Напоминание

Культура Северного Средиземноморья. Опыт проникновения в Детском этнокультурном центре «Китежград».


Автор: Авакян Карен Рубенович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДТ "Измайловский"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Культура Северного Средиземноморья. Опыт проникновения в Детском этнокультурном центре «Китежград».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Культура Северного Средиземноморья.

Опыт проникновения в Детском этнокультурном центре «Китежград».

Авакян К.Р.

При

раскрытии

национально-регионального

компонента

на

материале

Санкт-Петербурга и Ленинградской области, хотя, имея в виду традиционную

культуру, более корректно было бы говорить о Петербургской губернии, мы

сталкиваемся

с

известными

трудностями:

какой

временной

промежуток

мы

должны иметь в виду? 300 лет Петербурга с его судьбой европейской столицы,

культура

которой

включает

мотивы

Древней

Греции,

Древнего

Египта,

итальянского барокко и Северного модерна? 500 лет, когда приневские земли с

исконно

финно-угорским

населением

вполне

уже

освоили

славяне

из

новгородских земель? Нельзя забывать и о близости Старой Ладоги – этой

первой столицы Руси с отправной точкой пути «из варяг в греки», а отсюда

привнесение

скандинавских

влияний,

о

которых

нам

говорят

предметы

из

раскопок.

Кроме

того,

скандинавское

влияние

оказали

и

шведы,

которые

с

незавидной

регулярностью

нападали

на

приневские

земли

с

ХII

века

и

до

возникновения Санкт-Петербурга, в результате чего, как известно, и возникли

шведские крепости Ландскрона, а потом и Ниеншанц. Ну и, конечно, мы имели

в виду, что река Нева, о побережье которой и идет речь, соединяла Ладожское

озеро (Варяжское море) и Финский залив, т.е. Балтийское море.

В

Европе

принято

считать

Родиной

цивилизации

античность,

т.е.

упомянутые Древняя Греция и Египет, но для нашего региона на культуру не

менее значительное влияние, а в чем-то и более, -

оказала культура финно-

угорских

народностей,

а

также

Прибалтики,

русского

Севера

и,

конечно,

Скандинавии.

Мы воспользовались такой культурологической дефиницией как «Северное

Средиземноморье»,

которую

в

80-х

годах

прошлого

столетия

ввел

Дм.

Ал.

Мачинский, и знакомство с этим культурным явлением осваивали следующим

образом.

Образовательная программа Этнокультурного Центра «Китежграда», куда

дети

приходят

после

занятий

в

общеобразовательной

школе,

является

полифонической, где каждое культурное явление пропускается через различные

виды творчества: живопись, материально-художественное творчество (бумажная

пластика,

текстиль,

керамика).

Культурой

Северного

Средиземноморья

мы

занимаемся

на

четвертом

году

обучения

после

знакомства

со

славянским

календарным кругом, сказками, и христианскими праздниками, их народным

бытованием и духовной культурой на материале легенд о граде «Китеже» и

духовного стиха «Голубиная книга».

Мы начинаем с погружения в культуру русского Севера на материале

былин

или

старин,

где

мы

с

детьми

имеем

возможность

проследить

трансформацию

былинных

героев

от

архаичных

Волха

Всеславовича,

с

его

родством

животному

миру

вплоть

до

оборотчества;

Святогора

и

Микулы

Селяниновича и его тягой земной, до героев-воинов (Илья Муромец, Добрыня и

Алеша Попович), где из мифологического времени мы попадаем в историческое

к стольному князю Владимиру Красно-Солнышко.

Знакомясь

с

былинами,

мы

их

читаем,

разбираем,

слушаем

записи

сказителей

былин,

смотрим

диафильмы

и

художественные

фильмы,

рассматриваем иллюстрации Билибина, репродукции Рериха и других известных

художников. Выясняем -

в чем же героизм богатырей, хотя об этом уже шла

речь,

когда

мы

занимались

сказками;

рисуем

свои

впечатления,

а

затем

приступаем к работе в материале. На занятиях по живописи изучаем пропорции

человеческого тела и изменение их для подчеркивания характера и значимости

героев

при

создании

композиций

на

тему

«Былины

русского

Севера».

На

занятиях керамикой лепим изразцы с рельефными изображениями былинных

сюжетов.

Вспоминаем

на

занятиях

текстилем

основные

традиционные

изображения в народном искусстве и их символику (Мать-сыра-Земля, солнце,

олень, конь, птица, змея), знакомимся с русским костюмом сказителей былин –

калик перехожих, ткем суму для калики перехожего, используя двух-ремизную

лоскутную технику на этнографическом ткацком станке.

На занятиях фольклором слушаем этнографические записи былин, старин,

после чего выбранный сюжет дети разыгрывают с распевами и с элементами

рукопашного боя.

Во

второй

четверти

мы

переходим

к

погружению

в

культуру

народов

финно-угорской группы на примере эпоса «Калевала». Здесь тоже все начинается

с чтения, разбора, обсуждения космогонии и символики этого замечательного

эпоса. Мы начинаем понимать, почему так много изображений утки, и каков

смысл вселенского яйца, а также Матери воздушного пространства, слушаем

записи

аутентичных

исполнителей

рун

«Калевалы»

на

языке

носителей

традиции,

смотрим

диафильмы

и

художественные

фильмы,

рассматриваем

иллюстрации.

На

занятиях

декоративно-прикладным

искусством

результатом

погружения

становятся

аппликация

на

сюжеты

карело-финского

эпоса

с

проработкой

символики

костюмов,

а

также

лепка

сосудов

из

глины

с

использованием

архаичной техники формообразования жгутами по сюжетам рун «Калевалы». На

занятиях живописью ребята создают композиции в технике акварели по мокрой

бумаге с использованием мелков по мотивам «Калевалы», в результате чего

возник альбом иллюстраций к эпосу «Калевала».

На занятиях текстилем происходит знакомство с древнейшей обрядовой

символикой

в

костюме

балтов,

финнов,

карелов,

вепсов,

сету.

Раскрывается

использование древнейших солярных и земледельческих знаков в шитье кукол и

ткачестве пояса. На занятиях фольклором после прослушивания аутентичной

музыки (наигрыши на кантеле, напевы) финноугоров происходит знакомство с

карельскими играми и инструментальной музыкой, традицией исполнения рун

«Калевалы» и затем разыгрывание ее отдельных сюжетов.

Затем мы погружаемся в культуру Скандинавии

через скандинавские

мифы.

Основным

мирообразующим

символом

которого

является

дерево

Игдразиль

-

скандинавский

вариант

Мирового

древа,

на

котором

мы

опять

возвращаемся

к

триаде

Древа

Жизни

с

ее

преемственностью

прошлого,

настоящего

и

будущего

и

связью

трех

миров.

Космогония

скандинавских

сказаний, сопоставление пантеона скандинавских богов и богов древнегреческой

мифологии позволяет рассматривать скандинавских богов, как преобразователей

хаоса в гармонию космоса. Здесь же уместно еще раз поговорить о рунах –

теперь уже как о знаках древней скандинавской письменности и ее философском

и магическом значении. На занятиях ДПИ мы делаем аппликацию на тему

«Мировое древо» и лепим мифологических животных. Здесь же происходит и

лепка рельефов по скандинавским мифам: древо Игдразиль, жертва аса Тью, а

также другие сюжеты, где в грубой пластической манере происходит как бы

преодоление материала этой суровой «скалистой» культуры.

На занятиях живописью создаются живописные этюды на темы: стихия

огня,

стихия

камня,

стихия

воды,

а

затем

создание

работ

на

тему

мифологических

сюжетов

через

осмысление

характерных

особенностей

скандинавского

эпоса.

Фольклорные

занятия

дают

возможность

ребятам

познакомиться

с

традиционными

скандинавскими

танцами

и

поэтической

музыкой

Грига.

Под

звуки

аутентичной

музыки

происходит

сочинение

и

постановка

скандинавского

мифа,

для

которой

на

занятиях

текстилем

дети

занимаются изучением скандинавского костюма. Здесь же они знакомятся с

устройством древнего ткацкого станка, узнают новые виды ткачества поясов и

ткут пояс великана Мемира (ткачество на станке по эскизам детей), а также

шьют кукол в костюмах древних норманнов.

Заканчиваем

мы

этот

этап знакомством

с

многообразием

этнических

влияний

в

культуре

Санкт-Петербургской

губернии

(на

материале

сказок).

Знакомство с традиционными ремеслами, а самое главное с наиболее важными

символическими образами, которые встречаются в народном искусстве Санкт-

Петербургской губернии.

На

занятиях

керамикой

дети

лепят

свистульки

в

виде

мифологических

животных, и скорее всего это птицы, утки, олени, а может быть и неведомые

зверушки, а также обереги, которые создаются по археологическим образцам с

вепсским

или

другим

древним

орнаментом.

На

занятиях

живописью

для

пробуждения

интереса

к

истории

родного

края

детям

предоставляется

возможность

осознать

многообразие

культурных

заимствований

разных

народностей, населяющих приневскую землю, их знакомят с этнографическими

предметами, привезенными из экспедиций по Ленинградской области. Используя

исследовательский опыт, дети рисуют работы на тему сказки своего региона.

На

занятиях

фольклором

сначала

происходит

слушание

и

разбор

этнографических записей, знакомство с диалектами, затем разучиваются простые

плясовые

песни

Лужского

района,

дети

знакомятся

с

пастушеской

инструментальной и певческой традицией, обрядами и играми Ленинградской

области и разучивают вепсскую кадриль под барабанку. Параллельно с этим

ребята

разыгрывают

сказки

с

куклами.

Куклы

эти

создаются

на

занятиях

текстилем, где происходит изучение женского костюма различных народностей

Ленинградской

области,

знакомство

с

традиционным

ткачеством

народов

региона.

Для

особо

заинтересованных

ребят

предоставляется

возможность

познакомиться

с

ткачеством

лоскутного

двухуточного

ремизного

полотна

с

традиционным рисунком «колодец».

Вот таким образом, на мифологических сюжетах, открывая ключами смыслов

секреты символов и узоров, мы с юными жителями «Китежграда» знакомимся с

культурой своего замечательного края. Это действительно край России, край

Европы,

но

невидимыми

нитями,

которые

для

наших

детей

становятся

видимыми и нарядными, мы вплетаемся в ковер мировой культуры.

Список рекомендуемой литературы:

Для педагогов:

1.

Сост. и ред. Богуславская И.Я. Творческие проблемы современных народных

промыслов. Л., “Художник РСФСР” 1991 г.

2.

Буткевич Л.М. История орнамента. М., Владос 2004г.

3.

Дайн Г. и М. Русская тряпичная кукла. М., 2007г.

4.

Долорс Рос Керамика. АСТ пресс 2003 г.

5.

Карельское народное поэтическое творчество. Л., НАУКА 1981г.

6.

Косменко А.П "Народное Изобразительное Искусство Вепсов" Карелия 1978

7.

Лютикова Н.П. Мезенский костюм. Архангельск, 2009г.

8.

Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее. М., Высшая

школа.2005г.

9.

Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М. Изобр.

Искусство. 1983г.

10.Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV - XIX веков. М. Изобр. Иск.

1983г.

11.Полунина В.Н. Искусство и дети М., Просвещение 1982 г.

12.Претте М.К. Капальдо А.М. Творчество и выражение. ( курс

художественного воспитания) Вып. 1 и 2. 1981 г. 1985 г

13.Б. Сентенс Керамика. М., АСТ Астрель 2005 г.

14.Дж.Дж.Фрэзер. Золотая ветвь. М.,Политиздат, 1980 г.

Для детей:

1.

Арбат Ю. Звонкое чудо М., Советская Россия 1967 г.

2.

Боги и герои древней земли. Пермь, 1994г.

3.

Дайн. Игрушечных дел мастера М., “Просвещение” 1994 г.

4.

Р.Дикинс, М. Гриффит Что такое искусство. М. РОСМЭН 2004г.

5.

Евстратова Е.Н. История искусства для детей. М. РОСМЭН 2003г.

6.

Клементс Дж. Викинги.М., 2008г.

7.

Лившиц Л. Глиняные сказки СПб Эрмитаж 2002 г.

8.

Майорова Н. Литература Древней Руси.М., Белый город.2005г.

9.

Мар Е. Глина и руки М., Детгиз 1963 г.

10.Миловский А.Скачи, добрый единорог М., «Детская литература» 1986 г.

11.Неменская Л.А. Искусство и ты М., Просвещение 2002 г.

12. Сказки Балтии. М., ТЕРРА 2003г

13. Скандинавия. Боги и герои. Тверь, 1996г.

14.Сказки Ленинградской области. Л: Лениздат, 1976г.

15.Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области: Сборник.

(Запись., сост., обработка и прим. В. С. Бахтина )-Л: Лениздат, 1982г.

Энциклопедии и словари:

1. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси М., ЭКСМО 2006 г.

2. Гнедич П.П. История искусств М., ЭКСМО 2009 г.

3. Голан А. Миф и символ. М., Руслит, 1993г.

4. Забелин И.Е.История русской жизни с древнейших времен. М., ЭКСМО 2008 г.

5. Калмыкова Л.А., Народная вышивка Тверской земли, «Художник РСФСР», Л.,

1981г.

6. Мифологический словарь. М., «Советская энциклопедия» 1990 г.

7. Некрылова А.Ф. Русский традиционный календарь. СПб., Азбука-классика.

2007г.

8. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. СПб., Азбука-классика. 2008г.

9. Русская мифология. Энциклопедия М., ЭКСМО 2006 г.

10.

Стекло и глина. М., 2006г.

11.

Федотов Г. Энциклопедия ремесел. М., ЭКСМО 2003 г.



В раздел образования