Автор: Испергенова Лейсян Сабитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад"№144
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Краткосрочный проект с использованием ТРИЗ технологий во второй младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Краткосрочный проект
с использованием ТРИЗ технологий
во второй младшей группе
Тема: «Дары осени»
подготовила воспитатель
Самматова А.С
Срок реализации проекта: 1 неделя. (30.09.19-04.10.19)
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: воспитатели группы, дети второй младшей группы,
родители.
Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие,
социальный мир, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Проблема: У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт
и
знания
о
природе.
Они
не
знакомы
с
происхождением
тех
или
иных
явлений, процессов в природе. Многие дети группы испытывают затруднения
при определении характерных особенностей овощей и фруктов, с трудом
классифицируют их. Поэтому было принято решение провести углубленную
работу по ознакомлению детей с "дарами" осени.
Актуальность
темы: Одним
из
важнейших
направлений
в
работе
с
детьми младшего возраста, является развитие их познавательной сферы, что
способствует расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.
Цель: расширить
и
обогатить
знания
детей
по
лексическим
темам:
«Овощи», «Фрукты».
Задачи
Образовательные:
расширить представление о многообразии и пользе овощей и
фруктов их
полезными
свойствами,
формировать
представления
детей
о
правильном
и
здоровом
питании,
полезных
продуктах,
стремиться
к
здоровому образу жизни в целом;
познакомить
с
понятием
«витамины»,
их
ролью
в
жизни
человека;
расширить словарный запас за счёт слов обозначающих признаки
предметов;
формировать у детей умение вести наблюдения за объектами
живой и неживой природы.
Развивающие:
развивать
интерес
у
детей
к
наблюдениям,
умение
замечать
изменения, происходящие в природе;
развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор
во время рассматривания картин;
формировать
умение
вести
диалог
с
педагогом:
слушать
и
понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
развивать
умение
рассказывать
наизусть
небольшие
стихотворения;
развивать
умение
драматизировать
небольшие
отрывки
литературных произведений;
формировать
эмоциональную
отзывчивость
к
восприятию
произведений искусства.
Воспитательные:
воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к
природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
Предполагаемый результат:
дети знают и называют овощи по внешнему виду, цвету, форме;
дети понимают, что овощи растут на огороде, на грядке, а фрукты в
саду на дереве;
у детей сформированы представления о пользе витаминов;
развитие познавательно-исследовательских и творческих способностей
детей;
повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Овощи
и фрукты»;
проявить желание у детей есть овощи и фрукты;
родители активно участвуют в реализации проекта, заинтересованы в
развитии познавательной сферы детей.
Форма
реализации: НОД;
дидактические,
коммуникативные,
пальчиковые,
малоподвижные
игры;
игры
с
использованием
ТРИЗ
технологий;
беседы,
стихи,
сказки;
рассматривание
иллюстраций;
прослушивание аудиозаписей песен об осени; работа с родителями.
Оборудование: альбомы
«Овощи»,
«Фрукты»;
иллюстрации
на
тему
«Осень»,
«Урожай»;
демонстрационный
материал;
художественные
произведения; муляжи, а так же настоящие фрукты и овощи.
Конечные
продукты: выставки
детских
работ,
коллективная
работа
"Осенний огород полон чудес", выставка поделок "Что нам осень принесла"
(совместно
с
родителями),
развлечение
"В
гостях
у
Витаминки",
инсценировка сказки "Репка".
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
составление плана совместной работы с детьми и родителями;
подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми,
иллюстрации, стихи, загадки;
подготовка
картотеки
"Игры
с
использованием
ТРИЗ
технологий";
сотрудничество с родителями: привлечение родителей к участию
в
выставке
поделок
совместно
с
детьми
"Что
нам
осень
принесла";
разучивание стихотворений об овощах и фруктах.
Основной этап
НОД;
чтение
художественной
литературы;
беседы;
рассматривание
иллюстраций;
дидактические, пальчиковые, подвижные игры;
игры с использованием ТРИЗ технологий;
инсценировка сказки;
рассматривание натуральных овощей и фруктов;
рисование; аппликация; лепка; конструирование.
Ознакомление с окружающим миром. Тема "Огород. Овощи." Цель:
закрепить знания об овощах - название, внешний вид.
Целевая беседа "Овощи полны витаминов". Цель: Расширять знания
детей об овощах. Учить различать, наиболее распространенны в данной
местности овощи, по цвету, форме, величине, где они растут и чем
они полезны.
Рисование. Тема: Нарисуй круглый овощ. Цель: продолжать учить
рисовать предметы круглой формы, добавлять к рисунку детали.
Лепка: Репка на грядке. Цель: учить раскатывать шар, сплющивать его,
вытягивать хвостик, прикреплять листья.
Инсценировка сказки "Репка".
Заключительный этап
оформление выставка поделок "Что нам осень принесла" (совместно с
родителями);
подборка фотоматериалов по проекту "Дары осени";
создание презентации к проекту "Дары осени".
Сценарий развлечения «В гостях у Витаминки».
Входит воспитатель, одетый в белый халат, шапочку с чемоданчиком в
руках.
Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Вы меня узнали? Кто я? — Меня зовут
Витаминка. И пришла я к вам не с пустыми руками, а с витаминами. Не с
теми витаминами, что продаются в аптеке, а с теми, которые растут на
грядках и деревьях.
Достает из своей сумки овощи и фрукты. Игра "Отгадай что это"
Витаминка: Дети, посмотрите, что это за овощ? (Показывает морковь). Она
длинная и оранжевая, полезна для зрения.(отв. детей) А посмотрите, что это
за овощ? (Достает огурец). Он зеленый, хрустящий.
Витаминка: правильно. Огурец помогает работать нашему желудку,
улучшает аппетит. А что это за овощ? (достает капусту). Она нужна нам для
роста, и еще в капусте много витамина С. Посмотрите она круглая, на ней
много листьев. Достает яблоко, затем баклажан. Достает следующий овощ
(показывает помидор) и спрашивает у детей, что это за овощ?
Витаминка: А какого он цвета? Ответы детей. Помидор важный овощ, он
улучшает работу сердца, защищает его от болезней.
Витаминка: А у меня для ребят есть коробочка с сюрпризом.
Игра "Угадай по запаху"
Показывает коробочку с дырочками и предлагает детям понюхать и угадать, какой овощ
лежит в этой коробочке? (коробочка из под киндер-сюрприза). С закрытыми глазами
дети нюхают и определяют по запаху овощ, который там находится – чеснок!
А в другой
апельсин.
Витаминка: Ребятки, а вы стихи знаете про овощи или
фрукты? (повторяют вместе с воспитателем стихи).
1 Я - не птичка - невеличка.
Я - полезная клубничка.
Кто подружиться со мной -
Не простудится зимой.
2 Я - крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное -
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!
3 Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай:
Полюбите меня, дети!
Я полезней всех на свете.
Витаминка: А где растут все овощи, о которых мы сегодня говорили?
Дети: на грядке.
Витаминка: А где растут фрукты?
Дети: на дереве.
Витаминка: А чего много содержится в этих полезных для нашего здоровья
овощах и фруктах?
Дети: витаминов...(ответы детей)
Витаминка: Правильно. В овощах и фруктах много витаминов. Деткам их
обязательно надо кушать – тогда вы будете сильными и здоровыми, и никогда
не будете болеть! А что из овощей можно приготовить?
Дети: супы, салаты … (ответы детей).
Витаминка: А соленья можно? Тогда давайте капусту мы засолим.
Пальчиковая гимнастика«Капуста»:
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор,
двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим
капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-
вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку ..)
Витаминка: Много мы капусты посолили. Молодцы ребята!
А загадки про овощи можете отгадать? Отгадывание загадок.
Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые.
- огурцы -
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят.
- помидоры –
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
- капуста –
Витаминка: молодцы ребята! Вот теперь мы все знаем, что овощи и фрукты
полезные продукты! Мне пора уходить, а за то, что вы хорошо отвечали и
выполняли мои задания, я хочу угостить вас витаминами. Угощает детей
яблоками. Прощается с детьми и уходит.
Инсценировка сказки «Репка»
Воспитатель:
Чтоб здоровым, сильным быть.
Надо овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас важнее.
Всех с собой возьму я в сад
Будет радость для ребят!
Воспитатель: Какие овощи вы знаете? (Ответы детей)
Молодцы. А я знаю одну семью, где вырастили очень большой овощ. Хотите
узнать какой? Тогда смотрите инсценировку сказки «Репка».
Вот решил однажды дедка
Посадить большую репку.
Входит дед и репка (дед сажает репку и уходит, репка сидит на корточках)
Воспитатель: Выросла репка
Крупная да крепкая,
Круглая да гладкая,
Сочная да сладкая.
Ай да, репка на гряде!
Золотая, наливная
И большая — пребольшая, —
Не найти такой нигде!
Дед:(выходит, пытается тянуть репку)
Ну и репка, вот так репка,
Как в земле засела крепко!
Бабушка, скорей беги,
Тянуть репку помоги!
Выходит бабка:
Иду, иду! Вот так репка, ай — я — ай,
Как большущий каравай!
Воспитатель:
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут понемногу,
Вытянуть не могут.
Дед:
Нет, не можем мы сорвать,
Надо внучку нам позвать.
Бабка:
Внучка, внученька беги,
Тянуть репку помоги!
Выходит внучка:
Вот так репка, ай — я — ай,
Как большущий каравай!
Воспитатель: Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут понемногу,
Вытянуть не могут.
Бабка: Нет, не можем мы сорвать,
Надо Жучку нам позвать.
Внучка: Жучка, Жучка, к нам беги,
Тянуть репу помоги!
Выбегает Жучка:
Вот так репка, ай — я — ай,
Как большущий каравай!
Воспитатель: Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут понемногу,
Вытянуть не могут.
Внучка: Нет, не можем мы сорвать,
Надо кошку нам позвать.
Жучка: Кошка, кошка, к нам беги,
Тянуть репку помоги!
Выходит Кошка:Вот так репка, ай — я — ай,
Как большущий каравай!
Воспитатель: Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут понемногу,
Вытянуть не могут.
Жучка: Нет, не можем мы сорвать,
Надо мышку нам позвать.
Кошка: Эй, мышонок, выходи,
Тянуть репку помоги!
Выбегает Мышка:
ПИ — пи — пи!
Воспитатель: Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Постарались, как могли,
Репку вытянули!
Зеленеет огород,
Веселится народ,
В небе солнышко смеётся,
Нас плясать зовет!
(все герои сказки танцуют под русскую народную мелодию)