Напоминание

Общение педагогического опыта


Автор: Марисова Марина Петровна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКОУ СОШ №6 им.Героя России Шерстянникова А.Н.УКМО
Населённый пункт: г.Усть-Кут,Иркутская обл.
Наименование материала: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках ИЗО"
Тема: Общение педагогического опыта
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казённое учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

имени Героя России А. Н. Шерстяннникова УКМО

«Развитие творческих способностей учащихся

на уроках изобразительного искусства»

(из опыта работы)

Марисова Марина Петровна,

учитель ИЗО

Сегодняшние тенденции развития общества предъявляют школе ряд требований,

одним

из

которых

является

формирование

творческой

активности

её

выпускников.

Современная

общеобразовательная

школа

должна

помочь

становлению

личности,

обладающей

такими

важнейшими

качествами,

как

инициативность,

способность

творчески

мыслить

и

находить

нестандартные

решения,

проявлять

готовность

к

самообразованию на протяжении всей жизни. Неслучайно первым пунктом президентской

инициативы 2010 г. «Наша Новая школа» является переход на новые образовательные

стандарты,

содержащие

требования

к

образовательным

программам,

к

результатам

образования, к условиям, которые должны быть созданы для достижения этих результатов.

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

(ФГОС)

ставят

перед

учителями задачу формирования у учащихся «универсальных учебных действий, умения

учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается

путем осознанного, активного приобретения учащимися социального опыта. При этом

знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих

видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в

тесной связи с активными действиями самих учащихся».

Поэтому особую значимость

приобретает выбор и использование разнообразных образовательных технологий. В связи

с

этим,

возникает

задача

-

создать

наиболее

благоприятные

условия

для

развития

творческого мышления учащихся. Важное место в данном аспекте занимают предметы

художественно-эстетического направления.

Сущность творческой деятельности у И. Канта воплощается в формах продуктивного

воображения.

Выгодский

Л.С.

в

своей

книге

«Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте» (СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.) писал: «Именно творческая деятельность человека

делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое

настоящее.

воображение

как

основа

всякой

творческой

деятельности

одинаково

проявляется

во

всех

решительно

сторонах

культурной

жизни,

делая

возможным

художественное, научное и техническое творчество».

Развивая воображение, мы можем дать ребёнку мощный толчок не только для познания

окружающего мира, но и развития его как личности, способной развивать общество в

будущем и при этом решать те задачи, что сегодня

перед нами ставит государство

(ФГОС). Развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования.

Этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений,

привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель

обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и

развитие, воспитание творческого человека.

Основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в детстве. А

значит, перед учителем изобразительного искусства встаёт задача развития у ребёнка его

творческих возможностей.

Актуальность

необходимость нестандартно и творчески мыслить в современном обществе.

Проблема - раскрыть особенности формирования творческой свободы школьников на

уроках ИЗО и во внеурочной деятельности.

Цель: развитие

воображения

и

творческих

способностей

учащихся

на

уроках

изобразительного искусства.

Задачи:

Использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития

творческих способностей учащихся;

использование

потенциала

учебно-познавательной

деятельности

как

средство

стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке ;

развитие личности учащихся в процессе организации деятельности.

Основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного

искусства

Каждый ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей.

Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для

творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Но не у всех получается, ведь

нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает

пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.

Возрастные особенности у каждого ребёнка проявляются по-разному, в зависимости от

его индивидуальности.

Важным источником детской фантазии являются эмоции. Выполняя творческую работу,

учащийся

может

выразить

языком

различных

материалов

свой

восторг

перед

окружающим Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без

помощи и участия учителя, его роль - совместно с детьми построить занятие так, чтобы

дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности

изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка,

установить

с

ним

контакт,

развить

его

художественные

способности

и

эстетические

чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его

зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Нужно сделать все , чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и

если её нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная

склонность

учащихся

к

изобразительной

деятельности

является

показателем

пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему

интереса. Развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с

учётом индивидуальных способностей.

Занятия

по

изобразительной

деятельности

предоставляют

широкие

возможности

для

изучения

особенностей

детей

и

осуществления

индивидуального

подхода

к

каждому

ребёнку,

что

содействует

развитию

у

них

не

только

художественно-творческих

способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. В творческом

развитии проявляется общее и особенное, индивидуальное.

Степень

оригинальности

художественного

образа

определяется

зоркостью

видения

и

остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Эти качества

должен взращивать в своём ученике педагог на уроках искусства. Основной задачей

уроков

изобразительного

искусства

и

является

развитие

художественно-творческих

способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения.

Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых

знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности или найти новый вариант.

Творческие

способности

-

это

индивидуальное

творчество

в

различных

областях

человеческой деятельности. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-

либо

нового,

открытием

для

себя

нового

знания,

обнаружения

в

самом

себе

новых

возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию,

к

приложению

усилий.

Такая

деятельность

укрепляет

положительную

самооценку,

повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

2. Методика развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО.

2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО.

Творчество

постоянный

спутник

детства.

Рисование

является

едва

ли

не

самым

интересным

видом

творческой

деятельности.

Рисуя,учающийся

развивает

себя

как

физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на

работу

мозга.

Хорошо

рисующие

дети

логичнее

рассуждают,

больше

замечают,

внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребёнок, можно судить о

его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения,

мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребёнка не просто

смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

овладение

знаниями

элементарных

основ

реалистического

рисунка,

формирование

навыков

рисования

с

натуры,

по

памяти,

по

представлению;

ознакомление

с

особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки

и аппликации;

развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого

воображения,

пространственного

мышления,

эстетического

чувства

и

понимания

прекрасного; воспитание интереса и любви к искусству.

2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО.

Для

развития

творческих

способностей

детей

использую

новое,

интересное,

нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и

более прочному усвоению знаний. Чтобы развить познавательный интерес учащихся к

предмету,

побуждаю

их

искать

формы,

приёмы,

методы

работы,

которые

более

результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность

школьников по овладению знаниями.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

использую следующие методы обучения:

Метод «открытий».

Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти

верное решение из всех возможных.

Метод свободы в системе ограничений.

С

одной

стороны,

постоянно

активизировать

творческие

способности

учащихся

в

широкой палитре возможностей, а с другой, приучать придерживаться ограничения.

Метод диалогичности.

Учитель и ученик – собеседники.

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо

демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового,

учебного, культурного, художественно-творческого, где учащийся

приобретает опыт

жизни, ценности, открывает истину. Сам выстраивает собственные знания, формирует

ценности, культуру.

Одним

из

действенных

средств

поддержания

интереса

к

урокам

изобразительного

искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи.

Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного

труда. В школе уже стало традицией проводить выставки. Такие как: «Осений этюд»,

«День любви и уважения»(к Дню пожилого человека), «Новый год шагает по планете»,

«День Защитника Отечества», «

Милая мамочка - ласточка моя», «Международный день

птиц»,

«День

Победы»

и

т.д

Выставки

в

школе

являются

одной

из

широко

распространенных форм наглядной агитации и пропаганды. Они имеют важное значение,

поскольку

оказывают

большое

влияние

на

повышение

уровня

работ,

повышают

заинтересованность учащихся в учёбе, содействуют развитию их творческой активности

Школьные выставки

детских рисунков находят своё дальнейшее развитие в районных,

областных,

всероссийских

и

международных выставках

детского

художественного

творчества.

Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и

познавательного

процесса,

познание

окружающего

мира.

Это

позволяет

выдвинуть

предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для

развития личности в целом.

Провожу нестандартные уроки, такие как:

Уроки-познания:

учащиеся

пополняют

свой

багаж

новыми

знаниями,

терминами,

техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-конкурсы,

«конкурсы

эрудитов»:

на

уроках

ведется

опрос

в

игровой

соревновательной

форме.

В

ходе

урока

подводятся

итоги,

как

усвоен

материал

теоретический,

практический.

Играя,

повторять,

запоминать,

строить

рисунок,

искать

ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.

Уроки-тесты:

учащимся

предлагается

выбрать

правильный

ответ

из

трех-пяти

предложенных вариантов.

Урок – прогулка/путешествие.

Урок – панорама.

Урок – репортаж с выставки.

Урок – викторина.

Урока – игра.

Игра – это уникальный феномен человеческой культуры,она обучает,

развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала

ребёнка, она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся.

На уроках ИЗО использую компьютерные технологии, показываю учащимся различные

презентации, видео. Это способствует развитию творческих способностей ребят.

Применение компьютеров на уроке изобразительного искусства создает эмоциональный

настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного

творчества.

Использование различных форм, приёмов работы на уроке изобразительного искусства

позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс.

Формы обучения:

обращаюсь

к

мотивирующему

обучению,

которое

базируется

на

совместной

деятельности педагога и учащихся;

сценарии

уроков

выстраиваю

по

схеме:

«прочувствовать

-

осознать-выявить

свое

отношение»;

активный творческий поиск (педагога и учащихся) - основа процесса обучения на

уроках;

дифференцированный подход;

При проведении уроков изобразительного искусства в среднем звене

отталкиваюсь от

следующих направлений в работе:

- От знаний к творчеству – основной метод обучения.

- Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.

- Обеспечение последовательности творческого процесса.

-

Требование

обязательной

грамотности

исполнения

работы

композиционной

и

изобразительной.

- Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности

замысла и повышения качества исполнения.

-

Стимулирование

сообразительности,

изобретательности,

оригинально сти,

неординарности, как замысла, так и исполнения.

- Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие образного

мышления.

-

Требование

завершенности,

аккуратности

и

привлекательности,

проявления

художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.

- Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.

- Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала.

- Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности

работы в школе, праздника творчества за счёт смены характера работы, тем, материалов,

изменения масштаба работы, когда маленькие зарисовки сменяются большими работами.

- Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности, несмотря на равный

шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника исполнения.

- Обязательно провожу рефлексию, анализ результатов работы. Мой педагогический опыт

говорит о том, что умелая организация урока учителем приводит к положительному

результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит

качество творческой работы ученика. Урок изобразительного искусства должен «увлечь

школьников,

взволновать

их,

а,

взволновав,

заставить

задуматься».

Потому

что,

как

подчеркивает Б.М. Неменский «в искусстве же получение подлинных знаний, то есть

понимание

без

радости,

без

наслаждения

абсолютно

не

реально,

не

достижимо»

Искусство

уникальное

явление

человеческого

бытия,

которое

проявляется

в

художественном

творчестве,

имеет

силу

в

правде

и

красоте

и

формирует

культуру

восприятия человеком окружающего мира.

2.3. Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник

рисования.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность,

которая

удивляет

и

восхищает

детей.

Важную

роль

в

развитии

ребёнка

играет

развивающая среда. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей

тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь,

и

даже

можно

придумать

свою

необычную

технику.

Дети

ощущают

незабываемые,

положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его

радует, что его огорчает.

Проведение уроков с использованием нетрадиционных техник:

- способствует снятию детских страхов;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- учит детей работать с разнообразным материалом;

- развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия, чувство фактурности

и объёмности;

- развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник

рисования

повысило

интерес

детей

к

рисованию.

Существует

много

техник

нетрадиционного рисования, они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и

приемы

использует

педагог,

чтобы

донести

до

детей

определенное

содержание,

сформировать у них знания, умения и поставила перед собой следующие задачи:

- сформировать у детей технические навыки рисования;

- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

- научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию

используя различные техники;

- развивать воображение и творческие способности детей;

- обогащать и расширять художественный опыт детей;

- побуждать ребенка экспериментировать;

- поощрять и поддерживать творческие находки;

- развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной

активности;

- воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми,

к собственной деятельности, ее результату;

-

способствовать

возникновению

у

него

ощущения,

что

продукт

его

деятельности

интересен другим и ему самому.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет

радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Каждая

из

этих

техник

-

это

маленькая

игра.

Их

использование

позволяет

детям

чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает

полную свободу для самовыражения.

Для

каждого

возраста

придерживаюсь

разных

вариантов

приёмов

нетрадиционного

рисования, начиная от простого к более сложному. На уроках учащиеся выполняют

задания разные по тематике и требующие применения различных приёмов работы. Что

помогает школьникам быстро осваивать работу разными художественными материалами и

развить навыки по изобразительному искусству.

Уроки-знакомства

с различными техниками: графика, живопись, монотипия, лепка,

витраж, аппликация, аэрография, лепка, граттаж, бумагопластика и т.д. Это позволяет

учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию.

На уроках поддерживаю атмосферу увлеченности.

Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую

действительность,

развивать

наблюдательность,

научить

правильно

видеть,

развивать

мышление,

воображение

и

творческие

возможности

ребёнка.

Учу

применять

разные

художественные

материалы:

гелиевые

ручки,

гуашь,

пастель,

цветные

карандаши,

пластилин, акварель. Новые материалы и приёмы работы вызывают удивление и интерес.

Работа с разными материалами помогает выявлять способности учащихся. Хвалю ребят,

подчёркиваю,

что

все

они

способны

к

творчеству,

только

одни

рисуют

лучше

карандашами, другие фломастерами, третьи красками. Работая над образом, дети думают,

какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге. На

всех

ступенях

обучения

используются

различные

техники

изображения

и

различные

подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого

почерка. Применение различных техник на уроках ИЗО позволяет раскрыть творческие

способности

учащихся.

Творчество

не

является

уделом

избранных,

оно

является

необходимым условием для существования человека. Н. Рерих способность личности к

творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть

выражение её сущности». И задача учителя изобразительного искусства помочь каждому

ученику

раскрыться,

самоопределиться,

реализоваться

как

творческим

личностям.

Новизна и многогранная деятельность - залог творческого отношения к работе. Однако

введение разных материалов и техник осуществляется с некоторой осторожностью и в

определенной

последовательности.

Выбор

техники

и

материала

зависит

от

уровня

подготовки

учащихся,

их

возрастных

особенностей.

Ввиду

ограниченности

урочного

времени,

школьники

не

всегда

могут

в

полной

мере

реализовать

свои

возможности.

Поэтому на кружковых занятиях, дети могут не спеша выполнить работу, проявляя при

этом свою фантазию и воображение

Особенности

изображения

зависят

от

цели,

назначения

рисунка.

Материал

должен

помогать наиболее простому, быстрому и убедительному выполнению поставленной перед

учащимися задачи.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы, а затем уже ребёнок может

смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.В работе используем

трубочки.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата Способ получения

изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально.

При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, получается имитация фактурности

пушистой или колючей поверхности.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая

коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная

гуашью,

плотная

бумага

любого

цвета

и

размера,

смятая

бумага.

Способ

получения

изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и

наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая

бумага.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки,

плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует

восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или

несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства

выразительности:

цвет,

линия,

пятно,

фактура.

Материалы:

свеча,

плотная

бумага,

акварель,

кисти.

Способ

получения

изображения:

ребенок

рисует

свечой

на

бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой

остается белым.

Точечный рисунок.

Детям

нравится

все

нетрадиционное.

Рисование

точками

относится

к

необычным,

в

данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить

его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего

получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в

густую

краску.

А

дальше

принцип

нанесения

точек

такой

же.

Главное,

сразу

же

заинтересовать ребенка.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть,

кусочек плотного картона. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на

кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист

акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Монотипия.

Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, стекле которое переносится потом

на бумагу. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением

вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают.

Рисование на сырой бумаге.

Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной

бумаге.

Нужна

неясность,

расплывчатость,

например,

если

ребенок

хочет

изобразить

следующие темы: «Город в тумане», «Идет дождь», «Озеро с утками" и т.д.

Коллаж.

Само

понятие

объясняет

смысл

данного

метода:

в

него

собираются

несколько

вышеописанных.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои

уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они

начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к

достижению цели.

3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей.

Признаком высокого мастерства учителя является умение правильно и результативно

организовать

и

проводить

учебный

процесс,

в

совершенстве

владеть

современными

методами и технологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностью

саморазвиваться и совершенствоваться. Творческую личность может воспитать только

творческая личность. В реальной жизни нетрудно заметить, что чем выше способность к

творческой

самореализации

самого

учителя,

тем

выше

творческий

потенциал

его

учеников.

Исследователи

отмечают

обязательность

таких

личностных

качеств

учителя

как

адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности,

обеспечивающий

интеллектуальную

активность

педагога,

целеустремленность,

настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность.

Современные исследователи выделяют следующие свойства личности, структура которых,

по их мнению, и составляет собственно педагогические способности:

- способность делать учебный материал доступным;

- творчество в работе;

- педагогически-волевое влияние на учащихся;

- способность организовать коллектив учащихся;

- интерес и любовь к детям;

- содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

- педагогический такт;

- способность связать учебный предмет с жизнью;

- наблюдательность;

- педагогическая требовательность.

В

преподавании

изобразительного

искусства

весьма

остро

стоит

проблема

профессионального

роста

учителя,

его

старательной

работы

над

повышением

своего

уровня

и

морального

совершенства.

Прохожу

курсы

повышения

квалификации,

как

выездные, так и дистанционные. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что

непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его

успешной

учебно-воспитательной

деятельности.

К.Д.

Ушинскому,

в

частности,

принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает,

в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и

образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием.

На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без

активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому

учителю рисования надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной

учебной работе. Этого можно добиться самыми различными методами.

Например: на уроках декоративного рисования надо предварительно показать детям серию

цветных иллюстраций, изображающих формы природы и сочетания цветов в реальной

действительности узоры ветвей деревьев; теплые оттенки почвы земли ранней весной и

холодные тени на оставшемся снегу; орнаментальные рисунки на крыльях бабочек. А на

уроках тематического рисования (при иллюстрировании сказок), чтобы активизировать

работу учащихся читают отрывки из сказок.

Предмет приобретает для ребёнка познавательное значение только тогда, когда педагог

приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять

наиболее характерное, главное.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, как в классе, так и дома.

Задания на уроках и дома должны быть самыми разнообразными по характеру, по самому

типу работы в соответствии с требованиями программы: то это рисование с натуры

карандашом,

то

работа

над

натюрмортом

акварельными

красками,

то

декоративное

рисование.

Повышая активность учеников надо помнить о принципе индивидуального подхода к

каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение

веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи.

Развивая, творческое воображение на уроках учитель, должен учитывать и постоянно

активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогать им в работе, начиная с

поисков композиционного замысла и до его завершения в рисунке. Композиция картины

помогает ученикам не только яснее раскрывать сюжетно и выразить своё отношение к

данному событию или явлению.

К

концу

работы

учитель

выбирает

наиболее

удачные,

а

также

слабые

рисунки

и

показывает, их всему классу разъясняя, в чём их достоинства и недостатки. Указывая на

недостатки

в

работе

ученика,

необходимо

соблюдать

педагогический

такт,

проявлять

уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему.

Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках

изобразительного искусства

В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и

методических

приемов

обучения,

которые

способствуют

более

успешному

развитию

творческих

способностей,

обеспечивают

активизацию

умственной

и

практической

деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся

работаю над:

- развитием способностей, склонностей и интересов каждого учащегося с учетом их

возможностей;

- приемами осознанного решения различных творческих задач;

-

направляю

и

активизирую

творческие

способности

учащихся

через

практическую

деятельность.

Формой проведения занятий по программе является урок.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

- сотворчество учителя и ученика;

- диалогичность;

- четкость поставленных задач и вариативность их решения;

- освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно

значимых смыслов.

Урок

искусства стремлюсь сделать ярким событием

побуждающим учащихся

к

самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не

похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Создаю её

при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов,

поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы

выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной

работы на уроках;

- изучение художественного наследия.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с

музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки

и

изобразительного

искусства),

литературой

(чтение

стихотворений,

загадок,сказок,

выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства,

эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических

картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи),

МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.),

информатикой. Большую роль в формировании моего профессионального опыта играют

школьные и районные методические семинары, где учителя делятся опытом, предлагают

новые идеи, участие и проведение мастер-классов,встречи с художниками нашего города

и членами клуба «Даван» и студии «Импрессио».

Важным

условием

развития

художественных

способностей

ребенка

является

индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их

индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность

активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности

слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших

учеников,

научить

ребенка

работать

самостоятельно

с

полной

отдачей

сил;

создать

благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Природа и окружающая нас реальность - основа творчества во всех видах деятельности.

Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности

любого

человека.

Художник

способен

фантазировать

только

на

основе

увиденного

в

окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может

фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность,

подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является

выполнение ряда необычных и неожиданных заданий.

Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной

выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники

и т.д.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить

свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут

быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы.

Результаты моей деятельности:

Учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации, о чём свидетельствует их

активное

и

результативное

участие

в

творческих

конкурсах,

научно-практических

конференциях, олимпиадах и проектной деятельности.

Заключение

Изобразительное

искусство

оказывает

влияние

на

становление

творческой

личности

ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во

взаимоотношениях

с

другими

людьми.Посредством

восприятия

изобразительного

искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре

прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками,

дети приобщаются к элементарной творческой деятельности.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить

и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить

фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. При

самостоятельном

выборе,

нахождении

и

обработке

формы

ребенок

становится

мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и

позднее, намного позднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.

Задача учителя

в том, что бы развивать художественные способности ребенка, а

следовательно и творческие способности.

Литература:

1.

Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. –

1994.

2.

Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. – 1992. - №5-6. –

3.

Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист.

– 2007. - №7. –

4.

Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию

интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное образование. –

2001. - №5. – С.4-7.

Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой активности

учащихся // Школа. – 1997. - №2. – С. 5-8. 7.Методика обучения изобразительной



В раздел образования