
2
O, Fe(OH)
2
,
K
3
PO
4
, CaCO
3
Интересный материал
Это самый многочисленный класс
из неорганических соединений. А
одно вещество из этого класса все вы
используете в пищу.
Когда-то в Голландии существовала
мучительная казнь: осужденные
получали только хлеб и воду без
добавления этого вещества. Через
некоторое время эти люди умирали, а
их трупы начинали мгновенно
Ф
И, П
Ф
Читает
Обсуждает с
учащимися
выполненное задание
Читает материал
Отгадывают эти вещества
Распределяют
письменно в тетрадях
формулы веществ по
классам: оксиды,
основания, кислоты, а в
четвертой группе
оказываются вещества,
которые еще не изучали.
Обсуждают
выполненное задание в
парах, а затем в классе
Слушают
разлагаться…
А жители некоторых островных
государств, чтобы утолить
потребность в этом веществе, ели
сырую рыбу, обмакивая ее в морскую
воду. Что же это за вещество?
Фото солей
Показывает слайды
нового класса
соединений
Дают название классу –
соли и формулируют тему
Планирован
ие изучения
темы
Составление
плана работы
План:
Определение, состав солей
Свойства
Составление их формул
Номенклатура
Классификация, их разнообразие
Ф
Составляет совместно с
обучающимися план
урока
Составляют план изучения
солей
Освоение
нового
материала
Определение
солей
Свойства солей
1.Соль – сложное вещество, состоящая
из иона металла и кислотного остатка
Формула: Ме
+n
m
Ас
-m
n
2. Свойства:
- твердые кристаллические вещества,
имеют высокую температуру
плавления, многие растворимые в
воде, окраска зависит от окраски
катионов и анионов.
Ф
Ф
Рассказывает
Слушают,
анализируют
Составление
формул солей и
названий солей
Номенклатура
солей
Классификация
солей
Характеристика
некоторым
солям
6
∕ \
а) Al
3+
и S
2-
→Al
+3
S
2-
→ Al
2
S
3
б) Al
3+
и SО
4
2-
→
6
∕ \
→ Al
3+
SО
4
2-
→
→Al
2
(SO
4
)
3
Табл.5 в учебнике, стр. 109
«Номенклатура солей»
Классификация:
1.
Средние соли Na
2
SO
4
2.
Кислые соли NaHSO
4
3.
Основные соли CaOHCl
Самостоятельная работа учащихся с
текстом учебника , стр. 110-113.
Заполняют таблицу
Соль
Характеристика
NaCl
CaCO
3
Ca
3
(PO
4
)
2
Ф
Г
Ф
П
Объяснение
Анализ таблицы
Объяснение учителя
Организует работу с
тексом учебника, и
объясняет как и откуда
взять информацию для
заполнения таблицы
Составляют под
руководством учителя
формулы сульфида и
сульфата алюминия,
называют их и др. соли (Ме
с переменной степенью
окисления)
Анализируют таблицу
Слушают, записывают
примеры
Слушают учителя, читают
текст учебника и
заполняют таблицу
Первичное
закреплени
е нового
материала
Закрепление
пройденного
материала
Задание № 1
NaNO
3
Ca(NO
3
)
2
Al(NO
3)3
Na
2
SO
4
CaSO
4
Al
2
(SO
4
)
3
Na
3
PO
4
Ca
3
(PO
4
)
2
AlPO
4
П
Г
Дает задание №1
стр.113
Организует
выступление групп,
обмен мнениями
Выполняют задание
письменно в тетрадях.
Составляют формулы
солей, называют их;
составляют формулы солей
по названиям, находят
растворимые соли по табл.
Растворимости.
Обсуждают работы групп;
Подведение
итогов
Соотнесение
поставленных
задач с
достигнутым
результатом,
фиксация
нового знания,
постановка
дальнейших
целей
План на доске, составленный
в начале урока
Оценки
Ф
Задает вопросы
о задачах урока.
Спрашивает, какая
задача останется
на следующие уроки
Проговаривают по плану
новые знания,
высказывают свои
впечатления от урока,
ставят дальнейшие цели
Домашнее
задание
Повторить
пройденный
материал
Параграф 21 читать, ответить на
вопросы стр.113 задания 2,3 стр.113
Задает домашнее
задание
Записывают
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г
– групповая).