Напоминание

Роль преподавателя в обучении (описание педагогической технологии)


Авторы: Пехтерев Сергей Викторович, Вартанян Владимир Хачикович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение №75
Населённый пункт: 215500 Смоленская область Сафоновский район город Сафоново поселок Шахта 3
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль преподавателя в обучении (описание педагогической технологии)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение

№75 Федеральной службы исполнения наказаний

(ФКП образовательное учреждение №75)

Роль преподавателя в обучении (описание педагогической технологии)

профессии «Электросварщик ручной сварки»

Преподаватель Пехтерев Сергей Викторович

город Сафоново

2019 год

Роль преподавателя по формированию работоспособного коллектива обучающихся в

группе № 4 ФКП образовательного учреждения №75 профессии «Электросварщик ручной

сварки» с учетом выявленных и теоретически обоснованных факторов, влияющих на

процесс

формирования

учебного

коллектива

в

учебной

группе.

Исходя

из

цели

определяются следующие задачи:

-изучить

соответствующего

литературу

по

формированию

работоспособного

учебного

коллектива обучающихся;

-раскрыть сущность коллектива;

-определить

пути

и

методы

влияния

преподавателя

на

формирование

коллектива

обучающихся.

Становление коллектива обучающихся.

Современные

образовательные

учреждения

призваны

подгот авливать

квалифицированных

рабочих,

обладающих

глубокими

знаниями

по

профессии

и

умениями в производственной деятельности, способных трудиться в бригадах и быстро

адаптироваться на предприятиях в процессе производства. В решении этих задач ведущее

место принадлежит педагогам. Они призваны не только передавать свои знания и опыт, но

и воспитывать активную жизненную позицию, формировать личность, привить рабочие

качества у обучающихся. В условиях обучения организация обучающихся в коллектив

осуществляется целенаправленно и последовательно. В этом смысле коллектив является

объектом

воспитательного

воздействия

и

управления

со

стороны

преподавателя.

Работоспособный учебный коллектив, это объединение обучающихся, устремленных к

единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношение

обучающихся к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от

успеха,

способностей

к

тому

или

иному

виду

учебного

труда,

сложившегося

опыта

учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического

мастерства

преподавателя,

характера

взаимоотношений

с

ним.

Признаком

работоспособного коллектива обучающихся является совместная деятельность его членов,

направленная на достижение поставленных целей. В отличие от трудовых коллективов, где

результаты коллективной деятельности оцениваются по уровню производительности труда

и степени сознательности рабочего, проявляемой в чувстве коллективной ответственности,

чести,

дисциплинированности

и

т.

д.,

деятельность

обучающихся

в

коллективе

оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе. Учебная деятельность

— основная для обучающихся. В состав коллектива обучающихся входят представители

другого

коллектива,

коллектива

педагогов,

которые

являются

не

просто

членами,

а

центральной

фигурой,

руководителем.

Он

направляет

совместную

деятельность

обучающихся, регулирует внешнюю и внутреннюю структуру коллектива, формы и нормы

межличностных

отношений.

Необходимость

руководства

со

стороны

преподавателя

обусловлена тем, что остальные члены коллектива, находящиеся в стадии развития и

становления личности, хотя и имеют достаточно жизненного опыта, но не научились еще

самоорганизации и поэтому не могут самостоятельно осуществлять основные функции

коллектива – учебную и воспитательную деятельность. Эта необходимость обусловлена и

самой

природой

обучения

и

воспитания,

они

не

сводимы

к

самообучению

и

самовоспитанию,

обучение

и

воспитание

невозможны

вне

системы

«педагог

обучающийся». Основной вид деятельности учебно-воспитательного коллектива – учение.

Совместная

учеба,

организованная

на

принципах

коллективизма,

при

значительном

развитии взаимопомощи и требовательности служит мощным фактором сближения членов

коллектива

обучающихся,

слияние

обучения

и

воспитания

в

единый

процесс.

Воспитательная

функция

коллектива

так

же

важна,

как

и

учебная.

Неоднородный

возрастной состав обуславливает особый подход к каждому обучающемуся с целью найти

сходство

и

общность

интересов

обучающихся,

высокую

степень

взаимопонимания,

большую

психологическую

совместимость.

Следует

помнить,

что

эти

типические

особенности обучающегося коллектива дополняются, а порой перекрываются видовыми

особенностями. Некоторые виды коллективов учебно-воспитательного типа сближаются с

коллективами других типов. Например, коллектив образовательного учреждения близок по

ряду

признаков

производственному

коллективу.

Цели

учебных

коллективов

многоплановые.

В

ходе

учебного

и

производственного

труда

обучающиеся

осознают

значимость

профессии.

Отношения

в

коллективе

обучающихся

характеризуются

единством интересов и взаимопомощью, взаимной ответственностью, заботой друг о

друге,

уважением

достоинства

товарищей,

установлением

деловых

контактов

обучающихся с производственными коллективами. Все это способствует всестороннему

развитию личности в коллективе обучающихся. Преподаватель несет ответственность за

учебу и моральный климат при проведении занятий. Преподаватель не несет прямой

ответственности за взаимные симпатии или антипатии обучающихся. Вместе с тем, нельзя

не согласиться, что личные взаимоотношения – очень важный момент: они оказывают

достаточно сильное влияние на результаты его работы. Преподаватель— центральная

фигура

в

обучении

и

воспитании

обучающихся.

На

учебных

занятиях

он

сообщает

обучающимся технические сведения, формирует у них теоретические знания, навыки

культуры

труда.

Одновременно

необходимо

влиять

на

обучающихся

путем

индивидуальных и групповых бесед. Труд преподавателя является самой ответственной

областью

человеческой

деятельности.

Поэтому

к

преподавателю

образовательного

учреждения предъявляются целый ряд требований:

- глубокое знание своего дела;

-

владение

и

постоянное

совершенствование

методики

обучения,

применение

разнообразных и наиболее эффективных методов обучения, умение интересно не только

рассказать о предмете, но и показать свое мастерство.

- изучение успеваемости обучающихся и их отношение к учебным занятиям (выполнение

учебных работ, прилежание и т.д.).

На обучающихся оказывает большое влияние личный пример преподавателя, уровень его

общей культуры. Преподаватель может успешно решать педагогические задачи только в

том

случае,

если

он

сам

является

культурным,

образованным,

передовым

человеком

общества.

Кроме

знаний

по

своей

специальности,

преподаватель

должен

стремиться

овладеть сведениями по другим отраслям науки и техники, которыми в настоящее время

интересуется молодежь независимо от профессии. Очень важно, чтобы преподаватель был

примером

подтянутости

и

аккуратности.

Хороший

преподаватель

с

большой

требовательностью

относится

как

к

профессиональным

занятиям,

так

и

к

своему

внешнему

виду.

Крайне

необходимо,

чтобы

речь

преподавателя

была

убедительной,

выразительной и доходчивой. Витиеватая, напыщенная речь, как правило, не убеждает.

Более того, обучающиеся не понимают ее. Не лучше и другой недостаток — сухость и

невыразительность

объяснений.

Важным

фактором

культуры

речи

является

тон.

Спокойный,

ровный

тон,

несомненно,

помогает

доказать

любую

мысль,

а

раздражительность, нервозность вызывают ответную реакцию. Педагогический такт —

важнейшее средство воздействия преподавателя на обучающихся при решении самых

различных вопросов, один из признаков педагогического мастерства преподавателя. От

такта

зависит

не

только

качество

учебно-воспитательного

процесса,

но

и

взаимоотношения педагога с обучающимися, его авторитет. Педагогический такт — это,

во-первых, уважение к личности обучающегося и требовательность к ним; во-вторых,

чуткость,

внимательность

к

обучающимся;

в-третьих,

доверие

к

обучающимся

и

одновременно

систематический

контроль

за

их

деятельностью.

Педагогический

такт

несовместим с торопливостью в оценочных суждениях педагога и его выводах и решениях

по

поводу

успеваемости

и

поведения

обучающихся.

В

первые

дни

обучения

преподавателю

необходимо

изучить

индивидуальные

особенности

своих

будущих

обучающихся. Первым источником сведений об обучающихся служит его личное дело.

Изучая личные дела можно получить первоначальное представление о составе группы и

решить, кому в первую очередь необходимо уделить внимание, возможно и найти из числа

обучающихся наиболее способных и активных. Важное событие для преподавателя –

первая беседа с группой, помня, что желание их учиться во многом зависит от первого

впечатления

об

образовательном

учреждении,

профессии,

педагогах,

знакомя

их

с

историей образовательного учреждения, его лучших выпускниках, традициях коллектива,

указывая обучающимся на условия, без выполнения которых нельзя успешно изучить

профессию: хорошая учебная дисциплина, образцовая культура поведения, борьба за

знания,

а

не

за

оценки.

В

результате

проведения

перечисленных

мероприятий

складывается определенное предварительное впечатление об обучающимся. После этого

намечается план работы с обучающимися, группой в целом, начинается формирование

работоспособного

коллектива.

Прогнозирование

нравственного

развития

коллектива

обучающихся

образовательного

учреждения

тесно

взаимосвязано

с

состоянием

технического

базиса

современного

производства,

с

особенностями

профессиональной

трудовой

деятельности.

Процесс

нравственного

воспитания

планируется

с

учетом

специфики профессиональной морали рабочих. Создание здорового работоспособного

коллектива группы – сложная и важная задача преподавателя. Формирование коллектива

обучающихся

в

учебной

группе

№4

образовательного

учреждения

№75

имеет

свою

специфику: в его основе лежит овладение конкретной профессией, путем совместной

организации работы по теоретическому и производственному обучению. Становление

коллектива

учебной

группы

имеет

несколько

этапов,

каждый

из

которых

отличается

целями и содержанием деятельности, характером складывающихся взаимоотношений,

уровнем развития общественного явления, позицией преподавателя. Опытные педагоги

дают обучающимся не только знания, они, прежде всего, учат их мыслить, пробуждают в

них

дарование,

развивают

сознательное,

творческое

отношение

к

работе,

которое

в

будущем станет основой их деятельности на производстве. В настоящее время требуется

системное осмысление профессионализма преподавателя, чтобы объективно оценить его

роль, возможности по формированию и укреплению ученического коллектива, выявить

степень

готовности

обучающихся

к

работе

по

выбранной

профессии

по

окончании

образовательного

учреждения.

Это

осмысление

на

основе

интеграции

философских,

социологических

и

психолого-педагогических

методов

изучения

коллектива

как

специфической

социально-профессиональной

группы

позволит

повысить

профессиональный

интерес

обучающихся,

выявить

заинтересованность

социума

в

адаптации

и

развитии

специалиста,

повышении

профессионализма

преподавателя.

Деятельность

преподавателя

в

образовательном

учреждении

№75

направлена

на

разработку гибких индивидуализированных программ, создание теплой, эмоционально-

безопасной

атмосферы

в

учебной

группе,

проявлении

уважения

к

индивидуальности

обучающегося,

поощрении

творчества

и

работы

воображения,

стимулирование

умственных

процессов.

Уровень

педагогической

компетентности

преподавателя

в

значительной

мере

определяет

качество

подготовки

обучающихся,

будущих

рабочих

современного производства: мобильных, конкурентоспособных, готовых к эффективной

работе. Важным направлением в работе преподавателя является создание условий для

саморазвития и самореализации обучающихся, раскрытия их творческого потенциала,

обеспечивающего

способность

принимать

нестандартные

решения,

успешное

продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности. Педагогический коллектив

в образовательном учреждении №75 активно принимают участие в различных конкурсах,

семинарах,

конференциях.

Преподаватели

должны

обладают

высокой

степенью

профессиональной компетентности, постоянно совершенствовать свои знания и умения,

заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов, вызывать интерес к

своему

предмету,

владеть

персептивными

способностями,

культурой

речи,

четко,

грамотно,

содержательно,

ярко

и

убедительно

излагать

учебный

материал,

быть

заинтересованными

в

успехах

обучающихся.

Эффективность

обучения

и

воспитания

обучающихся в значительной степени зависит от сотрудничества преподавателя и мастера

производственного

обучения.

Причем,

как

показывают

наблюдения,

уровень

этого

сотрудничества

непосредственно

отражается

на

отношении

обучающихся

к

профессиональной

подготовке,

общественным

делам.

Взаимодействие

педагогов,

их

пример оказывают сильное влияние на обучающихся, так как в учебную группу приходят

осужденные

с

разными

характерами,

интересами

и

с

разным

отношением

к

учебе.

Разнообразные формы делового сотрудничества преподавателя и мастера в интересах

подготовки квалифицированных специалистов невозможны без их общей педагогической

позиции

преподавателей,

согласованной

оценки

и

единого

подхода

к

обучающимся.

Положительный

опыт

совместной

деятельности

преподавателя

и

мастера

производственного обучения отражает такие педагогические закономерности, как глубокая

заинтересованность

педагогов

в

обучающихся,

стремление

быть

нужным

каждому

обучающемуся, желание привить ему интерес и любовь к профессии, воспитать его

хорошим специалистом. Совместная работа преподавателя и мастера позволяет развивать

творческие качества личности:

- целеустремленность;

- решительность;

- требовательность;

- независимость;

- энергичность;

- практичность;

- принципиальность;

- коммуникабельность;

- интеллигентность;

- конкурентоспособность.

Подготовка

специалистов,

отвечающих

современным

требованиям,

зависит

от

дальнейшего совершенствования работы преподавателя. Важными задачами современного

образования

является

подготовка

квалифицированного

специалиста

сегодня,

т.е.

конкурентоспособного специалиста. Конкурентоспособность специалиста это:

- компетентность и профессиональная мобильность;

- целеустремленность и уверенность в своих силах;

- предприимчивость и деловитость;

- эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

Краткое описание педагогической технологии

Основной формой организации учебной работы является урок с данной группой

обучающихся, со строго определенным расписанием занятий и постоянным составом

слушателей.

Эта

форма

предусматривает

общегрупповую

и

индивидуальную

работу

каждого обучающегося с применением разнообразных методов обучения. Преподаватель

должен выполнять требования, предъявляемые к уроку: единство обучения, научность,

систематичность, доступность и наглядность обучения, заинтересованность обучающихся

и их активность в процессе обучения. При подготовке к уроку преподаватель должен

учитывать трудности, с которыми ему придется сталкиваться на практике в частности, с

неоднородностью состава слушателей учебных групп по возрасту, общеобразовательной и

технической

подготовке,

производственному

стажу,

по

квалификации,

а

иногда

и

по

специальности.

Эта

неоднородность

состава

слушателей

предъявляет

повышенные

требования к выбору и применению методов преподавания, а также индивидуального

подхода

преподавателя

к

обучающемуся.

Обучение

в

исправительных

учреждениях

приводится, как правило, без отрыва от производственной работы. Это ограничивает

время обучающихся для выполнения ими внеклассных заданий во внерабочее время, а

преподавателя обязывает строить урок таким образом, чтобы изучение учебного материала

и прочное закрепление его осуществлялось на самом уроке. Преподаватель является

центральной

фигурой

учебного

процесса.

Он

должен

хорошо

знать

свой

предмет,

постоянно следить за достижениями науки и техники. Подготовка преподавателя к уроку

складывается из определения цели и содержания предстоящего урока, выбора методов его

проведения,

подбора

наглядных

пособий

и

составления

плана

урока.

Продумав

соответствующий раздел темы, преподаватель должен четко сформулировать цель урока и

определить круг тех знаний, которые должны быть сообщены обучающимся на данном

уроке. Преподаватель должен разграничить материал на наиболее важный, подлежащий

изучению и прочному усвоению слушателями, и второстепенный, с которым следует

познакомить

их

лишь

в

общих

чертах.

Преподаватель

обязан

тщательно

подобрать

необходимые

для

каждого

урока

цифровые

данные,

показатели

режима,

примеры

из

производственной

практики,

составлять

или

выбирать

из

соответствующих

учебных

пособий

задачи

для

упражнения

обучающихся.

С

особой

тщательностью

надлежит

продумать структуру и методы проведения урока, в частности, установить следует ли

проводить урок путем лекции или беседы, нужно ли для иллюстрации наглядные пособия

и

какие

именно

и

т.

д.

Подготовка

к

урокам

завершается

составлением

планов

их

проведения. План должен определять структуру урока, содержание учебного материала и

методы его изложения. В плане урока делаются ссылки на применяемые наглядные

пособия,

приводится

содержание

упражнений.

Преподаватель

избирает

такую

форму

плана,

которая

является

наиболее

целесообразной

для

данного

урока

и

состава

обучающихся. В практике технического обучения рабочих массовых профессий наиболее

распространённым является урок, включающий в себя разнообразные элементы учебной

работы. Такой урок, как правило, строится по следующей схеме:

- организационный момент,

- проверка выполнения внеклассной работы и повторение пройденного,

- сообщение темы и цели данного урока,

- изложение нового материала, опрос обучающихся по новому материалу, упражнения,

запись обучающимися важнейших формулировок, определений, правил, выводов,

- объяснение внеклассного задания

Организационный момент предусматривает быструю подготовку обучающихся к учебной

работе, создание учебной обстановки в группе. С этой целью преподаватель проверяет

присутствующих (с соответствующей отметкой в журнале) и их готовность к восприятию

учебного

материала.

Проверка

выполнения

самостоятельной

работы

имеет

целью

установить:

все

ли

обучающиеся

выполнили

данную

работу,

правильно

ли

они

их

выполнили и выявить ошибки, допущенные обучающимися с тем, чтобы часть урока

посвятить разбору этих ошибок. При оценке работ следует принимать во внимание не

только правильность выполнения задания по существу, но и качество его оформления.

Повторение

пройденного

имеет

целью:

закрепить

в

памяти

обучающихся

учебный

материал, установить связь между пройденным и новым, подготовить обучающихся к

восприятию

нового

материала.

Основным

методом

повторения

пройденного

является

опрос обучающихся по важнейшим вопросам, относящимся к содержанию предыдущего

урока. Ответы должны быть оценены (текущий учет успеваемости).

Сообщение темы и цели данного урока. Перед изложением нового материала

преподаватель

сообщает

обучающимся

для

записи

в

тетрадях

название

темы

урока.

Полезно

написать

тему

и

ее

план

на

классной

доске.

Вслед

за

этим

преподаватель

подробно раскрывает его целевую установку, разъясняет значение изучаемого материала

для производственной работы.

Изложение

нового

материала.

При

изложении

нового

учебного

материала

преподаватель должен руководствоваться следующими положениями:

1. Устное изложение должно быть содержательным, культурным по форме, доступным для

понимания.

2. Излагать новый материал следует с учетом представлений, знаний и опыта, которые

имеются у обучающихся. Изложение теоретического материала должно иллюстрироваться

примерами из практики данного производства.

3. Изложение нового материала должно, как правило, сопровождаться показом наглядных

пособий

или

демонстрацией

соответствующих

опытов.

Отдельные

уроки

полезно

начинать непосредственно в цехе, или в лаборатории, чтобы затем на основе увиденного

сделать обобщающие выводы в классе.

4. Урок не следует перегружать второстепенным учебным материалом и излишними

доказательствами (достаточно привести 1—2 наиболее ярких доказательства по каждому

отдельному вопросу).

5.

Во

всех

случаях

необходимо

разъяснять

обучающимся

причинные

связи

между

явлениями и никогда не ограничиваться сообщением им только догматических положений.

Нельзя, например, ограничиться указанием, что смазка предохраняет ту или иную деталь

от преждевременного износа и повышает срок ее работы. Следует объяснить, что это

происходит вследствие уменьшения трения, а трение уменьшается благодаря созданию

масляной пленки между трущимися частями.

6. В целях активизации обучающихся, более глубокого и прочного усвоения материала,

преподавателю

следует

обращаться

с

вопросами

к

группе,

чередовать

изложение

с

беседой,

упражнениями,

решением

задач

у

доски,

вычерчиванием

схем,

записями

конспекта и пр.

Опрос обучающихся по новому материалу проводится с целью проверки понимания

изложенного

материала,

разъяснения

непонятных

вопросов

и

закрепления

знаний,

полученных

ими

на

данном

уроке.

Эта

часть

урока

проводится

в

форме

беседы.

Упражнения проводятся на уроках с тем, чтобы обучающиеся применили на практике

полученные

ими

знания

и

тем

самым

закрепили

их

в

своей

памяти.

В

качестве

упражнений, помимо решения задач обучающимся могут быть даны задания вычертить

схему технологического процесса, сделать чертеж детали и др. Целесообразно также

задавать вопросы по существу выполняемой работы, ставя вопросы перед всей группой и

вызывая для ответа менее подготовленных обучающихся. Особое внимание преподаватель

должен

уделять

отстающим,

тщательно

наблюдать

за

выполняемой

ими

работой

и

оказывать им необходимую помощь. Запись выводов, правил и определений. Проверив

подготовку

к

записи

конспекта,

преподаватель

медленно,

отчетливо

диктует

заранее

подготовленные формулировки. Цифровые данные, формулы, технические термины и

выражения рекомендуется записывать на классной доске.

Объяснение внеклассного задания. В заключительной части урока преподаватель

объясняет

самостоятельное

задание

и

сообщает

обучающимся

тему,

время

и

место

очередного урока. В качестве самостоятельных заданий могут применяться следующие:

- изучение материала по учебнику с целью закрепления пройденного в аудитории;

- изучение нового материала по учебнику с целью подготовки к очередному занятию;

- повторение пройденного по своему конспекту;

- вычерчивание схем, эскизов машин;

- переписывание конспектов начисто (для менее подготовленных).

Давая обучающимся те или иные задания самостоятельной работы, преподаватель обязан

разъяснить методику их выполнения и проследить за тем, чтобы содержание задания было

правильно понято и записано. Кроме занятий, проводимых по описанной схеме, могут

иметь место и другие типы занятий, как урок по сообщению новых знаний лекционным

методом; урок, посвященный повторению и опросу; урок самостоятельной работы. В

зависимости

от

состава

слушателей

по

технической

подготовке

преподаватель

сам

выбирает тип занятия и излагает материал доходчиво до всей группы.

По теоретическому обучению следует иметь:

1. Схему подготовки преподавателя к занятию.

2. Планы уроков лучших преподавателей по различным темам программы.

3.

Сборник

учебных

планов

и

Профессиональные

образовательные

программы

для

различных специальностей.

4. Конспекты по различным предметам и темам.

5. Схему методов обучения.

6. Рекомендательные списки учебников, научно-технической литературы, справочников,

учебных плакатов и других наглядных пособий.

7. Материалы по учебно-методической работе.



В раздел образования