Автор: Дадова Светлана Касбулатовна
Должность: Преподаватель русского языка
Учебное заведение: ТФ ГБПОУ
Населённый пункт: ТЕРЕК
Наименование материала: Доклад
Тема: "Профессиональная направленность преподавания русского языка в СПО"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж»
Терский филиал
Доклад
на тему:
«Профессиональная направленность
преподавания русского языка в СПО»
Выполнила
преподаватель русского языка
Дадова Светлана Касбулатовна
г.п.Терек, 2019г.
Содержание
1.Введение
2. Основная часть. Профессиональная направленность преподавания русского
языка. а)
диктанты с профессиональной лексикой;
б) сочинение как один из видов практической работы;
в) тестирование по профессии «Автомеханик».
3.Заключение. Значение профессиональной направленности.
4.Литература.
Введение
На сегодняшний день огромное число автомобилей буквально
заполонило улицы нашей страны. Чтобы этот огромный автопарк постоянно
мог находиться в исправном состоянии, необходима специальная служба по
диагностике неисправностей и ремонту автомобилей. Работниками этой
службы являются автомеханики. В задачи этой профессии входит, прежде
всего, выявление неисправности в автомобиле, общая оценка состояния
машины, а также последующий ремонт, регулировка и отладка механизмов
автомобиля. Атмосфера творчества, которая утверждается во всех областях
жизни общества. оказывает благотворное влияние на профессиональное
образование, стимулирует поиск преподавателя. пробуждает активность и
интерес студентов к учению. Особенность системы среднего
профессионального образования при обучении рабочим профессиям
заключается, в первую очередь, в том, что важнее всего является обучение
именно профессии, умению трудиться, естественно, общеобразовательные
предметы зачастую отходят на второй план. Успешное решение данной
проблемы возможно при понимании ряда особенностей профессиональной
деятельности. Профессиональная деятельность обучающихся носит
интегративный, межпредметный характер. Вместе с тем в учебном процессе
все, что должен знать и уметь выпускник, изучается дифференцированно,
разложено по отдельным дисциплинам. Таким образом, самая существенная
и трудная часть воспитательно-образовательного процесса – объединение
знаний и умений в определенную целостность – осуществляется достаточно
фрагментарно и ограничено, особенно на таких предметах, как русский язык .
Преодоление же этого недостатка возможно, если в преподавании данных
предметов гуманитарного цикла использовать профессиональную
направленность.
Значение русского языка как учебного предмета для будущих рабочих
определяется, прежде всего, необходимостью сформировать у обучающихся
навыки свободного владения устной и письменной речью. Я считаю, русский
язык может являться не только предметом изучения, но и средством обучения
будущей профессии. Техника чтения, умение правильно понимать чужую
речь, осмыслить прочитанное, вычленить главное – все это элементы,
развиваемые в процессе изучения русского языка. В условиях
профессионального обучения эти элементы находят значительное развитие на
материале предметов общетехнического и профессионального циклов.
Кроме того, в отличие от школы, где состав обучающихся известен
преподавателям по предыдущим годам обучения, на рабочие профессии
техникума ребята приходят из разных образовательных учреждений, имеют
неоднородный уровень знаний. Входное тестирование по русскому языку
показывает, что практически все обучающиеся малограмотны, у них
недостаточно развиты устная и письменная речь, творческое самовыражение
и мышление. Считаю одним из путей решения проблем – применение на
уроках русского языка элементов информационных технологий обучения с
профессиональной направленностью. Я убедилась, что использование ПК на
уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские
способности обучающихся, повышает их активность и самостоятельность,
способствует более осмысленному изучению материала, значительно
повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Актуальность преподавания русского языка с профессиональной
направленностью обусловлена тем, что эффективность учебного процесса
повысится, если обучающийся займет активную позицию при изучении
предмета, рассматривая его как образовательный процесс, в котором он лично
заинтересован и который для него имеет личностный смысл.
Основная часть
Профессиональная направленность в преподавании
русского языка .
Формированию профессиональной компетентности особое внимание
уделяется на уроках русского языка . Данные уроки помогают обучающимся в
усвоении технической терминологии. В процессе профессионально
направленного обучения русскому языку обучающиеся учатся:
1.
Орфографически и грамматически правильно писать, воспринимать
смысловую информацию текста профессионального содержания
(например, составление автомобильного словаря, «Автомобильный
словарь»).
2.
Составлять инструкции по охране труда; краткие руководства по работе
механизмов и агрегатов; деловые документы, связанные с
профессиональной сферой общения.
3.
Вести диалог на профессиональную тему; воспринимать и понимать
речь собеседника; рассказывать конкретному адресату о своей
профессии; проявлять интерес к людям труда.
4.
Осуществлять контроль знаний (самоконтроль, взаимоконтроль).
Занимаясь культурой речи, обучающиеся совершенствуют навыки ведения
диалога, овладевают качественной монологической речью. Все это позволяет
им увереннее чувствовать себя на уроках, способствует непринужденному
общению в различных ситуациях общения, в том числе и профессионально-
производственной сфере.
Итак, профессиональная направленность на занятиях русского языка в
системе среднего профессионального образования способствует становлению
будущего специалиста, способного адаптироваться в современных рыночных
условиях. Тем самым достигается конечная цель образовательного процесса -
гармонично-развитая личность, гражданин, семьянин, профессионал.
Обучающийся в профессиональном учреждении становится обладателем
важнейших профессиональных и духовно-нравственных качеств личности,
что в конечном итоге приводит к успешной самореализации в современном
мире.
Значение русского языка как учебного предмета для будущих рабочих
определяется, прежде всего, необходимостью сформировать у обучающихся
навыки свободного владения устной и письменной речью. Я считаю, русский
язык может являться не только предметом изучения, но и средством обучения
будущей профессии. Техника чтения, умение правильно понимать чужую
речь, осмыслить прочитанное, вычленить главное – все это элементы,
развиваемые в процессе изучения русского языка. В условиях
профессионального обучения эти элементы находят значительное развитие на
материале предметов общетехнического и профессионального циклов.
Кроме того, в отличие от школы, где состав обучающихся известен учителям
по предыдущим годам обучения, на рабочие профессии колледжа ребята
приходят из разных образовательных учреждений, имеют неоднородный
уровень знаний. Входное тестирование по русскому языку показывает, что
практически все обучающиеся малограмотны, у них недостаточно развиты
устная и письменная речь, творческое самовыражение и мышление. Считаю
одним из путей решения проблем – применение на уроках русского языка
элементов информационных технологий обучения с профессиональной
направленностью. Я убедилась, что использование ПК на уроках дает
высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности
обучающихся, повышает их активность и самостоятельность, способствует
более осмысленному изучению материала, значительно повышает уровень
рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Занимаясь культурой речи, обучающиеся совершенствуют навыки ведения
диалога, овладевают качественной монологической речью. Все это позволяет
им увереннее чувствовать себя на уроках, способствует непринужденному
общению в различных ситуациях общения, в том числе и профессионально-
производственной сфере.
Эффективность обучения русскому языку с учётом их будущей професии
находится в прямой зависимости от использования в учебном процессе
текстов по профессии. Работа с профессионально ориентированными
текстами на уроках по русскому языку способствует
активному включению студентов в учебнопрофессиональную деятельность,
знакомству с лексикограмматическим и понятийным аппаратом языка их
будущей професии. На своих уроках, в зависимости от профессии, подбираю
определённый текст, к которому задаются вопросы.
В нашем колледже ведется обучение студентов по разным профессиям:
«Автомеханик», «Сварщик ( ручной и частично механизированной сварки
(наплавки)», «Наладчик компьютерных сетей», «Парикмахер».
Обучение русскому языку имеет профессиональную направленность.
Несмотря на то, что грамотное владение русским языком необходимо
абсолютно для каждого будущего специалиста, предметное содержание на
разных профессиях отличается друг от друга.
Основной целью изучения дисциплины «Русский язык» для студентов всех
профессий является обучение грамотному владению языком как в
повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
В ходе изучения курса студенты знакомятся со следующими разделами:
Наука о русском языке (язык и общество, активные процессы,
происходящие в русском языке на современном этапе и т.д),
Фонетика, орфоэпия, орфография,
Лексика и фразеология,
Грамматика, орфография, пунктуация,
Функциональные стили речи
Практически в каждом разделе курса имеются темы занятий, на которых
можно реализовать принцип профессиональной направленности в группах
разных профессий.
Данный принцип может быть применен как во время аудиторной,
внеаудиторной или самостоятельной работы студентов.
Принцип профессиональной направленности начинает реализовываться
уже на втором занятии по дисциплине. Так, на занятии по теме «Язык как
средство общения и форма существования национальной культуры»»
студентам предлагается проанализировать современное состояние русского
языка. Абсолютное большинство отвечают, что на данном этапе
существования русский язык обогащается за счет появления в его составе
новых слов (как новообразованных, так и заимствованных). И здесь
обучающимся нужно привести примеры слов, связанных с их профессией. В
ходе такой работы студенты активно ведут умственную деятельность,
называют большое количество новых слов, что говорит об их
заинтересованности профессией и повышает интерес к ней, в том числе
повышает мотивацию к обучению русскому языку.
На занятии по теме « Лексическое значение слова» студенты пытаются
определить лексическое значение профессиональных слов по своей
специальности. Например, для студентов-автомехаников даются следующие
слова: диагностика, регулирование, балансировка, домкрат и др., для
сварщиков — металл, сварка. электрод и т.д., для наладчиков компьютерных
сетей — монитор, ноутбук, принтер.компьютер и др. Обучающиеся с
интересом высказывают предположения о значениях данных слов, показывая
тем самым свою осведомленность в профессиональной сфере. В качестве
внеаудиторной самостоятельной работы ребятам также предлагается
определить значения некоторых профессиональных слов.
Работа с профессиональными словами продолжается и на следующих
занятиях по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Синонимы.
Омонимы. Антонимы», «слово в лексической системе языка». Во внеучебное
время студентам дается задание составить словарь профессиональных
терминов. Так, обучающиеся профессии «Автомеханик» изучают надписи на
техническом оборудовании, читают инструкции по эксплуатации бытовых
приборов и техники и т.д. Такая работа способствует закреплению
специальной терминологии, развитию профессиональных знаний.
Большую роль играет такой тип задания, как диктант. Непростым является
вопрос подбора текста для контрольного диктанта. Согласно требованиям
текст должен быть образцовым с точки зрения идейно-художественной и
пригодным с точки зрения методической. Кроме того, текст должен быть
законченным по содержанию, включать в себя нужные орфограммы и
пунктограммы. Трудность подбора может быть снята, если обратиться к
произведениям классиков и современников литературы. Отбираемый текст
должен обладать удобностью к звуковому воспроизведению во время
диктовки.
Диктант – это один из сильных (в смысле воздействия на студентов) видов
письменных работ. Поэтому он стоит того, чтобы ему отдавалось
предпочтение. И чем лучше будут тексты для диктантов, тем благотворнее и
эффективнее будут результаты их применения.
В своей работе с целью формирования интереса к избранной профессии,
воспитанию любви к русскому языку в жизни, в профессии использую при
проведении контрольных диктантов тексты из специальной литературы –
учебников по специальным предметам (приложение 1). Обучающиеся с
интересом воспринимают текст, специальные термины им уже знакомы – это
позволяет избежать многих ошибок и убеждает их в том, что знание русского
языка им необходимо.
Зачастую в поиске профессиональных текстов помогают сами студенты. Их
привлекает практическая сторона изучения русского языка. С большим
интересом они приносят на занятия найденные статьи из журналов и
специальной литературы, конспекты лекций по профилирующим
дисциплинам. Такая совместная работа преподавателя и студентов позволяет
грамотно выстроить программу обучения, которая будет основываться на
реальных потребностях студентов и будет стимулировать посещение занятий
по русскому языку. Студенты осознают, что эти занятия помогают им
разобраться в специальной литературе, понимать и усваивать материал по
специальности, а, следовательно приближают их к достижению цели, ради
которой они пришли учиться в колледж.
Текст диктанта и задания к нему.
Автосервис.
Автосервис - активно развивающаяся сфера экономики, элемент
транспортной отрасли. Благодаря автомобильному сервису, регулярно
пользуясь его услугами, владельцы машин обеспечивают работоспособность
своих автомобилей, снабжаются необходимыми запасными частями и
материалами, получают достоверную информацию, касающуюся технической
эксплуатации и торговли ими, что является важным социальным фактором
роста благосостояния населения страны.
Автомобили в свою очередь систематически нуждаются в специальных
обслуживаниях: уборке - мойке, очистке, заправке топливом, маслом и
другими материалами, контроле их технического состояния, проведении ряда
профилактических работ, имеющих целью предупредить появления
преждевременных отказов и неисправностей, а также восстановить
утраченную работоспособность их агрегатов, узлов, деталей и систем.
Качество автосервиса по мировым стандартам складывается из
профессионального технического обслуживания и ремонта, доставки после
ремонта, обслуживания точно в обещанный день и час, предусматривает
разумные цены за услуги, доброжелательное обслуживание, эффективную,
аккуратную и быструю работу.
Автосервис будущего - это просторное, светлое помещение, оснащенное
современным инновационным оборудованием, где трудятся только хорошие
специалисты и все заказы выполняются качественно и в срок. (160 слов)
Грамматическое задание.
Вариант 1
Вариант 2
1.Сделать фонетический разбор.
топливом
ремонта
2. Указать ударные гласные в данных словах
автомобилей
складывается
3.Определить, сколько слогов в данных словах
неисправностей
восстановить
Текст диктанта и задания к нему.
Сварочное производство.
Современный технический прогресс в промышленности во многом
зависит от научной и инженерной мысли, направленной на развитие
сварочного производства. Сварка занимает ведущее место в реализации
новейших технологий. Достоинства сварки обеспечили широкое применение:
свариваются корпуса автомобилей, узлы и агрегаты самолетов, турбины,
котлы. Современный мир полностью держится на металле, потому что без
него нельзя построить высокие здания, машины, корабли. Металл
применяется повсеместно: в быту, в строительстве. Сварщик ручной и
частично механизированной сварки (наплавки)- профессия ответственная, от
качества которого зависит многое - долговечность и устойчивость, работа и
срок службы различной техники.
К плюсам профессии можно отнести престижность и высокую
востребованность на рынке труда. Молодым специалистам, только что
окончившим колледж, работу долго искать не придется - она находит их сама.
В условиях общей нехватки рабочего персонала эта профессия - на особом
счету, потому что сварочные работы требуются на любом производстве, а
молодых мастеров очень мало. В России наблюдается острая нехватка
сварщиков, монтажников. Сварка как изображение, которое получило
широкое применение в различных отраслях, имеет исторически российские
корни. Развитие науки о сварке и ее применение в разных отраслях имеет
огромное значение.(166 слов)
Грамматическое задание.
Вариант 1
Вариант 2
1.Сделать фонетический разбор.
сварка
техники
2. Укажите морфологическую принадлежность слова.
современный
металл
3. Сделать морфемный разбор слова.
сварочные
ответственная
4. Выполнить синтаксический анализ предложения.
2
13
Текст диктанта и задания к нему.
Технический прогресс.
Трудно представить себе жизнь современного человека без компьютера.
Его
мы
встречаем
повсюду:
в
аэропорту,
в
больнице,
в
школе.
История
компьютеров, в отличии от других изобретений человека- невелика: лишь в
сороковые
годы
прошлого
столетия
было
положено
начало
создания
вычислительной
машины
современной
архитектуры
и
с
современной
логикой. И вот менее чем за полвека компьютер проделал в своем развитии и
совершенствовании такой стремительный путь, с каким не сравниться ни
одно другое изобретение человека, включая атомную энергию и космическую
технику.
Благодаря успехам электроники, в частности массовому производству
интегральных
схем,
компьютер
превратился
из
гигантского
монстра,
занимавшего
в
пятидесятые
годы
целые
залы,
в
довольно
компактное
создание,
которое удобно размещается на письменном столе или даже
встраивается в корпус наручных часов. Ныне компьютер стал неотъемлемой
частью нашей повседневной жизни. Он стал незаменимым подспорьем в
жизни человека: ракеты запускаются в космос по показаниям компьютеров,
погода на завтра определяется мощнейшим компьютером. История ЭВМ-
история
виртуозных
технических
решений,
утопических
фантазий
и
коммерческой дерзости.
(160 слов)
Грамматическое задание.
Вариант 1
Вариант 2
1.Сделать фонетический разбор.
технику
космос
2. Укажите морфологическую принадлежность слова.
компьютера
виртуозных
3. Сделать морфемный разбор слова.
современной
гигантского
4. Выполнить синтаксический анализ предложения.
1
6
Текст диктанта и задания к нему.
Искусство парикмахера.
Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность.
Проходили века, постепенно человек вносил в создаваемые им предметы, в
том числе в прическу, свое представление о красоте, которое отражало и его
индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий конкретной
эпохе. По прическе можно было сказать о происхождении человека, о роде
его деятельности, религиозной и политической принадлежности.
Любая возможность улучшить свою внешность, как-то выделиться стала
насущной необходимостью, потому что каждый современный человек любит
меняться, стремится быть разной и неповторимой. Лучше всего поднимает
настроение и повышает уверенность в себе хорошая прическа, качественно
сделанная стрижка, модная укладка и оригинальная покраска волос.
Поэтому без профессионализма, креативности, коммуникабельности и
аккуратности парикмахеров, дизайнеров и стилистов, наш мир бы абсолютно
безвкусен
и
хаотичен
в
плане
красоты.
И
только
те,
кто
нашел
в
этой
деятельности свое призвание, становятся мастерами,
создающими новые
идеи, изменяющими стиль человека. Прическа была и будет своеобразным
паспортом
человека.
Парикмахеры,
создавая
себе
имя,
обслуживают
известных
людей,
участвуют
в
международных
конкурсах
,
открывают
салоны красоты, собственные студии причесок. Сегодня многие стилисты-
парикмахеры
также
популярны,
как
звезды
шоу-бизнеса,
являясь
востребованными на рынке труда.
(173 слова)
Грамматическое задание.
Вариант 1
Вариант 2
1.Сделать фонетический разбор слова.
прическа
покраска
2. Укажите морфологическую принадлежность слова.
уверенность
оригинальная
3. Сделать морфемный разбор слова.
парикмахеры
востребованными
4. Выполнить синтаксический анализ предложения.
1
8
Также на своих занятиях часто провожу словарные диктанты по
закреплению определенной изученной орфограммы с использованием
профессиональной лексики. Обучающиеся с интересом выполняют такие
задания и сами участвуют в составлении словарных диктантов на заданную
орфограмму.
Орфографический диктант.
Дифференциал, редуктор, карбюратор, трансмиссия, амортизатор,
рессоры, иммобилайзер, коллектор, подшипник, тахометр, аккумулятор,
автомобиль, автосервис.
Использование значимого для студентов материала в различных видах
аудиторной работы способствует максимально полному его восприятию
усвоению, что является очень важным для преподавателя-предметника.
Достаточно часто студенты нашего колледжа принимают участие в
различного рода конференциях, олимпиадах профессионального мастерства,
где представляют свои работы, доклады, презентации и т.д. Подготовка к
конференции требует от участника составления научного доклада, тезисов
доклада. Реальное задание стимулирует студента к качественному его
выполнению. В написании доклада, составлении тезисов и, впоследствии,
публичном выступлении помогают знания в области русского языка по темам
«Язык и речь. Основные требования к речи», «Текст, его строение. Виды
переработки», «Тезисы», «Выписка», «Реферат», «Очерк. Устное
выступление. Дискуссия», «Научный стиль речи. Его признаки»,
«Разновидности научного стиля речи», «Публицистический стиль речи. Его
особенности». В качестве внеаудиторной самостоятельной работы по разделу
«Функциональные стили речи» студенты пишут доклады, рефераты,
составляют тезисы докладов по профессиональной тематике (тему
формулируют самостоятельно).
Еще один вид внеаудиторной самостоятельной работы — написание
студентами сочинений-миниатюр, отражающих их знания по профессии и
отношение к ней, на темы: «Моя профессиональная карьера», «Почему я
выбрал эту профессию», «Значимость и роль моей будущей
профессиональной деятельности для общества», «Роль моей профессии в
решении современных экологических проблем и сохранении природной
среды обитания». Задание по написанию сочинений вызывает живой интерес
студентов и помогает раскрыть их творческий потенциал
Задания профессиональной направленности для обучающихся по профессии
«Автомеханик» по дисциплине «Русский язык»
1.Функциональные стили речи.
Я мчусь по перекрытому серпантину, останавливаюсь – и глазам не верю: от
передних колодок валит дым!
С чего бы? Тормоза на этой машине очень мощные! Задние тормозные диски
больше, чем передние на Калине, а передние похожи на большие блины. Но
даже 370 – миллимитровых чугунных дисков с восьмипоршнёвыми
суппортами не хватает для такой агрессивной езды – перегрев! Уступаю руль
коллеге, который сначала в спокойном режиме остужает механизмы, а уже
затем бросается атаковать повороты.
В шпильках купе упирается передней осью, но под тягой диски муфты
HALDEX пятого поколения сжимается под давлением - 40 бар и в середине
поворота «эрэска» начинает доворачиваться. В ходовых дугах недостаточная
поворачиваемость ощущается куда сильнее. На узкой дороге приходится
начинать манёвр заранее, чтобы переждать фазу сноса. В конце
прямолинейного участка вдруг бросаю взгляд на спидометр: я же мчусь со
скоростью 195 километров в час!
Задания
1.Попробуйте определить марку автомобиля
2.Озаглавьте текст, отразив в заглавии основную мысль
3.Определите стилевую принадлежность текста, аргументируйте свой ответ
4.Выпишите слова-термины. Какова их роль в тексте?
2.Лексика ограниченного употребления.
Узнайте слово по его лексическому значению
1.Синоним двигателя или мотора – (Силовой агрегат)
2.Все агрегаты, передающие энергию от мотора к колёсам – (Трансмиссия)
3.Силовая линия — двигатель и трансмиссия;
4.Важнейший компонент двигателя. Благодаря особой форме он
преобразовывает поступательное движение поршня во вращение. За счёт
этого удаётся передавать крутящий момент на колёса и обеспечивать
прямолинейное движение – (Коленвал)
5.Поддон автомобильного двигателя, предназначенный для накопления
смазочного материала, опоры некоторых деталей и защиты автомобильного
мотора от дорожной грязи – (Картер)
6. Синоним подвески – (Ходовая часть)
7. Шестерня, которая повышает тяговые характеристики автомобиля и
устанавливает оптимальную скорость вращения колёс – (Главная передача)
8.Синоним электронного впрыска топлива. Система подачи топлива в
автомобильный двигатель через форсунки, управляемые миниатюрным
компьютерным блоком – (Инжектор)
9 Устройство, запускающее автомобильный двигатель. Представляет собой
компактный электромотор, приводящий в движение поршни – (Стартер)
10.Механизм, позволяющий синхронизировать скорость вращения двухвалов,
соединённых с ним под различными углами – (Кардан)
Орфографический диктант.
Дифференциал, редуктор, карбюратор, трансмиссия, амортизатор, рессоры,
иммобилайзер, коллектор, подшипник, тахометр.
(При необходимости объясняем лексическое значение слов)
Часто применяются тестовые задания с профессиональной направленностью:
1 вариант
A1
1. Автомобиль
2. Двигатель
3. Автомеханик
4. Педаль
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?
1)
АккумулятОр
2)
АвтогонщИК
3)
АвтосЕрвис
4)
ПодшипнИК
В каком предложении вместо слова ТРАНСПОРТНЫЙ нужно
употребить АВТОМОБИЛЬНЫЙ?
1.Автомеханик — ведущая профессия на предприятиях ТРАНСПОРТНОГО
комплекса, он осуществляет диагностику, ремонт и обслуживание
автомобилей.
2.Профессия автомеханика чрезвычайно востребована, потому что
автомобили, как любые ТРАНСПОРТНЫЕ средства, имеют обыкновение
ломаться.
3.Правильно поставленный «диагноз» и верно выбранная методика
«лечения» ТРАНСПОРТНОГО средства может обезопасить водителя и
пассажиров.
A2
A3
4.Хорошо знаком с системой электропитания автомобиля, разбирается в
схеме подачи энергии к узлам ТРАНСПОРТНОГО средства.
В каком слове букв больше, чем звуков?
1)
Поршень
2)
Карбюратор
3)
Радиатор
4)
Цилиндр
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?
1)
ГенерАтор
2)
МахОвик
3)
КОллектор
4)
ШАтун
В каком предложении вместо слова СОВРЕМЕННЫЙ нужно
употребить НАСТОЯЩИЙ
1.В современное время ведут свою деятельность различные учебные
заведения, которые обучают своих воспитанников профессии автомеханик.
2.Современные темпы роста развития транспортной инфраструктуры
требуют наличия большого количества высококвалифицированных кадров.
3.Профессии в области эксплуатации транспортно-технических машин и
комплексов обеспечивают внедрение усовершенствованных технологий в
современное машиностроение.
A4
A5
A6
4.Современные разработки специалистов позволяют совершенствовать
технические характеристики механизмов, и тем самым повышать
продуктивность в сфере их деятельности
А7. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Запишите его в
исправленном виде.
1.Сегодня существование любого государства всего мира невозможно
без мощного транспорта.
2.Профессия автомеханика занимает центральное место в
автомобильном производстве.
2.Основными
качествами
работника
данной
профессии
являются
коммуникабельность аккуратность выносливость.
3.Автомобиль это отражение индивидуальности и стиля владельца.
II вариант
1.Установите стилистическую принадлежность данного текста:
Автосервис – активно развивающаяся сфера экономики, элемент
транспортной отрасли.
1. Художественный.
2. Научный.
3. Публицистический.
2. Является ли данный отрывок текстом:
Автосервис
будущего-
это
просторное,
светлое
помещение,
оснащенное
современным инновационным оборудованием, где трудятся только хорошие
специалисты и все заказы выполняются качественно и в срок.
1. Да.
2. Нет.
3. Архаизмы - это:
1. Пословицы.
2. Новые слова.
3. Устаревшие слова.
4. К какому типу речи относится данный текст?
Во многих странах, например в Западной Европе, водитель и пассажиры на
передних сиденьях обязаны быть пристегнутыми во время движения. Для
нарушителей данного правила предусмотрены серьезные штрафы, которые
могут достигать несколько сотен евро. Подобные законы существуют и в
большинстве американских штатов.
1. Описание.
2. Рассуждение.
3. Повествование.
5. Согласные [р], [н], [л]:
1. Глухие.
2. Сонорные.
3. Мягкие.
6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?
1. клАпан
2. тахомЕтр
3. жИклер
7. В каком слове имеется ошибка?
1. Винтилятор.
2. Собирать.
3. Статор.
Из всего сказанного следует вывод, что занятия по русскому языку
способствуют формированию общих компетенций:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
Современные работодатели диктуют образовательным учреждениям СПО,
что содержание общеобразовательной подготовки должно находиться во
взаимосвязи с профессиональной подготовкой и иметь профильную
направленность. Считаю, что занятия по русскому языку вполне отвечают
этим требованиям.
Заключение
Владение русским языком необходимо, чтобы стать
конкурентоспособной
личностью на современном рынке труда; формирование у
обучающихся коммуникативной компетенции, языковой, лингвистической
и
культуроведческой в сочетании с общими и
профессиональными компетенциями;
достижение результатов на личностном, метапредметном и предметном уров
нях.
Обучение русскому языку в колледже осуществляется в соответствии
с
государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
Однако обучение в колледже имеет свою специфику. Колледж готовит
обучающихся по разным профессиям и поэтому предметное
содержание по каждой
профессии имеет свои особенности.
Профессиональная направленность преподавания русского языка
стимулирует
процесс познания обучающихся. Основным фактором успешного
обучения является
мотивация, т.е. положительное отношение обучающихся к русскому языку ка
к учебной
дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями как
профессионально-
значимыми.
Дисциплина « Русский язык» становится не только объектом
усвоения, но и средством развития профессиональных умений
будущих специалистов,
формирования навыков общения в конкретных профессиональных,
деловых, научных
сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального
мышления. Это предполагает расширение понятия «профессиональная
ориентированность» обучения
русскому языку, когда становится недостаточным лишь требование
профессионально
ориентированной направленности содержания учебного материала.
Организация учебной деятельности в колледже – рабочая учебная програ
мма, УМК,
система подачи учебного материала,
контроль над его усвоением – должны обеспечить
владение русским языком на уровне профессионально-
ориентированных
коммуникативных навыков будущих специалистов в технической и экономич
еской сфере
деятельности. Основой научной информации является терминология.
Техническая и экономическая терминология
важный пласт терминосистемы русского языка.
Обучение научной терминологии приобретает особую актуальность и
ведет к обогащению специальной лексикой.
Важной становится работа над профессионально-ориентированными
текстами.
Обучающиеся получают новую информацию и систематически
пополняют
терминологический словарный запас. Тексты берутся из учебников и учебны
х пособий по
специальным дисциплинам. Тексты, доступные с небольшим количеством
неизвестной
лексики, что не затрудняет усвоение коммуникативно-актуальной лексики. Св
язь текста с
будущей специальностью повышает мотивацию к обучению русскому языку.
Преподавание учебной дисциплины с профессиональной направленностью
создает все условия для подготовки квалифицированных специалистов,
способных составить
конкуренцию на современном рынке труда.
Литература:
1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д., 2014. – 323с.
2. Климов Е. А. Психология профессионала. – М., 2013. – 400 с.
3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М., 2011. –
215 с.
4. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. - М., 2010.
– 176 с.