Автор: Тюш Наталья Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ №133
Населённый пункт: г. Екатеринбург Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Грамотное развитие сенсорных эталонов
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Грамотное развитие сенсорных эталонов
Для многих родителей сенсорное развитие ребёнка является одним из самых
сложных занятий. Ведь мы знаем, что солнце жёлтое, небо синее, а сахар
сладкий. Но как объяснить это малышу? На самом деле, всё просто.
Во
–
первых,
от
вас
требуется
представить
крохе
великое
множество
разнообразных предметов для исследования, при этом обращая его внимание
на их свойства. Во – вторых, умело пользоваться сенсорными эталонами в
обучении ребёнка.
Сенсорные
эталоны
–
это
основные
примеры
каких
–
то
характеристик
предметов.
Эталоны
цвета
–
семь
цветов
спектра,
эталоны
формы
–
геометрические фигуры, слуховые эталоны – ноты, фонемы речи, высота
звуков. Так же и вкусы мы делим на кислые, горькие, сладкие, солёные.
Именно в изучении эталонов ведущая роль принадлежит взрослым. Ведь
чтобы малыш усвоил тот или иной эталон, необходимо обратить внимание
ребёнка на него, подчеркнуть и часто напоминать о нём.
Сенсорные игры
В
этом
деле
помогают
разнообразные
сенсорные
игры.
Ежедневно
мы
сталкиваемся с кучей примеров, которые можно использовать для изучения
сенсорных эталонов. Например, смена дня и ночи или театр теней (темно –
светло), разнообразие флоры и
фауны (большой – маленький
или красный – зелёный) и т.д.
Сначала ребёнок воспринимает эталоны по принципу «такой – не такой».
Затем может зрительно соотнести эталоны. На этом этапе вам помогут игры с
сортировкой предметов по цвету, форме, размеру. И только на третьем этапе
изучения
сенсорных
эталонов
происходит
закрепление
представлений
о
каком – то конкретном эталоне в слове. Находясь на третьем этапе, полезно
играть в игры, типа найти всё зелёные предметы в комнате. Ребёнок будет
обращать
внимание
только
на
цвет, но никак ни на форму и
р а зм е р .
Э то
з н ач и т,
ч т о
цветовой
эталон
закреплён
и
м о ж н о
п е р е х о д и т ь
к
следующему.
Заниматься
этой
тренировкой с ребёнком уже с 6
–
7
м е с я ц е в .
Н а ч и н а т ь
желательно,
с
массажа
кистей
рук
–
поглаживать
их
в
направлении
от
кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец.
Плоскость и объём
Один из самых трудных эталонов это образчики формы. Ведь форму имеют
все предметы окружающего мира. При этом одни предметы полностью
идентичны эталонам, другие – напоминают их частично. Знакомя ребёнка с
эталонами формы, важно различать плоские и объёмные фигуры. Старайтесь
всегда правильно называть форму игрушки, не принимая куб за квадрат или
шар за круг. Освоить формы вам помогут сортировщики или рамки –
вкладыши.
Всё относительно
Первое
понятие
величины,
с
которым
стоит
познакомить
ребёнка
–
«большой» - маленький». Чаще всего это понятие выучивается в сравнении.
Но в сравнении можно выучивать не только формы, но и другие эталоны.
Вам помогут такие игры:
Сравнение
предметов
по
одному
параметру (размер, цвет, форма);
Сравнение по двум параметрам (форме
и цвету, размеру и форме);
Сравнение
«большой
–
маленький».
Ко гд а
р е б ё н о к
б уд е т
х о р о ш о
определять разницу, можно постепенно
добавлять
по
одному
п р ед м е ту
промежуточного размера.
Вкус
Любая трапеза может превратиться в
и г р у
п о
р а з в и т и ю
в к у с о в ы х
ощущений.
Просто
предложите
малышу сравнить кислое и сладкое,
тёплое и прохладное. Кстати, такие
игры
очень
помогут
познакомить
ребёнка
с
разными
вкусами,
что
пробудит в них пищевой интерес. Но делать это рекомендуется не ранее 6
месяцев.
Прикосновения
П р и к о с н о в е н и я
я в л я ю т с я
д ополнительным
и с т оч н и ко м
информации, которую мы получаем
при
помощи
зрения
и
слуха.
Но
только
благодаря
прикосновениям
мы
можем
ощутить
температуру,
влажность,
плотность,
фактуру.
Научите малыша не только брать предметы в руку, но и целенаправленно
их
ощупывать.
Ещё
с
рождения
давайте
малышу
разнообразный
фактурный материал для развития мелкой моторики. Знакомьте как можно
с большим количеством материалов.
Здесь вам помогут игры с бутылочками с холодной и горячей водой,
закапывание в миску с крупой маленькие игрушки. Детям после 3 – х лет
предложите поиграть в игру, смысл которой заключается в том, чтобы на
ощупь определить, какие игрушки находятся в мешочке, не смотря при
этом вовнутрь.
Мир звуков
Сенсорное развитие ребёнка не обходится без знакомства со звучащим
миром.
Это
развитие
фонематического
слуха
(речь)
и
физического
(различение
звуков
и
шумов).
Зачастую
родители
придают
огромное
внимание развитию именно фонематического слуха, рассчитывая на то,
что ребёнок скорее заговорит. Но физический слух не менее важен, ведь
он играет огромную роль в ориентировании ребёнка в окружающем мире.
При этом этот вид слуха сам не развивается, поэтому это нужно делать
родителям.
Для
развития
физического
слуха
подойдёт
множество
предметов
–
музыкальные
инструменты
и
игрушки,
предметы
быта,
естественные
материалы. Демонстрируйте малышу, как звучат ложки, поёт музыкальная
коровка, капает вода за окном или в кране. Просите показать источник
звука. Обращайте внимание на громкость, знакомьте с понятиями громко и
тихо.