Автор: Макаров Василий Васильевич
Должность: преподаватель актерского мастерства и сценической речи
Учебное заведение: МАУДО "ДШТИ"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: Сценарий театрализованного представления
Тема: Детство, опаленное войной
Раздел: дополнительное образование
Детство, опаленное войной…
Театрализованное представление.
Дети играют в увлекательную, веселую, шумную игру. Она прерывается
внезапно звуком сирены. Война.
Чтец: Война безжалостно вторглась в их детство. Они испытали все тяготы
военного времени наравне со взрослыми. Сегодня мы пролистаем
странички воспоминаний Эллы Фоняковой, которая, со многими
ленинградцами, не оставила окруженный, немецкой армией, город. Ей
было 7 лет. Увидьте войну ее глазами.
Чтец 2: отрывок «Энзе»
Меня завораживает красивое слово «энзе». Я стараюсь почаще употреблять
его в разговоре. Пристаю к маме:
- Давай посмотрим наше энзе!
И когда мама свободна, она поддаётся на эти просьбы. Из буфета извлекается
маленькая матерчатая сумочка, розовая, вышитая крестом, на молнии. В ней,
аккуратно упакованные и перевязанные ленточками, лежат пакетики, похожие
на новогодние подарки. Это плитка шоколада «Наша марка», несколько тюби-
ков витамина «С» и три засохшие сдобные булочки с изюмом. Мама бережно
перебирает содержимое энзе. Папа утверждает, что мы молодцы, — хорошо
подготовились к войне.
Чтецы 3 и 4: «Мы ищем ракетчика»
В городе много таинственных происшествий. Например, говорят, появились в
изобилии немецкие шпионы и ракетчики.
- Видела ракеты? — спрашивает Ирочка.
Я не видела, но на всякий случай неопределённо киваю головой.
Представляешь, он сидит на крыше и караулит. Услышит, немецкий самолёт
летит, — и сразу запускает в небо из пистолета такую как бы электрическую
лампочку. Зелёную или красную. Она подвешивается...
- Где подвешивается? На небе?
А то где же?
А на чём подвешивается? На звёздочке?
- Что ты пристала? Не мешай рассказывать. Ну, эта лампочка горит и всё
вокруг освещает. И фашист видит, где чего бомбить.
- И нас с тобой может увидеть?
Конечно! А ещё этот ракетчик заводит патефон, чтобы не слышно было, как
он выстреливает. Так что услышишь громкую музыку — знай: это ракетчик.
Вот в чердачном окошке мелькнула какая-то тень. Шпион! И музыка, музыка
играет! Я же слышу!
1
Скатываюсь с подоконника и опрометью, мимо растерявшейся тёти Юли,
кидаюсь в коридор.
— Ирка! Ирка! Я видела! Он — там! И патефон!
Не успевает тётя Юля опомниться, как мы с Ириной вылетаем на улицу, в
несколько прыжков пересекаем Малый и устремляемся вверх по какой-то
лестнице. Мелькают ящики с песком, огнетушители, синие вёдра, прыскают в
стороны испуганные кошки, и наконец — дверь на чердак! Теперь он от нас
не уйдёт! Дети могут поймать шпиона не хуже взрослых — нам же читали,
мы в кино видели! Надо только поднять побольше шума, чтобы все
сбежались на помощь. Дверь заперта. Закрылся изнутри! Проклятый шпион!
Мы барабаним по доскам изо всех сил, отчаянно вопим и стучим ногами. Из
квартир высыпают испуганные жильцы — ребятня, старики.
— Он на чердаке, с музыкой! Скорее!
...Самое удивительное, что к этой панике отнеслись серьёзно. Пришла
дворничиха, открыла чердак, и целая толпа тщательно обследовала все
закоулки, а один паренёк даже вылез на крышу и, козырьком приложив
ладонь ко лбу, обозрел всё пространство вокруг. Но ракетчика не нашли.
Наверное, он все-таки успел удрать.
Чтец: В это время дорогами войны шагали тысячи взрослых, чтобы защитить
детей, своих и чужих. Защитить их от смерти. Часто ценой своей жизни.
Песня коллективная «Дороги»
Чтецы 6 и 7: «Немцы»
Во дворе говорят, немцы скоро Ленинград возьмут, — сообщает Ирочка.
Возьмут? Я настолько потрясена этой вестью, что убегаю к себе в комнату,
отгораживаюсь от тёти Юли диванным валиком и долго сижу молча. Надо
осмыслить, обдумать, что-то решить для себя.
Немцы возьмут Ленинград!..
Я вижу затихший город. По гулким линиям Васильевского острова
сомкнутыми цепями, как белые, которых я видела в кинофильме «Чапаев»,
двигаются немцы, выставив вперёд когтистые лапы и оскалив хищные зубы.
Один, самый отталкивающий, командует:
— Айн, цвай, драй! Айн, цвай, драй!
Немцы всасываются в подворотни, в подъезды, выламывают двери квартир.
Господи, куда же деваться от них?
Куда спрятать тётю Юлю, маму, папу? Взрослых можно распихать по
шкафам, а сама я протиснусь под диван. Ноги вот только будут торчать...
Найдут! Всё равно найдут.
А если не прятаться, а присесть за дверью — и — бэммс! — первого же гада
сковородкой по голове? И второго, и третьего — всех подряд? Да ещё каждо-
2
му жильцу по сковородке в руки! Это уже какой-то выход. Но страх не
проходит. Стучусь к Ирочке. Она тоже задумчива.
— Врут во дворе, — с надеждой говорю я.
— Конечно, врут, — охотно соглашается Ирочка. — Паникёры они, вот и
всё.
Чтец: 8 «Ведущие предметы»
Ведущих предметов у нас в школе два: МПВО - местная противовоздушная
оборона и противогаз. Мы уже знаем, как тушить зажигательную бомбу.
Например, стоишь ты на крыше своего собственного дома, глядишь в небо.
Вдруг на тебя летит «зажигалка». 11 и в коем случае не теряйся. Хватай в
одну руку специальные щипцы — их на чердаке полным-полно, а в другую
— фанерный щит. И — боком, боком, как во время игры в «петушки»,
приближайся к этой заразе. Хоп! Зажимай её хвост щипцами — и прямо в
бочку с водой! Она пускает шип по-змеиному, вода брызжет н разные
стороны, но ты ничего не бойся: самое страшное уже позади.
Мы с увлечением репетируем поединок с бомбой. Особенно здорово
получается у Вольки Скворцова, разудалого парнишки с дерзкими глазами. Я
немного побаиваюсь Вольки, хотя втайне восхищена его лихостью. Он-то на
меня — и это, разумеется, вполне естественно — ноль внимания.
Но в один из дней Волька не является на уроки. Его нет день, два, три,
неделю... Мы скучаем без Вольки, даже Пётр Константиныч скучает. Он
каждый день спрашивает у нас:
- Что такое со Скворцовым?
Но мы ещё мало знаем друг друга, и никто ничего про Вольку не слышал.
Надо его навестить, — решает учитель. — Кто со мной?
Желающих много.
Волькин дом — на Среднем проспекте. Шестиэтажный, серый, похожий на
наш. Таких домов много на Васильевском. Мы все звоним, нажимая по
очереди белую фарфоровую кнопку звонка. Долго никто не отмирает.
Наконец дверь полуоткрывается. В прихожей мгла, и мы не сразу различаем
на пороге маленькую фигурку. Это малыш лет пяти, видимо, Волькин
братишка.
Здравствуй, — вежливо говорит Пётр Константинович. — Мы пришли
узнать, почему Воля не приходит в школу. Он болен?
Мальчишка отвечает не сразу. Он не произносит букв «р» и «л».
— А Вою мама похоониа...
— Что?! Не может этого быть!!!
— Похоони-аа, — тянет мальчуган. — Он зажигауку тушиу... Его обожгво
сийно...
Пётр Константинович прикрывает глаза рукой.
— Идите, друзья, по домам... Идите, — каким-то вдруг очень тоненьким
голосом говорит он нам.
А я подожду Волину маму.
3
Ролик на проекторе.
Чтецы 9, 10 и 11: «Зовут ее Галя»
Как-то в сумерки, когда мама была уже дома, мы услышали в прихожей
непривычную возню и чьё-то прерывистое дыхание. Выскакиваю посмотреть
— тётя Соня. Согнувшись в три погибели, она пыхтит и тащит на спине
нечто, похожее на большой мешок.
- Ленка, мужчины есть кто? — выдыхает тёти Соня. — Скорей, помогите
мне... Ну, скорей же!..
Выбегает мама. Втроём мы затаскиваем в комнату то, что показалось мне в
сумерках мешком. Это человек. Девушка лет восемнадцати. Глаза её плотно
сомкнуты, руки безжизненно повисли.
— Соня, кто это?
— Ой, не спрашивайте, потом расскажу! Есть у нас горячая вода?
Тётя Соня и мама кладут девушку к нам на кушетку, я наливаю стакан
кипятку из термоса, и мы, все вместе, стараемся влить ей в рот глоточек
воды, массируем лицо, руки. Наконец девушка приоткрывает веки,
опушённые заиндевевшими ресницами, — в комнате такой холод, что иней не
тает...
Через два часа наша гостья уже может полулежать, опершись на подушки.
Мы предлагаем ей поесть: в ответ она заливается слезами, потом с дикой
поспешностью проглатывает хлеб и блюдечко пшённой каши. Больше ничего
у нас нет...
Девушка засыпает, укрытая пледом, а тётя Сони рассказывает:
Я в подъезд уже завернула — и спотыкаюсь о что-то. Наклонилась — в
подъезде темно, не видать ничего толком. Гляжу — лежит вот она. Застылая
вся, ноги торчат, худые... Я сердце послушала. Стучит! Редко только очень, но
стучит... Нет, думаю, нельзя так девку оставлять, помрёт, замёрзнет
окончательно... Ну и взвалила её себе на плечи, поволокла. А у самой - все
дрожит внутри, сердце прямо останавливается, пятый этаж ведь не шутка...
Да что ж ты нас не позвала, — удивляется мама.
Сбегала бы наверх!
-
Сбегала бы! А где у меня силы — два раза на пятый бегать? Я и так
думала — не добреду...
Два дня девушку ни о чём не спрашивали. Она
отлежалась, подкормилась чуть-чуть — и всё молчала, только глазами
поводила. Наконец заговорила сама.
Зовут её Галя. В дом, где жила Галина семья, попала бомба. Мать, сестрёнка,
брат погибли. Самой Гали не было, она ходила куда-то. Узнав страшную
правду, потеряла сознание прямо па улице. Когда очнулась, карточек в
4
кармане уже не было... Скиталась по подъездам, к знакомым идти не
решалась, побоялась, что не приютят без карточек. Типичная блокадная
трагедия...
Мима сняла с кушетки подушки, валик и составила на них нечто вроде
лежанки. Лежанку расположили в центре, между двумя нашими отсеками, у
камина. Тетя Соня постелила Гале чистую простыню — последнюю,
извлечённую со дна чемодана. Папа достал своё драповое демисезонное
пальто и предложил Гале в качестве одеяла.
Потом мы долго пили горячий чай без заварки и без сахара. То есть просто
кипяток, но нам приятнее было
называть его чаем.
— Ничего, — сказала мама. — Как-нибудь перезимуем. Вместе веселее будет.
Чтецы 12 и 13: «Горбушка»
Галя оправилась немного от своего горя, отошла, привыкла к нам. Она
милый, добрый человечек. Немногословна, приветлива, хорошо умеет
слушать других.
Неожиданно Галя делает признание:
Я шить люблю. У меня мама портниха. Была... портниха.
Ну, с этой профессией нигде не пропадёшь, помедлив, откликается тётя Соня.
— Чего ж раньше молчала?
И действительно, нового члена нашей коммуны "отрывают с руками» в
первой же пошивочной мастерской. Она будет шить ватники и гимнастёрки.
„.Вскоре Галя получает зарплату и карточки! Прибегает домой, зарёванная от
радости:
Карточки! У меня карточки! Ольга Сергеевна, вот держите! Только... Вы не
будете на меня сердиться. Я за сегодня хлеб уже выкупила. Вот...
Галя извлекает из сумочки хлебную горбушку.
— Понимаете, я заскочила в булочную — так, посмотреть, на всякий случай,
а туда свежего хлеба привезли, и очередь небольшая. И мне до того захо-
телось Ленку порадовать! Пусть это будет ей от меня вроде как подарок с
первой получки, ладно? Не сердитесь, да?
Мама не сердится.
Она целует Галю.
А я — на седьмом небе! Вот это подарок так подарок! Целая горбушка!
Сначала я долго созерцаю её, держа на ладони. Тем временем у меня в голове
складывается подробный план, как лучше ею распорядиться, чтобы продлить
удовольствие.
Во-первых, надо укрыться в укромном уголке — чтобы не дразнить
остальных.
5
Во-вторых, начинать, пожалуй, надо с мякиша, постепенно выедая в куске
нечто вроде коробочки.
В-третьих, хлеб буду не откусывать, а лишь легонько отщипывать губами
шершавые крошечки. Если прижать их языком к нёбу и слегка посасывать, —
хлебный вкус дольше сохраняется.
В-четвёртых, когда останется лишь корка — «коробочка», — от неё руками,
осторожнейшим образом, чтобы ничего не обронить, стану отламывать
небольшие кусочки. Они чуть припахивают керосином. Их можно долго
держать во рту и смаковать...
Вот какая у меня сложилась чёткая программа действий. Согласно ей я и
расправилась с незабвенным Галиным подарком.
Чтец:
Война унесла жизни многих ленинградцев, но город выстоял, планы
фашистов сровнять Ленинград с землей так и не осуществились. Жизнь
победила смерть!
Пластический этюд «Жизнь побеждает смерть»
Выходят все.
Роберт Рождественский «Помните», глава из поэмы «Реквием»
Помните!
Через века, через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,—
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся,—
6
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет,—
помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,—
о погибших
помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда,—
заклинаю,—
помните!
Все участники на сцене. Поклон.
Тексты взяты из книги Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы»
7