Напоминание

Экспресс-курс по подготовке к написанию сочинения-эссе


Автор: Толкачева Наталья Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Алтайский краевой педагогический лицей-интернат"
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экспресс-курс по подготовке к написанию сочинения-эссе
Раздел: среднее образование





Назад




Толкачева Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат»

Экспресс-курс по подготовке к написанию сочинения-эссе

Урок 1

Изучение теории жанра

Это жанр критики, публицистики. Эссе — это размышление, навеянное чтением

книги. Скорее «самовыражение» эссеиста, чем истолкование прочитанного. Автор

сочинения

свободно

трактует

проблемы

и

аргументации

выводов,

он

может

непосредственно

обратиться

к

читателю,

рассказать

о

своих

переживаниях,

подчеркнуть собственное отношение к описываемому, используя при этом яркие

языковые средства.

Сочинение в жанре эссе требует всестороннего знания фактического материала и

определённого литературного мастерства.

Примеры тем сочинений.

1.

«Чувства добрые» в поэзии А.С. Пушкина.

2.

«Человек в футляре» в творчестве А.П. Чехова.

3.

Размышляя над страницами произведений Н.С. Лескова...

4.

Внутренняя красота человека. (По одному произведению Л.Н. Толстого.)

Определение жанра.

Эссе (с франц. essay — попытка, проба, очерк, от лат. exagium — взвешивание,

exigo

взвешиваю)

прозаическое

произведение

небольшого

объёма

и

свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения

по

конкретному

поводу

или

вопросу

и

заведомо

не

претендующее

на

определённую или исчерпывающую трактовку предмета.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо.

Особенности жанра

1.

небольшой объём,

2.

конкретная тема,

3.

открытое личностное осмысление темы,

4.

свободная композиция,

5.

образность,

6.

афористичность,

7.

установка на разговорную интонацию и лексику.

Эссе

отличает

подчёркнуто

выраженный индивидуальный

взгляд

на тот или

иной предмет, объект речи, который описывает или переживает автор.

Н а л и ч и е конкретной

темы

и

вопроса в

эсс е

не

п р е д п о л а г а е т их

исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа.

Писатель характеризует явление с разных сторон, не охватывая при этом его

полностью.

В

эссе предмет

или

явление служит пробуждающей силой

для

мыслей пишущего. Автор как бы «ходит кругами» вокруг конкретной темы, словно

«плетёт кружево» или «паутину» повествования. Это качество эссе определяется

как свободное владение темой. Его можно наблюдать, анализируя названия. Часто

в них присутствует предлог «о», так как заглавие лишь приблизительно отражает

содержание работы, или является первоначальной точкой рассуждения автора, или

вообще не связано напрямую с тематикой эссе. Не случайно и наличие союзов

«как» и «или».

Для автора эссе главное — личное постижение мира и отношение к нему. В

качестве же способов такого освоения он привлекает:

1.

многочисленные примеры,

2.

проводит параллели,

3.

подбирает аналогии,

4.

использует всевозможные ассоциации, уподобления.

Из многочисленного арсенала художественных средств автор выбирает:

1.

метафоры,

2.

аллегорические и притчевые образы,

3.

символы,

4.

сравнения и т.д.

В эссе существует ведущий признак, по словам австрийского писателя ХХ века

Роберта Музиля, та «решающая мысль», для которой каждый эссеист найдёт

только

ей

присущий

«облик-выражение»

и

которая

предполагает

(как

обязательное

условие)

непредсказуемые

выводы,

неожиданные

повороты,

интересные сцепления.

Эссе — это непременно диалог, полемика, и прежде всего с самим собой.

Названия эссе.

«О совести», «О добродетели», «Об именах», «О предсказаниях», «О книгах», «О

дружбе», «О воспитании» (Мишель Монтень);

«Книга, как врата мира», «О стихотворениях Гёте» (Стефан Цвейг);

«О собеседнике», «О природе слова» (Осип Мандельштам);

«Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимир Набоков).

Цель эссе.

«...Главное

заставить

читателя

думать,

разбудить

в

нём

удивление,

самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении».

(Вайнштейн О. Для чего и для кого писать эссе? // Литературная учёба. 1985. №2.

с. 215-217.)

Литературные формы эссе.

«Политическая исповедь молодого

человека»,

«Эскиз познания

поэта»,

«О

глупости» (Доклад 1937 г.) (Роберт Музиль);

«Заметки о поэзии», «Разговор о Данте» (Осип Мандельштам);

«Слово о Пушкине» (Фазиль Искандер).

Близость эссе к другим жанрам.

Структурные элементы эссе можно найти в таких жанрах, как письмо (в том числе

и открытое письмо), беседа, речь, очерк, слово.

Соответствие между адресатом и литературной формой:

Письмо

—близкий друг

Слово

—собеседник

Открытое письмо—человек, с которым идёт полемика

Речь

—аудитория

Очерк

—слушатели и читатели

Пример эссе.

Фазиль Искандер

Душа и ум

Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые

потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что

они умственно неполноценны. Таков Дон-Кихот Сервантеса, князь Мышкин и

«Идиоте»

Достоевского,

таковы

«Старосветские

помещики»

Гоголя,

«Простая

душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрёна в «Матрёнином дворе»

Солженицына.

Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство

небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не

потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите.

Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты.

Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нём, он невольно отвлекает

душу от её главного дела.

И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш

звериный

мир,

творят

единственное,

что

они

могут:

любовь,

добро.

И

они

обречены

погибнуть.

И

тут

мы,

так

сказать,

умственно

полноценные

люди,

потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше

всех выполняли главное предназначение человека в этом мире — творить добро. А

если это так, они-то и были самыми умными людьми — умом сердца.

В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как

знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.

Практическая работа

1)Прочитай эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами.

2)Цель — увидеть творческие возможности в рамках одного жанра, вычленить

жанровые особенности эссе.

3)Запиши свои наблюдения в тетради в виде таблицы:

Основания наблюдений

Первый текст

Второй текст

«Решающая идея» эссе

Связь между названием эссе и

его темой.

Личностное (авторское)

осмысление темы

Использованные

выразительные средства.

Сделай вывод об использовании возможностей эссе разными авторами.

Текст 1

Константин Победин

Музыка

Бабушка Елена была глухая. Слух она потеряла в середине жизни, но не до такой

степени, чтобы быть вовсе отрезанной от мира. Слуховой аппаратик с проводками

и динамиком вставлялся в ухо, как пробка. Ещё был наушник для пользования

радио.

Бывало, что-нибудь по хозяйству делает бабушка: гладит, шьёт, и в тишине чему-то

улыбается. Это значит, хорошую музыку передают.

С музыкой в моей жизни связано не так уж много воспоминаний. Пожалуй, это —

самое яркое. Было лето, и я грыз что-то кислое в саду. Из дома донёсся страшный,

что называется, нечеловеческий вопль. Я подавился и бросился на помощь. Куда?

Кому?

В

комнате

у

электроплитки

стояла

бабушка

Елена,

что-то

помешивала

в

кастрюльке,

в

ухе

чернел

радионаушник.

Она

стояла

в

адском,

истошном

завывании безмятежно, как праведница в костре. Слушая своего Шопена, бабушка

не подозревала, что наступила коту Барсику на хвост, да так ловко, что он не мог

даже извернуться и укусить хозяйку за ногу. Как он не сошёл с ума от такой долгой

и жестокой боли? Впрочем, надо уточнить, бывают ли сумасшедшими коты.

Из этого воспоминания для меня совершенно неопровержимо следует вывод: всё

то, что мы не в состоянии воспринять, потрогать, использовать и посему склонны

считать не существующим, — вполне существует, порою рядом, и, возможно,

страдает, глядит с мольбою в наши невидящие глаза.

Текст 2

Елена Шварц

Музыка

Ещё похожа музыка на то, как бабу пьяную ведут её два сына, она то в плач, то в

смех, то клонится упрямо, они же, опустив глаза, её ведут — ну, мама, мама...

Тот, кто стыдится больше, — тот ум, а другой — чувство. В книге об инквизиции я

видела картинку, как два мужичка ведут под руки одержимую, и это навело меня

на мысль о музыке и вообще — о творчестве. Мне во вдохновении часто хочется,

чтоб меня поддерживали, чтобы кто-то был рядом, но если б это случилось, оно бы

исчезло. Во вдохновении трудно стоять и трудно быть неподвижной, и подвижной

трудно, лишаешься всех земных сил, отдаёшь их чему-то, потому и хочется, чтобы

поддерживали. В творчестве (и в святости тоже) — много женственного, и то и

другое — восприятие силы. Да человек и вообще — женщина по отношению к

Богу.

Помощь

Основания наблюдений

Первый текст

Второй текст

«Решающая идея» эссе

Существует, порою рядом, и,

возможно, страдает, глядит с

мольбою в наши невидящие

глаза то, что мы не в состоянии

воспринять, потрогать,

использовать.

Слепота и глухота по

отношению к окружающему

миру, вследствие погружённости

Ощущение мимолётности,

необъяснимости вдохновения,

творчества и в то же время

осознание неповторимости творца.

Но в любом случае вдохновение —

это дар от Бога.

только в свой мир.

Связь между названием

эссе и его темой.

Название для такого текста

неожиданное. Текст вовсе не о

музыке как виде искусства (в её

высоком понимании). Она

является лишь отправной точкой

для ассоциаций автора.

От музыки автор переходит к

размышлениям о вдохновении, о

том, что движет творчеством

Личностное (авторское)

осмысление темы

Тема раскрывается через

бытовые ситуации, и музыка

здесь представлена как та, что

«передают по радио», "своего

Шопена" слушает через наушник

бабушка. Потрясает не музыка, а

«глухота» и не столько бабушки

(бабушка Елена была глухая), а

«глухота» человеческая. Таким

образом, мысль движется от

частного случая к широкому

обобщению.

Авторская мысль раскрывается

через связь несоответствий: пьяная

мать и дети, ум и чувство, желание

поддержки и её невозможность,

подвижность и неподвижность.

Музыка как акт вдохновения,

творчества, а это, в свою очередь,

дар от Бога.

Использованные

выразительные средства.

Устойчивые сочетания:

быть вовсе отрезанной от

мира,

нечеловеческий вопль,

бросился на помощь,

не сошёл с ума

Сравнения:

как пробка,

как праведница в костре.

Синекдоха:

х о р о ш у ю

м у з ы к у

передают

слушая своего Шопена,

Ассоциации:

Из

этого

воспоминания

для

меня

совершенно

неопровержимо

следует

вывод.

Сравнения:

похожа

музыка

на

то,

как

бабу

пьяную

ведут

её

два

сына,

Антитеза:

то в плач, то в смех,

тот ум, а другой — чувство,

трудно быть неподвижной, и

подвижной трудно,

Ассоциации:

картинка,

как

два

мужичка

ведут под руки одержимую,

навела на мысль о музыке и

вообще — о творчестве,

ч е л о в е к

и

в о о б щ е

женщина

по

отношению

к

Богу.

Метафора:

лишаешься всех земных сил

Урок 2

Практическая работа

Одним из признаков жанра эссе является использование ассоциаций, ярких

сравнений. Это задание направлено на развитие навыков ассоциативного

мышления.

Ассоциация — связь между отдельными представлениями, при которой одно из

представлений вызывает другое. Ассоциация по сходству.

Запиши ассоциации (по 2-3 ассоциации одним словом), которые у тебя возникают,

когда ты слышишь слова:

М а м а ,

в е с н а ,

р а д у г а ,

в о з д у ш н ы й

ш а р ,

м ы л ь н ы й

п у з ы р ь .

Нежность, надёжность, отвага, доброта.

Помощь.

Сравни, что у тебя получилось, с данными примерами.

Мама — улыбка, дом, забота.

Весна — цветы, жизнь, высокое небо.

Радуга — мост, ворота, яркие цвета.

Воздушный шар — Пятачок и ослик Иа, небо, полёт, приключения.

Мыльный пузырь — ничто, круглый, лопнул.

Нежность — рука, взгляд, мама.

Надёжность — сила, дуб, друг.

Отвага — воин, подвиг, богатырь.

Доброта — дети, улыбки, радость.

Запиши ассоциации (по 1-2 ассоциации в форме предложения, высказывания),

к о т о р ы е

у

т е б я

в о з н и к а ю т ,

к о г д а

т ы

с л ы ш и ш ь

с л о в а :

Первый шаг, стук топора, удар колокола, выпускной вечер.

Помощь.

Сравни, что у тебя получилось, с данными примерами.

Первый шаг — идёт по жизни человек; страшно и ответственно.

Стук топора — зимой в доме будет тепло; деревьям больно.

Удар колокола — громкий , долгий гул; предупреждение об опасности.

Выпускной вечер — на пороге взрослой жизни; праздник юности.

Обратимся

к

классике.

Прочитай

несколько

данов

(главок)

из

«Записок

у

изголовья» японской писательницы XI века Сэй Сёнагон (Сэй Сёнагон. Записки у

изголовья

/

пер.

М.Коровина,

В.Марковой.

СПб.,1999.),

чьи

произведения

положили начало эссе в литературе Востока.

1.

Найди

в

предложенных

зарисовках

новые,

неожиданные

сравнения

в

размышлениях писательницы об обычных явлениях.

2.

Запиши

в

тетрадь

строки,

впечатлившие

тебя.

Объясни,

в

чём

их

необычность.

То, что пролетает мимо

Корабль на всех парусах.

Годы человеческой жизни.

Весна, лето, осень, зима.

То, что далеко, хотя и близко

Празднества в честь богов, совершаемые перед дворцом.

Отношения между братьями, сёстрами и другими родственниками в

недружной семье.

Извилистая дорога, ведущая к храму Курама.

Последний день двенадцатой луны и первый день Нового года.

То, что человек обычно не замечает

Дни зловещего предзнаменования.

Как понемногу стареет его мать.

То, что нельзя сравнить между собой

Лето и зима. Ночь и день. Ненастье и солнечная погода.

Старость и юность. Белое и чёрное. Любимый и ненавистный.

Он всё тот же, но каким он казался тебе, пока ты любила, и каким кажется

теперь! Словно два разных человека.

Огонь и вода. Толстый и тонкий. Женщина, у которой длинные волосы, и

женщина с короткими волосами.

3.

Напиши свои небольшие заметки, используя приём ассоциаций. Примерные

темы:

«То,

что

близко,

хотя

и

далеко»,

«То,

что

прекрасно»,

«То,

что

вызывает уверенность». Придумай свои темы для анализа.

Урок 3

Практическая работа

Прочитай эссе на литературную тему, написанное школьницей и проанализируй

сочинение по предложенным ниже пунктам. Ответы оформи в тетради в виде

таблицы.

Основания наблюдений

«Решающая идея» эссе

Связь между названием эссе и его темой.

Личностное (авторское) осмысление темы.

Использованные выразительные средства.

Я хочу рассказать вам о книге:

Уже много веков ум человеческий бьется над решением вечных вопросов: что есть

истина, в чем заключается счастье, как его понимать, что такое добро и зло, когда

человека можно считать свободным, а когда — нет.

Задав себе эти вопросы, человек отправляется в путь длиною в жизнь и, совершая

ошибки, падая, оступаясь, но вновь поднимаясь на ноги, ищет и ищет смысл

собственной жизни и бытия в целом.

Мы привыкли к таким формулировкам тем сочинений как «Идейные искания

Андрея Болконского», «Путь исканий Пьера Безухова». А затем в письменных

работах разнимаем на кусочки целостную, неделимую жизнь этих персонажей.

Помещаем отдельные эпизоды из биографии героев под увеличительное стекло,

микроскоп и рассматриваем каждый жест, взгляд, поступок, действие. Конечно,

судить о других легко. Труднее разобраться в себе самом. А что я за человек? Чего

хочу? К чему стремлюсь? О чем мечтаю? Способна ли я на компромиссы с

совестью? Не расходятся ли слово и дело? Что для меня имеет абсолютную

ценность, а что — преходящую? Вопросов много. Но задаем мы их себе не всегда.

Наше

самосознание

дремлет

порою,

и

пробудить

его

может

какая-нибудь

стрессовая ситуация. И... книга.

Конечно, у каждого есть своя книга, которая помогла человеку понять что-то в себе

самом,

посмотреть

на

себя

со

стороны,

ужаснуться

или

возликовать.

Книги

помогают нам постигать мир и правду.

Вот такой книгой, заставившей меня о многом задуматься, стал роман Е. Замятина «Мы».

Подлинный смысл этого произведения до меня дошел не сразу. Сначала я делала отдельные

выписки из книги. Меня удивило то, что в Едином Государстве «иго разума» признано

благодетельным. Ведь это парадокс. Само слово «иго» означает «насилие», «несвободу».

Неужели

насилие

есть

благо,

то

есть

добро?

Состояние

же

свободы

в

этом

обществе

считается дикостью. И как можно жизнь математически выверить, упорядочить, подчинить

законам разума?!

Жить и не знать, что весна — это «половодье чувств», буйство красок, цветов! Не видеть

изменчивости

облаков

на

небе!

Ведь

небо

над

Единым

Государством

«стерильное,

безукоризненное».

Разве

можно

чувствовать

себя

живой

частичкой

Вселенной,

если

окружить все стеклом? Вспомните сказку о Снежной королеве, о тех кусочках стекла,

которые попали Каю в глаз и сердце и сделали мальчика злым, холодным, безразличным и

бездушным. Не об этом ли заботились устроители «математически совершенной жизни»? И

как можно во вращении долота увидеть «красоту... грандиозного машинного балета»?!

И разве это не кощунство — низвести поэзию до воспевания смертных приговоров? Поэзия

обслуживает идеологию государства, музыку сочиняют машины, вдохновение объявлено

«неизвестной формой эпилепсии», а личное сознание — болезнью! Счастливым считается

состояние, когда нет никаких желаний! Не повеяло ли на вас ветерком смерти? Что значат

лица, «не омраченные безумием мыслей»? Да таким бывает лицо покойника! А что стоит за

этим признанием Д-503: «...я не способен на шутки»? Жить не улыбаясь, не смеясь, не шутя,

не думая — разве это возможно?

А свести любовь к «гармонической, приятно-полезной функции организма» — это что?

Любовь в Едином Государстве «побеждена, организована, математизирована». Можно ли это

считать любовью?

И контролировать мысли людей, читать их дневники, сделать их жизнь видимой всем,

открытой? Таить-то нечего! У человека отняли все, что делает его личностью. И дали вместо

имени

«нумер».

Имя

выделяет

одного

среди

других,

наделяет

«особинкой»

и

судьбой,

обозначает отличительные свойства характера. А по законам Единого Государства «быть

оригинальным

это

значит

как-то

выделиться

среди

других.

Следовательно,

быть

оригинальным

это

нарушить

равенство...

И

то,

что

на

идиотском

языке

древних

называлось „быть банальным“... значит: только исполнять свой долг».

Человек — «счастливейшее среднее арифметическое» ... Средний — значит бесцветный,

обезличенный, стандартный...

От этих первичных эмоций — негодований я перешла к осмыслению проблематики романа.

На

мой

взгляд,

важно

понять,

что

значит

быть

личностью.

Как

сохранить

свою

индивидуальность и неповторимость и противостоять разрушительному влиянию общества?

Мне пришлось обратиться к специальной литературе по психологии. Я уяснила «структуру»

личности. Оказывается, формирование личности определяется и темпераментом, и типом

нервной

системы,

и

характером,

и

познавательными

способностями,

и

особенностями

восприятия, памяти, воображения, и потребностями, и одаренностью, и мировоззрением.

Понятно,

почему

«все

мы

очень

разные».

Мы

проявляемся

во

всем:

какие

требования

предъявляем себе и миру, каковы наши запросы, идеалы, мечты, как мы реагируем на то, что

происходит вокруг нас и с нами, как мы фантазируем. Непохожим одного человека на других

делают

прежде

всего

эмоции.

Именно

палитра

человеческих

эмоций

многообразна

и

безгранична. К. Маркс по этому поводу заметил: «Человек без эмоций что покойник в

отпуске». Но именно от эмоций избавились в Едином Государстве. Рационализм пронизывает

его структуру снизу доверху. Известна однобокость рационального знания, которая делает

человека убежденным в том, что он может все объяснить, описать, завладеть миром. Отсюда

— стремление определить «права» личности, проникнуть в тайны любви, решить загадки

Вселенной. С позиций разума не существует «никакой путаницы о добре и зле: все — очень

просто, райски, детски просто. Благодетель, Машина, Куб, Газовый Колокол, Хранители —

все это добро, все это величественно, прекрасно, благородно, возвышенно, кристально чисто.

Потому что охраняет нашу несвободу — то есть наше счастье».

И путь человеку определили: это путь «от части к целому». Счастье наступает тогда, когда

«нумер» почувствует себя частичкой чего-то грандиозного, осознает свои обязанности по

отношению к государству.

Но... все это «счастье» рушится, стоит герою заглянуть в глаза 1-330, в которых всегда что-то

загадочное, некий X.

От этой попытки разгадать тайну 1-330 герой романа становится совершенно иным, нежели

был раньше. Он видит сны, у него «образуется» душа, он ревнует, любит, страдает, мучается,

мечтает, то есть становиться человеком. Он задает себе вопросы: «Кто — я, какой — я?»

Д-503 вскоре почувствовал, что живет «отдельно от других всех», у него появился свой мир.

Он перестал быть слагаемым, стал единицей Но... насилие над личностью продолжается.

Проводится операция по удалению фантазии. Человек окончательно превращается в робота,

винтик.

И Д-503 вновь становится послушным «нумером». Перечитывая свои прежние записи, он

удивляется: «Неужели я когда-то чувствовал... что чувствую это?»

А теперь — «никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты».

И нет эмоций, когда пытают ту, которую некогда любил.

Она для него теперь просто «та женщина». В том указательном местоимении — бездна,

разделяющая его и ее...

Исчезли сомнения, метания, желания. Человек умер.

Закрыта последняя страница романа... Я осталась наедине со своими мыслями. Замятин

оказался пророком, предсказав еще в 1920 году печальные события в нашей стране. До

недавнего времени и мы были винтиками и «нумерами». Сейчас мы отошли от этого, но к

чему придем?..

Урок 4

Практическая работа

Учитывая особенности жанра, принимая во внимание опыт представленных, уже

проанализированных

работ,

напиши

свою

миниатюру-эссе

на

одну

из

тем:

«Музыка», «Снег», «Мир вокруг».

План работы над сочинением:

1.

Прокомментируй тему, определи объём темы, задай себе вопросы, которые

напрямую связаны с темой сочинения.

2.

Подбери аргументы, запиши ассоциации, которые помогут обосновать твою

позицию.

Подумай,

какой

литературный

материал

может

послужить

подтверждением твоих мыслей.

3.

Продумай, какие положения твоего сочинения могут вызвать несогласие и

согласие со стороны читающего или слушающего твою работу.

4.

Подбери

яркие

выразительные

средства

для

оформления

своих

мыслей

(сравнения,

эпитеты,

устойчивые

выражения,

метафоры).

Помни

об

уместности их использования, не перегружай текст, но и не обедняй его

однообразием.

Прочитай сочинение вслух. Проанализируй свою работу (примерный план

анализа см. в предыдущем задании). Допиши, исправь своё сочинение.

Урок 5

Практическая работа

Внимательно изучи таблицу, напиши сочинение в жанре эссе по предложенной

теме.

Тема: «Человек — существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать» (Н.А.

Бердяев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Сочинение-эссе

1.Определить особенности

жанра сочинения.

Эссе(с франц. essay — попытка, проба, очерк, от лат.

exagium — взвешивание, exigo — взвешиваю) —

прозаическое произведение небольшого объёма и

свободной композиции, содержащее индивидуальные

впечатления и соображения по конкретному поводу или

вопросу и заведомо не претендующее на определённую или

исчерпывающую трактовку предмета.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно

окрашенное слово о чём-либо. Особенности жанра:

небольшой объём, конкретная тема, открытое личностное

осмысление темы, свободная композиция, образность,

афористичность, установка на разговорную интонацию и

лексику.

Эссе отличает подчёркнуто выраженный индивидуальный

взгляд на тот или иной предмет, объект речи, который

описывает или переживает автор.

Наличие конкретной темы и вопроса в эссе не

предполагает их исчерпывающей трактовки,

определения, утверждения, анализа.

2. Определиться с выбором

произведения, на материале

которого будет раскрыта тема.

Для раскрытия данной темы в жанре эссе можно обратиться

к произведениям И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н.

Толстого. Поскольку эссе не предполагает глубокого

исследования проблемы, обрисовки того или иного вопроса,

лишь их открытое личностное осмысление, то выбрать для

работы можно не одно произведение, а несколько (2-3), в

которых данная проблема широко представлена.

3.Составить подробный план

сочинения, в котором отразить

ход рассуждений: логичность,

взаимосвязанность всех

частей сочинения.

Хотя эссе как жанр сочинения подразумевает свободную

композицию, это не означает, что в работе не должно быть

вообще выделения композиционных частей. «Свободная»

— означает «гибкая», «подвижная», но не отсутствие

выстроенности.

Вступление должно отражать личностное осмысление

пишущим того вопроса, который будет раскрываться в

сочинении: что значит быть недовольным самим собой и

способным «себя перерастать». В данном случае будут

уместны «лирическое» вступление или опора во

вступительной части на личный жизненный опыт.

Основная часть сочинения-эссе включает в себя

размышления об обозначенной проблеме с опорой на

примеры из художественных произведений.

Заключение не предполагает категоричных выводов. Их

может не быть вообще, но в таком случае необходимо

обосновать «открытый финал» творческой работы

(ссылаться, например, на полемику вокруг исследуемого

вопроса). Это, в свою очередь, и будет заключением

сочинения.

4.Подобрать цитатный

материал с учётом его

уместности, объёма, точности.

Повторить правила

цитирования.

Так как эссе предполагает отражение собственного взгляда

пишущего, его мнение может совпадать или не совпадать с

мнением писателей, поэтов, критиков. В таком случае

цитатный материал должен иллюстрировать

противоположные точки зрения или, напротив,

подтверждать мнение автора сочинения.

Прочитай своё сочинение, исправь ошибки, дополни.



В раздел образования