Напоминание

Методологический обзор школ игры на гитаре


Автор: Чапаев Евгений Алексеевич
Должность: преподаватель по классу читары
Учебное заведение: МБУ ДО "ПДШИ"
Населённый пункт: с.Петровка Красногвардейского района Республики Крым
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Методологический обзор школ игры на гитаре
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «Октябрьская ДМШ»

Методический доклад на тему:

«Методологический обзор школ игры на гитаре»

преподаватель МБУДО «Октябрьская ДМШ»

Чапаев Е.А.

Октябрьское

2019

План доклада

1. Введение

О современном обучении игре на гитаре в музыкальной школе.

2. Обзор школ игры на гитаре

а) Обзор школ игры на гитаре мастеров XIX века.

б) Обзор школ игры на гитаре советского периода.

в) Обзор школ игры на гитаре российского периода.

3. Заключение

4. Использованная литература

2

О современном обучении игре на гитаре в музыкальной школе.

В настоящее время мы наблюдаем устойчивый спрос на обучение детей игре на

классической гитаре на уровне предпрофессионального обучения. Ажиотаж популярности

обучения на гитаре прошёл в 2000-х, тем не менее музыкальные школы делают полные

наборы учащихся и уже произошло увеличение контингента учащихся школ в пользу

гитары.

Это

произошло

за

счёт

других

специальностей

балалайки,

домры,

баяна,

фортепиано.

На

современном

этапе

обучение

игре

на

гитаре

распалось

на

несколько

направлений. Здесь гитарная школа идёт вслед за школами других инструментов. Так

например, уже давно сложилось несколько направлений школ аккордеона:

1. Классическое

2. Народное

3. Танго

4. Джаз

5. Современная музыка

Эти направления не могут быть взаимозаменяемыми. Проще говоря исполнитель,

который умеет играть классику, не очень хорошо умеет играть джаз и наоборот. Более того,

конкурсы также подразумевают исполнение музыки определённого направления. Такая

картина характерна и для других инструментов.

Главная и первая причина, на наш взгляд – рост репертуара, стремление гитаристов

охватить музыку самых разных направлений и жанров: классику и музыку современных

композиторов,

латино-американскую

музыку

и

джаз,

рок,

испанскую,

эстрадную

и

народную. Надо иметь в виду, что каждое направление предполагает использование своей,

конструктивно особенной разновидности инструмента. Гитарная школа, следуя по такому

пути непременно столкнётся с тем, что фламенко лучше играть на одном инструменте, а

рок – на другом.

Следующая причина – коммерциализация образования. Безусловно, преподаватель

должен иметь достойную оплату своего труда, а высокопрофессиональный педагог должен

быть

примером,

в

том

числе,

и

в

области

коммерческого

успеха.

Однако

попытки

заработать деньги любым путём не делают чести искусству.

В данном докладе мы предпримем попытку анализа методического материала,

предлагаемого

преподавателям

музыкальных

школ

для

обучения

детей

игре

на

классической гитаре.

3

2. Обзор школ игры на гитаре

а) Обзор школ игры на гитаре мастеров XIX века.

К мастерам XIX века мы относим творчество таких композиторов как: Дионисио

Агуадо,

Фернандо

Сор,

Маттео

Каркасси.

Это

композиторы XIX

века,

при

которых

сложились принципы построения школы игры на гитаре: поступенность, доступность

материала.

Первый из рассматриваемых нами авторов школ игры на гитаре - Д.Агуадо.

Диони́

сио

Агуа́

до-и-Гарси́

я

(1784

-

1849)

испанский

гитарист,

педагог

и

композитор, один из основоположников (наряду с Фернандо Сором) испанской гитарной

школы. Агуадо воспитывался в училище при церкви, где обучался игре на гитаре у падре

Базилио и Мигеля Гарсии. К началу XIX века относятся первые его сочинения для гитары,

которые он стал записывать в скрипичном ключе, а не в виде табулатур, как это было

принято до того.

В 1803 году Агуадо занимался преподавательской деятельностью до 1824, вначале

1820-х в Мадриде был издан сборник его этюдов (Colección de estudios para guitarra).

Вскоре

(1824)

Агуадо

перебрался

в

Париж,

где

быстро

завоевал

репутацию

первоклассного исполнителя и преподавателя, и где вышла в печать французская версия

его «Школы игры на гитаре» (Méthode complete pour la guitare, перевод осуществил

французский композитор и гитарист Франсуа де Фоссе). Последние десять лет жизни

композитор провёл в Испании, где продолжал преподавать и редактировать обновлённую

версию «Школы» (Nuevo método para guitarra).

В течение более десяти лет до своего отъезда из Парижа (1838) Агуадо связывал

творческий союз с Фернандо Сором. Они много раз выступали в дуэте, а Сор посвятил

своему младшему коллеге дуэт «Два друга», ор. 41. Несмотря на дружбу, музыканты

придерживались разных взглядов на технику исполнения на гитаре: Сор предпочитал

играть подушечками пальцев правой руки для более мягкого и полного звучания, Агуадо

же рекомендовал использовать технику игры ногтями (он считается первым гитаристом,

предложившим эту идею), достигая более яркого и сильного звука.

Композиторское наследие Агуадо невелико по объёму, но глубоко и содержательно.

Полного каталога его сочинений не существует, известен ряд его этюдов, рондо, танцев,

фантазий и других произведений. Его «Школа игры на гитаре» была весьма популярна в

XIX веке и неоднократно переиздавалась на разных языках.

4

Школа

игры

на

гитаре

представляет

ряд

уроков,

разделённых

в

современных

изданиях на три части.

5

1-ая часть. Интересно, что школа начинается не с расположения рук и посадки или

с первоначальных теоретических сведений. Т.е. школа предназначена для тех гитаристов,

которым уже педагогом даны начальные уроки игры. Этим Агуадо подчёркивает, что

первоначальные знания должен дать преподаватель в личном общении. Итак, школа игры

начинается сразу с пьес. Замечательно то, что пьесы расположены в таком порядке, что

каждая

последующая

пьеса

не

только

закрепляет

материал

предыдущей,

но

и

даёт

небольшой шаг вперёд: использование 4-го пальца, знак альтерации, новое положение

кисти и т.д. Тональности произведений от До мажора до диезных, потом, бемольные –

самые общеупотребительные и удобные при игре на гитаре.

Музыка Дионисио Агуадо проста и легкодоступна для запоминания.

2-ая часть школы состоит из большого количества новых приёмов игры на гитаре –

легато всех видов, форшлаги, гаммообразные последовательности терциями, секстами,

октавами. После даются произведения с использованием этих приёмов игры.

3-я

часть

продолжение

2-ой.

Здесь

даются

длинное

арпеджио,

пьесы

на

выделение мелодий, репетиции, пьесы.

Пьесы (уроки) обозначены порядковыми номерами и не имеют программных или

иных

названий.

Необходимо

помнить,

что

во

времена

Агуадо

исполнителю

предоставлялась свобода трактовки произведения. По желанию исполнителя возможно

было в текст произведения добавлять украшения (форшлаги, трели), выбирать динамику,

количество реприз, а также импровизировать.

Сам

Агуадо

также

следует

этой

традиции.

1

и

2

номера

его

школы

игры

представляют из себя варианты одного и того же произведения. То же самое и 3 и 4

номера. Также Агуадо предлагает разучивать произведения разными видами техники (стр.

31).

В связи с этим присваивание пьесам таких названий как «этюд», «вальс» и др. как

правило, только ограничивает образное содержание произведения, а зачастую просто

вредит замыслу композитора. Но так как программы обучения в музыкальных школах

содержат конкретные требования: 8-10 пьес, 2 - 4 этюда, крупная форма и полифония, то

педагогу выгодно брать те же пьесы, но под другими названиями.

Ферна́

ндо

Сор

(1778

1839)

испанский

классический

гитарист-виртуоз

и

композитор, один из самых значительных классических гитаристов XIX века.

С

ранних

лет

обучался

игре

на

гитаре,

скрипке

и

виолончели,

музыкальное

образование получил в хоровой школе при монастыре Монсеррат, затем учился в военной

академии в Барселоне. Рано проявил композиторские способности: в тринадцать лет

сочинил Торжественную мессу для солистов, хора и органа, а в 1796 году написал оперу

«Телемах», поставленную в театре Санта Круз. В 1799 году переселился в Мадрид,

занимал различные административные должности в Барселоне и Малаге. К этому периоду

творчества относятся симфонии, струнные квартеты, различные сочинения для голоса с

гитарой и фортепиано, а также произведения для гитары соло.

6

В 1813 году Сор уезжает в Париж, где начинает вести активную концертную и

педагогическую деятельность. Два года спустя композитор перебрался в Лондон, где

вышли в печать одиннадцать сборников его итальянских ариетт для голоса и фортепиано,

а также сочинения для фортепиано и гитары. В Великобритании в 1821—1824 также были

поставлены

четыре

балета

Сора,

среди

которых

наибольшим

успехом

пользовалась

«Золушка». Это произведение ставилось также в Париже (более 100 раз).

В

1823

же

году

Сор

по

настоянию

жены,

известной

балерины

Гюллень-Сор,

получившей

приглашение

от

директора

Московского

театра

Кокошкина,

переезжает

вместе с супругой в Москву. В следующем, 1824 году, «Золушка» была поставлена на

сцене московского Театра на Моховой. Также «Золушка» исполнялась 6 января 1825 года

на открытии вновь отстроенного после пожара московского Большого театра.

Через три года композитор возвращается в Париж, где публикует ряд своих новых

сочинений,

в

том

числе

«Воспоминания

о

России»,

в

которых

использует

русские

народные мелодии. Продолжая во Франции свою исполнительскую и педагогическую

карьеру, Сор знакомится со своим знаменитым соотечественником Дионисио Агуадо, с

которым впоследствии часто выступает в дуэте.

Последние

годы

жизни

Сора

были

омрачены

смертью

дочери

(её

памяти

он

посвятил своё последнее оркестровое сочинение — Мессу). Композитор умер в 1839 году

от рака и был похоронен на кладбище Монмартр в безымянной могиле, обнаруженной

лишь сто лет спустя.

Творчество

Творчество Сора сыграло огромную роль в развитии гитарного искусства. Много

концертируя

по

Европе,

он

снискал

себе

славу

выдающегося

виртуоза,

наравне

с

известными

гитаристами-современниками

(Мауро

Джулиани,

Маттео

Каркасси,

Фердинандо Карулли). Как композитор Сор известен прежде всего своими сочинениями

для гитары (более 60), вошедшими в репертуар ведущих мировых исполнителей, а также

песнями и романсами, отмеченными ярким мелодизмом. Композитор трактует гитару как

серьёзный музыкальный инструмент с богатыми полифоническими возможностями. На

стиль Сора оказали влияние композиторы венского классицизма, прежде всего Гайдн и

Моцарт. Сор также имеет большое значение как педагог — его «Школа игры на гитаре»

(Méthode

pour

la

Guitare),

опубликованная

в

1830

году,

пользовалась

огромной

популярностью. Среди учеников Сора — ряд известных впоследствии гитаристов, в том

числе Наполеон Кост, редактировавший и издавший после смерти композитора многие его

сочинения.

Сочинения Ф.Сора:

10 опер,

Сочинения для гитары

Тридцать дивертисментов

Десять циклов вариаций, в том числе Вариации на тему Моцарта

Одиннадцать фантазий

7

Тридцать восемь коротких пьес

Двадцать четыре этюда

Двенадцать менуэтов

Большое соло, ор. 14

Серенада, ор. 37

Три сонаты, ор. 15, ор. 22, ор. 25

Двадцать четыре вальса

Шесть багателей

Переложение арий из «Волшебной флейты» Моцарта, ор. 19 и др.

Вокальные сочинения

Вальсы, кадрили и др. пьесы для фортепиано в две и четыре руки

Три пьесы для арфы

Симфония фа мажор (1804)

Две симфонии (утеряны)

Три струнных квартета (утеряны)

Квартет для гитары и струнного трио (утерян)

Матте́

о

Карка́

сси

(1792

-

1853,

Париж)

итальянский

классический

гитарист

и

композитор.

С раннего детства учился играть на фортепиано, затем на гитаре, и к двадцати

годам уже заслужил репутацию хорошего исполнителя. В 1820 году поселился в Париже,

где занимался концертной и педагогической деятельностью. Его исполнение, отмеченное

блестящей виртуозностью и элегантностью, пользовалось большой популярностью среди

французской публики. Каркасси часто исполнял собственные сочинения, в основном это

были фантазии и вариации на темы опер Обера, Герольда и Россини. Гитарист успешно

концертировал в Лондоне, а также в различных городах Германии.

Каркасси

один

из

представителей

(наряду

с Фердинандо Карулли

и Мауро

Джулиани) классической итальянской гитарной школы. Многочисленные его сочинения

(сонаты,

рондо,

каприччио, вальсы и др.) входят в репертуар современных исполнителей.

Большое значение имеют его учебно-педагогические работы, в том числе этюды (ор. 26 и

ор.

60)

и

трёхчастная

«Школа

игры

на

гитаре»

(Méthode

complète

pour

la

guitare),

выпущенная в печать в Париже в 1836 году и ставшая одним из наиболее популярных

8

пособий

при

обучении

на

этом

инструменте.

Более

сотни

сочинений

композитора

остаются неизданными.

Школа игры Каркасси известна в 2-х изданиях.

1-е: Классический гитарный метод. ред. Карл Фишер, Нью-Йорк, 1946

2-е: Школа игры на шестиструнной гитаре, ред. А. Иванов-Крамской, Москва, Советский

композитор», разные годы изданий.

В своей школе игры Каркасси названий произведениям не давал, а называл их

«уроки». Однако в редакции Фишера мы уже видим выписанный характер произведений.

Это

характерно

для

американской

школы

давать

дополнительное

название

произведениям (например, этюд Шопена «капельки»). В редакции А. Иванова-Крамского

эти характеры пьес уже вынесены в заглавие пьес.

Школа игры Каркасси – самый простой, доступный способ обучения детей игре на

гитаре.

Кроме

первоначальных

тем

даётся

целый

цикл

тональностей

от

простых

к

сложным и их использование в игре. Для каждой тональности даётся комплекс:

Гамма – с обозначением аппликатуры.

Каденции - последовательность наиболее общеупотребительных аккордов. Экзерсисы -

упражнения на гаммообразные последовательности.

Пьесы - в этой тональности с использованием данного материала.

Пьесы расположены так, что учащемуся просто переходить от пьесы к пьесе.

Новый материал даётся именно в таком объёме, что позволяет и закрепить пройденный

материал и дать новый. Музыка Каркасси легка и проста для восприятия. Школа игры

Каркасси – образец для других школ игры.

Для нас наибольшую ценность представляет редакция А. Иванова-Крамского.

Давайте сделаем обзор школ игры зарубежных гитаристов –виртуозов уже XX века.

Хулио Сальвадор Сагрерас (1879, Буэнос-Айрес ― 1942, там же) ― аргентинский

гитарист и композитор.

Музыке учился у отца, Гаспара Сагрераса, и Карлоса Маршала, затем поступил в

Академию изящных искусств Буэнос-Айреса, по окончании которой был принят в неё же

преподавателем гитары и сольфеджио. Сагрерас был основателем и первым президентом

Аргентинской ассоциации гитаристов. В 1905 году открыл собственную школу (Academia

de Guitarra). Наибольшее значение он имеет как педагог: его этюды в шести томах и

сборники упражнений «Высшая гитарная техника» используются при обучении и в наше

9

время. Помимо учебных произведений, Сагрерас также является автором более двухсот

оригинальных пьес, из которых наиболее известна виртуозная миниатюра «Колибри».

Сагрерас Хулио С. Школа игры на гитаре. Для шестиструнной гитары. - М. : Торопов,

1996.

Школа игры Сагрераса построена по тем же принципам, что и школа Каркасси. В

начале школы даются подробные первоначальные сведения: посадка, положение рук,

щипок, теоретические сведения. Далее идёт несколько десятков упражнений на освоение

техники игры. Потом - пьесы, расположенные от простой к сложной. Пьесы Сагрераса

более трудны для исполнения ребёнком и имеют выраженное виртуозное начало. Пьесы

имеют

такую

степень

сложности,

что

в

музыкальной

школе

большая

часть

пьес

используется

крайне

редко.

Также

отсутствуют

комментарии,

авторские

отметки,

объясняющие, на что следует обратить внимание во время исполнения. Музыка Сагрераса

по образному строю более сложна чем музыка Каркасси.

Эмилио Пухоль Виларруби (1886, Гранаделья ― 1980, Барселона) ― испанский

(каталонский) классический гитарист, исполнитель на виуэле, композитор и педагог.

Музыкой

начал

заниматься

с

детства,

изучал

теорию

и

играл

на бандуррии

(испанской

разновидности

лютни).

На

Всемирной

выставке

в

Париже

в

1898

году

выступал

в

присутствии

президента

Франции

Феликса

Фора.

Услышав

исполнение

Франсиско

Тарреги,

заинтересовался

классической

гитарой

и

в

течение

семи

лет

(1902―1909) брал у него уроки. Школа Тарреги сделала из Пухоля блестящего гитариста,

и уже в 1912 он с большим успехом выступил с сольными концертами в Лондоне и

Мадриде. Пухоль затем гастролировал в других странах Европы и в Южной Америке. В

противоположность своему современнику Андресу Сеговии, игравшему как подушечками

пальцев,

так

и

ногтями,

Пухоль

придерживался

техники

Тарреги,

предпочитавшего

извлекать

звук

только

подушечками

пальцев,

достигая

более

мягкого,

но

и

более

ограниченного по тембру звучания. С 1945 он преподавал игру на виуэле в Барселонской

консерватории, выступал и давал мастер-классы как гитарист и виуэлист в Лиссабонской

консерватории и других музыкальных центрах Европы.

Наследие

Пухоля-композитора

включает

в

себя

более

сотни

оригинальных

сочинений для гитары, а также свыше трёхсот переложений на гитару из лютневого и

виуэльного репертуара. Крупнейшей работой Пухоля является четырёхтомная «Школа

игры на гитаре».

Пухоль активно способствовал популяризации виуэлы и старинных композиторов,

писавших для неё. Его перу принадлежат статьи об этой области испанской музыки и

несколько книг, в том числе биография Тарреги (1960).

10

Э.Пухоль Школа игры на шестиструнной гитаре. ред. И.Поликарпов. — М.: Советский

композитор, 1983. — 189 с.

Подзаголовок: «На принципах техники Ф.Таррега».

Четырёхтомная «Школа игры на гитаре» («Escuela razonada de la guitarra, basada en

los principios de la técnica de Tárrega»), в первых двух частях которой (1934 и 1937)

излагаются

принципы

техники

Тарреги,

а

в

третьей

и

четвёртой

(1954

и

1971)

собственные педагогические соображения Пухоля.

2. Обзор школ игры на гитаре

б) Обзор школ игры на гитаре советского периода.

Пётр Спиридонович Агафошин (1874 - 1950) — русский советский гитарист,

педагог игры на шестиструнной гитаре. Автор первой, вышедшей в СССР, «Школы игры

на шестиструнной гитаре» (1934).

Родился в селе Пирогово Рязанской губернии в крестьянской семье. Как и отец

занимался игрой на «русской» семиструнной гитаре. Переехав в Москву самостоятельно

совершенствовал

игру

на

семиструнной

гитаре.

Около

1900—1901

начал

осваивать

шестиструнную гитару.

В 1898—1908 — солист и концертмейстер Московского общества мандолинистов и

гитаристов. С 1912 — гитарист Малого театра. Первый сольный концерт в качестве

гитариста-шестиструнника дал в 1913. Участвовал как исполнитель во многих концертах.

Аккомпанировал таким известным певцам, как Ф. Шаляпин, Д. Смирнов, Т. Руффо. Был

приглашён участвовать в опере Ж. Массне «Дон Кихот» в Большом театре в 1916 году, где

аккомпанировал

Шаляпину.

Значительную

роль

в

художественном

развитии

Петра

Агафошина сыграла дружба с известными художниками В. Суриковым и Д. Мартэном,

которые также разделяли его интерес к гитаре.

Агафошин и Сеговия.

Встреча в 1926 году с Сеговией оказалась ключевым моментов в жизни Агафошина.

В 1927 году Агафошин играл Сеговии в мастерской художника Кончаловского.

Вспоминая

об

этой

встрече,

Кончаловский

писал,

что

Сеговия

назвал

Агафошина

«лучшим московским гитаристом».

П.С.Агафошин более 40 лет проработал артистом оркестра в Государственном

Малом

театре.

В

1930—1950

годах

вел

курс

гитары

в

Музыкальном

училище

им.

Октябрьской

Революции

и

Московской

государственной

консерватории.

Многие

11

известные советские гитаристы были его учениками. Среди них — А. Иванов-Крамской,

Е. Русанов, И. Кузнецов, Е. Макеева, Ю. Михеев, А. Кабанихин, А. Лобиков и другие.

Литературная деятельность

П.С.Агафошину принадлежит книга «Новое о гитаре: Гитара и её деятели по новейшим

данным» (1928) написанная под впечатлением от знакомства с искусством А. Сеговии.

Следует также отметить написанную Агафошиным первую в стране полноценную «Школу

игры на шестиструнной гитаре» (1934), в основу которой легли семинары А. Сеговии.

Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912 - 1973) — русский советский

классический гитарист, композитор, дирижёр, педагог, заслуженный артист РСФСР.

Начал обучаться в музыкальной школе (ныне ДМШ имени К. Игумнова) по классу

скрипки, однако под впечатлением от посещения в 1926 году концерта Андреса Сеговии в

Большом зале Московской консерватории принял решение посвятить себя гитаре.

В 1930 году поступил в музыкальный техникум имени Октябрьской революции в

класс гитары Петра Агафошина (который в 1899 году присутствовал как делегат от России

на Международном конгрессе гитаристов в Мюнхене, где был основан Международный

союз гитаристов, в состав которого он и вошёл), параллельно обучался композиции у

Николая Речменского и дирижированию у Константина Сараджева, у Агафошина же затем

учился в Московской консерватории на курсах повышения квалификации.

Творческая карьера Иванова-Крамского началась в 1932 году, когда он впервые

выступил на Всесоюзном радио. В дальнейшем работал в Малом театре, в 1939—1945

руководил Ансамблем песни и пляски НКВД СССР, с 1946 по 1952 — оркестром народных

инструментов Гостелерадио.

В 1939 году получил вторую премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей на

народных

инструментах.

В

качестве

дирижёра

и

исполнителя

записал

более

40

грампластинок.

Иванов-Крамской

часто

выступал

в

ансамбле

с

певцами,

в

числе

которых

Надежда Обухова,

Иван Козловский,

Александра Яблочкина, а также в ансамблях со

струнными

квартетами

имени

Бетховена

и имени

Комитаса,

Леонидом

Коганом,

Александром Корнеевым и другими выдающимися музыкантами.

В 1936 году Иванов-Крамской дебютировал как композитор, сочинив «Лирический

вальс

для

гитары

соло».

Этот

вальс

стал

украшением

репертуара

отечественных

гитаристов.

Иванов-Крамской

автор

более

пятисот

сочинений

для

гитары:

двух

концертов, сонат, обработок народных песен, многочисленных пьес. Его музыка звучит в

фильме «Несрочная весна».

Иванов-Крамской

активно

выступал

перед

бойцами

во

время

Великой

Отечественной войны.

После войны Иванову-Крамскому — первому отечественному концертирующему

гитаристу — пришлось практически в одиночку вести борьбу за жизнь классической

12

гитары,

за

необходимость

восстановить

занятия

по

классу

гитары,

которые

были

прекращены в середине 30-х гг.

В 1960 году по инициативе Иванова-Крамского класс шестиструнной гитары был

открыт в музыкальном училище при Московской консерватории, он его и возглавил. Среди

его

учеников

— Николай Комолятов,

Феликс Акопов и другие известные гитаристы,

педагог и композитор Евгений Ларичев.

В 1970 году способствовал открытию класса гитары в Институте культуры.

Иванов-Крамской написал «Школу игры для шестиструнной гитары».

Умер на репетиции во время гастролей в Минске от третьего инфаркта. Похоронен в

Москве на Введенском кладбище

Ларичев, Евгений Дмитриевич, род. 13 января 1934, Москва, – ум. 27 августа 2013, там

же, – российский гитарист, композитор и педагог. Заслуженный артист России (1999).

Гитару

начал

осваивать

самостоятельно,

многие

годы

участвовал

как

гитарист

в

художественной самодеятельности. Входил в число первых участников ансамбля гита-

ристов, созданного в 1952 году А. М. Ивановым-Крамским при Доме культуры фабрики

"Красные

текстильщики"

в

Москве.

В

1955-1958

гг.

проходил

службу

в

армии

в

г.

Ленинакане (ныне г. Гюмри в Армении). С 1959 года – солист Московского концертного

филармонического объединения Московского государственного концертного объединения

"Москонцерт". В 1961 г. поступил в музыкальное училище при Московской консерватории

им. П. И. Чайковского, которое окончил в 1965 году по классу гитары А. Иванова-

Крамского. Выступал во многих городах России и бывшего СССР. Концентировал чрез-

вычайно интенсивно. Так, только за сезон 1974-1975 года он дал в разных городах страны

более

100

концертов.

Автор

популярного

Самоучителя

игры

на

6-струнной

гитаре,

выпущенного издательством "Музыка" и неоднократно переиздававшегося (М., Музыка,

1971, с 1999 года – с новым репертуарным приложением), пособий для музыкальных школ

и училищ, редактор-составитель свыше 100 сборников для гитары, в т. ч. хрестоматий и

множества

выпусков

в

популярных

сериях

"Первые

шаги

гитариста",

"Альбом

начинающего

гитариста",

"Репертуар

гитариста",

"Концертный

репертуар

гитариста",

"Педагогический репертуар гитариста" и др. Опубликовал в издательстве "Музыка" книгу

"Классическая шестиструнная гитара", содержащую обстоятельный очерк по истории

этого инструмента. Является автором около 150 оригинальных сочинений, аранжировок,

переложений и обработок для гитары, в том числе русских народных песен и танцев.

Выступал в печати со статьями по истории гитары и вопросам гитарного исполнительства

(Шестиструнная гитара // Музыкальный альманах. Гитара. Вып. 1. М., 1987 (1989, 2-е

изд.), с. 6-9, Вып. 2. М., 1990, с. 3-7 (продолжение); Техника Сеговии. Музыкальный

альманах. Гитара. Вып. 1, с. 15-16; и др.). В 2000 году в издательстве "Композитор" вышел

справочник "Классическая шестиструнная гитара", созданный им в соавторстве с П. О.

Вещицким

и

Г.

А.

Ларичевой,

в

котором

собраны

разнообразные

сведения

о

шестиструнной

гитаре:

биографические

заметки

об

отечественных

и

зарубежных

гитаристах, композиторах и мастерах начиная с середины XVII века и до наших дней. На

13

протяжении многих лет преподавал гитару в Московском государственном университете

культуры и искусств и в Московской городской Детской музыкальной школе № 2 им. И. О.

Дунаевского (ранее – Школа общего музыкального образования № 7 г. Москвы).

2. Обзор школ игры на гитаре

в) Обзор школ игры на гитаре российского периода.

Как уже отмечалось выше, школа игры на гитаре в современное время претерпела

ряд изменений. В настоящее время издано множество хороших методических сборников,

например: В.Ярмоленко Хрестоматия гитариста).

А вот перед вами пример коммерциализации:

Гитарная техника Давида Оукса, 2000.

В данном издании мы видим агитационный материал, изложенный в виде 12

уроков. Начинается он показа посадки гитариста, даётся одно упражнение на открытых

струнах

и

сразу

показываются

упражнения

на

виды

техники,

4

пьесы

гитаристов-

классиков,

блюз,

1

пьеса

И.С.Баха,

2

пьесы

Д.Агуадо,

1

пьеса

Тарреги,

румба,

ряд

упражнений.

Все

пьесы

также

дублированы

табулатурой.

К

сборнику

прилагается

аудиодиск.

Сборник подобного типа предназначен для рекламы автора и для обучения в

музыкальной школе малопригоден.

По такому же пути следуют и российские гитаристы. Пример:

«Идеальная школа

техники

гитариста. Полное собрание инструктивного материала».

Дмитрия Теслова - автора Golden Guitar Studio - сайта классической гитары. Предисловие

«Идеальной школы техники гитариста» от автора начинается словами: «Уникальность

этого

сборника

состоит

в

том,

что

он

является

первым

и

единственным

в

истории

классической гитары учебным пособием, имеет общемировое значение вобрав в себя все

лучшие

упражнения,

выработанные

в

течение

нескольких

веко

развития

гитары

талантливейшими представителями концертного исполнительства, гитарной педагогики.

Все

они

на

практике

доказали

полезность

этих

упражнений,

войдя

в

историю

как

музыканты-виртуозы, преподаватели, воспитавшие поколение исполнителей с мировым

именем. Также несомненную ценность для настоящего и будущего развития гитарного

исполнительства (прежде всего для нашей страны) представляет тот факт, что упражнения,

использованные в данном сборнике, не известны большинству музыкальной гитарной

14

общественности из-за отсутствия публикаций в России. Достаточно перечислить только

инструктивные

материалы

из

«Школ

игры

на

гитаре»

Д.

Агуадо,

А.

Карлеваро,

К.

Паркенинга, С. Теннанта.

Таким

образом,

теперь

исполнителю,

желающему

повысить

свой

технический

уровень, не придется искать разные учебные пособия, школы игры или довольствоваться

только каким-либо одним из них, а достаточно будет открыть этот труд, где он найдет

инструктивный материал на все встречающиеся в практике гитариста приемы игры».

Очевидно, что этот текст имеет рекламный, а не научный характер, что характерно

для современного периода. Однако, нотный материал школы игры хорош и тщательно

систематизирован.

Да

и

в

общей

оценке

творчество

Дмитрия

Теслова

заслуживает

внимания и одобрения (например, «Детский альбом»).

Главная причина появления подобных материалов, на наш взгляд – это внутренняя

политика страны. Это расшатывание одних ценностей и несоздание других, основанных

на ценностях семьи, профессии, своего народа. Это неуважение к старшим, к своей

истории, нелюбовь к народному костюму, народным танцам, песням, музыке. Возьмём

обратный пример: на Украине внутренняя политика страны привела к всплеску народного

творчества (так, резко подскочила популярность бандуры).

Поклонение

перед

красивой

обложкой,

заимствование

из

иностранной

музыки

самого

кричащего,

безобразного.

При

этом,

мы

почему-то

не

замечаем

трепетного

отношения иностранцев к своей народной культуре. Даже в интернете народные песни

описаны (часто, начиная с XV (!) века): где они звучали, в какие века, разница текстов, и

т.д. Предлагается множество вариантов исполнения, ноты. Сами сайты добротно сделаны,

все ссылки рабочие и скачиваются безо всяких «введите номер телефона».

3. Заключение.

Школы

игры

на

гитаре

мастеров XIX

века

образец

методики

преподавания

исполнительства

на

гитаре.

Школы

содержат

в

подавляющем

большинстве

своём,

авторские произведения. Композиторы того времени издавая такие сборники имели в виду

способность обучающегося не только научиться играть на инструменте, но и украшать

пьесу, импровизировать, и самое важное – сочинять произведения в подобном стиле. В

XIX веке сложились основные первоначальные правила игры – постановка инструмента,

положение рук, способы звукоизвлечения и т.д. Обратим внимание на портрет Дионисио

Агуадо

с

гитарой.

Гитара

стационарно

расположена

на

подставке,

тело

исполнителя

свободно, ноги расслаблены. Руки в естественном положении

и не тратят силы на

15

прижимание инструмента к телу и т.д. Школы игры XIX века проверены временем и

безусловно являются лучшими для обучения игре на гитаре.

Школы игры на гитаре советского периода являются преемниками школ игры

композиторов XIX века. Давайте проведём цепочку преемственности:

Франсиско Таррега

1

- Мигель Льобет Солес

2

– Андрес Сеговия

3

-

Пётр

Агафошин

4

Александр Иванов-Крамской

5

- Евгений Ларичев

6

.

Александр Иванов-Крамской в советское время издал школу игры Каркасси и на её

основе создал свою школу игры. При сравнении этих изданий видно, что Александр

Михайлович создал настоящий самоучитель игры на гитаре. Язык и последовательность

изложения материала позволяет даже человеку никогда не имевшему дела с музыкой

разобраться во многих вопросах.

Очень

важно,

что

школа

игры

Иванова-Крамского

основана

на

национальной

мелодике.

Ученик,

занимаясь

по

этой

школе

встречает

знакомые

и

ритмически

и

звуковысотно мелодии, что облегчает восприятие материала.

В настоящее время издано множество хороших методических сборников, например,

но к сожалению, когда в абсолют возведено поклонение перед зарубежной музыкой нет

связи между домашним слушанием музыки и репертуаром музыкальной школы. Также нет

связи между репертуаром детских садов и музыкальных школ. Т.е. ребёнок в музыкальной

школе

не

играет

мелодии

из

любимых

мультфильмов,

а

ему

предлагаются

пьесы,

например, с названием «мини-милонга». Хотелось бы в репертуаре музыкальных школ

видеть

и

мелодии,

основанные

на

народном,

национальном

материале.

Что

касается

бо́

льшего внимания в гитарном репертуаре испанской музыке, джазу, то будем надеяться,

что произойдёт обогащение репертуара, появятся новые, свежие варианты обработок,

пьес. Однако, это не должно происходить в ущерб школьному классическому репертуару,

как основе образования. Если гитара трактуется как лирический инструмент, то вряд ли

стоит делать его ударным.

1



Франси́

ско Та́

ррега, ( 1852, Вильярреаль — 1909, Барселона). Таррега — один из крупнейших гитаристов и гитарных композиторов

конца XIX — начала XX века. Ему принадлежат 78 оригинальных произведений и около 120 переложений для гитары, наиболее

известны «Воспоминание об Альгамбре», «Мавританский танец», «Арабское каприччио», «Вариации на тему Арагонской хоты»,

мазурки, прелюдии, этюды и др. Среди его учеников и последователей — Мигель Льобет, Эмилио Пухоль, Даниэль Фортеа и другие

известные гитаристы. Высоко ценил мастерство Тарреги Андрес Сеговия, часто исполнявший его сочинения и использовавший в своей

работе его педагогические методы.

2



Миге́

ль

Льобе́

т

Соле́

с (1878, Барселона — 1938,

там

же) —

испанский гитарист,

композитор

и

педагог,

один

из

лучших

учеников Франсиско Тарреги.

3



Сеговия – ученик Льобета.

4



Встреча в 1926 году с Сеговией оказалась ключевым моментов в жизни Агафошина. В 1927 году Агафошин играл Сеговии в

мастерской художника Кончаловского. Вспоминая об этой встрече, Кончаловский писал, что Сеговия назвал Агафошина «лучшим

московским гитаристом».

5



Многие известные советские гитаристы были учениками Агафошина. Среди них — А. Иванов-Крамской

6



Евгений Ларичев – ученик Александра Иванова-Крамского.

16

4. Использованная литература

M.Bay, Complete method for classic guitar, 1976.

Д.Агуадо, «Школы игры на гитаре» Eythor Thorlaksson, Iceland.

Агафошин, Школа игры на шестиструнной гитаре.

О.Зубченко,

Хрестоматия

юного

гитариста,

учебно-методическое

пособие,

Ростов-на-

Дону.

П.Вещицкий, Самоучитель игры на гитаре.

Е.Ларичев, Самоучитель игры на гитаре.

Э.Пухоль, Самоучитель игры на 6-струнной гитаре, ред. И.Поликарпов.

Суханов, Самоучитель игры на 6-струнной гитаре.

Б.Павленко, Самоучитель игры на 6-струнной гитаре.

С.Теннант, Качающийся нейлон, технический учебник по классической гитаре.

В.Ярмоленко, Хрестоматия гитариста 1-7 кл. муз. школы, 2010.

А.Иванов-Крамской, Школа игры на шестиструнной гитаре.

M.Carcassi, Classical guitar method, Carl Ficher, 1946.

Маттео Каркасси, Школа игры на шестиструнной гитаре, ред. А.Иванов-Крамской, М.,

Советский композитор, 1990.

David Oakes, Classical & Fingerstile, Guitar Techniques, 2000.

Х.Сагрерас, Школа игры шестиструнной гитаре.

Д.Теслов, Идеальная школа игры.

Ф.Сор-Н.Кост, Школа игры на гитаре.

17



В раздел образования