Автор: Власова Людмила Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 2 "Радуга"
Населённый пункт: город Арамиль, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ КАК СРЕДСТВА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ
КАК СРЕДСТВА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: ВЛАСОВА Л.В.
МБДОУ «ДЕТИСКИЙ САД № 1 «АЛЁНКА»
В развитии наглядно-образного мышления большую роль играют два
взаимосвязанных условия.
Первое
–
формирование
у
детей
умений
различать
план
реальных
объектов и план образов и моделей, отражающих данные объекты. При этом
формируется умение оперировать образами предметов, совершенствуется и
усложняется
структура
образов,
образуется
система
конкретных
представлений о предмете. Второе условие – развитие речи.
В
программе
«Дэльфа-142.1»
существует
целый
ряд
упражнений,
позволяющих тренировать ребёнка в соотнесении объекта с его планом или
частью. Это, например, все упражнения типа «Собери букву», упражнения
«Найди
букву»,
«Найди
слог»,
«Конструктор»,
а
также
«Распредели
существительные по обобщающим понятиям».
Реализация
второго
условия
–
это
непосредственная
задача
всего
логопедического тренажера.
В
развитии словесно-логического
мышления
определяющую
роль
играет использование понятий, логических конструкций, формирующихся на
основе
самостоятельных
языковых
средств.
Существует
ряд
условий,
необходимых для формирования словесно-логического мышления.
•
формирование речи как средства мыслительной деятельности.
Работу в этом направлении следует начинать на материале практических
задач, условия в которых выражены наглядными средствами. При этом
речь
выступает
как
средство
произвольного
управления
образами.
В
логопедическом
тренажере
предусмотрено
несколько
вариантов
упражнений данного типа:
«Картинки»,
«Грузовик»,
«Прятки простые»
и «Прятки сложные» (на материале картинок).
Для включения речи в процесс решения задачи нужно побуждать детей
не
только
называть
предметы
и
действия
с
ними,
но
и
использовать
словесные
обозначения
пространственных
отношений
между
ними,
характеризовать временную последовательность. Использование разных
способов словесного определения одной и той же предметной ситуации
позволяет глубже понять её, способствует гибкости мышления.
•
обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность
тех или иных явлений.
Для этого нужно научить детей устанавливать связи от слов и словесных
высказываний к их предметному содержанию и обратно, от предметов,
признаков действий, отношений – к словесным обозначениям. При этом
связи
должны
быть
многообразными.
В
этом
большую
роль
играют
разнообразные
грамматические
конструкции
(предложные,
союзные,
согласование слов в роде, числе, падеже и т.д.).
В
реализации
этого
условия
большую
помощь
могут
оказать
упражнения блока «Предложение», в частности «Составь предложение»,
где
в
программу
заложены
все
возможные
варианты
составления
высказывания из предложенных слов.
•
развитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,
обобщение).
Упражнения программы помогают тренировать детей в этом направлении
на материале образов, слов и звучащей речи.
В частности, проводить:
дифференциацию
оптических
образов
букв
(«Собери
букву»,
«Найди букву», «Найди слог»),
формировать звуковой анализ и синтез («Вертолет», «Подводная
лодка», «Паровоз», «Фонтан», «Картинки», «Сортировка слов с
пропущенными буквами», «Конструктор», «Прятки»),
классифицировать
речевой
материал
с
разным
основанием
классификации.
Эффективно решить задачу развития словесно-логического мышления
позволяет,
в
частности,
специальная
организация
языкового
материала,
направленная
на
активизацию
самостоятельной
речевой
деятельности
ребенка.