Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: с.Ключи Ключевского района Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическая работа по устранению оптической дисграфии и дислексии.
Раздел: среднее образование
Логопедическая работа по устранению оптической дисграфии и
дислексии.
При оптической дислексии и дисграфии у умственно отсталых детей наблюдаются
нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете,
недоразвитие
зрительной
памяти,
пространственного
восприятия
и
представлений,
трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность
оптических образов букв.
В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в
следующих направлениях:
а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и
буквенного;
б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;
в) формирование пространственного восприятия и представлений;
г) развитие зрительного анализа и синтеза;
д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях,
текстах.
Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса). С целью развития
зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:
1. Назвать предметы по их контурам.
2. Назвать недорисованные предметы.
3. Назвать перечеркнутые изображения.
4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
5. Определить, что неправильно нарисовал художник.
6. Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры).
7. Распределить изображения предметов по их реальной величине.
Предлагаются
одинаковые
по
величине
изображения
предметов,
реально
различающихся по величине.
8. Подбор картинок к определенному цветовому фону.
Детям предлагаются фоны ("лужайки") разного цвета: красного, зеленого, желтого,
синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа;
цыпленка, репы, дыни; мака, помидора, клубники; сливы, василька, синей ленты.
Дается задание положить картинку на свою "лужайку".
9. Игра "Геометрическое лото".
У детей большие карты. На каждой из карт геометрическая фигура: круг, квадрат,
прямоугольник,
овал,
треугольник.
Кроме
того,
имеются
картинки
с
изображением
различных предметов. Логопед показывает нарисованный предмет. Дети определяют, на
что похож этот предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат). Изображение предмета
кладется на карту с похожей геометрической фигурой.
Можно предложить следующие предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч, шарик;
яйцо,
дыня,
огурец;
крыша
дома,
лист
треугольной
формы,
дорожный
знак;
платок,
скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, книга.