Автор: Устюжанинова Варвара Сергеевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО Художественная школа
Населённый пункт: г.о. Балашиха
Наименование материала: Конспект занятия.
Тема: Аппликации в технике эстамп.
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия муниципальной стажировочной площадки
«Методика преподавания изобразительной деятельности для детей
дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
Дата проведения: 21 ноября 2019 года.
Место проведения: МАУ ДО художественная школа г. Балашиха
Тема: Аппликация с применением техники «Эстамп».
Теоретическая часть:
Форма: Беседа
Цель: Совершенствование педагогической компетенции, направленной на
развитие мотивации в учебной деятельности.
Задачи: Поиск форм занимательного дела, способствующих более полному и
быстрому освоению материала.
Отработка приемов работы в технике
«эстамп».
Рассматриваемые вопросы:
Использование стандартных и нестандартных материалов в технике
«эстамп».
Особенности работы и подготовки к занятиям аппликацией.
Ожидаемые результаты: совершенствование и закрепление компетенций
воспитателя.
Практическая часть: научить делать аппликацию с применением техники
«эстамп».Научить создавать красивую и правильную композицию на
заданную тему. Научить, как правильно работать с материалом и обучить
правильной подаче материала.
Форма: мастер-класс
Цель:
применение
инновационных
методик
обучения
детей
основам
изобразительного искусства.
Задачи:
Поиск
подходов
к
выполнению
задания
способствующих
более
полному и быстрому освоению материала.
Ожидаемые результаты: Выполнение аппликации на тему: «Наш домик».
Вопросы для обсуждения:
Понятие «аппликация».
Правила безопасности на уроке.
Изучение техники «эстамп».
Промежуточный контроль – критерии оценки:
правильное композиционное расположение цветков
интересное цветовое решение работы
Необходимые материалы:
Картон, гуашь, кисточки, ножницы, клей, влажные салфетки.
Ход занятия.
1. Организационный момент - 1 минута
Приветствие
участников
стажировочной
площадки.
Знакомство
с
участниками.
2. Теоретическая часть – 20 минут
Сообщение темы и цели занятия.
Тема: Аппликация с элементами в технике «эстамп».
Цель занятия: Совершенствование педагогической компетенции,
направленной на развитие мотивации учащихся в учебной деятельности
Рассматриваемые вопросы
:
Использование стандартных и нестандартных материалов в бумажной
аппликации.
Особенности работы и подготовки к занятиям аппликацией.
Познакомить детей с рисованием гуашью, способом - эстамп.
Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов
(листьев) на бумаге.
Способствовать возникновения интереса к экспериментированию.
Закреплять умение узнавать и называть цвета.
Развивать мелкую моторику рук.
Формировать познавательный интерес.
Теперь мы с вами несколько подробнее разберём некоторые особенности
работы над такой смешанной аппликацией в технике «эстамп». Начнем с
того что же такое «эстамп»?
«Эстамп» - проще говоря, это отпечаток рельефного изображения
перенесенного на бумагу с помощью краски.
«Эстамп» - это произведение графического искусства, представляющее
собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы).
Эстамп как произведение тиражной графики обладает спецификой в
отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые
сделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе
техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный
раздел изобразительного искусства, а лишь как технический приём
размножения изображений. Первые оттиски делались с гравированных
деревянных досок. Приобретались они теми, кто не мог себе позволить
уникальные работы. Однако эстамп — трудоёмкая работа, требующая
высочайшего мастерства от исполнителя.
«Эстамп»- обобщенное название произведений печатной графики,
представляющее собой гравюрный либо любой другой оттиск на бумаге с
печатной формы.
Различают четыре разновидности эстампа: высокая (выпуклая) печать,
плоская печать, глубокая печать и трафаретная печать. К выпуклой печати
относят ксилографию, линогравюру и гравюру на картоне. К плоской печати
- литографию со всеми ее разновидностями и монотипию. К глубокой печати:
офорт, резцовую гравюру, меццо-тинто, пунктир, сухую иглу, акватинту,
резерваж, лавис, мягкий лак, карандашную манеру.
Но мы с Вами рассмотрим, самый простейший вид «эстампа» линогравюру.
Линогравюра - гравюра на линолеуме. Появилась на рубеже XIX-XX веков с
изобретением линолеума. Для линогравюры используется специально
подготовленный линолеум, изображение вырезается резцами разной
величины. Затем его покрывают валиком специальной краской и выполняют
оттиск на бумаге. Естественно при детях мы будем использовать более
простое обозначение такое как «отпечаток» или «оттиск» так как «эстамп»
сложное слово для детей.
Что же мы сегодня будем с вами делать на занятие, и как это поможет нам в
работе?
Выполняя аппликацию в заданной тематике, рассмотрим две простые
техники выполнения задания.
Первый это - когда рельеф изображения мы будем создавать, продавливая
контур изображения. При оттиске такого изображения когда фон у нас будет
закрашивается, а предметы будут оставаться белым контур.
Второй вид - изображение по контуру делается выпуклым. При оттиске
такого изображения контур остается на бумаге, а фон остается не
закрашенным.
Мы будем делать первый вид «эстампа». При выполнении такой аппликации
нам свами понадобится основание, которое будет, служить нам основой
нашей аппликации. Подготовительным материалом в данном случае
выступают куски вспененной плитки для потолка. Мы будем делать в ней
контур способом продавливания в данном случае выполняя аппликацию на
тему «Домик».
Мы берём с подготовленный кусок материала и также наши изображение,
которое мы будем выполнять далее мы на вспененном материале. Делаем
карандашный рисунок . После выполнения карандашного рисунка мы
продавливанием его карандашом как можно глубже, но стараясь не порвать
пеноматериал. После того как мы продавили рисунок мы подготавливаем
гуашевые краски кисточки и бумагу, на которой будем переносить
изображение. Далее берем наш подготовленный рельефный рисунок и
красим гуашью в зависимости от того, какой результат мы хотим получить.
Как правило, штампы и оттиски делаются чёрного цвета, но так как для детей
использование только чёрного цвета может показаться скучным, мы можем
делать так же и цветные.
В данном случае сегодня с вами мы сделаем оттиск цвета, который вам
больше нравится. У кого из вас останется время можно также попробовать
сделать черный или многоцветный оттиск.
Далее мы берём с вами гуашевые краски и замешиваем гуашь с водой до
кремового состояния. Краска не должна быть слишком сухой или слишком
жидкой. Когда мы наносим ее на пеноматериал она не должна скатываться,
но и не должна быстро высыхать. Далее мы равномерно берём наши цвет и
наносим его на поверхность. Движения надо делать достаточно быстрые,
чтобы краска не успевала высыхать, но так как материал сравним пластику,
и не впитывается быстро времени у нас в принципе достаточно. Как только
нанесли сразу же быстро сверху накладываем чистый лист, на котором мы
хотим получить желаемое изображение, и плотно прижимаем его к нашему
пеноматериал. Плотно придавливаем со всех сторон и стараемся выгнать
пузыри. После этого мы снимаем листок, и на нем останется закрашенный
фон и белый контур изображения.
Чем нам будет удобен в работе вспененный пеноматериал? Это
многоразовый шаблон. Вы можете сделать, к примеру, 20 шаблонов и
проводить это занятие с разными группами. Вам не придется подготавливать
каждый раз новый шаблон. Можно просто помыть и провести такое занятие в
следующей группе или в группе, которая будет через год.
Также вы можете сделать и второй вид аппликации в технике «эстамп». Мы
делаем обратный вид подготовленного рельефа, когда изображение
становится выпуклым. Мы делаем верхний контур выпуклым. Это можно
сделать с помощью этой же плитки, аккуратно нарезать полоски и наклей их
на такой же пенный материал клеем. Тогда мы получим с вами обратный
эстамп. Но принцип работы с ним тот же самый. Мы закрашивают красками
контур домика, делаем оттиск. Контур домика останется на листе, а фон
будет белый.
Чем Вам может помочь в работе данный вид эстампа? Вы можете
подготовить несколько заготовок, к примеру, дерево, дом, собака, солнышко,
и облако и дать ребёнку расположить эти элементы в том порядке, в котором
он захочет. Сделав оттиск на бумаге, он сразу видит результат в виде
контурного рисунка, который напомнит ему раскраску, которую ему будет
легче раскрасить.
В процессе можно рассказать немножко об истории «эстампа» что благодаря
тому, что когда-то люди научились делать вот такие вот оттиски, появились
первые печатные газеты. Далее, когда в газетах стали печатать не только
буквы, но и делать изображение это переросло в отдельный вид искусства.
Также можно показать несколько простых примеров газетных работ в
технике «эстамп».
Также мы можем использовать в этом задании, особенно осенью,
нетрадиционные материалы. Детей очень часто увлекает создать оттисков
листов. Так как если просто взять обычный лист от того же клена, березы или
рябины, аккуратно его закрасить и приложить к листу - это будет тоже
своеобразный креативный вид «эстампа».
Обязательно помогаем детям при выполнении этого задания. Смотрите, если
ребёнок очень долго красит какой-то подготовленный лист и начинает
подсыхать, то можно взять и пульверизатор и попрыскать на работу. Если
краска немного подсохла вам достаточно раз распылить воду на его
подготовленный вспененный материал, шаблон увлажняется, и ребёнок
может делать оттиски. Либо взяли кисточкой и сами быстренько чуть водой
увлажнили.
Чем это занятие интересно для детей? Работая с детьми, мы боимся
столкнуться с тем, что ребёнок, думая, что не получится, не хочет ничего
делать. Имея готовый шаблон мы упрощаем ему задачу выполнения, он
уверен у него обязательно всё получится.
Также это занятие помогает развить аккуратность, скорость работы, а также
помогает развить креативность. Возможно кто-то из детей захочет сделать не
только чёрный, а какой-нибудь разноцветный «эстамп». В дальнейшем,
надеюсь, Вам пригодится этот опыт, который вы сегодня получили.
3. Практическая часть – 25 минут
Берем материалы, которые потребуются нам для выполнения задания.
Задание звучит как аппликация в технике «эстамп» на тему «Домик». Берём
вспененный материал и подготавливаем рисунок. Далее продавливанием этот
рисунок карандашом на поверхность. После выбираем цвет в котором мы
будем выполнять нашу аппликацию и равномерно закрашиваем эту
поверхность краской. Делаем это достаточно быстро, чтобы краска не успела
засохнуть.
Далее достаточно быстрым движением кладем чистовой лист на поверхность
краски и интенсивным движениями надавливанием на лист. После снимаем
лист на котором получилось с наше изображение и кладём его сушиться
получилось изображение домика.
Промежуточный контроль:
- выбор цвета картона;
- компоновка в формате;
- выбор шаблонов для изготовления аппликации;
- оригинальность аппликации;
- цельность и завершенность композиции.
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия.- 5 минут
Вопросы для обсуждения:
1.Практическое применение техники «эстамп».
2.Обсуждение методики подачи материала детям разного возраста и уровня
подготовки.