Автор: Багирян Марина Мирзаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №14
Населённый пункт: город Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: опыт работы
Раздел: дошкольное образование
«Использование нетрадиционных методов
психосаморегуляции в физическом воспитании детей дошкольного
возраста».
Здоровье - это в значительной мере результат физической культуры личности
человека. Физическая культура рассматривается мною, как составная часть общей
культуры
общества,
одной
из
сфер
социальной
деятельности,
направленной
на
укрепление
здоровья,
развитие
физических
и
духовных
способностей
человека.
Исходя из данного определения, основной показатель физической культуры общества
- уровень здоровья и физического развития людей, а процесс физического воспитания
призван решать задачи укрепления здоровья, гигиены труда и быта. Быть здоровым -
забота не только людей, имеющих недуги, но и здоровых. Однако, здоровый человек
чаще всего о здоровье не думает, воспринимая свое физическое благополучие как
должное. Здоровье - как воздух: пока оно есть, его не замечают.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только
родителей,
но
и
каждого
дошкольного
учреждения.
Правильно
организованное
физическое
воспитание
способствует
формированию
хорошего
телосложения,
профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем
детского организма.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность
занятий
являются
основными
условиями
при
обучении
детей
движениям.
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Я не боюсь еще и
еще
раз
повторить:
забота
о
здоровье
—
это
важнейший
труд
воспитателя.
От
жизнерадостности,
бодрости
детей
зависит
их
духовная
жизнь,
мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В детском саду МБДОУ № 14 «Малыш» города – курорта Железноводска, где я
работаю,
основной
задачей
является
-
сохранение
и
укрепление
физического
здоровья, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, а так же
формирование двигательных умений и навыков дошкольников.
Занятия по физической культуре построены в соответствии с психологическими
особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений.
Комплексы
упражнений
носят
увлекательный
характер
и
предусматривают
физиологически
необходимую
и
оправданную
нагрузку,
удовлетворяющую
потребность ребенка в движении.
Используя методику комплексной системы психорегуляции В.В. Антонова и Г.Ю.
Вавера,
системы
Хатха-йоги
и
китайских
оздоровительных
систем,
внедрила
в
практику
работы
методику
комплексного
воздействия
на
физическое
и
нервно-
психическое развитие ребенка, а также коррекции ранних отклонений в состоянии
здоровья детей.
В
качестве
методов
физического
развития
использую
динамические,
статистические, дыхательные упражнения Хатха-йоги и упражнения, разработанные
на
основе
китайских
оздоровительных
систем,
из
которых
создала
специальные
комплексы, оказывающие целенаправленный эффект на
организм
ребенка,
с
учетом
характера
патологического
процесса.
Нервно-
психическому развитию способствуют методы: игры-медитации, спонтанный танец,
активизирующие
положительные
эмоции,
гармонизирующие
внутренний
мир
ребенка,
создающие
ощущение
душевного
комфорта,
способствующие
формированию первичных навыков психической саморегуляции, а также игры для
развития мышления, внимания, наблюдательности, памяти.
На основе методики В.В. Антонова и Г.Ю. Вавера разработала занятие "Хочу быть
здоров.
Так
же
разработала
и
внедрила
в
практику
работы
детского
сада
перспективное планирование для детей средней, старшей и подготовительной групп.
Структура занятия строится по следующему плану:
Вводная медитация. Термин "медитация" (лат. meditatio) означает сосредоточение.
Медитация широко используется на Востоке, а в последнее время и на Западе, в
качестве
метода,
способствующего
психофизиологической
релаксации.
В
наших
занятиях медитация носит характер кратковременного сосредоточения на том или
ином предлагаемом в игровой форме образе. Вводная медитация представлена и в
виде игры-медитации с музыкальным сопровождением.
Вторая часть занятия состоит из разминочных динамических и дыхательных
упражнений
системы
Хатха-йоги,
элементов
древнекитайских
оздоровительных
систем
и
статистических
поз
Хатха-йоги.
Древнеиндийская
система
Хатха-йоги
направлена на физическое и нравственное оздоровление. Динамические упражнения
системы
Хатха-йоги
выполняются
в
виде
разминки
в
игровой
форме
или
с
использованием
образных
представлений,
иногда
под
спокойное
музыкальное
сопровождение.
Упражнения
способствуют
развитию
подвижности
суставов,
гибкости
позвоночника,
тренируют
костно-мышечную,
сердечно-сосудистую
и
дыхательную системы. Это достигается с помощью различных движений: вращений в
суставах в состоянии расслабления и напряжения, наклонов, поворотов, прыжков,
кувырков, приседаний и бега. Выполняемые упражнения могут имитировать полет
насекомых,
птиц,
движения
животных
и
т.д.
Освоив
технику
упражнений,
в
дальнейшем дети
опосредованно вырабатывают способность к концентрации через
ощущения
в
работающей
части
тела.
Это
усиливает
профилактический
эффект
упражнения.
Дыхательные упражнения системы Хатха-йоги включают в себя освоение навыков
нижнего
(брюшного)
дыхания
с
последующим
переходом
к
полному
дыханию,
очистительного дыхания и очистительного дыхания "Ха". Полное дыхание оказывает
положительный
лечебный
эффект,
особенно
у
часто
болеющих.
Очистительное
дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок,
восстанавливает силы, очищает дыхательные пути. Упражнения, составленные на
основе
древних
китайских
оздоровительных
систем,
способствуют
регуляции
дыхательной
и
других
функций
организма,
а
также
оказывает
успокаивающее
воздействие на центральную нервную систему, снимает усталость.
Хатха-йога-одна из составных частей учения йоги, проповедующего соединения,
гармонию
трех
начал
человека-
физического,
психического
и
духовного.
Слово
«хатха» состоит из двух слов: ха - что означает солнце – символ жизненных сил,
энергии, бодрости, и тха- луна, символ покоя. Соединение этих слов – стимулов
указывает, что данная система основана на союзе противоположностей, благодаря
чему создаются равновесие и гармония.
Физические упражнения хатха - йоги помогают нормализовать работу внутренних
органов,
способствуют
улучшению
кровообращения,
координации
движений,
оздоровлению
психики.
Для
детей
это
еще
и
профилактика
сколиоза,
астмы,
простудных заболеваний. Отмечено, что дети становятся спокойнее, у них появляется
уверенность
в
своих
силах,
улучшается
внимание,
так
как
выполнение
любого
упражнения не является чисто механическим, а требует сосредоточенности.
Выполнение поз требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма, что
обеспечивает умеренную нагрузку на организм. Важная и очень ценная особенность
этих упражнений заключена в сочетании физических упражнений, на требующих
специальных
приспособлений
и
снарядов,
с
расслаблением
и
дыхательной
гимнастикой.
Занятия строятся на основе принципа от простого к сложному. Начинаю с самых
простых упражнений, выполнение которых не требует от ребенка больших усилий
для поддержания равновесия. Все упражнения выполняются медленно, с тем
чтобы
ребенок
мог
осознать,
прочувствовать
свои
возможности
в
поддержании
равновесия
и
найти
свой
собственный
способ
достижения
этого.
Основным
принципом здесь является постепенное уменьшение площади опоры
и изменения положения естественного
центра тяжести тела. В случае упражнений
вдвоем (и более) наряду с соморегуляцией вырабатываются навыки межличностного
взаимодействия.
Асана Хатха-йоги означает устойчивое положение тела, поэтому исполняющий
должен почувствовать себя в ней удобно и комфортно. Каждая асана начинается с
периода
освоения,
поэтому
вначале
она
выполняется
в
динамическом
варианте
(повторяется несколько раз). Затем ребенка учат сосредоточению на ощущениях в
некоторых участках тела, в зависимости от направленности профилактического и
лечебного эффекта асаны. Впоследствии ребенку предлагают представить себя в
образе, которому соответствует название асаны. Фиксация в статистической позе
происходит на короткое время (5-15 секунд, максимально до 1 минуты). Благодаря
регулярным упражнениям у ребенка складываются ощущения целостности, ясности,
надежности своего тела как необходимой константы физического и эмоционального
благополучия.
Ребенок
учится
понимать
«язык
тела»,
у
него
формируется
положительный
образ
своего
тела,
что
ведет
к
самоприятию
и
повышению
эмоциональной устойчивости. Упражнения на поддержание равновесия и развития
устойчивости помогают ребенку осознать свою телесную активность и улучшить
контакт
с
телом.
От
традиционных
упражнений,
используемых
на
занятиях
на
занятиях
по
физическому
воспитанию,
данные
техники
отличаются
методикой
выполнения. Конечным результатом здесь является улучшение саморегуляции за счет
контроля телесной активности.
Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц,
проводимые
с
детьми
в
игровой
форме.
Благодаря
стретчингу
увеличивается
подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше
сохраняются
работоспособность.
Стретчинг
повышает
общую
двигательную
активность. Упражнение стретчинг направлены на формирование правильной осанки.
Кроме
этого
развивается
эластичность
мышц,
воспитывается
выносливость
и
старательность.
В ходе проведения занятия решаю следующие задачи:
1.
Развитие
физических
качеств:
мышечной
силы,
ловкости,
выносливости,
гибкости.
2.
Развитие
психических
качеств:
внимание
воображение,
умственные
способности.
3.
Укрепление
костно-мышечной
системы,
повышение
функциональной
деятельности органов и систем организма.
4.
Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей,
раскрепощенности и творчества в движении.
Значение игрового стретчинга.
- увеличивается подвижность суставов
-
повышается общая двигательная активность
- упражнения направлены на формирование правильной осанки
- воспитываются выносливость и старательность
Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе
занятия. Упражнения выполняются в медленном, а значит, в безопасном ритме.
Начинать занятия с детьми игровым стретчингом лучше всего со старшего
дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно – образное
мышление,
что
позволяет
с
наибольшей
эффективностью
выполнять
имитационные
движения,
наиболее
точно
и
эмоционально
выразительно.
Ребенок
способен
контролировать
свои
действия
по
словесному
указанию
взрослого.
Каждое
упражнение
повторяется
4-6
раз.
Все
упражнения
стретчинга выполняются под музыку.
Следует помнить также основные принципы выполнения упражнений
Игрового стретчинга:
1.
Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показываю
упражнения я или подготовленный мною ребенок.
2.
Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного
к неизвестному.
3.
Систематичность.
Регулярность,
постепенное
повышение
нагрузки,
увеличение количества упражнений.
4.
Закрепление
навыков.
Многократное
выполнение
упражнений,
умение
выполнять
их
самостоятельно,
вне
занятий.
Начинаем
выполнять
упражнения с 4-х раз, постепенно увеличивая количество повторов.
5.
Индивидуально – дифференцированный подход. Учет особенностей возраста
, состояние здоровья каждого ребенка.
6.
Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность
их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения я объясняю детям
для укрепления, каких мышц данное упражнение.
Основные правила стретчинга:
- разогрев перед упражнениями;
- медленное и плавное выполнение упражнений;
- «правила ровной спины»- следить за осанкой, т.к. сгорбленность уменьшает
гибкость;
- спокойное дыхание;
- растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих
сторон тела.
Элементы
игрового
стретчинга
можно
использовать
также
на
утренней
гимнастике. Занятия игровым стретчингом с детьми показывают, что близкие и
понятные детям образы
Сказочного
мира
позволяют
легко
выполнять
непростые
физические
упражнения.
В виде самостоятельного упражнения выполняется спонтанный танец, который
развивает координацию, пластику, тренирует вестибулярный аппарат. В таком танце
ребенок легко отождествляет себя с предложенным образом и передает в движении
переживаемые эмоции. В танце, дети раскрывают свой образ через музыкально-
ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы
мышц, дающий возможность перевоплощаться.
Следующая часть занятия включает в себя релаксацию. Релаксация- это
расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц.
Понижая
мускульное
напряжении,
мы
способствуем
снижению
и
нервного
напряжения,
поэтому
состояние
расслабленности
уже
само
по
себе
обладает
психогигиеническим эффектом. Техника релаксации направлена на снятие ненужного
напряжения,
связанного
с
переутомлением,
нарушением
осанки,
недостатком
потребности организма в движении. Умение расслабляться помогает приостановить
ненужный
расход
энергии,
быстро
нейтрализует
утомление,
снимает
нервное
напряжение,
дает
ощущение
покоя
и
сосредоточения.
Расслабились
мышцы
–
отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие.
Во время релаксации на расслабление спокойная мелодия помогает снять возникшее
напряжение.
В следующую часть занятия входит психогимнастика и гимнастика маленьких
волшебников.
Психогимнастика
—
это
курс
специальных
занятий
(этюдов,
упражнений
и
игр),
направленных
на
развитие
и
коррекцию
различных
сторон-
психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Каждое занятие включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Оно
состоит из трех фаз:
1 фаза —снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега
и ходьбы, имеющих и социометрическое значение (кого выбрать в напарники и т. п.);
II
фаза
—пантомима
(поведение
в
ситуации,
когда
в
окно
влезает
вор;
боязнь
запачкаться и т.д.);
III
фаза-
заключительная,
закрепляющая
чувство
принадлежности
к
группе
(используются различного рода коллективные игры и танцы). Основной акцент в ней
сделан на обучении элементам техники выразительных движений (I фаза занятия), на
использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств (II и
III фазы занятия) и на приобретении навыков в саморасслаблении (IV фаза занятия).
На
занятиях
психогимнастикой
дети
обучаются
азбуке
выражения
эмоций-
выразительным
движениям.
Основная
цель-преодоление
барьеров
и
общении,
развитие
лучшего
понимания
себя
и
других,
снятие
психического
напряжения,
создание возможностей для самовыражения. Во время занятий психогимнастикой в
основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение детьми
своих чувств поощряется ведущим. Ведь назвать- значит более или менее понять
.
Таким образом, детям, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать
свои
чувства
и
лучше
понимать
чувства
других.
У
них
вырабатываются
положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.),
изживаются
невротические
проявления
(страхи,
различного
рода
опасения,
неуверенность). Игры направлены на совершенствование у детей внимания, памяти,
воображения, эмоций, нравственных представлений. Основная цель -преодоление
барьеров
в
общении,
развитие
лучшего
понимания
себя
и
других,
снятие
психофизического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Гимнастика маленьких волшебников включает элементы древних гимнастик,
исходящих из более сложных знаний о строении человека и его связи с окружающей
средой.
Основной
целью
проведения
этих
игровых
упражнений
являются
профилактика простудных заболеваний, закаливание детей.
Увлеченно включаясь в игру, дети на перебой предлагают свои варианты движений,
что уже само является началом творчества. В то же время они получают первые
элементы знаний о массаже. В процессе игры дети "плачут" и "смеются", могут
вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свои эмоции, они полностью
раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте. Для них это только игра, а в
результате,
кроме
радостного
настроения
и
хорошей
мышечной
нагрузки,
дети,
рожденные самыми совершенными существами на Земле, обретают вновь утерянные,
подчас
под
давлением
взрослых,
умиротворенность,
внутреннюю
свободу,
открытость в воспитании бытия и, как маленькие волшебники, несут эти качества к
нам в семью, делая нас - взрослых добрее, мягче, светлее.
Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дыхание
при выполнении упражнений свободное, но с детьми 5-6 лет можно уже проводить
задержку дыхания в игровых моментах. Подводить детей к сознательному умению
быть
здоровым,
внимательным,
чутким.
Учить
освобождаться
от
стрессов,
перенапряжения, дать необходимые умения проведения точечного самомассажа.
В заключительной части занятия провожу спокойные игры на внимание
или
провожу мини беседы. С помощью бесед, сказок даю первоначальные знания о
здоровом образе жизни. Углубляю элементарные знания детей о человеке как едином
живом организме, о взаимодействии его с окружающим миром.
Данные занятия способствуют формированию первичных навыков психической
саморегуляции, а также развитию мышления, внимания, наблюдательности, памяти.
Развитию
подвижности
суставов,
гибкости
позвоночника,
тренировки
костно-
мышечной и сердечно-сосудистой системы.