Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ КАК СРЕДСТВА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Власова Людмила Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 2 "Радуга"
Населённый пункт: город Арамиль, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ КАК СРЕДСТВА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ

КАК СРЕДСТВА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: ВЛАСОВА Л.В.

МБДОУ «ДЕТИСКИЙ САД № 1 «АЛЁНКА»

В развитии наглядно-образного мышления большую роль играют два

взаимосвязанных условия.

Первое

формирование

у

детей

умений

различать

план

реальных

объектов и план образов и моделей, отражающих данные объекты. При этом

формируется умение оперировать образами предметов, совершенствуется и

усложняется

структура

образов,

образуется

система

конкретных

представлений о предмете. Второе условие – развитие речи.

В

программе

«Дэльфа-142.1»

существует

целый

ряд

упражнений,

позволяющих тренировать ребёнка в соотнесении объекта с его планом или

частью. Это, например, все упражнения типа «Собери букву», упражнения

«Найди

букву»,

«Найди

слог»,

«Конструктор»,

а

также

«Распредели

существительные по обобщающим понятиям».

Реализация

второго

условия

это

непосредственная

задача

всего

логопедического тренажера.

В

развитии словесно-логического

мышления

определяющую

роль

играет использование понятий, логических конструкций, формирующихся на

основе

самостоятельных

языковых

средств.

Существует

ряд

условий,

необходимых для формирования словесно-логического мышления.

формирование речи как средства мыслительной деятельности.

Работу в этом направлении следует начинать на материале практических

задач, условия в которых выражены наглядными средствами. При этом

речь

выступает

как

средство

произвольного

управления

образами.

В

логопедическом

тренажере

предусмотрено

несколько

вариантов

упражнений данного типа:

«Картинки»,

«Грузовик»,

«Прятки простые»

и «Прятки сложные» (на материале картинок).

Для включения речи в процесс решения задачи нужно побуждать детей

не

только

называть

предметы

и

действия

с

ними,

но

и

использовать

словесные

обозначения

пространственных

отношений

между

ними,

характеризовать временную последовательность. Использование разных

способов словесного определения одной и той же предметной ситуации

позволяет глубже понять её, способствует гибкости мышления.

обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность

тех или иных явлений.

Для этого нужно научить детей устанавливать связи от слов и словесных

высказываний к их предметному содержанию и обратно, от предметов,

признаков действий, отношений – к словесным обозначениям. При этом

связи

должны

быть

многообразными.

В

этом

большую

роль

играют

разнообразные

грамматические

конструкции

(предложные,

союзные,

согласование слов в роде, числе, падеже и т.д.).

В

реализации

этого

условия

большую

помощь

могут

оказать

упражнения блока «Предложение», в частности «Составь предложение»,

где

в

программу

заложены

все

возможные

варианты

составления

высказывания из предложенных слов.

развитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,

обобщение).

Упражнения программы помогают тренировать детей в этом направлении

на материале образов, слов и звучащей речи.

В частности, проводить:

дифференциацию

оптических

образов

букв

(«Собери

букву»,

«Найди букву», «Найди слог»),

формировать звуковой анализ и синтез («Вертолет», «Подводная

лодка», «Паровоз», «Фонтан», «Картинки», «Сортировка слов с

пропущенными буквами», «Конструктор», «Прятки»),

классифицировать

речевой

материал

с

разным

основанием

классификации.

Эффективно решить задачу развития словесно-логического мышления

позволяет,

в

частности,

специальная

организация

языкового

материала,

направленная

на

активизацию

самостоятельной

речевой

деятельности

ребенка.



В раздел образования