Автор: Дудник Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЦРР – д/с "Жаворонок"
Населённый пункт: г. Нерюнгри Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Автор: Дудник Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЦРР д/с «Жаворонок»
Наименование материала: статья
Тема: Роль сказки в системе обучения и воспитания
детей дошкольного возраста
Дата публикации: 22.12.19г.
Раздел: дошкольное образование
Роль сказки в системе обучения и воспитания
детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст это тот временный промежуток, который большинство детей
проводят в условиях дошкольного детского учреждения. А это значит, что
специалисты разных уровней, имеющие отношение к дошкольному обучению и
воспитанию , не могут не быть обеспокоены вопросом, что можно дать ребенку в это
время, как, учитывая его особенности, специфику возраста, оказать благотворное
влияние на его психическое и личностное развитие. Каким должно и, главное, может
быть вмешательство педагогов в естественный ход развития ребенка? Как сохранить
его здоровый потенциал? И что предложить ему?
Первое, на что следует, согласно позиции Л.С. Выготского, обращать внимание в
ходе воспитательного и образовательного процессов, - создание и поддержание
соответствующей данному возрасту социальной ситуации развития. Именно она
гарантирует ту систему отношений, которая способствует полноценному развитию
ребенка в дошкольном возрасте. Второе – это такая организация жизни ребенка, при
которой реализуется тип деятельности, являющийся на данном возрастном этапе
ведущим.
Третье – к ценностям дошкольного возраста относят тот спектр
психологических новообразований, которые оформляются на данном возрастном
этапе. Это моральные представления, преодоление познавательного эгоцентризма,
формирование произвольности поведения и многое другое. В центре сознания
данного возраста находится память, а к возрастным новообразованиям относится
воображение. Самоценностью дошкольного возраста является необходимость пройти
все те особенности восприятия мира, которыми ребенок обладает на данном
возрастном этапе (1).
Позиция взрослых при этом может состоять в неспешности и ожидании момента,
когда ребенок сполна возьмет все то, что он дожжен впитать в себя на данном этапе.
В качестве оптимальных педагогических условий для реализации потенциальных
возможностей ребенка, для его гармоничного развития называются не форсирование
обучения, направленное на сокращение периода детства, на преждевременное
превращение дошкольника в школьника, а, напротив, широкое развертывание и
максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой,
практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом
и со взрослым (2).
Для создания оптимальных педагогических условий в системе воспитания и
обучения дошкольников необходимо использовать феномен сказки. Тяготение ребенка
к сказке естественно. Работая над сказкой, формируя понятия посредством сказки,
удается установить связь между видимым и слышимым, между образом и
воплощением, выявить творческие возможности детей, обогащать фантазию,
раскрывать внутренний мир ребенка и воздействовать на него. Сказка помогает
педагогу овладеть психологически и технологически, многими эффективными
методами обучения, которые вне сказки крайне редко используются, например, метод
аналогии, в том числе так называемой фантастической аналогии.
1
Существуя и двигаясь в знакомом сказочном пространстве, среди узнаваемых
образов, ребенок не испытывает напряжения, ему легко. Обучение приобретает такое
свойство, как естественность. Ребенок воспринимает в качестве нормы извлечение
удовольствия и радости из процесса учения. Регулярная работа со сказочным
материалом, как основным источником учебной информации ( и в известной степени
средством формирования учебных умений) способна создать и для педагога то
эмоционально – смысловое пространство, в котором происходит постепенная оценка
ценностей и нахождение новых приоритетов в обучении. Так, обычно заслоняющая
собой все остальное направление на результат сменяется нацеленностью, в первую
очередь, на процесс. Для педагога постепенно становится очевидным: результат, на
который мы выйдем, важен, но значительно важнее то, как этот результат будет
достигнут, как проживает ребенок тот период времени, который потребуется для его
достижения, - о чем будет думать и что чувствовать, какие мыслительные и
эмоционально – психические процессы в это время будут происходить. Нацеленность
педагога на процесс передается как ведущая установка ребенку, помогает углублению
контакта между ним и взрослым, что, в свою очередь, способствует изменению
отношения педагога к происходящему на занятии.
Работая по программе: «Школа 2100» я выделила объединение методов,
направленных на развитие ребенка, где возможно воздействие на него посредством
сказки ( «Теремок», «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», и др.).
1.
Введение в художественную литературу (знакомство со сказками, их
разнообразием, и др.).
2.
Обучение грамоте (игры с буквами и звуками по сказкам)
3.
Развитие речи (обогащение словарного запаса; развитие умений конструировать
предложения по сюжетным картинкам, составлять сказку по кругам Луллия, по
серии иллюстраций совместно с педагогом, с другими детьми и самостоятельно;
варьирование сказочных сюжетов и придумывание новых; игровое
фантазирование; сочинение сказок об окружающих предметах с родителями).
4.
Ознакомление с окружающим миром (формирование представлений о временах
года; о домашних и диких, перелетных и зимующих птицах; о домашних и диких
животных путем детализации сказок, в которых встречаются природные явления,
птицы и животные)
5.
Формирование элементарных математических представлений на основе сюжетов
сказок; героев и предметов, их окружающих (образование чисел; сравнение
чисел по величине; форма, размер, цвет предметов, пространственные
представления; выявление общих и отличительных признаков предметов;
моделирование сказки с помощью геометрических фигур)
6.
Социально – личностное развитие. Работа в этом направлении предполагает
рассказывание сказок и их проигрывание в постановках настольного театра
пальчикового и театра перчаточных кукол, инсценирование сказок. Результатом
такой деятельности является способность детей распознавать эмоциональное
состояние героев и познание своего внутреннего мира, мира чувств и состояний.
Импровизированные игры в уголке «Ряжения» заключаются в том, что ребенок
перевоплощается в выбранный персонаж, отвечает на вопросы, какой он, и может
2
поверхностно сравнить свои качества с качествами персонажа. Так в раннем детстве
зарождается опыт самопознания. Через сказку дети понимают, где добро и зло, «и
со всей силой непосредственных эмоций встают на сторону добра» (4).
Воздействие сказки на развитие и воспитание ребенка будет усиленно, если в этой
деятельности участвуют родители. Возникла необходимость определенной работы
(пропедевтической) среди пап и мам, из жизни которых исчезли традиции чтения и
рассказывания ребенку сказок, придумывания сказок о своих детях.( Прием
рассказывания сказок, героями которых являются мои маленькие воспитанники, я
часто использую в свободное от занятий время и на занятиях. Дети очень
внимательно следят за развитием сюжета и радостно улыбаются, как герои
преодолевают все препятствия.) В ходе бесед с родителями я часто убеждаю их в
значимости сказки в жизни ребенка, даю рекомендации по совместному ( родители
– дети) сочинительству сказок, а также изготовлению поделок по сюжетам сказок.
Это дает хорошие результаты. Так появились авторские сказки « Как Кот спас
Петушка», «Колобок и Колобчата» и др. В свободное время и на занятиях дети
рассказывают сюжеты из сказки прослушанной «на ночь».
Итак, экскурс в методику взаимодействия со сказкой убеждает в том, что сказка –
это средство приобщения ребенка к культурному пространству и духовному
богатству, накопленному человечеством, «Золотой ключик» к творческому,
созидательному продвижению в пространстве нравственных и эстетических
ценностей.
Список литературы
1. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». – М., 2003.
2. Бачурина В. « Развивающие игры для дошкольников». – М., 2006.
3. Выгодский Л.С. Педагогическая психология, М.,1999.
4. Дубинина Т.Н.Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у дошкольников: Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. Минск,2002.
5. Маханёва М.Д. «Театрализованные НОД в детском саду». – М., 2001.
6. Петрова Е. Театрализованные игры. /журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2001/.
7. Сидорчук Т. А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию.
Ульяновск,1997.
8.Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой». – М., 2001.
9. Юрова Е.В. «250 упражнений для развития устной речи». – М., 2001.
3