Автор: Даутова Гульюзм Газалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г.Стерлитамак РБ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Безопасная образовательная среда
Раздел: среднее образование
«Формирование психологической защищенности подростков
в условиях образовательных учреждений интернатного
типа».
Понятие психологической безопасности
Понятие «безопасность» определяется
как
состояние
защищенности
жизненно
важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Понятие
«безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
Нужно
различать
психологическую
безопасность
среды
и
психологическую
безопасность
личности.
Безопасность
среды
обеспечивает
психологическую
защищенность ее участников. При отсутствии безопасности в локальной среде
(школа, семья) у человека нарушается психологическая защищенность.
Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и
представляют
собой
модель
устойчивого
развития
и
норма льного
функционирования человека во взаимодействии со средой.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития
подрастающего
поколения,
сохранения
и
укрепления
его
психологического
здоровья.
Проблема психологической безопасности в современном мире относится к
одной
из
наиболее
актуальных,
что
обусловлено
влиянием
многочисленных
факторов,
нарушающих
состояние
психологической
безопасности
и
психологической защищенности личности.
Безопасная образовательная среда
Доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Федерации психологов
образования России, директор Психологического института РАО, ректор
МГППУВиталий Владимирович РУБЦОВ и
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и
образования РГПУ им. А.Н. ГерценаИрина Александровна БАЕВА,
выделяют следующие параметры безопасной образовательной среды:
- качество межличностных отношений ребенка;
-защищенность ребенка в ОС школы;
-эмоциональная комфортность ребенка в ОС;
-удовлетворенность ребенка образовательной средой.
Говоря о безопасной образовательной среде, нужно иметь в виду не только ребенка,
но и педагога, и администратора, и родителей.
Таким образом, можно выделить следующие критерии психологической
безопасности:
• Уровень удовлетворенности участниками образовательного процесса
основными характеристиками процесса взаимодействия.
Удовлетворяющее
старших
подростков
общение
создает
психологически
безопасную школьную среду, поскольку ощущение того, есть у них школьные
трудности
или
нет,
связано,
в
первую
очередь,
с
тем,
насколько
хорошо
складываются отношения с педагогами, учителями-предметниками.
Характерно
и
то,
что
обучающиеся
не
всегда
обладают
коммуникативными
навыками, в частности, таким, как умение понимать других людей: становится
понятным,
почему
их
взаимодействие
с
учителями
и
сверстниками
не
всегда
конструктивно.
Следовательно,
одной
и
глобальных
психологических
проблем
современного
подростка
является
неумение
общаться,
из-за
этого
возникают
некоторые деформации личности - неуверенность в себе, низкая самооценка. Такие
деформации могут приводить к тому, что подростки не находят поддержки в своей
среде.
Неумение
и
нежелание
слушать
другого
также
приводит
к
неумению
выстраивать взаимоотношения, т. е. к проблемам в общении. И только классный
руководитель и воспитатель являются в школе тем посредником, который может
сгладить
противоречия
во
взаимоотношениях
между
учениками
и
учителями-
предметниками.
Кроме взаимоотношений с педагогамив подростковом и юношеском возрасте, не
менее
важны
и
комфортные
отношения
со
сверстниками,
влияющие
на
их
ощущения
счастья
и
гармонии
с
окружающим
миром.
Защищенность
от
недоброжелательности
учителей
все-таки
выше,
чем
от
одноклассников,
но
и
взаимоотношения в коллективе выстраивать для воспитанника тоже нелегко.
Большую роль в этом процессе играет сплоченность класса. В школах не всегда
придают значение развитию групповой сплоченности, поэтому она осуществляется
по законам стихийного развития группы: в таких коллективах не развиваются
взаимодействие,
сотрудничество
и
взаимопонимание,
положительные
эмоциональные
связи
внутри
класса.
Нам,
педагогам,
хорошо
известно,
что
неудовлетворение
базовой
потребности
в
личностно
доверительном
общении
является психологической опасностью в социальном взаимодействии, поскольку
стойкое
отсутствие
эмоционального
благополучия
в
значимой
сфере
общения
приводит
к
формированию
неустойчивой
самооценки,
проявляется
в
возникновении сначала ситуативной, а затем и личностной тревожности. Именно
поэтому так важно решать проблему сплоченности классных коллективов в школе
• Защищенность от психологического насилия.
Психологическое
насилие
определяется
как
постоянное
или
периодическое
словесное оскорбление ученика, угрозы со стороны педагогов и воспитателей,
унижение человеческого достоинства, обвинение в том, в чем учащийся не виноват,
демонстрация нелюбви, неприязни к школьнику. К этому виду насилия относятся
также предъявление требований, не соответствующих возрастным возможностям,
постоянные
ложь
и
обман,
в
результате
которых
учащиеся
теряют
доверие
к
взрослым.
Причины, по которым педагоги в образовательном процессе используют различные
формы
насилия,
могут
быть
самыми
разными:
это,
прежде
всего,
такие
особенности личности учителя, как тревожность, доминирование, низкий уровень
эмпатии, агрессивность, раздражительность, нелюбовь и негативное отношение к
детям и своей работе, неудовлетворенность своим социальным положением, низкий
уровень
развития
социальных
навыков
и
общения,
проблемы
со
здоровьем,
незнание других способов работы с непослушными воспитанниками, неумение
разрешать конфликтные ситуации и тд.
• Защита от всех форм дискриминации.
Думаю, что каждый когда-нибудь сталкивался с такой проблемой как
дискриминация. Дискриминация всегда являлась одной из главных проблем в
школах, и в большинстве случаев, она является одной из причин социальных
конфликтов, ведущих к нарушениям психики.
Многие подростки, подвергающиеся дискриминации со стороны одноклассников, в
частых случаях, впадают в сильную депрессию, ведь именно в подростковом
возрасте поддержка ровесников является одним из факторов счастья подростка.
По нашим наблюдениям, раньше унижали из-за плохой одежды или статуса семьи.
Сейчас чаще всего дети подвергаются дискриминации из-за расовой
принадлежности, религиозных убеждений или стиля одежды.
После 12 лет авторитет и личность взрослого отходят на второй план, и наиболее
важным становится мнение ровесников и одноклассников. В таком случае
подросткам действовать приходится достаточно тонко, стараясь формировать
правильное общественное мнение.
Нам, взрослым, кто работает с такими детьми, хорошо известно, что в таких
случаях нам помогут внеклассные кружки и школьные мероприятия, позволяющие
раскрыться самым застенчивым детям. Ведь для каждого ребенка очень важно
создать ситуацию успеха, чтобы он мог почувствовать свою значимость, важность
и нужность.
И все же необходимо отметить, что факты уже свершившегося буллинга нельзя
замалчивать. Необходимо решать все совместными усилиями специалистов школы,
учеников и родителей.
• Наличие безопасных условий труда и учебы.
-создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии
с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся,
работников образовательного учреждения интернатного типа;
-работа по обеспечению охраны образовательного учреждения
В нашем лицее, как во всех школах, организуется сторожевая форма охраны ( в
ночное
время).
Во
время
пребывания
воспитанников
в
лицее
обеспечение
безопасности
осуществляется
дежурной
сменой
(охранник,
вахтер,
дежурный
учитель)
под
руководством
дежурного
администратора.
Согласно
приказа
начальника отдела образования в лицее разработан и введен в действие положение
о контрольно-пропускном режиме.
Созданы
условия, способствующие формированию, сохранению и укреплению
здоровья:
Обеспечение санитарно-гигиенических условий
Организация качественного питания
Правильно установленный режим дня
Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса:
Соблюдение гигиенических требований к объему учебной нагрузки
Соблюдение требований к составлению расписания
Рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности
Использование методов и методик обучения с учетом возрастных
особенностей
Реализация системы оптимизации двигательной активности
Рациональная организация физкультурной работы
Активизация спортивно-досуговой работы
Профилактическая работа
Использование дополнительных методов оздоровления, и тд…
• Минимализация стрессовых ситуаций.
Ежедневно каждый из нас сталкивается с огромным количеством стрессов. При
этом очень сложно контролировать свои эмоции (точнее свою реакцию на
окружающее), и для человека становится характерно состояние плохого настроения
и вспышек взрывов на окружающих.
Как правило, для подростка в период становления личности очень важно мнение
окружающих, особенно сверстников. Именно неумение, невозможность добиться
расположения одноклассников чаще всего является причиной стресса
подростков. Ученик испытывает сильные эмоциональные переживания, при этом
снижается успеваемость школьника, изменяется поведение. Взрослые зачастую не
замечают этого, и в подавляющем большинстве случаев они не могут помочь
подростку найти свое место в коллективе сверстников. Ни учителя, ни родители не
видят также изменений в содержании общения со сверстниками на протяжении
подросткового возраста. А именно в этом возрасте подросток больше всего
нуждается в помощи взрослого, но взрослые мало чем могут ему помочь, так как не
воспринимают его проблем. И это самая большая беда!
Ещё одной причиной стресса является смена обстановки. Новая школа, новые
учителя, новые знакомства, новые правила.…Зачастую подростку достаточно
сложно адаптироваться, процесс приспособления проходит трудно и для ученика, и
для класса в целом, и это влияет на психологическое состояние учащихся.
Подросток просто не знает, как себя вести – возникает стрессовая ситуация. Также
у детей наблюдаются частые головные боли, появляется страх посещения школы.
ОГЭ, ЕГЭ является одной из наиболее стрессовых ситуаций в жизни современного
школьника. Многие родители и учителя считают, что если ребенок не сдаст
экзамен, то многие двери перед ним закрыты, и требуется много времени, чтобы
получить новый шанс. Школьник, осознавая это, начинает сильно переживать,
находится в напряжении, а это пагубно влияет на учебный процесс и на
психическое здоровье. Результатом этого может стать то, чего выпускник боится
больше всего: он получает низкий или недостаточный для поступления в ВУЗ балл.
Свидетельством такого влияния служат многочисленные случаи суицида. Как
отмечали СМИ, в последние годы количество самоубийств из-за экзаменов среди
школьников растёт. Официальной статистики самоубийств из-за перенагрузки или
несданного экзамена не ведется. Однако известно, что за последний десяток лет
количество молодежных суицидов выросло в три раза, выведя Россию в лидеры по
общему числу самоубийств.
Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой
общей тревожностью.
У большинства учащихся стресс, связанный с учёбой, проявлялся в плохом
настроении, депрессии, ощущении беспомощности, плохих снах и головной боли.
Как было сказано выше, наличие стрессовых ситуаций напрямую зависит от
учебного процесса, поэтому, на мой взгляд, можно предложить школе:
снижение объема суммарной образовательной нагрузки;
совершенствование работы по профессиональной ориентации и
предпрофильной подготовке учащихся;
сохранение возможностей обучаться в общеобразовательных классах для
подростков, не определившихся с профилем обучения;
приоритет таких вариантов профильного обучения, которые предполагают
индивидуализацию образовательного процесса, возможность обучения в малых
группах;
реализация личностно-ориентированного подхода в обучении
старшеклассников с учетом возрастно-половых особенностей их умственной
работоспособности.
Школьникам можно предложить три способа управления стрессом:
1.
Усиление контроля: чем он сильнее, тем меньше стресс.
2.
Реальная оценка стрессовой ситуации. Это не только поможет распознать тип
стрессовой ситуации, но и решить, в каких случаях нужно действовать, а в каких -
примириться с действительностью.
3.
Учиться умению решать проблемы и вырабатывать правильную стратегию
борьбы.
Ежедневная физическая нагрузка и правильный режим питания – помощь борьбы
со стрессом. Установлено что под воздействием физических упражнений в
организме выделяются эндорфины - особые химические вещества, ослабляющие
боль, улучшающие настроение и прерывающие цикл беспокойства, стресс.
Физические упражнения отвлекают человека от проблем, которые стали причиной
напряжения. Поэтому мы рекомендуем:
1.
ежедневно выполнять простые физические упражнения, например, наклоны,
приседания, ходьба на месте, упражнения для головы и плеч и т.д.;
2.
установить режим дня и режим питания;
3.
чаще бывать на свежем воздухе, выполнять дыхательные упражнения.
Хочется отметить, что стресс нельзя однозначно рассматривать как что-то хорошее
или плохое. В некоторых стрессовых ситуациях, например в спорте, ответная
реакция на стресс играет роль помощника – обостряет внимание и зрение, ускоряет
реакцию, прибавляет сил и т.д. – то есть мобилизует организм на борьбу с
внешними факторами. В других ситуациях, наоборот, стресс ведёт к истощению
организма, решения и действия в таком состоянии могут быть неадекватными
ситуации.
Стоит помнить, что вред приносит не стресс как таковой, а реакция человека на
стрессовую ситуацию. Неадекватная реакция на стресс может напрямую повлиять
на здоровье: возможна потеря аппетита, усталость, головная боль, человек более
подвержен инфекциям, вирусам, сердечным приступам.
Жизнь современного человека, а в особенности подростка, невозможна без
стрессов. Поэтому, чтобы избежать неприятных последствий стресса, необходимо
принимать меры сразу же после появления первых симптомов!
• Улучшение физического, психического и духовного здоровья субъектов
образовательного процесса.
Психологическая безопасность образовательной среды-
важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий
характер. Она влияет на психическое здоровье не только школьников, но и
остальных участников образовательной среды - учителей и родителей.
Большинство современных научных трудов посвящено проблеме здоровья и образа
жизни детей, и лишь немногие исследователи акцентируют внимание на здоровье
первых субъектов учебного процесса – педагогов. Этим объясняется актуальность
педагогической проблемы неразвитости ценностного отношения педагогов к
состоянию своего здоровья и здоровому образу жизни, соблюдение принципов
которого является отражением как культуры здоровья, так и общей культуры
личности. Ведь от степени ответственности педагогов к здоровью будет зависеть их
профессиональное и личностное развитие, либо выгорание. Только педагог с
высоким уровнем физического и психологического развития может воспитать
установку у учащихся на здоровый образ жизни, являясь образцом для подражания.
• Снижение эмоционального выгорания педагогов.
Исследования психологической сущности этой профессии установили, что она
требует от человека высокой эмоциональной напряженности в течение длительного
времени. Она предполагает работу учителя в условиях высокой степени
неопределенности, когда идет быстрая смена ситуаций взаимодействия, что
предполагает мобилизацию адаптационных механизмов, проявление толерантности
и прогностических способностей. Труд предполагает высокую степень
интеллектуальной активности, целеполагания и соответствующую организацию
деятельности по достижению поставленных целей.
Естественно, что такой психологически напряженный труд не может не влиять на
психологическое здоровье педагога. Не справляясь с профессиональными
задачами, педагог испытывает стресс, эмоциональное перенапряжение, что
приводит к затруднению в развитии профессионализма, становится причиной
ухудшения и физического, и психического здоровья.
Одним из проявлений нарушенного психологического здоровья педагога
является профессиональное выгорание.
Синдром выгорания представляет собой «набор негативных психологических
переживаний, возникающих вследствие ежедневного напряженного общения с
высокой эмоциональной насыщенностью или ответственностью.
Выгорание является ответной реакцией на продолжительные стрессы
профессионального общения.
Наиболее часто профессиональное выгорание наблюдается среди педагогов
средних школ, его признаками являются: высокое эмоциональное истощение,
мотивационно-установочное выгорание, снижение самооценки, уровня притязаний.
Подверженность профессиональному выгоранию происходит у людей, содержание
деятельности которых отличается такими признаками, как:
- «высокая насыщенность рабочего дня, обусловленная общением с другими
лицами;
- большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности
деловых контактов;
- высокая ответственность за результаты общения;
- определенная зависимость от партнеров по общению;
- конфликтные или напряженные ситуации общения, вызванные недоверием
• Развитая система психологической помощи в образовательном учреждении.
•Повышение уровня психологической компетентности всех участников
образовательного процесса.
Данное направление работы реализуется в ОУ социально- психологической
службой. Задача воспитателя помочь и сотрудничать с данными специалистами.
Пути повышения психологической безопасности:
1.Сопровождение при адаптации.
В наш лицей мы набираем воспитанников в 7 класс. Ребенок приходит в новый
коллектив. Задача педагога, воспитателя – быть рядом и сопровождать вхождение
ребенка в социум. Здесь идет создание благоприятного климата в коллективе,
проводятся
мероприятия
по
сплочению
коллектива,
по
повышению
статуса
ребенка,
которого
в
коллективе
не
принимают
(похвала,
ситуации
успеха,
задания,..). Конечно же контролируется
отсутствие психологического насилия в
образовательной среде.
2. Развитие индивидуальных особенностей детей.
У каждого ребенка свои способности. Мы все знаем, детей без способностей нет.
Учителя находят способных детей в своей сфере, но некоторые остаются «за
бортом». Задача воспитателя не пропустить таких детей. Надо найти область, где
он будет успешен, где сможет себя реализовать.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Обязательное использование в своей работе прогулки, мероприятия на свежем
воздухе, утренние зарядки, физкультминутки, спортивные игры на спортивной
площадке, правильно организованный режим дня, питания и др.
4. Стиль педагогического общения.
Мы стараемся, чтобы каждый наш воспитанник
чувствовал себя комфортно с
педагогом,
в
безопасности.
Для
этого
используем
демократический
стиль
воспитания,предполагающее
равноправные
отношения
между
ребенком
и
взрослым, при котором взрослые относятся к детям с уважением и достоинством.
Воспитанники имеют возможность самостоятельно осуществлять выбор и нести
ответственность за свои решения и действия.
5. Личность педагога.
Личность
педагога
вносит
большой
вклад
в
эмоциональное
состояние
воспитанника в ОУ. Педагог должен быть открытым, доброжелательным, при этом
требовательным. У него должна быть система требований, которая не меняется.
Ребенок должен понимать, что может доверять педагогу, подойти к нему для
совета. То есть педагог должен соблюдать этический кодекс, где основное место
занимает утверждение «не навредить ребенку».
6. Информационная безопасность.
Воспитатель, как и классный руководитель, должен следить за информационным
полем, в котором находится ребенок (социальные сети, группы). Для этого нужно
самому
ориентироваться
в
этой
теме.
У
нас
в
лицее
в
компьютерном
классе
работают фильтры, поэтому они заходят в компьютерные классы только с учебной
целью.
Также
практикуется
у
нас
метод,
который
запрещает
пользоваться
сотовыми
телефонами во время учебного дня, во время самоподготовки и после отбоя, т.е.
ребята в 21.00 часов, они сдают свои телефоны воспитателям на хранение и
получают их после окончания уроков (примерно в 14.30-15.00ч, когда воспитатели
приходят на работу.)
7. Оценка детско-родительских отношений.
Определить стиль взаимоотношений в семье, состояние семьи, условия жизни,
благополучие детей в семье (наблюдения за эмоциональном состоянием ребенка
после выходных, каникул, посещение семей воспитанников: в каникулярное дни
мы вместе с классными руководителями посещаем семьи наших воспитанников с
целью ознакомления с условиями жизни или по выявленным проблемам).
Разговариваем родителями, изучаем семьи, определяем, на сколько теплая или
холодная обстановка царит в семье, выявляем проблемы, возможные семейные
ф а к т о р ы повышенной тревожности воспитанников и
д р . В
случае
неблагоприятной обстановки
в
семье
проводим
беседы
с
родителями,
чтобы
нормализовалась ситуация, направляем их к специалистам.
8. Повышение компетентности педагогов, детей и родителей.
Это основная задача социально-психологической службы ОУ. Воспитатели тесно
сотрудничают
с ними.
Работа должна носить систематический характер. Эта
работа
ведется
на
родительских
собраниях,
совещаниях,
классных
часах,
проводятся индивидуальные консультации, в наше время широко используются
мессенджеры, социальные сети и прочие.
Вывод:
Современная школа должна стать не только местом, где детей учат, но и
пространством их полноценного общения, средой становления успешных и
счастливых людей, а это возможно только в атмосфере душевного комфорта и
благоприятного социально-экономического климата в образовательном
учреждении. Но для этого оно должно стать территорией безусловной
психологической безопасности.
Не смотря на то, что по определению «психологическая безопасность» кажется, что
это работа находится в компетенции педагога-психолога и социального педагога,
мы должны понимать, что это – совместная работа всего педагогического
коллектива. И воспитатель, конечно же, вносит в нее не маленькую лепту.
Развитая система психологической помощи в образовательном учреждении.
Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды разработаны
специальные психотехнологии, которые предполагают создание условий для психологического
сопровождения участников образовательного процесса. Данные психотехнологии направлены на
устранение угроз для развития психически здоровой личности. К таким психологическим
технологиям можно отнести различные тренинги, направленные на выявление поведенческих
умений, ролевые игры, программы развития личности и др.
Например, один из ведущих специалистов по активному социально-психологическому
обучению в нашей стране Ю.Н. Емельянов выдвигал технологии, выполняющие следующие
функции:
-психологическая профилактика,
-психологическое консультирование,
-психологическая поддержка,
-психологическая реабилитация,
- социально-психологическое обучение.
Психологическая профилактика — поддержание полноценного развития личности каждого из
участников учебного процесса, предупреждение личностных деформаций в ходе взаимодействия,
осознание влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики
является создание условий, способствующих формированию установки на отказ от применения
психологического насилия относительно окружающих во взаимодействии с ними.
• Повышение уровня психологической компетентности всех участников образовательного
процесса.
Вот некоторые из техник, представленные Ю.Н. Емельяновым:
1. Повышение социально-психологической компетентности участников образовательной
среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения групповых дискуссий
по проблемам психологического здоровья, проведения семинаров, проектирование
ненасильственных альтернативных актов поведения.
2. Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью
формирования индивидуальной программы психогигиены, а именно снижения уровня
эмоциональной напряженности; установления гармонии соотношения между «Я» реальным
и идеальным «Я»; изменения в самоотношении и др.
3. Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми
участниками образовательной среды. Рассмотрим психологическое консультирование,
направленное на оказание помощи участникам образовательного процесса в самопознании,
позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании
ценностно-мотивационной сферы, формирование эмоциональной устойчивости,
способствующей саморазвитию.
Следующая технология — это психологическая коррекция — активное психолого-
педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном
и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья и устранение деформаций,
вызванных психологическим насилием в межличностных отношениях участников
образовательной среды. Как одну из важнейших технологий следует упомянуть психологическую
реабилитацию — процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при
переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды.
Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи
с изменением условий. И последним рассмотрим социально-психологическое обучение —
активное групповое воздействие, направленное на помощь в усвоении эффективных способов
и приемов взаимодействия, свободных от проявления психологического насилия, реализующее
принцип развивающего воспитания и защищенности личности, что в свою очередь обеспечивает
поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем.
• Референтная значимость образовательной среды учебного учреждения