Авторы: Максимова Татьяна Николаевна, Рожкова Ольга Анатольевна
Должность: инструктор по ФК, руководитель структурного подразделения
Учебное заведение: МОБУ
Населённый пункт: г.Мурино, Ленинградская облость
Наименование материала: семейное обучение
Тема: физическое развитие в семейном обучении детей до 3 лет
Раздел: дошкольное образование
Рожкова Ольга Анатольевна
Максимова Татьяна Николаевна
Муниципальное
общеобразовательное
бюджетное
учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа «Муринский центр образования №1»
г. Мурино
domendeleeva9@mail.
ru
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СЕМЕЙНОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
ДО 3 ЛЕТ.
Аннотация.
Закон «Об образовании» Российской Федерации гласит, что
одной
из
основных
задач,
стоящих
перед
детским
садом,
является
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного и разностороннего
развития
ребенка.
Большинство
родителей
готовы
активно
участвовать
в
интеллектуальном, психо-эмоциональном и физическом развитии своих детей,
но этому мешает отсутствие у них умений проведения подобной работы. В
статье
освещена
консультативная
работа
с
родителями
детей
1-3
лет,
находящихся на семейном обучении, о приоритетности физического воспитания
в раннем возрасте.
Ключевые
слова:
семейное
образование,
консультации,
физическое
развитие, ответственное материнство и отцовство.
В своем послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года в качестве
главного приоритета государственной политики Президент России В.В. Путин
определил «сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного
богатства
России».
Специалисты
признают
актуальность
проблемы
привлечения родителей к участию в работе детского сада.
Важнейшая задача
государственных и общественных институтов на среднесрочную перспективу –
создание эффективной межведомственной системы родительского просвещения
и семейного воспитания в Российской Федерации (указ Президента Российской
Федерации № 204 от 7 мая 2018 г.).
Одной из самый актуальных проблем в г. Мурино является нехватка
детских
дошкольных
учреждений.
Многие
дети
находятся
на
семейном
образовании, а родители не всегда знают, как организовать жизнь ребенка так,
чтобы
он
рос
и
развивался
правильно.
В
уставе
Всемирной
организации
здравоохранения (ВОЗ) говорится,
что
здоровье
-
это
не
только
отсутствие
болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и
социальное благополучие. Проанализировав ситуацию в целом, мы пришли к
выводу, что нам необходимо помочь родителям в воспитании и развитии детей,
повысить их уровень знаний детской психологии, законов физического развития
ребенка, усилить работу по проблеме взаимодействия детского сада и семьи.
С целью создания условий, направленных на повышение компетентности
родителей (законных представителей) в области воспитания детей, мы решили
организовать и проводить консультации и занятия для родителей с детьми в
возрасте 1- 3 года, т.к. ни в каком другом возрасте физическое воспитание не
связано так тесно с общим воспитанием, как в первые 3 года жизни ребенка. [4,
С . 6 3 ] Совершенствуются
двигательные
умения
ребенка,
побуждая
его
выполнять
все
более
сложные
действия,
одновременно
развивается
его
сообразительность,
воля,
характер,
настойчивость.
Ребенок
приучается
к
дисциплине. Физическое воспитание детей ясельного возраста предусматривает
охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка,
его полноценное физическое развитие.
Нами проводились как индивидуальные консультации, так и групповые
занятия с родителями. На групповых занятиях мы консультировали родителей
по
общим
возрастным
особенностям
физического
развития
детей,
приоритетности физического воспитания в раннем возрасте, проводили мастер-
классы подвижных игр с детьми.
Правильно
организованное
физическое
воспитание
способствует
формированию
хорошего
телосложения,
профилактике
заболеваний,
улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых
детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому
он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются,
считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные
расстройства
в
деятельности
организма,
ведет
не
только
к
понижению
способностей,
но
и
расшатывает
волю
ребенка.
Учитывая
взаимосвязь
и
взаимозависимость развития движений и нервной системы ребенка, необходимо
подчеркнуть,
что
под
воздействием
движений
совершенствуется
работа
центральной
нервной
системы,
которая
тем
самым
улучшает
двигательные
действия ребенка. [3, С.24]
Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в
этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в
будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Методика физического воспитания детей зависит от их возраста, но
основные принципы ее во всех возрастных группах остаются одинаковыми.
Некоторые
отличия
в
методике
проведения
занятий
по
физическому
воспитанию связаны лишь с анатомофизиологическими особенностями детей
различных возрастных групп.
На консультациях мы ставим родителям основные задачи в работе с
детьми в раннем возрасте:
• физическое воспитание;
• развитие сенсорной культуры;
• развитие речи.
Ведь семья дает малышу главное, то, что не может дать никакой другой
социальный
институт.
Поэтому
консультации
и
индивидуальные
беседы
с
родителями,
где
физическое
развитие
ребёнка
требует
особого
внимания,
становится
неотъемлемой
частью
педагогического
процесса
в
семейном
образовании.
Следующая
немаловажная
задача,
которую
необходимо
решать
–
это
стимулирование желания детей заниматься двигательной активностью.
Поощряя
активность
каждого
ребенка,
мы
развиваем
его
стремление
заниматься
еще
и
еще.
Занятия,
основанные
на
игровых
приемах
и
эмоционально
окрашенные,
делают
движения
для
ребенка
желанными
и
достижимыми.
В физическом воспитании ребенка второго года жизни на консультациях
мы постепенно переходим от индивидуальных занятий к групповым. В семье
ведущим методом остается индивидуальный, хотя и в этих условиях надо
стремиться к переходу к групповым занятиям, особенно со 2-й половины
второго года жизни.
В физическом воспитании детей этого возраста применяется утренняя
гигиеническая гимнастика, специальные занятия физической культурой и
подвижные
игры.
В
режиме
дня
предусматривается
и
использование
закаливающих мероприятий.
Утренняя гимнастика. Ее задача - облегчить переход детского организма
от
заторможенной
деятельности
во
время
сна
к
бодрому,
деятельному
состоянию. Утреннюю гимнастику следует вводить, начиная, по крайней
мере, с 1 года 6 месяцев и проводить ежедневно.
В
утреннюю
гимнастику
включают
5-6
упражнений.
Начинается
и
заканчивается
зарядка
ходьбой.
Разучивание,
отдельных
упражнений
проводят во время специальных занятий, чтобы постепенно, в течение 3-4
недель, полностью подготовить новый комплекс утренней гимнастики.
От
родителей
и
воспитателей,
проводящих
утреннюю
гимнастику
с
маленьким ребенком, требуется понимание важности этих занятий, терпение
и конечно, умение ее проводить.
Утренняя гимнастика должна вызывать у ребенка бодрое настроение и
доставлять
удовольствие.
Это
лучше
всего
достигается
спокойным
обращением
с
ребенком,
доступными
его
пониманию
упражнениями
и
личным примером.
Задачи физического воспитания ребенка второго года жизни требуют
обязательного
включения
в
режим
дня
специальных
занятий,
которые
способствуют
своевременному
возникновению
и
развитию
различных
двигательных навыков, точности и правильности движений [1, С.55-56.],
о
чем многие родители забывают или даже не задумываются
Специальные занятия по физическому воспитанию не только строятся
по определенному плану, но в них всегда решаются определенные задачи по
развитию движений, например, по развитию лазания, метания мяча и т. д.
Такие упражнения, в соответствии с задачей занятия, включаются в него на
фоне других, общеразвивающих упражнений, чтобы в каждом занятии у
ребенка участвовали все мышечные группы. Как только малыш в течение
нескольких
занятий
усвоит
достаточно
хорошо
тот
или
иной
навык,
например, лазание по лесенке приставным и попеременным шагом, этот
навык
в
дальнейших
занятиях
уже
используется
как
общеразвивающее
упражнение.
На
индивидуальных
консультациях
мы
учим
родителей
грамотно
распределять свое время, составлять режим дня для ребенка с учетом всех
потребностей конкретной семьи, так же мы помогаем заинтересованным
родителям строить свои занятия с ребенком грамотно с учетом возрастных
особенностей ребенка.
Большое внимание мы уделяем консультациям по развитию совместных
занятий между родителями и ребенком в семье. Подвижная игра — одно из
важных
средств
всестороннего
воспитания
детей
в
возрасте
1-3
лет.
Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на
все
стороны
личности
ребенка:
в
игре
одновременно
осуществляется
физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Подвижные
игры
в
семье
не
только
улучшают
физические
показатели
малыша, но и способствуют улучшению общения и контакта родителей с
ребенком и между собой. При использовании этого средства следует уделять
особое внимание сюжетным или подражательным подвижным играм.
[2,
С.67] Их роль не только в определенном воздействии на речь ребенка, в
организации
коллективных
действий,
но
и
в
развитии
разнообразных
движений, производимых в благоприятной эмоциональной обстановке.
Для
проведения
подвижных
игр
лучше
всего
придумать
небольшой
рассказ, хорошо понятный малышу по содержанию и образам. Например,
ребенок изображает кошечку, птичку: кошка убегает от собаки или птичка
улетает...
В результате игры дети осваивают и закрепляют такие виды движений:
ходьба – стайкой в заданном направлении, в кругу друг за другом, на носочках;
бег
–
за
мамой
в
разных
направлениях,
между
линиями;
прыжки
–
подпрыгивать на месте, спрыгивать с предмета, прыгать, продвигаясь вперёд;
катание,
бросание,
ловля
мяча;
ползание
и
лазание;
равновесие
–
навыки
ходьбы по ограниченной площади, перешагивание через препятствия, умение
подыматься на возвышение и спускаться с него.
После проведения групповых консультаций и мастер-классов с родителями и
детьми,
наблюдалось
улучшение психоэмоционального климата в семьях от
совместных занятий. Дети, родители которых посещали консультации нашего
дошкольного отделения гораздо лучше проходили адаптацию при поступлении
в сентябре в детский сад.
Результатом
трехмесячной работы
консультационного
центра
является
обеспечение
прав
родителей
(законных
представителей)
на
получение
методической, психологопедагогической, диагностической и консультативной
помощи.
Мы
оказывали
консультативную
помощь
родителям
(законным
представителям)
по
различным
вопросам
воспитания,
обучения
и
развития
детей в возрасте от 1 до 3 лет, получающих дошкольное образование в форме
семейного
образования
проводили
диагностирование
проблемных
зон
в
развитии каждого конкретного ребёнка и его родителей. Оказывали содействие
в
социализации
детей
дошкольного
возраста,
получающих
дошкольное
образование в форме семейного образования.
Список литературы:
1.
Воспитание детей раннего возраста: Методическое пособие к программе
"Кроха" / под ред. Г.Г.Григорьевой. - Н.Новгород. 1997.
2.
Галанов А. С. "Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3
лет", Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений
и родителей. - 3-е изд., испр. и доп. .- М. : АРКТИ, 2006.г
3.
Смирнова
Э.О.,
Авдеева
Н.Н.,
Галигузова
Л.Н.
«Воспитание
детей
раннего возраста». -М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
4.
Шпак
В.Г.
Физическое
воспитание
детей
от
рождения
до
школы.
-
Витебск: Изд-во ВГУ, 1997.