Напоминание

Сочинение как ведущая форма письменной работы в процессе изучения русского языка и литературы


Автор: Толкачева Наталья Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Алтайский краевой педагогический лицей-интернат"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Сочинение как ведущая форма письменной работы в процессе изучения русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Толкачева Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат»

(выступление на КПК)

Сочинение как ведущая форма письменной работы в процессе изучения русского

языка и литературы

1.

«Школьное

сочинение»

есть процесс

и

результат

работы

над

темой,

предложенной

преподавателем,

ученика

и

самого

преподавателя».

(Виктор

Александрович Никольский)

2.

«Школьное

сочинение

учебная

работа,

упражнения

в

развитии

речи,

в

построении

текста;

в

то

же

время

оно

является средством

самовыражения

личности,

его

жизненной

позиции,

его

внутреннего

ми р а » . (Михаил

Ростиславович Львов)

3.

Сочинение

методический

термин,

обозначающий вид

учебной

работы

учащихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного,

так и устного высказывания (напр. устные сочинения).

(Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской, А.К.

Михальской. - М., 1998)

Обучение написанию сочинения включает в себя следующие направления деятельности:

Поэтапное обучение учащихся восприятию текста

Обучение учащихся разным видам речевой деятельности

Обучение учащихся разным видам информационной и речевой переработки текста

в процессе подготовки к написанию сочинения

Обучение учащихся созданию текстов в разных стилях и типах речи

Обучение учащихся анализу и коррекции собственного письменного высказывания

(саморефлексии)

Преемственность

в

обучении

учащихся

написанию

сочинений

(начальное-

основное-среднее (полное) образование)

Сочинение является основной формой самовыражения пишущего. Сочинение всегда носит

личностный характер. Личность пишущего выражается в выборе темы, в том, как он её

понимает, в какой форме высказывается.

Разновидности сочинений

1. Сочинения на литературные темы

2. Сочинения на нелитературные темы

Виды сочинений по цели их написания

1. Обучающие сочинения

2. Контрольные сочинения

3. Конкурсные сочинения

Виды сочинений по типу речи

1. Сочинение-описание

2. Сочинение-повествование

3. Сочинение-рассуждение

Жанровое разнообразие сочинений

Традиционное школьное сочинение

Сочинение-стилизация (сказка, письмо, рассказ, монолог героя и т.п.)

Сочинение-отзыв

Сочинение-рецензия

Сочинение-исследование и др.

Сочинения на литературные темы

Сочинения

на

литературную

тему

это

письменные

работы,

представляющие

рассуждения учащихся о литературных героях, о содержании и форме художественных

произведений, их языке и композиции. (Н.В.Колокольцев)

Сочинения на литературные темы

Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая)

Сочинение проблемного характера

Анализ формы и композиции литературного произведения

Анализ языка литературного произведения

Сопоставление произведений разных авторов, этапов развития литературы, эпох и

пр.

Сочинения на нелитературные темы

Сочинение-описание картины (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая сцена и пр.)

Сочинение-описание (природы, помещения, местности, человека и пр.)

Сочинение-рассказ о событиях

Сочинение по заданному началу (рассказ)

Сочинение по личным впечатлениям

Сочинение по нравственной проблематике

Сочинение на основе прочитанного текста

Сочинение на основе прочитанного текста и личных впечатлений и др.

Ученик, пишущий сочинение раскрывает себя

1.

Как

вдумчивый

читатель.

В

этом

случае

главным

объектом

внимания

будет

литературное произведение как содержательная форма. Причём толковому читателю

хорошо бы блеснуть здесь тонкостью видения и понимания художественного текста,

обнаруживать

способность

быть

внимательным

не

только

к

явлениям

крупномасштабным (персонажу, сюжету, композиции), но и к деталям, к тому, что поэт

назвал «мелочишкой суффиксов и флексий».

2.

Как писатель. Ученик выступает в роли писателя и выбирает соответствующую форму

рассказа, эссе, письма, путешествия или иного прозаического жанра.

3.

Как

публицист.

Ученик

может

посвятить

сочинение

изложению

собственных

воззрений

по

тому

или

иному

вопросу.

В

перечне

тем

бывает

такая,

которая

предполагает основываться на «литературном или жизненном материале». Литература

здесь выступает прежде всего как повод для изложения своей позиции и как материал

для её аргументации.

Этапы работы над сочинением

Подготовка к написанию сочинения (замысел, понимание темы, проблемы, задач,

определение жанра, формы и пр.)

Работа над черновиком (план, эпиграф, цитаты, написание черновика, проверка

черновика, исправление ошибок и доработка текста)

Написание сочинения набело

Проверка учителем

Анализ сочинения и ошибок (работа над ошибками, переработка сочинения)



В раздел образования