Напоминание

физическое развитие в семейном обучении детей до 3 лет


Авторы: Максимова Татьяна Николаевна, Рожкова Ольга Анатольевна
Должность: инструктор по ФК, руководитель структурного подразделения
Учебное заведение: МОБУ
Населённый пункт: г.Мурино, Ленинградская облость
Наименование материала: семейное обучение
Тема: физическое развитие в семейном обучении детей до 3 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рожкова Ольга Анатольевна

Максимова Татьяна Николаевна

Муниципальное

общеобразовательное

бюджетное

учреждение

«Средняя

общеобразовательная школа «Муринский центр образования №1»

г. Мурино

domendeleeva9@mail.

ru

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СЕМЕЙНОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

ДО 3 ЛЕТ.

Аннотация.

Закон «Об образовании» Российской Федерации гласит, что

одной

из

основных

задач,

стоящих

перед

детским

садом,

является

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного и разностороннего

развития

ребенка.

Большинство

родителей

готовы

активно

участвовать

в

интеллектуальном, психо-эмоциональном и физическом развитии своих детей,

но этому мешает отсутствие у них умений проведения подобной работы. В

статье

освещена

консультативная

работа

с

родителями

детей

1-3

лет,

находящихся на семейном обучении, о приоритетности физического воспитания

в раннем возрасте.

Ключевые

слова:

семейное

образование,

консультации,

физическое

развитие, ответственное материнство и отцовство.

В своем послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года в качестве

главного приоритета государственной политики Президент России В.В. Путин

определил «сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного

богатства

России».

Специалисты

признают

актуальность

проблемы

привлечения родителей к участию в работе детского сада.

Важнейшая задача

государственных и общественных институтов на среднесрочную перспективу –

создание эффективной межведомственной системы родительского просвещения

и семейного воспитания в Российской Федерации (указ Президента Российской

Федерации № 204 от 7 мая 2018 г.).

Одной из самый актуальных проблем в г. Мурино является нехватка

детских

дошкольных

учреждений.

Многие

дети

находятся

на

семейном

образовании, а родители не всегда знают, как организовать жизнь ребенка так,

чтобы

он

рос

и

развивался

правильно.

В

уставе

Всемирной

организации

здравоохранения (ВОЗ) говорится,

что

здоровье

-

это

не

только

отсутствие

болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и

социальное благополучие. Проанализировав ситуацию в целом, мы пришли к

выводу, что нам необходимо помочь родителям в воспитании и развитии детей,

повысить их уровень знаний детской психологии, законов физического развития

ребенка, усилить работу по проблеме взаимодействия детского сада и семьи.

С целью создания условий, направленных на повышение компетентности

родителей (законных представителей) в области воспитания детей, мы решили

организовать и проводить консультации и занятия для родителей с детьми в

возрасте 1- 3 года, т.к. ни в каком другом возрасте физическое воспитание не

связано так тесно с общим воспитанием, как в первые 3 года жизни ребенка. [4,

С . 6 3 ] Совершенствуются

двигательные

умения

ребенка,

побуждая

его

выполнять

все

более

сложные

действия,

одновременно

развивается

его

сообразительность,

воля,

характер,

настойчивость.

Ребенок

приучается

к

дисциплине. Физическое воспитание детей ясельного возраста предусматривает

охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка,

его полноценное физическое развитие.

Нами проводились как индивидуальные консультации, так и групповые

занятия с родителями. На групповых занятиях мы консультировали родителей

по

общим

возрастным

особенностям

физического

развития

детей,

приоритетности физического воспитания в раннем возрасте, проводили мастер-

классы подвижных игр с детьми.

Правильно

организованное

физическое

воспитание

способствует

формированию

хорошего

телосложения,

профилактике

заболеваний,

улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых

детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому

он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются,

считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные

расстройства

в

деятельности

организма,

ведет

не

только

к

понижению

способностей,

но

и

расшатывает

волю

ребенка.

Учитывая

взаимосвязь

и

взаимозависимость развития движений и нервной системы ребенка, необходимо

подчеркнуть,

что

под

воздействием

движений

совершенствуется

работа

центральной

нервной

системы,

которая

тем

самым

улучшает

двигательные

действия ребенка. [3, С.24]

Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в

этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в

будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Методика физического воспитания детей зависит от их возраста, но

основные принципы ее во всех возрастных группах остаются одинаковыми.

Некоторые

отличия

в

методике

проведения

занятий

по

физическому

воспитанию связаны лишь с анатомофизиологическими особенностями детей

различных возрастных групп.

На консультациях мы ставим родителям основные задачи в работе с

детьми в раннем возрасте:

• физическое воспитание;

• развитие сенсорной культуры;

• развитие речи.

Ведь семья дает малышу главное, то, что не может дать никакой другой

социальный

институт.

Поэтому

консультации

и

индивидуальные

беседы

с

родителями,

где

физическое

развитие

ребёнка

требует

особого

внимания,

становится

неотъемлемой

частью

педагогического

процесса

в

семейном

образовании.

Следующая

немаловажная

задача,

которую

необходимо

решать

это

стимулирование желания детей заниматься двигательной активностью.

Поощряя

активность

каждого

ребенка,

мы

развиваем

его

стремление

заниматься

еще

и

еще.

Занятия,

основанные

на

игровых

приемах

и

эмоционально

окрашенные,

делают

движения

для

ребенка

желанными

и

достижимыми.

В физическом воспитании ребенка второго года жизни на консультациях

мы постепенно переходим от индивидуальных занятий к групповым. В семье

ведущим методом остается индивидуальный, хотя и в этих условиях надо

стремиться к переходу к групповым занятиям, особенно со 2-й половины

второго года жизни.

В физическом воспитании детей этого возраста применяется утренняя

гигиеническая гимнастика, специальные занятия физической культурой и

подвижные

игры.

В

режиме

дня

предусматривается

и

использование

закаливающих мероприятий.

Утренняя гимнастика. Ее задача - облегчить переход детского организма

от

заторможенной

деятельности

во

время

сна

к

бодрому,

деятельному

состоянию. Утреннюю гимнастику следует вводить, начиная, по крайней

мере, с 1 года 6 месяцев и проводить ежедневно.

В

утреннюю

гимнастику

включают

5-6

упражнений.

Начинается

и

заканчивается

зарядка

ходьбой.

Разучивание,

отдельных

упражнений

проводят во время специальных занятий, чтобы постепенно, в течение 3-4

недель, полностью подготовить новый комплекс утренней гимнастики.

От

родителей

и

воспитателей,

проводящих

утреннюю

гимнастику

с

маленьким ребенком, требуется понимание важности этих занятий, терпение

и конечно, умение ее проводить.

Утренняя гимнастика должна вызывать у ребенка бодрое настроение и

доставлять

удовольствие.

Это

лучше

всего

достигается

спокойным

обращением

с

ребенком,

доступными

его

пониманию

упражнениями

и

личным примером.

Задачи физического воспитания ребенка второго года жизни требуют

обязательного

включения

в

режим

дня

специальных

занятий,

которые

способствуют

своевременному

возникновению

и

развитию

различных

двигательных навыков, точности и правильности движений [1, С.55-56.],

о

чем многие родители забывают или даже не задумываются

Специальные занятия по физическому воспитанию не только строятся

по определенному плану, но в них всегда решаются определенные задачи по

развитию движений, например, по развитию лазания, метания мяча и т. д.

Такие упражнения, в соответствии с задачей занятия, включаются в него на

фоне других, общеразвивающих упражнений, чтобы в каждом занятии у

ребенка участвовали все мышечные группы. Как только малыш в течение

нескольких

занятий

усвоит

достаточно

хорошо

тот

или

иной

навык,

например, лазание по лесенке приставным и попеременным шагом, этот

навык

в

дальнейших

занятиях

уже

используется

как

общеразвивающее

упражнение.

На

индивидуальных

консультациях

мы

учим

родителей

грамотно

распределять свое время, составлять режим дня для ребенка с учетом всех

потребностей конкретной семьи, так же мы помогаем заинтересованным

родителям строить свои занятия с ребенком грамотно с учетом возрастных

особенностей ребенка.

Большое внимание мы уделяем консультациям по развитию совместных

занятий между родителями и ребенком в семье. Подвижная игра — одно из

важных

средств

всестороннего

воспитания

детей

в

возрасте

1-3

лет.

Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на

все

стороны

личности

ребенка:

в

игре

одновременно

осуществляется

физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Подвижные

игры

в

семье

не

только

улучшают

физические

показатели

малыша, но и способствуют улучшению общения и контакта родителей с

ребенком и между собой. При использовании этого средства следует уделять

особое внимание сюжетным или подражательным подвижным играм.

[2,

С.67] Их роль не только в определенном воздействии на речь ребенка, в

организации

коллективных

действий,

но

и

в

развитии

разнообразных

движений, производимых в благоприятной эмоциональной обстановке.

Для

проведения

подвижных

игр

лучше

всего

придумать

небольшой

рассказ, хорошо понятный малышу по содержанию и образам. Например,

ребенок изображает кошечку, птичку: кошка убегает от собаки или птичка

улетает...

В результате игры дети осваивают и закрепляют такие виды движений:

ходьба – стайкой в заданном направлении, в кругу друг за другом, на носочках;

бег

за

мамой

в

разных

направлениях,

между

линиями;

прыжки

подпрыгивать на месте, спрыгивать с предмета, прыгать, продвигаясь вперёд;

катание,

бросание,

ловля

мяча;

ползание

и

лазание;

равновесие

навыки

ходьбы по ограниченной площади, перешагивание через препятствия, умение

подыматься на возвышение и спускаться с него.

После проведения групповых консультаций и мастер-классов с родителями и

детьми,

наблюдалось

улучшение психоэмоционального климата в семьях от

совместных занятий. Дети, родители которых посещали консультации нашего

дошкольного отделения гораздо лучше проходили адаптацию при поступлении

в сентябре в детский сад.

Результатом

трехмесячной работы

консультационного

центра

является

обеспечение

прав

родителей

(законных

представителей)

на

получение

методической, психологопедагогической, диагностической и консультативной

помощи.

Мы

оказывали

консультативную

помощь

родителям

(законным

представителям)

по

различным

вопросам

воспитания,

обучения

и

развития

детей в возрасте от 1 до 3 лет, получающих дошкольное образование в форме

семейного

образования

проводили

диагностирование

проблемных

зон

в

развитии каждого конкретного ребёнка и его родителей. Оказывали содействие

в

социализации

детей

дошкольного

возраста,

получающих

дошкольное

образование в форме семейного образования.

Список литературы:

1.

Воспитание детей раннего возраста: Методическое пособие к программе

"Кроха" / под ред. Г.Г.Григорьевой. - Н.Новгород. 1997.

2.

Галанов А. С. "Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3

лет", Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений

и родителей. - 3-е изд., испр. и доп. .- М. : АРКТИ, 2006.г

3.

Смирнова

Э.О.,

Авдеева

Н.Н.,

Галигузова

Л.Н.

«Воспитание

детей

раннего возраста». -М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.

4.

Шпак

В.Г.

Физическое

воспитание

детей

от

рождения

до

школы.

-

Витебск: Изд-во ВГУ, 1997.



В раздел образования