Автор: Кондратьева Анна Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ Заволжский лицей
Населённый пункт: г. Заволжска Ивановской области
Наименование материала: Деловая игра
Тема: "Копейка рубль бережет"
Раздел: среднее образование
Проект
Деловая игра «Копейка рубль бережет»
Раздел «Личные финансы»
Тема «Семейный бюджет»
Цель мероприятия – на практике отработать умения и навыки составления семейного
бюджета.
Задачи:
- закрепить представление о семейном бюджете, доходах и расходах домохозяйств;
- развить умение анализировать несложную финансовую ситуацию домохозяйства;
- развить навык планирования личных (семейных) финансов;
- закрепить установку на необходимость формирования сбережений («подушки
безопасности»).
Целевая аудитория: 5-6 класс
Игра рассчитана на три-четыре команды по 5 человек в каждой. В игре могут принимать
участие ассистенты из числа учащихся старших классов.
Общая продолжительность- 40-45 минут
Игра позволяет отработать одно из самых необходимых, с точки зрения финансовой
грамотности, умений – планирование семейного бюджета. Участникам предлагается
рассчитать бюджет семьи в краткосрочном периоде (в течение месяца), научиться
рационально использовать финансовые ресурсы. Соревновательный момент обеспечивает
высокую вовлеченность участников в игру, а модель реальной жизни – интерес к игровому
процессу.
Оборудование: проектор, бейджи, конверты с раздаточным материалом, медали для
награждения команд по итогам игры.
Ход игры
Участники делятся на команды по 5 человек в каждой. Внутри команды методом
жеребьевки распределяются роли членов семьи: мать, отец, бабушка, несовершеннолетние
дети: школьник и воспитанник детского сада.
Введение в игровую ситуацию:
Цитата на слайде «…….» вопрос к аудитории: Как вы понимаете эти слова?
Можно ли жить без денег? Почему денег всегда не хватает? Можно ли жить так, чтобы не
испытывать нехватку денежных средств?
1 этап
Участникам выдается конверт с карточками на которых представлены возможные доходы
семьи, и предлагается выбрать из предложенных карточек все возможные доходы и
посчитать суммарный доход.
2 этап
Командам выдается конверт с карточками, на которых указаны возможные расходы. Из
них участники должны выбрать те, которые на их взгляд необходимо оплатить в первую
очередь, а затем посчитать, сколько денег останется после оплаты обязательных расходов
семьи.
3 этап
Участники должны определить, как они поступят с оставшимися финансами, обосновать
свой выбор.
4 этап
Участникам предлагается найти выход из ситуации, которую они не могли предусмотреть.
Тяжело заболела бабушка, срочно нужна крупная сумма денег на лечение.
Подведение итогов игры.
Участники команд (или ведущий) записывает полученные результаты на доске. Участники
команд объясняют свой выбор.
Вопросы на обсуждение:
Почему суммы в итоге получились разными?
От чего зависит благосостояние семьи? (от умения соотносить доходы и расходы, т.е.
планировать бюджет семьи).
Что нужно делать, чтобы избежать чрезвычайных ситуаций с финансами? (откладывать
сбережения)
Возвращение к эпиграфу.
Рефлексия
- Чему вы научились в ходе сегодняшней игры?
- Что вам понравилось?
- Что вызвало затруднения?
- С каким настроением вы заканчиваете наше мероприятие?