Напоминание

опыт работы


Автор: Багирян Марина Мирзаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №14
Населённый пункт: город Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: опыт работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование нетрадиционных методов

психосаморегуляции в физическом воспитании детей дошкольного

возраста».

Здоровье - это в значительной мере результат физической культуры личности

человека. Физическая культура рассматривается мною, как составная часть общей

культуры

общества,

одной

из

сфер

социальной

деятельности,

направленной

на

укрепление

здоровья,

развитие

физических

и

духовных

способностей

человека.

Исходя из данного определения, основной показатель физической культуры общества

- уровень здоровья и физического развития людей, а процесс физического воспитания

призван решать задачи укрепления здоровья, гигиены труда и быта. Быть здоровым -

забота не только людей, имеющих недуги, но и здоровых. Однако, здоровый человек

чаще всего о здоровье не думает, воспринимая свое физическое благополучие как

должное. Здоровье - как воздух: пока оно есть, его не замечают.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только

родителей,

но

и

каждого

дошкольного

учреждения.

Правильно

организованное

физическое

воспитание

способствует

формированию

хорошего

телосложения,

профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем

детского организма.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность

занятий

являются

основными

условиями

при

обучении

детей

движениям.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Я не боюсь еще и

еще

раз

повторить:

забота

о

здоровье

это

важнейший

труд

воспитателя.

От

жизнерадостности,

бодрости

детей

зависит

их

духовная

жизнь,

мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В детском саду МБДОУ № 14 «Малыш» города – курорта Железноводска, где я

работаю,

основной

задачей

является

-

сохранение

и

укрепление

физического

здоровья, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, а так же

формирование двигательных умений и навыков дошкольников.

Занятия по физической культуре построены в соответствии с психологическими

особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений.

Комплексы

упражнений

носят

увлекательный

характер

и

предусматривают

физиологически

необходимую

и

оправданную

нагрузку,

удовлетворяющую

потребность ребенка в движении.

Используя методику комплексной системы психорегуляции В.В. Антонова и Г.Ю.

Вавера,

системы

Хатха-йоги

и

китайских

оздоровительных

систем,

внедрила

в

практику

работы

методику

комплексного

воздействия

на

физическое

и

нервно-

психическое развитие ребенка, а также коррекции ранних отклонений в состоянии

здоровья детей.

В

качестве

методов

физического

развития

использую

динамические,

статистические, дыхательные упражнения Хатха-йоги и упражнения, разработанные

на

основе

китайских

оздоровительных

систем,

из

которых

создала

специальные

комплексы, оказывающие целенаправленный эффект на

организм

ребенка,

с

учетом

характера

патологического

процесса.

Нервно-

психическому развитию способствуют методы: игры-медитации, спонтанный танец,

активизирующие

положительные

эмоции,

гармонизирующие

внутренний

мир

ребенка,

создающие

ощущение

душевного

комфорта,

способствующие

формированию первичных навыков психической саморегуляции, а также игры для

развития мышления, внимания, наблюдательности, памяти.

На основе методики В.В. Антонова и Г.Ю. Вавера разработала занятие "Хочу быть

здоров.

Так

же

разработала

и

внедрила

в

практику

работы

детского

сада

перспективное планирование для детей средней, старшей и подготовительной групп.

Структура занятия строится по следующему плану:

Вводная медитация. Термин "медитация" (лат. meditatio) означает сосредоточение.

Медитация широко используется на Востоке, а в последнее время и на Западе, в

качестве

метода,

способствующего

психофизиологической

релаксации.

В

наших

занятиях медитация носит характер кратковременного сосредоточения на том или

ином предлагаемом в игровой форме образе. Вводная медитация представлена и в

виде игры-медитации с музыкальным сопровождением.

Вторая часть занятия состоит из разминочных динамических и дыхательных

упражнений

системы

Хатха-йоги,

элементов

древнекитайских

оздоровительных

систем

и

статистических

поз

Хатха-йоги.

Древнеиндийская

система

Хатха-йоги

направлена на физическое и нравственное оздоровление. Динамические упражнения

системы

Хатха-йоги

выполняются

в

виде

разминки

в

игровой

форме

или

с

использованием

образных

представлений,

иногда

под

спокойное

музыкальное

сопровождение.

Упражнения

способствуют

развитию

подвижности

суставов,

гибкости

позвоночника,

тренируют

костно-мышечную,

сердечно-сосудистую

и

дыхательную системы. Это достигается с помощью различных движений: вращений в

суставах в состоянии расслабления и напряжения, наклонов, поворотов, прыжков,

кувырков, приседаний и бега. Выполняемые упражнения могут имитировать полет

насекомых,

птиц,

движения

животных

и

т.д.

Освоив

технику

упражнений,

в

дальнейшем дети

опосредованно вырабатывают способность к концентрации через

ощущения

в

работающей

части

тела.

Это

усиливает

профилактический

эффект

упражнения.

Дыхательные упражнения системы Хатха-йоги включают в себя освоение навыков

нижнего

(брюшного)

дыхания

с

последующим

переходом

к

полному

дыханию,

очистительного дыхания и очистительного дыхания "Ха". Полное дыхание оказывает

положительный

лечебный

эффект,

особенно

у

часто

болеющих.

Очистительное

дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок,

восстанавливает силы, очищает дыхательные пути. Упражнения, составленные на

основе

древних

китайских

оздоровительных

систем,

способствуют

регуляции

дыхательной

и

других

функций

организма,

а

также

оказывает

успокаивающее

воздействие на центральную нервную систему, снимает усталость.

Хатха-йога-одна из составных частей учения йоги, проповедующего соединения,

гармонию

трех

начал

человека-

физического,

психического

и

духовного.

Слово

«хатха» состоит из двух слов: ха - что означает солнце – символ жизненных сил,

энергии, бодрости, и тха- луна, символ покоя. Соединение этих слов – стимулов

указывает, что данная система основана на союзе противоположностей, благодаря

чему создаются равновесие и гармония.

Физические упражнения хатха - йоги помогают нормализовать работу внутренних

органов,

способствуют

улучшению

кровообращения,

координации

движений,

оздоровлению

психики.

Для

детей

это

еще

и

профилактика

сколиоза,

астмы,

простудных заболеваний. Отмечено, что дети становятся спокойнее, у них появляется

уверенность

в

своих

силах,

улучшается

внимание,

так

как

выполнение

любого

упражнения не является чисто механическим, а требует сосредоточенности.

Выполнение поз требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма, что

обеспечивает умеренную нагрузку на организм. Важная и очень ценная особенность

этих упражнений заключена в сочетании физических упражнений, на требующих

специальных

приспособлений

и

снарядов,

с

расслаблением

и

дыхательной

гимнастикой.

Занятия строятся на основе принципа от простого к сложному. Начинаю с самых

простых упражнений, выполнение которых не требует от ребенка больших усилий

для поддержания равновесия. Все упражнения выполняются медленно, с тем

чтобы

ребенок

мог

осознать,

прочувствовать

свои

возможности

в

поддержании

равновесия

и

найти

свой

собственный

способ

достижения

этого.

Основным

принципом здесь является постепенное уменьшение площади опоры

и изменения положения естественного

центра тяжести тела. В случае упражнений

вдвоем (и более) наряду с соморегуляцией вырабатываются навыки межличностного

взаимодействия.

Асана Хатха-йоги означает устойчивое положение тела, поэтому исполняющий

должен почувствовать себя в ней удобно и комфортно. Каждая асана начинается с

периода

освоения,

поэтому

вначале

она

выполняется

в

динамическом

варианте

(повторяется несколько раз). Затем ребенка учат сосредоточению на ощущениях в

некоторых участках тела, в зависимости от направленности профилактического и

лечебного эффекта асаны. Впоследствии ребенку предлагают представить себя в

образе, которому соответствует название асаны. Фиксация в статистической позе

происходит на короткое время (5-15 секунд, максимально до 1 минуты). Благодаря

регулярным упражнениям у ребенка складываются ощущения целостности, ясности,

надежности своего тела как необходимой константы физического и эмоционального

благополучия.

Ребенок

учится

понимать

«язык

тела»,

у

него

формируется

положительный

образ

своего

тела,

что

ведет

к

самоприятию

и

повышению

эмоциональной устойчивости. Упражнения на поддержание равновесия и развития

устойчивости помогают ребенку осознать свою телесную активность и улучшить

контакт

с

телом.

От

традиционных

упражнений,

используемых

на

занятиях

на

занятиях

по

физическому

воспитанию,

данные

техники

отличаются

методикой

выполнения. Конечным результатом здесь является улучшение саморегуляции за счет

контроля телесной активности.

Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц,

проводимые

с

детьми

в

игровой

форме.

Благодаря

стретчингу

увеличивается

подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше

сохраняются

работоспособность.

Стретчинг

повышает

общую

двигательную

активность. Упражнение стретчинг направлены на формирование правильной осанки.

Кроме

этого

развивается

эластичность

мышц,

воспитывается

выносливость

и

старательность.

В ходе проведения занятия решаю следующие задачи:

1.

Развитие

физических

качеств:

мышечной

силы,

ловкости,

выносливости,

гибкости.

2.

Развитие

психических

качеств:

внимание

воображение,

умственные

способности.

3.

Укрепление

костно-мышечной

системы,

повышение

функциональной

деятельности органов и систем организма.

4.

Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей,

раскрепощенности и творчества в движении.

Значение игрового стретчинга.

- увеличивается подвижность суставов

-

повышается общая двигательная активность

- упражнения направлены на формирование правильной осанки

- воспитываются выносливость и старательность

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе

занятия. Упражнения выполняются в медленном, а значит, в безопасном ритме.

Начинать занятия с детьми игровым стретчингом лучше всего со старшего

дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно – образное

мышление,

что

позволяет

с

наибольшей

эффективностью

выполнять

имитационные

движения,

наиболее

точно

и

эмоционально

выразительно.

Ребенок

способен

контролировать

свои

действия

по

словесному

указанию

взрослого.

Каждое

упражнение

повторяется

4-6

раз.

Все

упражнения

стретчинга выполняются под музыку.

Следует помнить также основные принципы выполнения упражнений

Игрового стретчинга:

1.

Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показываю

упражнения я или подготовленный мною ребенок.

2.

Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного

к неизвестному.

3.

Систематичность.

Регулярность,

постепенное

повышение

нагрузки,

увеличение количества упражнений.

4.

Закрепление

навыков.

Многократное

выполнение

упражнений,

умение

выполнять

их

самостоятельно,

вне

занятий.

Начинаем

выполнять

упражнения с 4-х раз, постепенно увеличивая количество повторов.

5.

Индивидуально – дифференцированный подход. Учет особенностей возраста

, состояние здоровья каждого ребенка.

6.

Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность

их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения я объясняю детям

для укрепления, каких мышц данное упражнение.

Основные правила стретчинга:

- разогрев перед упражнениями;

- медленное и плавное выполнение упражнений;

- «правила ровной спины»- следить за осанкой, т.к. сгорбленность уменьшает

гибкость;

- спокойное дыхание;

- растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих

сторон тела.

Элементы

игрового

стретчинга

можно

использовать

также

на

утренней

гимнастике. Занятия игровым стретчингом с детьми показывают, что близкие и

понятные детям образы

Сказочного

мира

позволяют

легко

выполнять

непростые

физические

упражнения.

В виде самостоятельного упражнения выполняется спонтанный танец, который

развивает координацию, пластику, тренирует вестибулярный аппарат. В таком танце

ребенок легко отождествляет себя с предложенным образом и передает в движении

переживаемые эмоции. В танце, дети раскрывают свой образ через музыкально-

ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы

мышц, дающий возможность перевоплощаться.

Следующая часть занятия включает в себя релаксацию. Релаксация- это

расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц.

Понижая

мускульное

напряжении,

мы

способствуем

снижению

и

нервного

напряжения,

поэтому

состояние

расслабленности

уже

само

по

себе

обладает

психогигиеническим эффектом. Техника релаксации направлена на снятие ненужного

напряжения,

связанного

с

переутомлением,

нарушением

осанки,

недостатком

потребности организма в движении. Умение расслабляться помогает приостановить

ненужный

расход

энергии,

быстро

нейтрализует

утомление,

снимает

нервное

напряжение,

дает

ощущение

покоя

и

сосредоточения.

Расслабились

мышцы

отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие.

Во время релаксации на расслабление спокойная мелодия помогает снять возникшее

напряжение.

В следующую часть занятия входит психогимнастика и гимнастика маленьких

волшебников.

Психогимнастика

это

курс

специальных

занятий

(этюдов,

упражнений

и

игр),

направленных

на

развитие

и

коррекцию

различных

сторон-

психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Каждое занятие включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Оно

состоит из трех фаз:

1 фаза —снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега

и ходьбы, имеющих и социометрическое значение (кого выбрать в напарники и т. п.);

II

фаза

—пантомима

(поведение

в

ситуации,

когда

в

окно

влезает

вор;

боязнь

запачкаться и т.д.);

III

фаза-

заключительная,

закрепляющая

чувство

принадлежности

к

группе

(используются различного рода коллективные игры и танцы). Основной акцент в ней

сделан на обучении элементам техники выразительных движений (I фаза занятия), на

использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств (II и

III фазы занятия) и на приобретении навыков в саморасслаблении (IV фаза занятия).

На

занятиях

психогимнастикой

дети

обучаются

азбуке

выражения

эмоций-

выразительным

движениям.

Основная

цель-преодоление

барьеров

и

общении,

развитие

лучшего

понимания

себя

и

других,

снятие

психического

напряжения,

создание возможностей для самовыражения. Во время занятий психогимнастикой в

основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение детьми

своих чувств поощряется ведущим. Ведь назвать- значит более или менее понять

.

Таким образом, детям, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать

свои

чувства

и

лучше

понимать

чувства

других.

У

них

вырабатываются

положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.),

изживаются

невротические

проявления

(страхи,

различного

рода

опасения,

неуверенность). Игры направлены на совершенствование у детей внимания, памяти,

воображения, эмоций, нравственных представлений. Основная цель -преодоление

барьеров

в

общении,

развитие

лучшего

понимания

себя

и

других,

снятие

психофизического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Гимнастика маленьких волшебников включает элементы древних гимнастик,

исходящих из более сложных знаний о строении человека и его связи с окружающей

средой.

Основной

целью

проведения

этих

игровых

упражнений

являются

профилактика простудных заболеваний, закаливание детей.

Увлеченно включаясь в игру, дети на перебой предлагают свои варианты движений,

что уже само является началом творчества. В то же время они получают первые

элементы знаний о массаже. В процессе игры дети "плачут" и "смеются", могут

вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свои эмоции, они полностью

раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте. Для них это только игра, а в

результате,

кроме

радостного

настроения

и

хорошей

мышечной

нагрузки,

дети,

рожденные самыми совершенными существами на Земле, обретают вновь утерянные,

подчас

под

давлением

взрослых,

умиротворенность,

внутреннюю

свободу,

открытость в воспитании бытия и, как маленькие волшебники, несут эти качества к

нам в семью, делая нас - взрослых добрее, мягче, светлее.

Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дыхание

при выполнении упражнений свободное, но с детьми 5-6 лет можно уже проводить

задержку дыхания в игровых моментах. Подводить детей к сознательному умению

быть

здоровым,

внимательным,

чутким.

Учить

освобождаться

от

стрессов,

перенапряжения, дать необходимые умения проведения точечного самомассажа.

В заключительной части занятия провожу спокойные игры на внимание

или

провожу мини беседы. С помощью бесед, сказок даю первоначальные знания о

здоровом образе жизни. Углубляю элементарные знания детей о человеке как едином

живом организме, о взаимодействии его с окружающим миром.

Данные занятия способствуют формированию первичных навыков психической

саморегуляции, а также развитию мышления, внимания, наблюдательности, памяти.

Развитию

подвижности

суставов,

гибкости

позвоночника,

тренировки

костно-

мышечной и сердечно-сосудистой системы.



В раздел образования