Напоминание

Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста


Автор: Дудник Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЦРР – д/с "Жаворонок"
Населённый пункт: г. Нерюнгри Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Роль сказки в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор: Дудник Татьяна Леонидовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: ЦРР д/с «Жаворонок»

Наименование материала: статья

Тема: Роль сказки в системе обучения и воспитания

детей дошкольного возраста

Дата публикации: 22.12.19г.

Раздел: дошкольное образование

Роль сказки в системе обучения и воспитания

детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст это тот временный промежуток, который большинство детей

проводят в условиях дошкольного детского учреждения. А это значит, что

специалисты разных уровней, имеющие отношение к дошкольному обучению и

воспитанию , не могут не быть обеспокоены вопросом, что можно дать ребенку в это

время, как, учитывая его особенности, специфику возраста, оказать благотворное

влияние на его психическое и личностное развитие. Каким должно и, главное, может

быть вмешательство педагогов в естественный ход развития ребенка? Как сохранить

его здоровый потенциал? И что предложить ему?

Первое, на что следует, согласно позиции Л.С. Выготского, обращать внимание в

ходе воспитательного и образовательного процессов, - создание и поддержание

соответствующей данному возрасту социальной ситуации развития. Именно она

гарантирует ту систему отношений, которая способствует полноценному развитию

ребенка в дошкольном возрасте. Второе – это такая организация жизни ребенка, при

которой реализуется тип деятельности, являющийся на данном возрастном этапе

ведущим.

Третье – к ценностям дошкольного возраста относят тот спектр

психологических новообразований, которые оформляются на данном возрастном

этапе. Это моральные представления, преодоление познавательного эгоцентризма,

формирование произвольности поведения и многое другое. В центре сознания

данного возраста находится память, а к возрастным новообразованиям относится

воображение. Самоценностью дошкольного возраста является необходимость пройти

все те особенности восприятия мира, которыми ребенок обладает на данном

возрастном этапе (1).

Позиция взрослых при этом может состоять в неспешности и ожидании момента,

когда ребенок сполна возьмет все то, что он дожжен впитать в себя на данном этапе.

В качестве оптимальных педагогических условий для реализации потенциальных

возможностей ребенка, для его гармоничного развития называются не форсирование

обучения, направленное на сокращение периода детства, на преждевременное

превращение дошкольника в школьника, а, напротив, широкое развертывание и

максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой,

практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом

и со взрослым (2).

Для создания оптимальных педагогических условий в системе воспитания и

обучения дошкольников необходимо использовать феномен сказки. Тяготение ребенка

к сказке естественно. Работая над сказкой, формируя понятия посредством сказки,

удается установить связь между видимым и слышимым, между образом и

воплощением, выявить творческие возможности детей, обогащать фантазию,

раскрывать внутренний мир ребенка и воздействовать на него. Сказка помогает

педагогу овладеть психологически и технологически, многими эффективными

методами обучения, которые вне сказки крайне редко используются, например, метод

аналогии, в том числе так называемой фантастической аналогии.

1

Существуя и двигаясь в знакомом сказочном пространстве, среди узнаваемых

образов, ребенок не испытывает напряжения, ему легко. Обучение приобретает такое

свойство, как естественность. Ребенок воспринимает в качестве нормы извлечение

удовольствия и радости из процесса учения. Регулярная работа со сказочным

материалом, как основным источником учебной информации ( и в известной степени

средством формирования учебных умений) способна создать и для педагога то

эмоционально – смысловое пространство, в котором происходит постепенная оценка

ценностей и нахождение новых приоритетов в обучении. Так, обычно заслоняющая

собой все остальное направление на результат сменяется нацеленностью, в первую

очередь, на процесс. Для педагога постепенно становится очевидным: результат, на

который мы выйдем, важен, но значительно важнее то, как этот результат будет

достигнут, как проживает ребенок тот период времени, который потребуется для его

достижения, - о чем будет думать и что чувствовать, какие мыслительные и

эмоционально – психические процессы в это время будут происходить. Нацеленность

педагога на процесс передается как ведущая установка ребенку, помогает углублению

контакта между ним и взрослым, что, в свою очередь, способствует изменению

отношения педагога к происходящему на занятии.

Работая по программе: «Школа 2100» я выделила объединение методов,

направленных на развитие ребенка, где возможно воздействие на него посредством

сказки ( «Теремок», «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», и др.).

1.

Введение в художественную литературу (знакомство со сказками, их

разнообразием, и др.).

2.

Обучение грамоте (игры с буквами и звуками по сказкам)

3.

Развитие речи (обогащение словарного запаса; развитие умений конструировать

предложения по сюжетным картинкам, составлять сказку по кругам Луллия, по

серии иллюстраций совместно с педагогом, с другими детьми и самостоятельно;

варьирование сказочных сюжетов и придумывание новых; игровое

фантазирование; сочинение сказок об окружающих предметах с родителями).

4.

Ознакомление с окружающим миром (формирование представлений о временах

года; о домашних и диких, перелетных и зимующих птицах; о домашних и диких

животных путем детализации сказок, в которых встречаются природные явления,

птицы и животные)

5.

Формирование элементарных математических представлений на основе сюжетов

сказок; героев и предметов, их окружающих (образование чисел; сравнение

чисел по величине; форма, размер, цвет предметов, пространственные

представления; выявление общих и отличительных признаков предметов;

моделирование сказки с помощью геометрических фигур)

6.

Социально – личностное развитие. Работа в этом направлении предполагает

рассказывание сказок и их проигрывание в постановках настольного театра

пальчикового и театра перчаточных кукол, инсценирование сказок. Результатом

такой деятельности является способность детей распознавать эмоциональное

состояние героев и познание своего внутреннего мира, мира чувств и состояний.

Импровизированные игры в уголке «Ряжения» заключаются в том, что ребенок

перевоплощается в выбранный персонаж, отвечает на вопросы, какой он, и может

2

поверхностно сравнить свои качества с качествами персонажа. Так в раннем детстве

зарождается опыт самопознания. Через сказку дети понимают, где добро и зло, «и

со всей силой непосредственных эмоций встают на сторону добра» (4).

Воздействие сказки на развитие и воспитание ребенка будет усиленно, если в этой

деятельности участвуют родители. Возникла необходимость определенной работы

(пропедевтической) среди пап и мам, из жизни которых исчезли традиции чтения и

рассказывания ребенку сказок, придумывания сказок о своих детях.( Прием

рассказывания сказок, героями которых являются мои маленькие воспитанники, я

часто использую в свободное от занятий время и на занятиях. Дети очень

внимательно следят за развитием сюжета и радостно улыбаются, как герои

преодолевают все препятствия.) В ходе бесед с родителями я часто убеждаю их в

значимости сказки в жизни ребенка, даю рекомендации по совместному ( родители

– дети) сочинительству сказок, а также изготовлению поделок по сюжетам сказок.

Это дает хорошие результаты. Так появились авторские сказки « Как Кот спас

Петушка», «Колобок и Колобчата» и др. В свободное время и на занятиях дети

рассказывают сюжеты из сказки прослушанной «на ночь».

Итак, экскурс в методику взаимодействия со сказкой убеждает в том, что сказка –

это средство приобщения ребенка к культурному пространству и духовному

богатству, накопленному человечеством, «Золотой ключик» к творческому,

созидательному продвижению в пространстве нравственных и эстетических

ценностей.

Список литературы

1. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». – М., 2003.

2. Бачурина В. « Развивающие игры для дошкольников». – М., 2006.

3. Выгодский Л.С. Педагогическая психология, М.,1999.

4. Дубинина Т.Н.Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у дошкольников: Пособие для

педагогов дошкольных учреждений. Минск,2002.

5. Маханёва М.Д. «Театрализованные НОД в детском саду». – М., 2001.

6. Петрова Е. Театрализованные игры. /журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2001/.

7. Сидорчук Т. А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию.

Ульяновск,1997.

8.Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой». – М., 2001.

9. Юрова Е.В. «250 упражнений для развития устной речи». – М., 2001.

3



В раздел образования