Автор: Коротина Юлия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Город Тамбов
Наименование материала: Рабочая учебная программа
Тема: Рабочая учебная программа по курсу "Риторика" для детей 6 - 7 лет
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Звездный»
СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 12 «Звездный»
__________ Н.А. Попова
РЕКОМЕНДОВАНО
решением педагогического совета
от «___» __________________ 201__ г.
протокол № __
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ «Детский сад №
12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло
приказ от «___» ____________ 201__г.
Рабочая программа
по курсу «Риторика»
в группе общеразвивающей направленности № 8 «Сатурн» для детей 6-7 лет
Сведения о разработчиках:
Коротина Ю. В., воспитатель 1 кв. категории
2018/2019 учебный год
Тамбов
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Риторике» для детей 6-7 лет написана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:
- основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»;
- основной образовательной программы МБ ДОУ «Детский сад №12 «Звёздный».
В 2017-2018 уч. г. в подготовительной группе будет проводиться курс «Риторика» (автор З.И. Курцева , для детей
- пособие «Ты – словечко, я – словечко»).
- Методические рекомендации к пособию «Ты – словечко, я – словечко»
Дополнительно будут использоваться:
- Мягкая игрушка - Риторик;
- Лесные жители: Боровичок, Лесовичок, кот Черныш и т. д.
- Театральные куклы.
- Карточки – ребусы, кроссворды.
- Лабиринты.
- Загадки.
- Наглядный и раздаточный материал для дошкольников (карточки, картинки).
Программа рассчитана на 35 занятий в год. Периоды проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. С целью закрепления
полученных знаний часть заданий вынесены в режимные моменты.
Программа включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые,
занимательные упражнения, дыхательные, артикуляционные, фонетические упражнения, дикционные.
Программой предусмотрено проведение: диагностических занятий – 2 первых и 2 последних.
Актуальность программы
Общение дошкольников с окружающими их сверстниками и взрослыми постоянно ставит их перед
необходимостью решения коммуникативных задач: как поприветствовать, попрощаться, как выражать
просьбу, как
вести диалог по телефону, что значит быть внимательным слушателем и т.д.
Занятие по риторике – это занятия, на которых происходит обучение детей речемыслительной
деятельности в определенной жизненной ситуации. Предлагаемая программа сориентирована на детей 6 – 7 лет
(подготовительная группа). В этом возрасте дети имеют разный уровень подготовки к самовыражению, но очень
любознательные, эмоциональные, чрезмерно подвижные, хорошо рисуют, многие умеют читать. Хотя для детей в
этом возрасте ведущей является игровая деятельность, но необходимо готовить детей и к условиям школы,
поэтому
некоторые
занятия
построены
в
организационно – деятельностном
режиме,
который
позволяет
поддерживать интерес, дает возможность детям мыслить, творить, познавать.
Содержание программы основано на знакомстве с разными жанрами устного народного творчества.
Успешное усвоение программы требует от воспитателя умения создавать благоприятный психологический климат,
обладать коммуникативными качествами, соблюдать речевые нормы, владеть невербальными средствами общения
(мимика, жесты), художественными навыками, обладать высокими нравственными качествами. Воспитатель
должен помочь детям осознать, что в ходе общения люди делятся своими мыслями, радостями, заботами,
знаниями: совершенствовать устную речь, активизируя и обобщая словарный запас детей, помочь реализовать
свою индивидуальность в речи, выбрать определенную манеру общения. Подвести детей к пониманию того, что
общение – двухсторонний процесс, что нужно уметь не только говорить, но и слушать других. Но помочь
ребенку стать коммуникабельным человеком можно только тогда, когда усилия дошкольного учреждения и
родителей соединяются. Напоить – накормить и одеть ребенка – это выполняют почти все, но вот посидеть рядом,
помочь или поговорить о том, что радует, огорчает, тревожит, могут не все – не видят в этом необходимости.
Поэтому обучение риторике в детском саду должно проходить в тесной связи с родителями. Предполагается
закрепление риторических умений дома в общении с родителями, которым предлагается вести дневник: «Мысли
вслух», куда записывать то, о чем ребенок говорил, какие вопросы задавал, что вспоминал. Это своего рода
диагностика развития ребенка при обучении риторике.
Обучение риторике по данной программе усиливает мотивации детей к собственному речетворчеству,
развивает творческое воображение.
На каждом занятии проводится речевая разминка, которая включает ряд упражнений:
- дыхательные;
- артикуляционные;
- фонетические;
- дикционные.
Цели, которые ставим, проводя речевую разминку:
-подготовка речевого аппарата к говорению;
- развитие речевого дыхания;
- отработка четкой дикции;
- формирование умения управлять своим голосом.
Основными целями курса являются:
- развитие у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;
- развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания;
- использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи.
Задачи программы:
- познакомить дошкольника с наиболее употребительными устными речевыми жанрами;
- способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в разных
речевых ситуациях;
- совершенствовать невербальные средства общения;
- подготовить дошкольника к восприятию курса «Детская риторика»
Формы занятий и методы работы:
- Образцовые выступления воспитателя в разных фольклорных и риторических жанрах;
- Ролевые, развивающие и дидактические игры;
- Творческие задания;
- Упражнения по технике речи;
- Выступление детей в разных риторических жанрах (поздравление, выражение благодарности, обращение с
просьбой, корректный отказ в просьбе, сообщение – рекомендация, основанная на собственном жизненном опыте
(например, как играть в ту или иную игру или как изготовить игрушку для елки), утешение, извинение и др.).
Занятия строятся на интересах детей. Периоды строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых
игр. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать,
делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов
ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности - творческое
мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о совершенствовании речи.
Оценивать собственное речевое поведение другого.
Возрастные особенности детей от 6 - 7 лет
На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста
становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может
обнаружить собственные речевые недостатки. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным
контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но
и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно
образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в
этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них
наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще
использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный
запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании
предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они
уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также
переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с
общепринятым.
В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику,
согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут
последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют
черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно
использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение.
Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она
становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции
поведения.
К 6 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста
была и остается ведущей значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с правилами ведения диалога (умение
слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии с услышанным),
умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы
речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и
т.п.). Однако на седьмом году жизни необходимо продолжить работу по совершенствованию диалогической речи,
упражнять детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в повседневном общении с
окружающими и в специальных ситуациях (для получения результата, например, сказки), включать элементы
диалогической речи в монологи.
В 6 лет продолжается серьезная подготовка детей к обучению грамоте. На этом необходимо не только закрепить
достижения
в
речевом
развитии
каждого
ребенка,
но
и
расширить
круг
умений
и
навыков,
необходимых
для
полноценного освоения письменной формой речи.
Целевые ориентиры:
- Умение ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая к кому обращается говорящий, с какой целью, какие
формы речевого этикета будет использовать.
- Умение владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко - тихо, быстро - медленно, с какой интонацией
и т. п..
- Учить внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего.
-Соотносить вербальные и невербальные средства общения.
Ожидаемые результаты к концу года
К концу года дети должны обладать следующими умениями и навыками:
- Находить точные, образные слова для выражения своих мыслей и чувств;
- Рассуждать, последовательно выражать свои мысли словами;
- Внимательно слушать собеседника;
- Вести диалоги в различных бытовых ситуациях;
- Высказываться на тему из личного опыта и строить собственные короткие тексты для различных результатов и в
разных риторических жанрах;
- Составлять рассказы по картине;
- Пересказывать услышанный текст;
- Правильно задавать вопросы и содержательно отвечать на них;
- Фантазировать;
- Освоить некоторые упражнения по технике речи;
Способы проверки результатов:
педагогическая диагностика , игровые тесты, разнообразные дидактические игры, викторины, с целью выявления
полученных знаний.
Комплексно-тематическое планирование (Риторике)
№
пп
Дата
Темы
организованной
образовательной
деятельности
Программные задачи
Методическое
обеспечение
Реализация тем
в ходе
режимных
моментов и
свободной
деятельности
3 группа
1
4.09.17
1. Диагностика
Изучение уровня формирования
грамматического строя речи.
д/и «Скажи со
словом один,
три, пять»
2
11.09.17
2. Диагностика
Изучение уровня развития связной речи.
Рассказ по
картине «Осень
на пороге»
3
18.09.17
3. Знакомьтесь
Знакомить детей с общими задачами курса, с
учебной тетрадью, героем Риториком.
В.В.Гербова
«Развитие речи
в детском саду»
ЧХЛ
А. Толстого
«Золотой
ключик»
4
25.09.17
4 Что такое
общение
Показать дошкольникам, что без общения
невозможна жизнь человека, общение
предполагает взаимопонимание людей,
общение должно быть доброжелательным.
д/и «Скажи,
какой?»
5
2.10.17
5. Для чего люди
общаются
Знакомить детей с основными
коммуникативными целями; объяснить
разницу в целях: поделиться радостью и
похвастаться.
Хрестоматия
для детей
старшего
дошкольного
возраста
Инсценировка
сказки «Заяц-
хваста»
6
9.10.17
6. Общение бывает
разным
Знакомить детей с некоторыми видами
общения, показать, с помощью чего можно
общаться на расстоянии.
Сборник
стихов для
детей «Осень»
«Отгадай
загадку»
7
16.10.17
7. Устное общение
Показать детям значимость устного
общения. Знакомить с дыхательными
упражнениями, с чистоговорками
Придумывание
чистоговорок
8
23.10.17
8. Говорит она
беззвучно
Показать роль книги в жизни человека;
доказать, что чтение книги – это тоже
общение; прививать любовь к книге,
бережное отношение к ней.
В.В.Гербова
«Развитие речи
в детском саду»
Экскурсия в
книжный
магазин
9
30.10.17
9. Письменное
общение
Показать детям, что письменное общение
может осуществляться по-разному;
знакомить детей с техникой разгадывания
ребусов; развивать логическое мышление
С.Р. игра
«Почта»
10
13.11.17
10. Зачем быть
вежливым?
Объяснить детям, что вежливость помогает
человеку налаживать контакт с
собеседником; вежливым нужно быть всегда;
вежливость должна быть искренней
Хрестоматия
для детей
старшего
дошкольного
возраста
ЧХЛ
Чтение
В.Осеевой
«Волшебное
11
20.11.17
11. Здравствуйте
Знакомить дошкольников с формулами
речевого этикета в ситуации приветствия;
объяснить детям, что выбор слов в этой
ситуации зависит от адресата.
ЧХЛ
А.Барто «Вовка
-добрая душа»
12
27.11.17
12. До свидания
Продолжать работу по речевому этикету;
знакомить дошкольников с формулами
речевого этикета в ситуации прощания;
объяснить детям, что выбор слов в этой
ситуации зависит от адресата.
д/и «Отгадай
загадку»
13
4.12.17
13. Кто? Кому?
Зачем? Как?
Знакомить дошкольников с такими
основными компонентами речевой ситуации,
как: кто говорит, к кому говорящий
обращается с речью, зачем, с какой целью он
говорит, как говорит; обратить внимание на
разную интонацию в зависимости от цели
говорящего.
Хрестоматия
для детей
старшего
дошкольного
возраста
С-Р и «К нам
гости»
14
11.12.17
14. Твой голос
Учить детей управлять своим голосом
Д.И. «Угадай,
кто позвал?»
15
18.12.17
15. Тихо или
громко?
Обратить внимание детей на то, что уровень
громкости всегда соотносится с конкретной
речевой ситуацией и видом общения; учить
детей управлять своим голосом; воспитывать
у детей такие качества, как сочувствие к
другому человеку, понимание собеседника
Д.И. «Тише-
громче»
16
25.12.17
16. Поспешишь –
людей насмешишь
Учить детей управлять своим поведением,
обдумывать свои поступки; воспитывать
такие качества как сдержанность,
рассудительность, целенаправленность.
Книга для
чтения от года
до семи
Просмотр
мультфильма
«Итак бывает»
17
15.01.18
17. Не сломай язык
Учить детей управлять скоростью речи,
развивать дикцию.
Лучшие
произведения
для детей 4-5
лет
ЧХЛ
В.Драгунского
«Заколдованная
буква»
18
22.01.18
18. Каким тоном?
Учить детей использовать интонацию в
зависимости от конкретного речевого жанра;
воспитывать чувство искренности и
доброжелательности по отношению к
ЧХЛ
С. Маршак
«Сказка о
19
29.01.18
19. Благодарность
Познакомить детей с речевыми формулами,
которые употребляют, выражая свою
благодарность; обратить внимание, что слова
благодарности говорят вежливым,
ХТ
Рисование на
тему
20
5.02.18
20. От улыбки
стало всем светлей
Показать детям, что улыбка помогает
налаживать контакт между собеседниками,
что улыбка – признак доброго расположения
говорящих друг к другу.
Д.И.
Какое
настроение»
21
12.02.18
21. Можно ли
общаться без слов
Знакомить дошкольников с невербальными
средствами общения, телодвижениями;
формировать умение адекватно
воспринимать несловесную информацию,
отличать близкие, но нетождественные
эмоциональные состояния собеседника.
С
С-р «Где мы
были не скажем,
а что делали
покажем»
22
19.02.18
22. Отгадай, что я
сказал!
Продолжить знакомить детей с
невербальными средствами общения, учить
отгадывать настроение близких по их
выражению лица, жестам, позе, передавать с
помощью жестов, мимике своё настроение.
Д.И «Найди
друзей»
23
26.02.18
23. Как обратиться
к собеседнику?
Учить вежливо обращаться к собеседнику;
объяснить, что обращение должно быть
целенаправленным.
Игра «Школа
вежливости»
24
5.03.18
24. Как обратиться
с просьбой?
Учить детей вежливо обращаться с просьбой
к собеседнику; объяснить, что просьба
должна быть мотивированной
д/и «Хлопни в
ладоши»
25
12.03.18
25. В магазине
Познакомить детей с правилами речевого
обращения в магазине, научить их вежливо
беседовать с продавцами, кассирами,
покупателями.
С-р и «Магазин»
26
19.03.18
26. Не забудь
извиниться!
Знакомить детей с речевыми формулами,
которые используются при извинении;
обратить внимание детей на то, что
извинение должно быть с объяснением;
воспитывать внимательное отношение к
окружающим.
Хрестоматия
для детей
старшего
дошкольного
возраста
С-р и
«Цветок
примирения»
27
26.03.18
27. Алло! Алло!
Знакомить детей с тем, как нужно вежливо
отвечать на телефонный звонок; как
реагировать на ситуацию, если плохо
слышно или вовсе неслышно того, кто вам
звонит.
И
«Испорченный
телефон»
28
2.04.18
28. Ты – слушатель
Объяснить детям, что, общаясь, мы не только
говорим, но и слушаем. Слушать – значит
принимать активное участие в диалоге.
Игра «Повтори,
не ошибись»
29
9.04.18
29. Какой ты
слушатель?
Объяснить суть нерефлексивного слушания;
формировать умение адекватно
воспринимать информацию; учить оценивать
себя как слушателя.
С- игра «Театр»
30
16.04.18
30. Правила
общения
Вспомнить с детьми правила общения, с
которыми мы познакомились; обратить
внимание на то, что одними из главных
правил являются такие, как: будь вежливым,
внимательным, доброжелательным и
искренним.
Хрестоматия
для детей
старшего
дошкольного
возраста
С-Р и
«Больница»
31
23.04.18
31. День рождения
только раз в году
Соотнести представление о праздничном дне
и праздничных словах; ввести в речевой
обиход выражения поздравления и
пожелания
Прослушивание
песни «Пусть
бегут
неуклюже…»
32
7.05.18
32. Ты – зритель
Знакомить детей с правилами поведения в
театре; объяснить детям, что значит
зрительская культура.
В.В.Гербова
«Развитие речи
в детском саду»
ХТ
Рисование
«Портрет друга»
33
14.05.18
33. Слово - не
воробей, вылетит –
не поймаешь
Объяснить детям, что слово человека
могущественно: словом мы можем пожалеть,
приободрить, обидеть, огорчить и т.п.;
предупредить детей: прежде, чем сказать,
подумай, как к твоим словам отнесется
собеседник; убедить детей, что только
доброе и ласковое слово поможет найти
собеседникам взаимопонимание.
В. Драгунский
Рассказы
ЧХЛ
Н.Дурова «Две
подружки»
34
21.05.18
34. Человек без
друзей, что дерево
без корней
Объяснить детям, что в основе дружбы
лежит взаимопонимание, добрые и
сердечные отношения.
Хрестоматия
для детей
старшего
дошкольного
возраста
Прослушивание
грамзаписи
«Бременские
музыканты»
35
Здравствуй, лето!
28.05.18
35. Диагностика
Изучение
уровня
усвоения
содержания
работы по подготовке к обучению грамоте