Напоминание

Методы работы над крупной формой с учащимися младших классов


Автор: Чапаева Валентина Григорьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ПДШИ"
Населённый пункт: Республика Крым, Красногвардейский район, с.Петровка
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Методы работы над крупной формой с учащимися младших классов
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «ПДШИ»

Открытый урок

преподавателя по классу фортепиано МБУ ДО «ПДШИ»

Чапаевой В.Г. на тему:

«Методы работы над крупной формой с

учащимися младших классов

»

Петровка 2019

Содержание урока

Тема урока: «Методы работы над крупной формой с учащимися младших

классов».

Урок проводится с учащейся 3-го класса Абсеутовой Эльвие и с учащейся

4-го класса Палладий Анастасией.

Цель урока: Раскрыть учащемуся понятие «крупная форма», обучение

методам работы над произведениями крупной формы на примере

сонатин.

Задачи урока:

1. Общее представление о произведении и его художественных

образах.

2. Овладение средствами выражения.

3. Объединение всех разделов в единое целое.

Методы: словесный, практический, наглядно-слуховой, анализа и сравнения,

эмоциональной отзывчивости.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово педагога.

3. Ознакомление с произведением(работа над деталями).

4. Заключение.

В музыкально-исполнительском развитии учащихся особое место занимает

работа

над

произведениями

крупной

формы:

сонатах,

сонатинах,

рондо.

Каждый, кто слушает и исполняет музыкальные произведения знает, что

среди них есть более лёгкие и более трудные для восприятия и запоминания.

Вы,

конечно,

заметили,

что

пьесы

исполнять

и

выучивать

проще,

чем

произведения с такими названиями, как рондо, соната или вариации. А дело

здесь в том, что эти произведения длятся дольше (они больше по объему) и

построены они по более сложным законам музыкальной формы. Композитор,

создавая рондо, сонату, всегда придерживается определённых строгих правил

построения. Трудно представить себе музыкальное произведение, которое не

делилось бы на части.

Что же такое музыкальная форма? «Музыкальная форма – это строение

музыкального

произведения.

Определяется

она

содержанием

каждого

конкретного

произведения,

создается

в

единстве

с

содержанием

и

характеризуется взаимодействием всех определенных звуковых элементов,

распределенных во времени.

Форма каждого произведения индивидуальна и неповторима. Тем не

менее, законы и правила образования формы имеют общие признаки.

Сегодня мы будем работать с такими формами как старинная сонатная

форма, сонатное Аллегро.

Большое

значение

для

развития

ученика

имеет

работа

над

сонатиной, сонатой, или позже, концертом. В курсе обучения в работе над

ними

мы

чаще

всего

сталкиваемся

либо

с

сонатной

формой,

либо

со

старинной сонатной формой.

Подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена

служат классические сонатины. Они знакомят учащихся с особенностями

музыкального

языка

периода

классицизма,

воспитывают

чувство

классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Сонатная

форма

эпохи

классицизма

предполагает

исключительную

точность

исполнения.

Малейшая

неточность звукоизвлечения,

невнимание

к

штрихам,

передерживание

или

недодерживание отдельных звуков при

исполнении

этих

произведений

становятся

особенно

заметными

и

нетерпимыми.

Вследствие

этого

классические

сонатины

и

сонаты

чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и

точность выполнения всех деталей текста.

С Эльвие мы изучаем сонатину Кулау Соль мажор соч.55 №2 1 ч.,

с Настей мы изучаем сонатину Клементи соч.38 №3 1ч.

Преподаватель - Пожалуйста, Эльвие, исполни нам это произведение.

Ученица исполняет.

Преподаватель – Скажи, к какому жанру относится данное произведение?

Ученица -

«Крупная форма».

Преподаватель – Что такое крупная форма?

Ученица:

Произведение состоящее из нескольких частей.

Преподаватель – Правильно. Что ещё мы можем сказать?

Ученица -

Произведение большее по обьёму.

Преподаватель - Как строится форма в твоей сонатине?

Ученица -

Она состоит из двух частей.

Преподаватель – Молодец.

Преподаватель – Эльвие, какой характер носит сонатина?

Ученица -

Нежная, очень певучая.

Преподаватель – Пожалуйста, еще раз исполни и обрати внимание на левую

руку, её следует играть на рр.

Работа над динамикой и образом.

Далее перешли к работе над 2 частью.

Преподаватель - В чем отличие тонального плана этих частей?

Ученица –

В том, что в экспозиции заканчивается на D (5ступень), а

реприза - на тонике.

Преподаватель - А теперь попробуй исполнить произведение целиком,

добиваясь целостности всех разделов произведения.

Ученица исполняет произведение.

Преподаватель - Спасибо. теперь перейдем к сонатине Клементи. Что ты

можешь сказать, Настя об этом композиторе?

Ученица кратко излагает биографию.

Преподаватель - Твое произведение: пример такой формы, как сонатное

Аллегро. Как строится форма сонатного аллегро?

Ученица -

Экспозиция, разработка, реприза.

Преподаватель - Настя, скажи пожалуйста, в какой тональности написана

сонатина? Какой характер гл. п., и поб. п. в экспозиции?

Ученица -

В тональности Фа мажор. Гл.п. - радостная, легкая, а поб. –

нежная.

Преподаватель - А чем отличается, муз. образ экспозиции от репризы?

Ученица -

Тональностью и меняется характер в репризе. Начинается с

рiano. Более мягкая по характеру.

Преподаватель - Пожалуйста, давай попробуй исполнить экспозицию.

Далее: работали над образом и динамикой.

Преподаватель - В какой тональности написана разработка?

Ученица -

В До мажоре.

Преподаватель - Молодец. исполни нам, пожалуйста.

Ученица исполняет.

Преподаватель - Перейдем к репризе. Сейчас внимательно посмотри в текст

и попробуй исполнить целиком репризу, соблюдая все оттенки.

Ученица исполняет.

Далее велась работа над динамикой и артикуляцией.

Преподаватель -

Ну а сейчас, Настя, пожалуйста, исполни нам целиком все

произведение. Обрати внимание на паузы. Следует точно

снимать на паузах руки.

Ученица исполняет произведение.

Преподаватель -

Спасибо. Что по твоему получилось, а над чем нужно ещё

работать?

Ученица -

Не ровно звучат шестнадцатые.

Преподаватель - Хорошо, самое главное: не замедляй, держи один темп.

Дома отдельно

поучи в медленном темпе партию левой

руки на крышке инструмента, поучи места с украшениями.

Старайся

соблюдать

все

динамические

оттенки

и

не

забывай о характере каждой части сонатины.

Заключение

В классах ДМШ над постижением формы и содержания сонатного

аллегро приходится трудиться не один год. В каждом конкретном случае

следует

обращать

внимание

ученика

на своеобразие

в

структуре

произведения,

объяснять,

чем

оно

вызвано,

находить

связь

с

содержанием.

Для успешности этой работы, как и для работы над ясностью

драматургических намерений, как в младших, так и до самого последнего

класса абсолютно необходимо будить фантазию детей, привлекая в помощь

доступные возрасту образы.

Определенную

трудность

для

учащихся

представляет

метроритмическая устойчивость исполнения. В воспитании чувства ритма

следует обратить внимание на следующие моменты. Прежде всего важно

уметь взять верный темп. Как правило, учащиеся начинают играть быстрее

необходимого

темпа,

обольщаясь

якобы

легкими

первыми

тактами;

появляющиеся

вслед

за

тем

трудности

вынуждают

их

постепенно

«съезжать» в темпе.

Необходимо приучить ученика начинать сонатину, ориентируясь

мысленно

на

самый трудный эпизод и время от времени сопоставлять

играемое с началом, таким способом можно добиться темпового единства.

Не всегда учащиеся хорошо справляются с выполнением пауз в

сонатных формах, иногда они просто отсчитывают «про себя», ускоряя при

этом темп. Следует объяснить ученику, что пауза всегда наполнена каким-то

содержанием: пауза может заключать нарастание или затухание звучности,

может быть пауза – ожидание, пауза – размышление, пауза – вопрос, которая

не

означает

конец

музыкальной

мысли,

а

наоборот

несет

в

себе

ее

продолжение.

При исполнении классических произведений следует воспитывать

и культуру игры с педалью. Необходимо обратить внимание ученика на то,

что педаль в классических сонатах используется довольно

осторожно: в

аккордовых

построениях,

при

исполнении

синкоп,

кульминаций,

в

заключении экспозиции или репризы. Педаль не должна быть густой.

Итак,

каждый

из

жанров

крупной

формы

предъявляет

к

исполнителю

определенные

требования.

Однако

есть

общие

исполнительские трудности, присущие любой крупной форме. Например,

если произведение монотематично, то на первый план выдвигаются задачи:

выявить характерные особенности музыкальных образов

найти специфические средства выразительности

показать каждый музыкальный образ в динамике.

А

разнообразие

музыкального

материала

вызывает

большие

трудности

в достижении единства и цельности исполнения, требует от

музыканта концентрации внимания, воли, выдержки.

В любом случае требуется развитие логической памяти, без которой

невозможно освоить произведение крупной формы.

В процессе изучения произведений крупной формы, учащиеся

знакомятся с разными формами: вариацией, сонатиной, сонатой, с их

строением,

соотношением разделов,

приемами

развития,

тональными

соотношениями. При изучении этих произведений, учащиеся осознают

стилевые особенности музыки. Изучение этих произведений помогает

осознанию

музыкально-исполнительских

особенностей:

соотношения

темпов,

метроритмических

и

динамических

особенностей,

развивает

фантазию.

Работа над такими произведениями приносит огромную пользу.

Список литературы:

1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. – М., 1962.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.

3. Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. Натансона В. Вып.3. – М.,

1971.

4. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. – М., 1986.

5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1961.



В раздел образования