Автор: Каранова Валентина Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ детский сад с.Анясево
Населённый пункт: Республика Башкортостан Миякинский район
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОНР - 3 уровня
Раздел: дошкольное образование
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОНР - 3 уровня
Составитель: Каранова В.Л., учитель-логопед первой квалификационной категории,
МДОБУ Детский сад с.Анясево Миякинского района РБ
Пояснительная записка
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой
нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от
отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического
и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).
Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях для детей данной категории
являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.
Характеристика детей с III уровнем развития речи
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с
выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является
использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура
предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов,
например: «бейка мотлит и не узнана» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы дым тойбы,
потамутш хбйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются
слова, состоящие; из трех-пяти слогов («акваиюм» — аквариум, «татал-лист» — тракторист, «вадапавод» —
водопровод, «зади-гайка» — зажигалка).
Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых
простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и
числительными в косвенных падежах («взяла с ясика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра,«коёбка
лезйт под стула» — коробка лежит под стулом, «нет колйчная палка» — нет коричневой палки, «пйсит
ламастел, касит лучком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лбжит от тдя» — взяла со стола и т. п.).
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной
деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы
существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых
профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным
словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей —
хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках
образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию
словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.)
или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо
«велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). Ти-
пичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса
словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с
абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» —«палътш, «кофнички» — кофточки, «мебель»
— «разные стблы», «посуда» — «миски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного
бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива,
бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними
(водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц,
рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом
— «рыба», паук — «муха»,гусеница — «червяк»)и т. п. Наряду с лексическими ошибками у детей с III
уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная
сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Характерными
особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые
пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение
временных и причинно-следственных связей в тексте.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой
структуры и звуконаполняемости: персеверации(«неневйк» — снеговик, «хихийст» — хоккеист),
антиципации («астббус» — автобус), добавление лишних звуков («мендвёдь» — медведь), усечение
слогов(«мисанёл» — милиционер, «вапра-вдт» — водопровод), перестановка слогов («вбкрик» —
коврик, «восблики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корабылъ» —
корабль, «ты-раёа» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых
звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется
в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не
подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие
и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (III уровень развития речи)
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является
продолжение работы по развитию:
1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
2) произносительной стороны речи;
3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно
овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только
отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и
утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических, а также частично и
воспитательных занятий делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
Предусматриваются следующие виды занятий по формированию:
* связной речи;
* словарного запаса, грамматического строя;
* произношения.
Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от
периода обучения
Графические навыки
Овладение графическими навыками — обязательный элемент готовности к обучению письму.
Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 3 минуты.
При выполнении графических заданий от леворуких детей не следует требовать быстрых движений из-
за отклонений в развитии зрительно-моторной координации .
Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития
Период
Основное содержание работы
I
Сентябрь,
октябрь,
ноябрь
Развитие лексико-грамматических средств языка.
Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия
предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей
преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного
числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и
множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали,
спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.
Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные
местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и
женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения
существительными единственного и множественного числа, глаголами
единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени,
существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении
орудийности и средства действия). Учить детей некоторым способам словообразова-
ния: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-).
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам,
демонстрации действий, по картинке, по моделям:
существительное им. п. + согласованный глагол + прямое
дополнение:«Мама (папа, брат,сестра, девочка, мальчик) пьет чай
(компот,молоко)», «читает книгу (газету)»;
существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола
существительных вкосвенных падежах: «Кому мама шьет платье?
Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».
Формировать навык составления короткого рассказа.
Формирование произносительной стороны речи
Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [и*], [н],
[н'], [п], [п'], [т], [т*], [л], [л'], [ф], [фЧ, [в], [в'], [б], [б']. Вызывать отсутствующие
звуки: [к], [к*], [г], [г'], [х], [х'], [л*], [Л, [ы], [с], [с'], [з], [з*], [р] и закреплять их на
уровне слогов, слов, предложений. Подготовка к овладению
элементарными навыками письма и чтения.
Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухои т. п.),
анализировать звуковые сочетания, например: ш/, уа. Лексические темы:
«Помещение детского сада», «Овощи», «Фрукты» «Лес» «Одежда», «Обувь»,
«Грибы-ягоды», «Перелетные птицы», «Игрушки», « Осень », « Сад-огород ».
II
Декабрь,
январь,
февраль
Формирование лексико - грамматических средств языка.
Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание
соответствующих обозначений.
Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением
соотнесенности к продуктам питания («лимонный»,
«яблочный»), растениям(«дубовый», «березовый*), различным
материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.). Учить
образовывать наиболее употребительные притяжательные
прилагательные(«волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием
уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- -оньк.
Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим
значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки
действий («выехал» — «подъехал» — • «въехал» — «съехал» и т. п.).
Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению
и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение
окончания вопросительного слова и прилагательного.
Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов
(«лежи» — «лежит» — «лежу»).
Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица
единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» —«идешь» — «идем».
Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное
расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами
существительных.
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.
Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа,
элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений.
Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.
Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.
Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания,
пересказ. Лексические темы: «Посуда», «Продукты питания» (повторение),
«Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День
защитника Отечества», «Мебель», «Транспорт».
Формирование произносительной стороны речи. Закреплять навык правильного
произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях
первого периода. Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно
произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов
доступного звуко-слогового состава.
Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по
признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Корригировать
следующие звуки: [л], [б], [б'], [д], [д’], [г’], [г], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л']
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.
Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.
Выделять гласный и согласный звук в прямом и
обратном слогах и односложных словах.
III
Март,
апрель, май
Формирование лексико-грамматических средств языка.
Закреплять навыки образования относительных ' прилагательных с использованием
продуктивных суффиксов (-ое-, -ин-, -ев-, -ан- -ян). прилагательные, с
использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-. Учить
употреблять наиболее доступные антонимические отношения между
словами («добрый» — -«злой», «высокий» — «низкий» и т. п.). Уточнять значения
обобщающих слов.
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.
Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде,
числе, падеже:
• с основой на твердый согласный («новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.); с
основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю» и т.' п.). Расширять
значения предлогов: к употребление с дательным падежом ,от — с родительным
падежом, с — со — с винительным и творительным падежами.
;
Отрабатывать
словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. Учить
составлять разные типы предложений:
• простые распространенные из 5 — 7 слов с предварительной отработкой
элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
• предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала
надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»;
• сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины
(потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или
нежелательность действия (я хочу, чтобы!..).
Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена
предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил
брата»— «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т.
п.); изменения вида глагола («.мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»;
«мама варила суп* — «мама сварила суп»).
Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи
(«два» — «три» — «четыре*). Учить выделять предлог как отдельное служебное
слово.
Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий,
наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к
шкафу, который стоит у окна, Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки
книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял
себе*). Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с
элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и
т. п.).
Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных
синтаксических конструкций. Лексические темы: «Весна», «Лето», «Семья»,
«Профессии», «Насекомые», «Инструменты», «Школьные принадлежности».
Формирование произносительной стороны речи
Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] — [а], [р] — [л,
[ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и
предложениях. Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по
твердости-мягкости ([л] — [л'], [т] — [т']), по месту образования ([с] — [ш]).
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных
слогов (ас-са), односложных слов
(«лак— лик»).
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями,
владеть навыками объединения их в рассказ;
владеть элементарными навыками пересказа;
владеть навыками диалогической речи;
владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов,
прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных
форм существительных и проч.;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и сложные
предлоги употребляться адекватно;
использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий
(существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких
предложений в пределах программы.